Научная статья на тему 'Особенности регулирования развития сферы культуры в современных условиях'

Особенности регулирования развития сферы культуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CULTURE SPHERE / CULTURE ECONOMICS / STRATEGIC PLANNING / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стромова Мария Александровна

В статье обоснована актуальность решения проблем стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры, выделены основные факторы рационального регулирования развития сферы культуры, определены функциональные стратегии для всех отраслей сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of culture sphere development regulation under modern conditions

The article gives grounds to the urgency of solving the problems of strategic planning and regulation of culture sphere development, singles out the major factors of reasonable regulation of culture sphere development, establishes the functional strategies for all the areas of culture sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования развития сферы культуры в современных условиях»

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

М.А. Стромова

В статье обоснована актуальность решения проблем стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры, выделены основные факторы рационального регулирования развития сферы культуры, определены функциональные стратегии для всех отраслей сферы культуры.

Ключевые слова: сфера культуры, экономика культуры, стратегическое планирование, эффективность.

Высокие темпы экономического роста Российской Федерации, повышение уровня благосостояния и потребления населением общественных благ в виде продуктов культурной деятельности - произведений искусства и услуг, реализация государством своей социальной функции в современных условиях хозяйствования позволяют органам государственного управления переориентироваться с антикризисного регулирования сферы культуры на ее долгосрочное развитие: достижение высокого уровня социальноэкономических результатов в перспективном периоде времени. Рационализация процесса управления сферой культуры тесно связана с использованием инструментария стратегического планирования, направленного на развитие отрасли в долгосрочном периоде времени через формирование и реализацию обобщающей, интегральных и дифференцированных функциональных стратегий развития отрасли.

Повышение эффективности функционирования учреждений, предприятий и некоммерческих организаций сферы культуры в целом непосредственно зависит не только от объемов и структуры государственного финансирования, но и от качества создаваемых произведений искусства и культуры, способов их хранения и предоставления, инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, уровня участия частного капитала в культурной деятельности.

Одним из условий рационального регулирования развития сферы культуры является повышение научной обоснованности форм и процедур нормативно-правового регламентирования и программно-целевого воздействия, ориентирующих некоммерческие организации, государственные унитарные предприятия, учреждения, органы государствен-

ного федерального и регионального управления на увеличение социальной значимости производимых культурных благ [1].

Сочетание научного подхода к процессу повышения эффективности функционирования отрасли культуры, ее структурных составляющих, использование методологии стратегического планирования, определение в качестве приоритетного целевого ориентира достижение высоких социальных и экономических результатов обусловливают необходимость рационализации процесса стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры.

Актуальность решения проблем стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры, получения необходимого качества социального значимого продукта, повышения культурного статуса Российской Федерации в мировом сообществе возрастает в условиях необходимости значительного государственного и частного инвестиционного обеспечения структурных элементов отрасли с учетом реальной возможности достижения необходимых экономических результатов в долгосрочном периоде времени на основе повышения эффективности использования инвестиций, трудовых, материально-технических ресурсов, внедрения прогрессивных методов хозяйствования и новшеств, способствующих социально-экономическому росту, повышению качества оказываемых услуг культурного характера.

Повышение социальной значимости результатов функционирования организаций, предприятий и учреждений сферы культуры в современных условиях развитого рынка обусловливается экономическим ростом народного хозяйства, который определяет позитивные тенденции в культурной деятель-

ности, увеличение уровня потребления гражданами духовных благ. Сложившиеся темпы экономического развития народного хозяйства, зависимость культурной деятельности от уровня экономического развития страны устанавливают необходимость противодействия негативным факторам внешней и внутренней сред [2].

Установление и достижение стратегических ориентиров культурной деятельности в соответствии с принципами экономической целесообразности, получение приемлемого для хозяйствующих субъектов сферы культуры экономического результата непосредственно связано с необходимостью повышения уровня эффективности использования инвестиционных средств, т. к. в условиях развитого рынка целесообразно обеспечение государственными финансовыми ресурсами только социально значимых процессов создания произведений искусств и культуры, оказания услуг культурного характера высокого качества.

Таким образом, возникает необходимость рационализации процесса стратегического планирования и регулирования социально-экономического развития сферы культуры, позволяющей повысить эффективность использования государственных финансов, уровень инвестиционной привлекательности отрасли на основе учета, анализа и прогнозирования будущего состояния внешней и внутренней сред, формирования и реализации обобщающей, интегральных и дифференцированных функциональных стратегий.

Теоретические и методологические положения определения интегрального показателя, обобщающего социальную и экономическую эффективность на стадии формирования плана комплексных мероприятий социально-экономического роста сферы культуры, в экономической литературе разработаны недостаточно, имеются объективные предпосылки для определения стратегических направлений развития структурной составляющей сферы услуг - отрасли культуры.

Научные проблемы реализации основных направлений стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры, совершенствования методов, процедур и форм реализации базовой и функциональных стратегий в условиях изменения факто-

ров внешней и внутренней сред также ждут своего решения.

Сфера культуры является сложной многоуровневой системой, включающей множество хозяйствующих субъектов и памятников истории, находящихся в ведении различных министерств, ведомств. Поэтому проблемы развития сферы культуры не должны ограничиваться внутриотраслевыми задачами и рассматриваться изолированно, а определяться в комплексе и в контексте модернизации всей совокупности общественных отношений, определяющих место и роль культуры в обществе как фактора социально-экономического развития народного хозяйства.

В основе деятельности органов государственного управления в условиях развитого рынка находится принцип регулирующих воздействий на процесс функционирования хозяйствующих субъектов. В статье автором обоснована необходимость применения нерыночного способа влияния на предприятия, осуществляющие культурную деятельность, выделены основные факторы рационального регулирования развития сферы культуры [3]:

- общее законодательство, определяющее основные нормы функционирования всех организационно-правовых структур сферы культуры;

- налоговая политика, обусловливающая уровень наполнения бюджетов всех уровней финансовыми средствами и возможность получения хозяйствующими субъектами льгот при соблюдении ими ряда специфических требований;

- бюджетная политика, предусматривающая прямое финансирование культурной деятельности, автоматическое или избирательное предоставление финансовых средств учреждениям, организациям сферы культуры;

- лицензирование, применяемое в случаях, когда осуществление определенного вида деятельности может повлечь за собой нанесение ущерба культурному наследию народов страны, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Формирование и реализация стратегического плана социально-экономического развития сферы культуры должно осуществляться в соответствии со стратегическим видением, предназначением, установлением возможности достижения поставленных количест-

венных и качественных экономических и социальных ориентиров результативности.

Стратегическое планирование может характеризоваться такими признаками, как соединение различных видов плановой деятельности (стратегическое планирование взаимодействует с долгосрочным, среднесрочным и текущим планированием); многоэтапное, последовательно-параллельное

взаимоувязанное планирование множества решений на основе рационализации распределения ресурсов и адаптации объекта планирования к внешней среде; использование технологических процедур и правил, необходимых для установления целевых ориентиров результативности развития сферы культуры, содержащих совокупность стратегических направлений экономического, социального и финансового развития сфер народного хозяйства.

В отличие от краткосрочного стратегическое планирование должно решать задачи, отличные не только по времени их достижения, но и по своей сущности: текущее планирование направлено на достижение прибыльного и рационального использования всех видов ресурсов хозяйствующего субъекта; стратегическое планирование ориентировано на применение современных средств, методов, способов, инструментов для повышения конкурентного потенциала организации. Для хозяйствующих субъектов сферы культуры данное положение должно быть определяющим, что позволит дифференцировать подходы к достижению поставленных целей деятельности для различных временных периодов. Отличительным фактором стратегического планирования является также и то, что его реакция на внешние изменения двойственна: долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная - реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени. Реализация множества целевых ориентиров развития должна быть подчинена единой миссии, достижение которой становится возможным при систематизации принимаемых плановых решений на всех уровнях власти при определении тактических мероприятий, что и представляет собой стратегическое планирование.

Стратегическое планирование в отличие от долгосрочного должно оказывать влияние на формирование стратегий развития раз-

личной направленности, представляющих возможность объекту планирования повышать свою результативность в условиях нестабильности внешней среды при применении новых технологий, техники, механизмов, что будет способствовать росту его конкурентного потенциала.

Методы стратегического планирования развития сферы культуры занимают важнейшее место в управлении современными экономическими системами. С одной стороны, они снижают степень неопределенности социально-экономического развития, позволяют сделать достоверный прогноз будущего состояния сферы культуры, а с другой стороны, методы стратегического планирования выполняют функцию механизма отбора эффективных решений, накопления полезного опыта для решения широкомасштабных задач, разработки этапов развития экономической системы.

Стратегическое планирование деятельности организаций сферы культуры должно осуществляться в условиях определения степени воздействия факторов внешней среды на исследуемый объект для разработки индивидуальных способов реагирования на происходящие преобразования.

Сегодня необходимо формирование базовой стратегии социально-экономического развития отдельных структурных элементов сферы культуры с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов (достижение высоких результатов экономического развития), социально-культурных интересов государства (всестороннее развитие личности через использование гражданами объектов культуры и искусства, потребление услуг культурного характера).

В качестве функциональных стратегий, общих для всех подотраслей сферы культуры, необходимо использовать: общеэкономическое развитие компонентов сферы культуры, обусловливающее формирование экономических условий функционирования, которые бы обеспечивали конкурентность рынка услуг, получение хозяйствующими субъектами, осуществляющими культурную деятельность, высоких финансово-экономических результатов; инновационное развитие, направленное на технологическое переоснащение учреждений и предприятий сферы культуры, внедрение и использование

научных достижений, позволяющих эффективно осуществлять ресурсопотребление, повышение качества оказываемых услуг; увеличение социально-культурных результатов деятельности учреждений, необходимых для формирования благоприятного образа как самих профессиональных участников рыночных отношений в сфере культуры на региональном, национальном и мировом уровнях, так и роста культурного уровня граждан.

Для повышения эффективности использования государственных инвестиционных средств в процессе регулирования развития сферы культуры в долгосрочном периоде времени в качестве основного критерия, определяющего необходимость государственного финансирования культурных проектов, должна выступать социальная и экономическая значимость инвестирования в отрасли народного хозяйства. При этом первичная оценка значимости отдельных отраслей, комплексов, хозяйствующих субъектов

должна осуществляться только по таким значениям критерия, как присутствие или отсутствие социальной или культурной значимости, учитывая даже их минимальный уровень в текущем периоде времени, который может существенно увеличиться в будущем.

Формирование функциональных стратегий и мероприятий, направленных на их реализацию, возможно только для отраслей сферы культуры, обладающих социальной значимостью, в противном случае возникает необходимость вывода государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов.

В целом рационализация процедур стратегического планирования и регулирования социально-экономического развития сферы культуры должна ориентировать органы государственного управления на достижения условий, в которых все хозяйствующие субъекты будут демонстрировать высокие куль-

турные, социальные и экономические результаты на цикличной основе. Неопределенность воздействия факторов внешней среды, невозможность получения экономического эффекта в процессе функционирования отдельных структурных составляющих сферы культуры будет увеличивать количество циклов стратегического планирования, процедур анализа внешней и внутренней сред функционирования сферы культуры, формирования прогностических оценок их вероятностного представления, оценок культурной и социальной значимости отдельных компонентов отрасли, разработок и корректировок базовой и функциональных стратегий, конкретных мероприятий, увязанных по срокам исполнения, материальным, трудовым и финансовым ресурсам до бесконечности.

1. Сельянов С.М. Стратегическое управление сферой культуры // Проблемы управления развитием социально-экономических систем: межвуз. сб. науч. тр. СПб., 2006. Вып. 21. С. 56-57.

2. Актуальные вопросы социально-культурной деятельности / отв. ред. Г.И. Буханов. Улан-Удэ, 2006. С. 112.

3. Гасратян К. Государство и развитие сферы культуры // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1.

Поступила в редакцию 11.06.2008 г.

Stromova M.A. The peculiarities of culture sphere development regulation under modern conditions. The article gives grounds to the urgency of solving the problems of strategic planning and regulation of culture sphere development, singles out the major factors of reasonable regulation of culture sphere development, establishes the functional strategies for all the areas of culture sphere.

Key words: culture sphere, culture economics, strategic planning, effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.