Л.П.Сажнева1
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ОБОСНОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, СФЕРЫ УСЛУГ
Формулирование, обоснование и последующая реализация стратегии долгосрочного развития коммерческих организаций сферы услуг, в существенной мере зависит от установления планово-расчетного ориентира экономической, финансовой результативности, который необходимо достичь в средне-, долгосрочном периодах. В этой связи правомерна постановка вопроса: если это экстраполяционный ориентир, то каким образом стратегическое планирование социально-экономического развития коммерческой организации осуществляющей экономическую деятельность в сфере услуг должно учитывать перенесение ретроспективных изменений экономических результатов в будущее (в перспективный период) без нарушения сложившихся правил и технологий стратегического планирования? В экономической литературе значительным числом ученых- экономистов не признается любая зависимость процесса стратегического планирования от прогнозирования экономических, финансовых показателей результативности, эффективности ресурсопотребления, процесса оказания услуг, производства продукции [8]. Но есть и другая точка зрения: «долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование являются важнейшими инструментами осуществления
инновационно/стратегической функции государства, его регулирующей роли в развитии экономики, в сочетании интересов настоящего, прошлых и будущих поколений. Пренебрежение этой функцией, отчетливо проявившееся во время рыночных реформ 90-х годов, ослабило государство и стало одним из факторов углубления социально-экономического, цивилизационного кризиса, приведшего к распаду СССР и поставившего под угрозу целостность России, ее будущее [7].»
Следует отметить, что прогнозирование результативных экономических идентификаторов и уровней эффективности использования ресурсов, несмотря на то, что, как и планирование, является функцией управления развитием процесса оказания услуг, не может, в силу своей специфической функциональной предназначенности и целевой ориентации, обеспечивать достижение целевых ориентиров результативности и эффективности в средне-, долгосрочном периоде времени.
Прогнозирование может с необходимым уровнем статистической достоверности и значимости лишь оценить результативность и эффективность экономического развития. Именно это функциональное предназначение прогнозирования, как функции управления процессом оказания услуг, должно быть использовано в системе стратегического планирования, как основной стадии предплановых обоснований об эффективности использования ресурсов. При этом значимые прогностические оценки экономических результатов, затрат, эффективности процесса оказания услуг, производства продукции не могут выступать ориентирами достижения в системе стратегического планирования без тех или иных корректировок на основе собранной и систематизированной информации, используемой в процессе перспективного планирования.
Уровень обоснованности оценок экономических результатов, эффективности процесса оказания услуг, производства продукции в перспективном планировании
1 Любовь Павловна Сажнева, соискатель Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, e-mail: LKasta@mail.ru
зависит от: статистической значимости прогностических результатов и эффективности ресурсопотребления, процесса оказания услуг, периода достижения планово-расчетных ориентиров результативности; ссопоставимости цен на оказываемые услуги, производимую продукцию; степени вероятности и интервала времени наступления последствий от влияния негативных факторов внешней и внутренней сред; комплекса маркетинговых мер, предпринимаемых в текущем, средне-, долгосрочном периодах времени для занятия услугами, соответствующих мест на рынке для успешного позиционирования; расширения состава конкурентных преимуществ, повышения конкурентоспособности услуг, поддержания на высоком уровне конкурентного потенциала; соответствия (сбалансированности) поставленных к достижению в перспективном периоде времени экономических результатов, эффективности процесса оказания услуг с ресурсным потенциалом, качественные и количественные параметры которого должны отвечать как соблюдению прогрессивных норм и нормативов используемых трудовых и материально-технических ресурсов в процессе оказания услуг и сопутствующему ему производству продукции, так и соответствию степени инновационности внешней среды, а вместе с этим и изменяющимся вкусам и предпочтениям потребителей услуг.
Обоснованность определения экономического и финансового результата в перспективном планировании социально-экономического развития хозяйствующего субъекта, отраслевой составляющей сферы услуг в существенной мере зависит также от: квалификации и профессионального мастерства менеджеров перспективного планирования, их опыта работы в сфере услуг; участия в оценке экономических и иных результатов перспективного развития квалифицированных специалистов-экспертов, совместно с менеджерами, корректирующими прогнозные оценки с учетом интуиции и имеющейся информации об изменениях состояния внешней среды в тех или иных интервалах времени перспективного социально-экономического развития, коммерческой организации, осуществляющей свою экономическую деятельность в сфере услуг.
Установленные на экстраполяционный основе в рамках перспективного планирования размеры экономического, финансового результата, эффективности используемых ресурсов хозяйствующего субъекта, сферы услуг могут быть представлены как ориентиры экономической результативности, эффективности процесса оказания услуг, к достижению которых в долгосрочном периоде времени они должны стремиться как при сохраняющихся тенденциях изменений состояния макро-, микросред, так и при наступлении событий и процессов во внешней среде в неопределенном времени, существенно влияющих на реальность достижения обоснованных ориентиров экономической результативности, эффективности процесса оказания услуг[1, 3]. При этом должен быть использован процесс планирования и прогнозирования (например [2]), технология реализации которого направлена на достижение целевых установок планирования, ориентиров экономических результатов, эффективности используемых активов и в целом осуществления процесса оказания услуг.
Стратегическое планирование в отличие от перспективного, хотя и не использует прогнозные оценки социально-экономического развития организаций, но в целевом ориентировании применяет устанавливаемые прогностическими методами экономические и иные результаты, соответствующим образом корректируя их в процессе формирования перспективного плана. Поэтому стратегия долгосрочного развития организации, осуществляющей экономическую деятельность в сфере услуг может быть осуществлена в случае наличия адекватного экономического результата, эффективности процесса оказания услуг в определенный период времени
долгосрочного развития, установленного в сформированном перспективном плане, и технологии стратегического планирования, реализуемой посредством формулирования каждой из ее процедур и наполнения ее конкретными мерами и действиями, предпринимаемыми менеджментом в условиях постоянных изменений экономического, нормативно-правового, финансового, инновационного, структурно-организационного характера для достижения установленных ориентиров экономической результативности и эффективности активов, а также процесса оказания услуг потребителям.
Общая стратегия развития компании может рассматриваться как совокупность частных стратегий, представляющая собой иерархическую структуру. В комплексе частных стратегий во главе иерархической лестницы выделяются функциональные и ресурсные стратегии [2].
К функциональным относятся стратегии, определяющие перспективную деятельность компании, а также установление целей, определение путей и способов их достижения по каждой сфере деятельности. К числу функциональных относят инновационную, инвестиционную, маркетинговую, производственную и адаптационную стратегии.
Например, инвестиционная стратегия компании сферы услуг представляет собой процедурно оформленный комплекс целей и задач инвестиционной деятельности, призванной обеспечить максимальную эффективность компании.
Содержание инвестиционной стратегии компаний может включать постановку целей инвестиционной деятельности, определение ее приоритетных направлений и форм, оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов, выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам, поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой. [5, с.78-79]
Взаимодействие перспективного и стратегического планирования социально-экономического развития коммерческой организации сферы услуг, выступает и основным требованием, предъявляемым к определению целевых ориентиров экономической результативности и эффективности процесса оказания услуг. В то же время каждый из видов планирования социально-экономического развития сферы услуг, взаимодополняя друг друга, обладает индивидуальностью технологического характера, которая направлена на решение задач, свойственных этому виду планирования. Так, например, перспективное планирование, направленное на установление и достижение в статистически и экономически приемлемых интервалах стоимостного объема оказываемых услуг и производства сопутствующей им продукции, эффективности используемых ресурсов в свои последовательные технологии реализации включает анализ ретроспективной деятельности субъекта хозяйствования или экономического вида деятельности сферы услуг, в соответствии с результатами которого осуществляются такие технологические процедуры, как: определение ресурсного потенциала в текущем и перспективном периоде времени способного при активном взаимодействии с организационным потенциалом менеджмента обеспечить динамику экономического роста и результативности на конкретно устанавливаемый период времени; использование экономико-математических и экспертных методов прогнозирования, статистическая значимость которых и наличие репрезентативного динамического ряда позволяют экстраполировать экономические тенденции развития ретроспективного периода на перспективный период времени; сбор и обобщение экономической, финансовой, инновационной и социальной информации о возможных отклонениях традиционно влияющих факторов на процесс оказания услуг организационно-правовых структур и отраслевых составляющих сферы услуг; разработка и осуществление комплекса мер,
направленных на корректировку прогнозных значений экономических и иных результатов, эффективности используемых ресурсов; установление и принятие решения о достижении экономического результата, эффективности ресурсопотребления.
Вместе с этим, индивидуальность перспективного планирования социально-экономического развития коммерческих организаций сферы услуг проявляется не только в экстраполяционном характере его технологических процедур и установлении ориентира экономической результативности, достигаемой в перспективном периоде времени в интервалах объемов оказанных услуг, адекватных ресурсному и конкурентным потенциалам, но в ряде таких функциональных признаков, присущих перспективному планированию, как: в условиях неизменности тенденций экономического развития в перспективном (средне- долгосрочном) периоде времени соблюдение сбалансированности роста экономических результатов с повышением качественных и количественных параметров материально-технических и трудовых ресурсов, достижение планово-расчетных экономических результатов, эффективности используемых ресурсов на основе условия сохранения экстраполяционных тенденций социально-экономического развития, использования прогрессивных норм и нормативов потребления ресурсов, снижения затрат на оказываемую услугу, производимый вид продукции; определение конкретного периода перспективного развития, включающего завершающий его год[9].
Для стратегического планирования, призванного решать задачи рационализации процесса оказания услуг в условиях ожидаемых и наступивших влияний негативных факторов макросреды на экономическую результативность и эффективность использования основных и оборотных активов, труда работников, свойственны некоторые функциональные признаки перспективного планирования, экстраполяционного перенесения сложившихся ретроспективных тенденций на будущий период. В то же время процесс стратегического планирования долгосрочного социально-экономического развития коммерческой организации или экономического вида деятельности сферы услуг, наряду с необходимостью соблюдения сбалансированности динамически поэтапного изменения экономических результатов, эффективности использования всех видов ресурсов с участвующими ресурсным и конкурентным потенциалом, должен быть подчинен приведению в балансовое соответствие возможных и наиболее существенных изменений состояния внешней среды с ресурсными составляющими организации, отрасли сферы услуг.
Список литературы:
1. Владимирский Е. А. Мировая экономика на рубеже веков: противоречия, тенденции развития // Экономическое возрождение России. - 2006. -№3(9). - С. 33-36
2. Ермаков И. Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры .// Экономическое возрождение России. - 2009.- №3(21). - С. 32-36,
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. - М.: Велби, издательство «Проспект», 2008.
4. Кроливецкий Э. Н., Шлёнскова Е. С. Целевая ориентация стратегического управления на достижение экономических результатов в сфере услуг// Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27).- С 51-54
5. Пинкевич И. К. Методические подходы к изучению стратегий и организации стратегического управления и планирования в компании
предпринимательского типа // Экономическое возрождение России. - 2010. -№2(24). - С. 78-80
6. Рыбнов Е. И., Асаул М. А. Выбор стратегического взаимодействия коммерческой организации с другими участниками рынка с целью недопущения кризиса // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 59-66
7. Симчера В. М. Проблемы отечественной экономики // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 16-18
8. Стратегический менеджмент./ Под ред. А.Н.Петрова. - СПб.: Питер,
2008.
9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
The list of the literature
1. Vladimirskij,j E. A. Global economy at the turn of the century: contradictions, development trends/ E. A. Vladimirskij // Economic revival of Russia. - 2006. - № 3 (9). - P. 33-36.
2. Ermakov, I. N. Strategic planning business in a changing economic environment / I. N. Ermakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - S. 32-36.
3. Zub, A. T. Strategic Management/ A. T. Zub. - M.: Welby; publisher Prospect,
2008.
4. Krolivetsky, E. N. Task orientation of Strategic Management at achieving economic results in services / E. N. Krolivetsky, E. S. Shlenskova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 51-54.
5. Pinkevich, I. K. Methodological approaches to the study of strategies and of the Organization of strategic management and planning in the company's enter-nimatelskogo type/1. K. Pinkevich // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 78-80.
6. Rybnov, E. I. Selection of the strategic interaction between a commercial organization with other market participants to prevent of crisis/ E. I. Rybnov, M. A. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 59-66.
7. Simchera, V M. Problems of the domestic economy / V. M. Simchera // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 16-18.
8. Strategic Management/ Edited by A. N. Petrov. - SPb: Piter, 2008.
9. Thompson, A. A. Strategic Management. The art of design and implementation: textbook for high schools/ A. A. Thompson, A. J. Strickland. - M.: Banking and Stock Exchange; Unity, 1998.