Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития сферы культуры'

Стратегическое планирование развития сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4213
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития сферы культуры»

А.Ю. СМИРНОВ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

В условиях постоянно изменяющейся внешней среды результативность функционирования системы управления сферой культуры во многом обусловлена эффективностью стратегического планирования, являющегося основой комплексного развития ее отдельных структурных элементов.

В научной литературе под стратегией понимается набор правил, которыми организация руководствуется в своей деятельности [1], либо направления развития, образ действий руководителей, которые стремятся достичь определенных целей [5].

В процессе стратегического планирования необходимо определить основные ориентиры развития учреждений культуры в долгосрочной перспективе, обеспечивая тем самым основу для тактического и оперативного планирования и распределения финансовых потоков между отдельными хозяйствующими субъектами, которые нуждаются в дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета с учетом тех задач, решение которых в настоящее время имеет приоритетный характер.

По нашему мнению, стратегический план развития сферы культуры должен включать определенные разделы, что позволит эффективно решать важнейшие задачи функционирования культурного комплекса Российской Федерации на основе рационализации управляющих воздействий, обеспечивающих достижение имеющихся целевых ориентиров при минимизации затрат материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов.

Во-первых, целевая функция сферы культуры - ее предназначение, главная причина, смысл ее существования. В научной литературе в качестве целевой функции (миссии) объекта управления нередко понимается удовлетворение потребностей граждан страны в товарах и услугах определенного рода [4]. По нашему мнению, по отношению к сфере культуры такой подход представляется не вполне оправданным.

С одной стороны, потребности представляют собой достаточно общую категорию, причем каждая из них может быть удовлетворена различным способом. Например, у человека нет потребности в туристских услугах, а есть потребность в качественном отдыхе, причем каждый индивидуум понимает ее по-разному в зависимости от своего жизненного опыта и финансовых возможностей. При таком подходе категория «культурные потребности» представляет собой определенную абстракцию, которая хотя и может быть использована в научной литературе для краткости изложения материала (эта категория нашла свое применение и в настоящем исследовании), тем не менее не имеет того сущностного содержания, которое позволило бы оперировать ею при формировании стратегического плана развития сферы культуры.

С другой стороны, рациональное управление сферой культуры предусматривает решение глобальных задач социально-экономического развития страны. Удовлетворение культурных потребностей само по себе не может выступать в качестве такой задачи, поскольку не позволяет сделать вывод об эффективности управляющих воздействий, осуществляемых в соответствии с имеющимися целевыми ориентирами. В данном отношении удовлетворение культурных потребностей - это лишь средство для достижения неких целей.

Исходя из всего вышесказанного, автору представляется, что целевой функцией сферы культуры является повышение степени комфортности жизни граждан Российской Федерации. Такое определение целевой функции отвечает всем указанным ранее требованиям, отражая реальные социальноэкономическое процессы, происходящие в современном обществе. В то же время в отличие от уровня жизни степень комфортности проживания является субъективным показателем, который может быть получен только в результате проведения социологических исследований. Однако проблема заключается в том, что на динамику рассматриваемого показателя влияют не только культурные, но и другие социально-экономические процессы, полностью элиминировать воздействие которых не представляется возможным. Впрочем, само по себе формулирование миссии (предназначения) и не предполагает четкого определения критериев, свидетельствующих о степени ее достижения, а лишь задает направление развития, создает благоприятные условия для гармонизации взаимодействия работников сферы культуры на всех уровнях управленческой иерархии, поскольку представляет собой важнейший элемент общих ценностей любой организационно-правовой структуры.

Во-вторых, целевые приоритеты государственной политики в сфере культуры, которые формируются на федеральном уровне в соответствии с выбранной макроэкономической стратегией развития Российской Федерации. В отличие от целевой функции, которая остается неизменной на протяжении длительного периода времени, целевые приоритеты могут трансформироваться в соответствии с изменяющимися условиями функционирования народнохозяйственного комплекса. Каждый целевой приоритет должен характеризовать определенный критерий, свидетельствующий о степени его достижения, что создаст необходимые предпосылки для объективной оценки принимаемых управленческих решений.

В-третьих, в стратегический план, формируемый для повышения результативности функционирования сферы культуры, входит базовая стратегия развития сферы культуры. В научной литературе выделяются такие базовые стратегии, как интенсивный рост, ограниченный рост, сокращение и сочетание стратегических альтернатив [1]. Рассмотрим возможности использования указанных стратегий в сфере культуры Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития.

Стратегия интенсивного роста предполагает существенное увеличение всех основных параметров, характеризующих динамику развития объекта

управления. Однако такой подход возможен лишь при условии существенного увеличения финансирования сферы культуры как за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, так и на основе привлечения внебюджетных источников финансирования. Автор считает, что в условиях рыночных преобразований в народном хозяйстве применительно к сфере культуры в целом стратегия интенсивного роста не находит должного ресурсного обеспечения, поскольку средства федерального бюджета используются для реализации целевых программ в других подсистемах народного хозяйства, региональные и местные бюджеты часто сводятся с дефицитом, а возможности по привлечению средств из внебюджетных источников во многих структурных составляющих сферы культуры ограниченны.

Стратегия ограниченного роста предполагает постепенное эволюционное развитие сферы культуры, незначительное увеличение числа предприятий и учреждений рассматриваемой подсистемы национальной экономики и расходов бюджетов всех уровней на функционирование организаций культурного комплекса. Реализация такой стратегии будет способствовать достижению необходимого соответствия между темпами экономического роста и уровнем культурного развития страны, что не позволит, однако, существенно повысить роль и значение сферы культуры в народном хозяйстве.

В период положительной динамики основных параметров, характеризующих уровень развития народного хозяйства, реализация стратегии сокращения может не только привести к отрицательным последствиям для сферы культуры в целом, но и способствовать росту социальной напряженности, что негативно скажется на деятельности разноуровневых систем управления. В результате сокращения числа хозяйствующих субъектов сферы культуры представители наименее обеспеченных слоев и групп граждан не будут иметь возможности удовлетворить свои культурные потребности привычным для них способом, в то время как граждане России, имеющие доходы выше среднего, смогут воспользоваться услугами учреждений культуры в других регионах Российской Федерации и за рубежом. Следовательно, реализация базовой стратегии сокращения в сфере культуры не является оправданной.

Стратегия сочетания предполагает рост отдельных структурных или региональных составляющих сферы культуры при сокращении других. Такой подход представляется целесообразным при соблюдении определенных условий. С одной стороны, влияние демографических факторов, сокращение количества жителей территориального образования могут привести к неэффективности функционирования учреждений культуры в определенной местности, поскольку бюджетные затраты на одно посещение культурной организации окажутся чрезвычайно велики. С другой стороны, под воздействием научнотехнического прогресса, изменения спроса со стороны потенциальных потребителей культурных услуг может наблюдаться рост числа одних учреждений сферы культуры при сокращении других. Например, в начале 90-х годов ХХ в. в Санкт-Петербурге происходит сокращение количества кинотеатров при уве-

личении числа театральных учреждений. В начале XXI века в результате роста качественных параметров предоставления кинозрелищных услуг, модернизации существующих и строительства новых многозальных кинотеатров (мультиплексов) наблюдается обратный процесс.

Таким образом, на современном этапе развития народного хозяйства наиболее целесообразной базовой стратегией развития сферы культуры является сочетание стратегических альтернатив, что предполагает интенсивный рост тех культурных отраслей, которые в значительной степени адаптировались к рыночным условиям функционирования (прежде всего сфера кинематографии), ограниченный рост всех прочих структурных составляющих рассматриваемой подсистемы национальной экономики при сокращении числа предприятий и учреждений, предоставляющих гражданам Российской Федерации комплекс культурных услуг, в тех территориальных образованиях, в которых бюджетные расходы на их функционирование не позволяют обеспечить достижение заданного социального или экономического эффекта.

Четвёртой составляющей стратегического плана развития сферы культуры должен стать перечень основных проблем функционирования данной отрасли. На наш взгляд, всю совокупность проблем, препятствующих формированию необходимых предпосылок для ускоренного культурного развития граждан страны, можно разделить на группы: общие проблемы, сдерживающие процесс роста всей рассматриваемой подсистемы национальной экономики в целом, и специфические проблемы, актуальные в настоящее время лишь в определенных структурных составляющих культурного комплекса.

По мнению автора, к общим проблемам, препятствующим рациональному использованию культурного потенциала национальной экономики, необходимо отнести:

- сокращение финансирования учреждений культуры за счет средств бюджетов всех уровней;

- отсутствие рационального механизма взаимодействия федеральных, региональных, местных органов власти и хозяйствующих субъектов различных отраслей национальной экономики, который бы позволил обеспечить привлечение внебюджетных средств в сферу культуры;

- недостаток специалистов необходимой квалификации (прежде всего работников аппарата управления);

- рост различий в уровне социально-экономического и культурного развития между отдельными административно-территориальными образованиями Российской Федерации;

- постоянные изменения бюджетного и налогового законодательства, что препятствует достижению необходимого уровня адаптивности системы управления хозяйствующими субъектами сферы культуры к условиям внешней среды;

- низкая эффективность использования государственной собственности в сфере культуры, особенно той ее части, которая способна обеспечить поступление значительного объема финансовых ресурсов в стратегическом периоде времени;

- отсутствие равных условий для доступа граждан России к услугам культурного характера.

При этом проблема финансирования сферы культуры остается основной, поскольку решение других проблем культурного развития граждан Российской Федерации будет во многом определяться возможностями предприятий и учреждений культурного комплекса страны по привлечению дополнительных ресурсов из федерального, региональных и местных бюджетов.

В то же время в каждой структурной составляющей сферы культуры существуют свои специфические проблемы, решение которых является необходимым условием ее устойчивого развития в долгосрочной и стратегической перспективах на основе рационального использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов.

Пятой составляющей стратегического плана должны стать основные стратегические задачи развития сферы культуры Российской Федерации. Стратегические задачи, так же как и проблемы, можно разделить на общие и специфические, причем содержание общих задач должно быть направлено, с одной стороны, на достижение целевых приоритетов государственной политики, а с другой стороны, на решение ранее выявленных проблем функционирования сферы культуры.

При формировании общих задач необходимо отметить, что не все указанные проблемы могут быть полностью решены субъектом управления сферой культуры. Так, создание базы данных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере культуры, и организация семинаров по разъяснению изменений федерального и регионального законодательства в данной отрасли позволят лишь уменьшить актуальность проблемы, вызванной трансформацией всего механизма управления народным хозяйством. Впрочем, в настоящее время наметилась тенденция к снижению скорости изменений нормативно-правовых актов, регламентирующих налоговый и бюджетный процессы. Так, в соответствии с планами Правительства России радикальная налоговая реформа должна быть завершена к 2006 г., что позволит обеспечить стабильность налогового законодательства в последующий период.

Специфические задачи должны быть дифференцированы в соответствии с особенностями функционирования отдельных структурных составляющих сферы культуры. Так, если в кинематографии задачей государства на современном этапе развития народного хозяйства Российской Федерации является создание благоприятных условий для окупаемости инвестиционных проектов в сфере кинопроизводства вне зависимости от источников финансирования, то для библиотечных учреждений такая постановка задачи не представляется оправданной ввиду отсутствия объективных предпосылок для возврата вложенных инвестиционных ресурсов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.

В стратегическом плане должны быть отражены функциональные стратегия развития сферы культуры, содержание которых будут определяться осо-

бенностями отдельных функциональных областей, выделяемых в процессе совершенствования системы управления рассматриваемой отраслью народного хозяйства.

Кроме того, в качестве составной части стратегического плана следует рассматривать комплекс мер стратегического характера, которые необходимо предпринять для решения как общих, так и специфических стратегических задач, что позволит в полной мере использовать все имеющиеся ресурсы народного хозяйства для ускоренного культурного развития страны. Для каждой задачи можно выделить от двух до четырех мер, способствующих ее решению, поскольку выделение большего количества мер представляется нецелесообразным и будет свидетельствовать об ошибочности формулировки самих задач.

Еще одним разделом стратегического плана развития сферы культуры должен стать перечень источников финансирования запланированных стратегических мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования данной отрасли народного хозяйства в долгосрочной перспективе. Данная структурная составляющая стратегического плана должна быть основана на прогнозе финансирования учреждений рассматриваемой подсистемы национальной экономики за счет средств федерального бюджета с учетом существующих возможностей по привлечению ресурсов региональных и местных бюджетов.

Кроме того, необходимо составить прогноз поступления средств из внебюджетных источников, в основе которого будут лежать сценарии социальноэкономического развития России, сформированные правительством страны. Такой прогноз будет менее точным, чем прогноз бюджетного финансирования сферы культуры, поскольку должен учитывать изменение большего количества неконтролируемых переменных внешней среды.

Наконец, в стратегическом плане должна быть отражена региональная специфика развития сферы культуры Российской Федерации. В ряде регионов России (например, республики Северного Кавказа) существуют такие особенности функционирования предприятий и учреждений культуры, которые необходимо учесть в процессе формирования стратегического плана, что может потребовать реализации дополнительных мер, обеспечивающих повышение результативности деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваемой подсистемы национальной экономики.

Кроме того, в механизм стратегического планирования развития социальной сферы, одной из структурных составляющих которой является культура, должны быть также включены задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг, дальнейшему развитию негосударственного сектора социальных услуг [2].

При этом результативность функционирования культурных учреждений отдельных регионов Российской Федерации во многом обусловлена уровнем спроса на культурные услуги, который, в свою очередь, зависит от количества потенциальных потребителей услуг и их денежных доходов. Поэтому важными направлениями увеличения спроса на услуги культурного характера в России

являются развитие туризма, формирование современной инфраструктуры, привлекательной для жителей других регионов страны, а также иностранных туристов. Представляется, что рациональное использование туристского потенциала отдельных регионов России создаст необходимые объективные предпосылки для существенного улучшения финансового положения культурных учреждений прежде всего в крупнейших туристических центрах. Это, в свою очередь, позволит более рационально использовать финансовые ресурсы федерального бюджета, выделяемые для финансирования приоритетных культурных программ и проектов.

На основе стратегического плана развития сферы культуры необходимо разработать годовые тактические планы, которые будут служить основной для рационального взаимодействия всех субъектов культурного комплекса России. При этом тактический план будет определять основные направления государственной политики в сфере культуры, исходя из фактически имеющегося объема финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для повышения эффективности текущей деятельности и перспективного развития рассматриваемой отрасли народного хозяйства.

На уровне отдельных хозяйствующих субъектов сферы культуры представляется оправданным использование мероприятий оперативного планирования, например, в процессе определения объемов выручки с одного сеанса предприятиями киносети.

Литература

1. АнсоффИ. Стратегическое управления. М.: Экономика, 1989.

2. Кураков В.Л. Стратегическое планирование развития социальной сферы: методология и концепций повышения результативности ее структурных составляющих. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

3. Мильнер Теория организации. 2-е изд, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995.

5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.

СМИРНОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ родился в 1975 г. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Кандидат экономических наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Имеет 46 публикаций, из них 14 учебно-методических и 32 научные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.