Научная статья на тему 'Экономическая и социальная результативность функционирования системы стратегического управления учреждениями культуры'

Экономическая и социальная результативность функционирования системы стратегического управления учреждениями культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера культуры / стратегия / эффективность / управление / sphere of culture / strategy / effectiveness / control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Марина Львовна

Предложены методические положения оценки экономической и социальной результативности функционирования субъектов хозяйствования сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodic postulates of the evaluation of the economic and social effectiveness of the functioning of the economic entities of the sphere of culture are proposed.

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная результативность функционирования системы стратегического управления учреждениями культуры»

МЛ. ФОКИНА

УДК 33:008 МЛ. ФОКИНА

ББК 65.011 кандидат экономических наук, доцент

Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения

e-mail: fau@gukit.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Предложены методические положения оценки экономической и социальной результативности функционирования субъектов хозяйствования сферы культуры. Ключевые слова: сфера культуры, стратегия, эффективность, управление.

M.L. FOKINA

PhD in Economics, associate professor of Saint-Petersburg State University of Film and Television

e-mail: fau@gukit.ru

ECONOMIC AND SOCIAL EFFECTIVENESS OF THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM FUNCTIONING OF CULTURAL INSTITUTIONS

Some methodic postulates of the evaluation of the economic and social effectiveness of the functioning of the economic entities of the sphere of culture are proposed. Keywords: sphere of culture, strategy, effectiveness, control.

Рациональное функционирование системы стратегического управления долгосрочным социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов сферы культуры должно обеспечивать эффективное использование материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов народнохозяйственного комплекса в процессе решения текущих и перспективных проблем организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам Российской Федерации совокупность культурных услуг. При этом необходимо учитывать, что хозяйствующие субъекты сферы культуры обеспечивают решение важных социальных задач повышения культурного уровня граждан, что будет способствовать в долгосрочной перспективе росту конкурентоспособности национальной экономики на основе более рационального использования трудовых ресурсов, увеличения производительности труда, инновационного развития предприятий различных отраслей народного хозяйства.

По мнению автора, эффективность функционирования системы стратегического управления хозяйствующими субъектами, предоставляющими гражданам культурные услуги, структурными подсистемами рас-

сматриваемой отрасли должна оцениваться на основе результатов деятельности отдельных предприятий в процессе достижения имеющихся целевых ориентиров развития сферы культуры, сформированных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления народнохозяйственным комплексом. Следовательно, показатели экономической и социальной эффективности будут определяться в соответствии с теми целями и задачами, которые в складывающихся хозяйственных условиях должны быть решены организационно-правовыми структурами сферы культуры, что требует дифференцированного подхода в процессе оценки результатов хозяйственной деятельности отдельных предприятий и учреждений рассматриваемой отрасли.

С нашей точки зрения, целесообразно использовать различные показатели оценки экономической и социальной результативности функционирования системы стратегического управления организационно-правовыми структурами сферы культуры. В частности, при анализе экономических результатов хозяйствующих субъектов необходимо использовать такие показатели эффективности, как рентабельность производства продукции, оказания

услуг (в соотношении со среднеотраслевыми показателями); рентабельность капитала (уставного капитала, основного капитала); объем прибыли, полученной в процессе основной деятельности (валовой прибыли, налогооблагаемой прибыли, объем прибыли на одну акцию); общий уровень оплаты труда, его соотношение со средними отраслевыми показателями; величина дивидендов, выплачиваемых на одну акцию (если предприятие функционирует в форме акционерного общества и осуществляет выплату дивидендов); производительность труда (в том числе в сравнении со среднеотраслевыми показателями); величина кредиторской задолженности и ее соотношение со стоимостью основных производственных фондов, других внеоборотных и оборотных активов. При этом названные показатели эффективности целесообразно рассматривать в динамике, что позволит объективно оценить те изменения, которые наблюдаются в процессе функционирования организационно-правовых структур под влиянием совокупности факторов внешней среды в неопределенном периоде.

По нашему мнению, для оценки экономической эффективности функционирования системы стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы культуры, которые обладают ограниченными возможностями по привлечению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления текущей деятельности и перспективного развития, из внебюджетных источников, нецелесообразно использовать те показатели, которые применяются в других отраслях национальной экономики, деятельность предприятий которых направлена на извлечение прибыли. Уровень рентабельности, объем прибыли не могут рассматриваться в качестве показателей эффективности функционирования системы стратегического управления, поскольку ее деятельность направлена на достижение социальных результатов.

При этом рост собственных доходов организационно-правовой структуры сферы культуры может повлечь за собой снижение ее социальной эффективности. Например, как справедливо отмечается в научной литературе [1], переход библиотечных организаций на самофинансирование не только представляется нецелесообразным, но и противоречит целевой функции библиотек, которая заключается в формировании равных условий для быстрого доступа всех

социальных слоев и групп граждан к научно-технической, экономической, общественно-политической и художественной литературе, что в долгосрочной перспективе будет способствовать росту уровня экономического развития народнохозяйственного комплекса за счет активного трансфера знаний.

Оценивая социальную эффективность процесса функционирования хозяйствующих субъектов такой структурной составляющей сферы культуры, как зрелищные предприятия, автор считает нужным отметить, что в своей целевой направленности условия хозяйственной деятельности предприятий данной группы близки условиям деятельности организационно-правовых структур киносети. В частности, объективная оценка социальной значимости зрелищных предприятий должна осуществляться с привлечением квалифицированных экспертов (театральных критиков), обладающих необходимыми для этого специфическими знаниями и способных оказывать существенное влияние на степень восприятия театральных произведений гражданами страны, формирующих общественное мнение по определенным проблемам театральной деятельности.

В то же время при оценке социальной эффективности деятельности зрелищных предприятий целесообразно использовать такие дополнительные показатели, как доля высокопрофессиональных артистов (имеющих почетные звания заслуженного артиста Российской Федерации и народного артиста Российской Федерации) в структуре основного персонала; количество премьерных спектаклей в течение театрального сезона, их доля в общем количестве спектаклей; число иностранных артистов (режиссеров, балетмейстеров, дирижеров и т.д.), приглашенных для постановки спектаклей, доля спектаклей с участием иностранных артистов в репертуаре; количество артистов зрелищного предприятия, приглашенных на гастроли в другие регионы Российской Федерации и за рубеж; число позитивных публикаций о деятельности театра в отечественных (центральных и региональных) и иностранных средствах массовой информации. Применение перечисленных показателей позволит объективно оценить результаты функционирования театральных организаций, повысить обоснованность принимаемых стратегических решений.

М.Л. ФОКИНА

Социальная эффективность деятельности библиотек, музеев, дворцов и домов культуры, зоопарков должна оцениваться исходя из степени влияния хозяйствующих субъектов на общественные процессы с учетом неконтролируемого воздействия факторов внешней среды в неопределенном периоде. Представляется, что важнейшим параметром, отражающим социальную эффективность деятельности указанных хозяйствующих субъектов, является количество посетителей, структурированное по определенным возрастным и социальным группам. Рост числа посетителей отражает позитивную динамику в процессе функционирования учреждения культуры, позволяет сделать вывод об усилении степени его влияния на те процессы, которые наблюдаются в обществе. В то же время для повышения объективности оценки социального влияния учреждений культуры необходимо учитывать степень удовлетворенности посетителей качеством предоставляемых услуг, что требует проведения социологических исследований. Достижение высокого качества услуг является обязательным условием эффективного текущего функционирования и перспективного развития предприятий и учреждений сферы культуры в современных условиях усиления значимости рыночных факторов в процессе деятельности организационно-правовых структур всех подсистем народнохозяйственного комплекса [2].

Отметим, что относительно такой структурной составляющей сферы культуры, как библиотеки, для определения социальной эффективности системы стратегического управления целесообразно использовать также следующие параметры: количество книг, выданных в течение определенного периода (структурированное по определенным жанрам); число мероприятий культурно-просветительского и познавательного характера, организованных библиотечным учреждением (лектории, презентации); численность участников данных мероприятий; наличие современных технических средств электронной обработки информации, необходимых для эффективной работы библиотечных учреждений (электронные каталоги, персональные рабочие места, оборудованные доступом в сеть Интернет, устройства для просмотра микрофильмов и т.п.). Это позволит осуществлять комплексный анализ процесса функционирования библио-

течных учреждений с учетом необходимости их максимальной адаптации к современным потребностям народного хозяйства.

При анализе социальной эффективности системы стратегического управления музейными организациями необходимо учитывать такие показатели, как количество специальных выставок, организованных музеем (в том числе в других городах Российской Федерации и за рубежом); число научных публикаций штатных работников музея, защищенных ими кандидатских и докторских диссертаций; количество специализированных экспедиций (археологических, этнографических), организованных музеем; число новых экспонатов, полученных в течение определенного периода деятельности музейного учреждения; степень использования современных средств предоставления информации в процессе деятельности музея (электронный каталог экспонатов, наличие специализированного сайта музея и уровень его посещаемости). Данные показатели отражают эффективность как основной (выставочной), так и научной деятельности музейного учреждения, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к результатам их текущего функционирования и перспективного развития.

Социальная эффективность функционирования системы стратегического управления дворцами и домами культуры должна оцениваться с учетом степени участия граждан, состоящих в кружках и секциях, в общественно значимых мероприятиях (концерты, выставки предметов декоративно-прикладного искусства, конкурсы, смотры художественной самодеятельности), достигнутых в них результатов (например, победы в конкурсах, соревнованиях). В итоге появляется возможность адекватной оценки степени инновационной направленности деятельности субъектов хозяйствования рассматриваемой структурной составляющей сферы культуры, степени их участия в реализации перспективных общественно значимых программ [3].

В то же время, по мнению автора, преимущественное использование бюджетных средств не исключает необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, требующихся для осуществления как текущей деятельности, так и перспективного развития субъектов хозяйствования сферы культуры, из внебюджетных источников, что

отвечает современным потребностям развития социально-экономической системы Российской Федерации, позволяет максимально использовать существующие преимущества рыночных отношений. При этом увеличение объемов внебюджетных средств, полученных организационно-правовыми структурами культурного комплекса, не должно приводить к снижению бюджетного финансирования, что будет способствовать росту мотивации административно-управленческого персонала в процессе решения текущих и перспективных проблем повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта сферы культуры, позволит привлечь в отрасль высококвалифицированные кадры.

Отметим, что в современных экономических условиях хозяйствующие субъекты сферы культуры обладают ограниченными возможностями по перераспределению бюджетных средств с целью повышения эффективности их использования, что обусловлено требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. Следовательно, достижение высоких экономических результатов в процессе перспективного развития субъектов хозяйствования рассматриваемой подсистемы национальной экономики должно осуществляться на основе рационального использования внебюджетных ресурсов.

Представляется, что в качестве основного показателя экономической эффективности системы стратегического управления субъектами хозяйствования сферы культуры следует рассматривать отношение объема привлеченных внебюджетных средств к численности работников учреждения, дифференцированное в соответствии со спецификой деятельности организационно-правовых структур. Так, музейные учреждения обладают большими возможностями по привлечению внебюджетных средств в процессе оказания услуг, чем библиотечные организации, что обусловливает необходимость комплексного подхода к

определению экономической эффективности. При этом необходимо учитывать как те внебюджетные ресурсы, которые были получены в процессе предоставления гражданам основных или дополнительных услуг, так и средства меценатов и спонсоров.

Структура расходов внебюджетных средств, полученных учреждениями культуры, будет существенно различаться в зависимости от характера решаемых задач, масштабов деятельности организации, степени обеспеченности ее основных потребностей в процессе бюджетного финансирования. В современных экономических условиях представляется целесообразным использование части внебюджетных средств на выплату заработной платы сотрудникам учреждений культуры, что позволит сократить существующий в настоящее время разрыв в уровне доходов между работниками субъектов хозяйствования культурного комплекса и организационно-правовых структур других отраслей национальной экономики.

Таким образом, оценка экономических и социальных результатов в процессе определения эффективности функционирования системы стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы культуры должна осуществляться с учетом специфики деятельности учреждений рассматриваемой отрасли, их возможностей по привлечению дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников, направленности на решение определенных народнохозяйственных задач, что позволит оптимизировать процесс финансирования культурного комплекса на основе использования как средств частных инвесторов в тех структурных составляющих отрасли, которые имеют возможность получать значительную прибыль на вложенный капитал, так и ресурсов федерального, региональных и местных бюджетов, необходимых для формирования благоприятных условий общественного развития в неопределенном периоде.

Список использованной литературы

1. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. СПб., 2006.

2. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: учеб. пособие. СПб., 2002.

3. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2007.

Bibliography (transliterated)

1. Evmenov A.D., Smirnov A.Yu. Ratsionalizatsiya mekhanizma upravleniya spheroy kul'tury. SPb., 2006.

2. Morozova E.Ya., Tikhonova E.D. Economika i organizatsiya predpriyatiy sotsial'no-kul'turnoy sphery: ucheb. posobie. SPb., 2002.

3. Shiphrin M.B. Strategicheskiy menedzhment: ucheb. posobie. SPb., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.