МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
METHODOLOGICAL POSITIONS OF ADMINISTRATION OF THE SPHERE OF THE CULTURE
А. Ю. Смирнов A. Y. Smirnov
УДК 338.24 : 008
Аннотация.
В статье рассматриваются актуальные методологические проблемы повышения эффективности управления сферой культуры в экономических современных условиях.
Ключевые слова: управление, сфера культуры, система, методология. Abstract.
In the article the methodological problems of an increase in the effectiveness in control of the sphere of culture under the economic contemporary conditions are examined more urgently.
Key words: control, the sphere of culture, system, the methodology.
В соответствии с современными представлениями [1] методологический аспект формирования системы управления должен включать следующие основные этапы.
1. Определение основания методологии.
2. Определение характеристик деятельности: особенности, условия, нормы деятельности.
3. Определение логической структуры системы: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности.
4. Определение временной структуры функционирования системы: стадии, этапы.
В соответствии с представлениями автора, основанием методологии формирования системы управления сферой культуры должен стать системный анализ как единый универсальный метод принятия управленческих решений. При этом система управления сферой культуры должна обеспечивать решение су-
ществующих задач развития культурного комплекса страны с наименьшими издержками, адекватно реагируя на изменения во внешней среде. Низкая эффективность существующей системы управления сферой культуры, отсутствие стратегической направленности при принятии управленческих решений определяют необходимость ее совершенствования на основе системного подхода, комплексного решения существующих проблем развития культурного комплекса страны.
Для этого требуется исследовать не только свойства отдельных элементов, но и их взаимодействие, что позволяет составить объективную целостную картину развития отдельных структурных составляющих культурного комплекса, разработать меры по повышению эффективности его функционирования на основе реализации взаимосвязанных управляющих воздействий на всех уровнях управ-
ления народным хозяйством в условиях разнонаправленного воздействия совокупности факторов внешней среды в неопределенном периоде времени.
Оценивая роль и значение сферы культуры как особой структурной составляющей народного хозяйства, можно сделать вывод о необходимости такого изменения системы управления отраслью, которое позволило бы в полной мере использовать существующие возможности социально-экономического развития культурного комплекса при решении комплексных народнохозяйственных задач. При этом совершенствование системы управления сферой культуры должно осуществляться на основе достижений современной экономической науки.
При этом управление сферой культуры имеет ряд методологических особенностей, обусловленных особой спецификой объекта управления.
В силу отраслевой специфики, некоммерческого характера предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования, предоставляющих гражданам услуги культурного характера, при оценке результативности функционирования системы управления сферой культуры необходимо учитывать изменения социальных показателей развития общества. Социальная направленность управленческих решений является первым отличием управления сферой культуры.
Отрасль культуры является частью социальной сферы, закономерности развития которой существенным образом влияют на характер принимаемых управленческих решений. Это обусловливает приоритет соци-а льных факторов над экономическими при осуществлении управляющих воздействий в сфере культуры, что не исключает необходимости учитывать особенности современной рыночной экономики в процессе реализации управляющих воздействий.
Учет специфики функционирования отдельных структурных составляющих сферы культуры, которые существенно различаются между собой по степени интеграции в рыночную экономику, представляет собой второе отличие процесса управления отраслью. Это
обусловлено тем, что отраслевые различия в значительной степени определяют эффективность управленческих решений, направленных на решение существующих проблем повышения эффективности функционирования сферы культуры.
Формирование рациональной системы управления сферой культуры в условиях продолжающихся в Российской Федерации экономических, политических и социальных реформ должно осуществляться в соответствии с общей стратегией развития социально-экономической системы, которая в текущий момент времени определяет приоритеты функционирования всех отраслей народного хозяйства. Тем самым сущностное содержание системы управления сферой культуры в целом, ее отдельными структурными составляющими будет зависеть от заданного на федеральном уровне стратегического направления развития национальной экономики, что является третьим отличием управления сферой культуры.
Необходимо отметить, что при всех своих особенностях сфера культуры является лишь одной из составных частей народнохозяйственного комплекса, общие закономерности функционирования которого оказывают существенное влияние на результативность осуществления хозяйственной деятельности как в сфере культуры в целом, так и в ее отдельных структурных составляющих. Поэтому анализ осуществляемых в настоящее время мер стратегического характера по повышению эффективности функционирования всей национальной экономики следует рассматривать в качестве необходимого этапа в процессе формирования рациональной системы управления сферой культуры.
Представляется, что существуют две принципиально отличающиеся модели развития социально-экономической системы Российской Федерации, которые во многом определяют приоритетность осуществляемых управляющих воздействий в сфере культуры в современных экономических условиях:
• построение на территории России социально ориентированного государства с рыночной экономикой и значительным уча-
стием федеральных и региональных органов управления в процессе финансирования социальной сферы (европейская модель);
• создание в России либеральной рыночной экономики при условии минимального государственного вмешательства в процесс функционирования предприятий и учреждений всех структурных составляющих народного хозяйства (американская модель).
По мнению автора, реализация стратегии социально ориентированного развития народного хозяйства предусматривает усиление значимости государственных регуляторов в сфере культуры, которые должны быть дополнены рыночными инструментами, обеспечивающими необходимую результативность функционирования отдельных структурных составляющих рассматриваемой отрасли народного хозяйства в период трансформации социально-экономической системы Российской Федерации. Такой подход не исключает привлечения отдельных предприятий и учреждений, находящихся в частной собственности, к процессу финансирования культурных программ и мероприятий, имеющих как краткосрочную, так и стратегическую направленность.
Отметим, что в сфере культуры модель ускоренного рыночного развития предполагает формирование благоприятных предпосылок для привлечения средств институциональных и неинституциональных инвесторов, спонсорских ресурсов, что будет способствовать ускоренной интеграции рассматриваемой отрасли народного хозяйства в рыночную экономику. В этих условиях происходит усиление тенденции к децентрализации управления, что особенно актуально для Российской Федерации, характеризующейся существенными региональными различиями, препятствующими в долгосрочной перспективе сбалансированному социально-экономическому развитию.
Представляется, что в настоящее время в России существует определенное противоречие между целями социально-экономической политики, определенными на федеральном уровне управления, и конкретными действиями органов исполнительной и законодательной власти. При формулировании целевых
ориентиров, достигаемых в процессе функционирования народного хозяйства, правительство указывает, что Россия представляет собой социально ориентированное государство, а потому развитие социальной сферы является стратегическим приоритетом для органов исполнительной и законодательной власти всех уровней управленческой иерархии. Однако на практике приоритет получают иные цели, в частности, такие, как снижение темпов инфляции, сокращение объемов государственного долга, уменьшение налоговых ставок.
Следовательно, при разработке комплекса методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности системы управления сферой культуры в целом, ее отдельными структурными составляющими, в качестве базового следует руководствоваться тем вариантом концепции развития данной отрасли народного хозяйства, который ориентирован на приоритетное применение рыночных инструментов, что, по мнению автора, не исключает необходимость повышения эффективности инвестирования средств бюджетов всех уровней в процессе финансирования культурных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления народнохозяйственным комплексом.
По мнению автора, на основе выбранной стратегии социально-экономического развития народного хозяйства возникает возможность определить целевые приоритеты государственной политики в сфере культуры. В качестве таковых следует рассматривать: повышение уровня культурного развития граждан; создание благоприятных условий для развития культуры всех народов Российской Федерации и приобщения их к культуре русского народа; увеличение разнообразия услуг культурного характера, предоставляемых предприятиями и учреждениями Российской Федерации; стимулирование потребления услуг учреждений культуры всеми слоями и группами граждан вне зависимости от уровня доходов; рационализацию взаимодействия хозяйствующих субъектов всех отраслей национальной экономики с предприятиями и учреждениями сферы культуры.
На наш взгляд, повышение уровня культурного развития граждан позволит в полной мере реализовать человеческий потенциал национальной экономики, создаст благоприятные условия для рационального потребления всех видов ресурсов, необходимых для успешного функционирования народного хозяйства в долгосрочной перспективе. По мере роста уровня культурного развития граждан возникают необходимые предпосылки для эффективного использования в различных отраслях национальной экономики тех приемов и методов управления, которые доказали свою результативность в народном хозяйстве промышленно развитых стран, что в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности народного хозяйства, его интеграции в мировую систему.
При этом, однако, необходимо учитывать, что сфера культуры представляет собой особую структурную составляющую народного хозяйства, результативность функционирования которой невозможно измерить исключительно экономическими показателями. Это обусловлено, в частности, тем, что Российская Федерация является многонациональным государством, населенным различными народами, каждый из которых заинтересован в развитии собственной культуры, сохранении культурных традиций прошлых поколений.
Государственная политика в сфере культуры должна стимулировать потребление услуг хозяйствующих субъектов рассматриваемой структурной составляющей национальной экономики всеми группами граждан, что является необходимым условием формирования на территории Российской Федерации единого культурного пространства. Управляющие воздействия, осуществляемые органами государственного управления, должны быть направлены на то, чтобы не допустить разрыва в уровне культурного развития между различными социальными слоями, способствовать устранению возникающих различий.
В современных экономических условиях органы управления культурной деятельностью обладают ограниченными финансовыми ресурсами, которые не позволяют в пол-
ной мере решить проблему равного доступа всех граждан Российской Федерации к услугам учреждений культуры. Следовательно, необходимо использовать имеющиеся средства федерального бюджета для развития тех структурных составляющих сферы культуры, которые не требуют значительных расходов в расчете на одного потребителя услуг хозяйствующего субъекта, но обладают при этом значительным инновационным потенциалом, необходимым для повышения эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса (например, библиотечные учреждения). Это позволит обеспечить финансирование определенного набора минимальных социальных стандартов в сфере культуры.
Формирование рациональной системы управления сферой культуры предполагает усиление самостоятельности хозяйствующих субъектов данной отрасли национальной экономики в решении оперативных вопросов при условии сохранения государственного контроля за ее развитием на основе рационализации содержания отдельных управленческих функций, эффективного использования методов индикативного и директивного планирования.
Отметим, что формирование совокупности приоритетов культурного развития предполагает повышение значимости для государства не только количественных показателей развития сферы культуры, но и ее роли и значения в жизни общества, степени воздействия хозяйствующих субъектов рассматриваемой подсистемы национальной экономики на процесс воспроизводства человеческого капитала в долгосрочной и стратегической перспективе [2].
Управление сферой культуры - это процесс динамического единства планирования, организации, мотивации, регулирования, руководства и контроля, обеспечивающий достижение поставленных целей предприятий и учреждений культуры, осуществляемый с учетом социальной направленности управленческих решений, особенностей функционирования структурных составляющих культурного комплекса, приоритетного влияния
государства на характер предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Таким образом, формирование рационально функционирующей системы управления сферой культуры должно осуществляться на основе разработанной правительством Российской Федерации стратегии социально-экономического развития страны, определяющей приоритеты государственной политики во всех подсистемах народного хозяйства, что позволит в полной мере использовать суще-
ствующий потенциал национальной экономики в процессе совершенствования управления культурным комплексом в стратегическом периоде времени с учетом существующих комплексных взаимосвязей предприятий и учреждений культурного комплекса с хозяйствующими субъектами других отраслей национальной экономики, которые существенным образом влияют на эффективность управляющих воздействий как в текущем периоде времени, так и в стратегической перспективе.
Список литературы
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. О методологии: [Электронный ресурс]. ИИЬ: Ы1р://’^№ш. methodolog.ru/
2. Смирнов А. Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы: Монография. СПб.: Издат. дом «Герда», 2004.
3. Ткачук Л. Т., Короткова Г. К. Экономика культуры, ее особенности и механизмы функционирования: монография. Иркутск: ИГТУ, 2010.