Научная статья на тему 'Возможности эффективного управления отечественной кинематографией'

Возможности эффективного управления отечественной кинематографией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности эффективного управления отечественной кинематографией»

А. ГОЛУТВА, кандидат экономических наук, ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения

ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИЕЙ

В настоящее время кинематография, как отрасль экономики, характеризуется высокой степенью открытости, что обусловлено активизацией информационного и культурного обмена между государствами. При этом данная тенденция имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые определяются спецификой культурного развития нашей страны. С одной стороны, глобализация позволяет гражданам Российской Федерации приобщиться к достижениям мировой культуры, создает условия для увеличения объемов предложения на рынке кинозрелищных услуг, способствует положительной динамике социального развития общества, росту качества жизни и уровня комфортности. С другой стороны, процесс глобализации приводит к потере идентичности национальной культуры, наличие которой необходимо для гармоничного развития национальной социально-экономической системы. Кроме того, процесс глобализации оказывает негативное влияние на эффективность хозяйственной деятельности предприятий кинопроизводственного комплекса, поскольку снижает их конкурентоспособность на отечественном рынке.

В процессе формирования концепции социально-экономического развития кинематографии необходимо учитывать региональные особенности функционирования хозяйствующих субъектов отрасли. В условиях сохраняющейся дифференциации в уровне экономического и социального развития между отдельными административно-территориальными образованиями они оказывают существенное влияния на результативность принимаемых управленческих решений.

В современных условиях хозяйствования наиболее значимыми являются различия между отдельными городами Российской Федерации, в которых осуществляется процесс функционирования хозяйствующих субъектов киносети. Обусловлено это тем, что в большинстве крупных городов России достигнут такой уровень социально-экономического развития, который позволяет создавать хозяйствующие субъекты кинематографии без привлечения финансо-

вых ресурсов бюджетов всех уровней. Использование внебюджетных источников финансирования кинозрелищных предприятий в крупных городах формирует объективные предпосылки для перераспределения ограниченных финансовых ресурсов федерального бюджета Российской Федерации с целью решения перспективных задач повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов других структурных составляющих кинематографического комплекса, которые не имеют возможности привлекать значительные внебюджетные средства. Такой подход должен оказать позитивное влияние на результативность управленческих решений, принимаемых в этой важной отрасли национальной экономики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в стране должны быть созданы условия, обеспечивающие снижение дифференциации в уровне социально-экономического и культурного развития между отдельными административно-территориальными образованиями, что является необходимой предпосылкой устойчивого роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Однако, на сегодня, в малых и средних городах России все еще не сформированы объективные предпосылки привлечения финансовых ресурсов, необходимых для перспективного развития хозяйствующих субъектов кинематографического комплекса, из внебюджетных источников.

Очевидно, что в современных экономических условиях позитивная динамика развития киносети, создаваемой за счет средств федерального бюджета в малых городах, высокая эффективность бюджетных инвестиций могут быть обеспечены лишь на основе привлечения средств частных инвесторов, которым будет гарантирован определенный доход на вложенные инвестиции в среднесрочной перспективе, а также возможность последующего приобретения имущественных комплексов кинозрелищных предприятий на льготных условиях. Кроме того, развитие киносети в средних и малых городах Российской Федерации не может осуществляться без участия муниципальных образований, которые являются собственниками земельных участков и коммунальной инфраструктуры, необходимых для успешной реализации перспективных инвестиционных проектов по развитию национальной киносети.

Отметим также, что в сельской местности привлечение средств частных инвесторов с целью реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере кинематографии не представляется возможным, по-

скольку как в складывающихся экономических условиях, так и в стратегическом периоде времени нока в ней не будут созданы объективные условия окупаемости затрат.

С нашей точки зрения развитие государственной сети кинотеатров должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе бюджетные ресурсы могут быть инвестированы в тех регионах России, где существуют определенные предпосылки возврата вложенных средств в стратегическом периоде времени (средние города).

На втором этапе полученный доход от реализации имущественного комплекса кинотеатра хозяйствующим субъектам, находящимся в частной собственности, может быть инвестирован в создание кинозрелищных предприятий в тех административно-территориальных образованиях, которые имеют возможность привлекать финансовые ресурсы для обеспечения лишь текущей деятельности организационно-правовых структур киносети (малые города).

Наконец, на третьем этапе, средства федерального бюджета могут быть направлены на развитие киносети в сельской местности, в которой главным источником финансирования текущей деятельности кинозрелищных предприятий должны выступать ресурсы муниципальных образований.

При этом, сущностное содержание мер государственного регулирования процесса функционирования отдельных структурных составляющих кинематографического комплекса будет отличаться в зависимости от ретроспективных тенденций развития хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг, которые в значительной степени определяют их возможности по привлечению средств частных инвесторов, как в текущей перспективе, так и в стратегическом периоде времени.

Создание условий для увеличения объемов частных инвестиций, направленных на развития кинематографического комплекса, одновременно предполагает увеличение бюджетного финансирования тех хозяйствующих субъектов кинематографии, которые в силу особенностей своего социально-экономического развития не имеют возможности аккумулировать необходимые финансовые ресурсы из внебюджетных источников, что будет способствовать сохранению накопленного ранее культурного потенциала рассматриваемой отрасли народного хозяйства.

В настоящее время продолжается формирование основных принципов частно-государственного партнерства в различных отраслях народнохозяйственного комплекса, опыт которого целесообразно использовать и в кинематографии с целью увеличения Объемов инвестиций при условии минимизации рисков организационно-правовых структур, инвестирующих собственные средства в реализацию пер-

спективных инвестиционных проектов в рассматриваемой подсистеме национальной экономики.

Развитие частно-государственного партнерства в кинематографии требует решения целого комплекса задач: разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих определенную норму доходности на вложенный капитал; создания коммунальной, транспортной, финансовой инфраструктуры, а также инфраструктуры подготовки кадров, что необходимо для рационализации инвестиционного процесса в кинематографическом комплексе; формирования условий для реализации перспективных инновационных проектов в различных структурных составляющих кинематографии. При этом возможности государства по поддержке инноваций будут определяться спецификой функционирования хозяйствующих субъектов определенной подотрасли кинематографического комплекса.

Отметим, что система стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии обладает ограниченными возможностями по использованию налоговых методов стимулирования инвестиций, поскольку действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наличие отраслевых льгот для организационно-правовых структур. Поэтому на современном этапе развития народного хозяйства важнейшей задачей системы управления кинематографическим комплексом является сохранение тех налоговых льгот, которые уже существуют в действующем законодательстве, но отмена которых представляется вполне возможной в процессе очередного этапа налоговой реформы (в частности, льготы по налогу на добавленную стоимость при приобретении билетов в кинотеатральные учреждения). В то же время, для повышения эффективности перспективного развития хозяйствующих субъектов отрасли необходима рационализация таможенной политики государства с целью обеспечения необходимого баланса интересов потенциальных производителей оборудования для кинематографии и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг.

По нашему мнению, в рассматриваемой отрасли национальной экономики сегодня недостаточно эффективно используются также и неналоговые методыстимулирования инвестиций. Включая такие инструменты, как предоставление организациям кинематографического комплекса, в том числе создаваемым без участия в уставном капитале бюджетов всех уровней, земельных участков на льготных условиях,

снижение арендных ставок за государственное имущество, используемое в процессе производства кинопродукции, предоставления кинозрелищных услуг, снижение административных барьеров, препятствующих эффективному функционированию предприятий и учреждений кинематографического комплекса, на региональном и муниципальном уровнях управления народнохозяйственным комплексом.

Рационализация финансовой инфраструктуры в рассматриваемой отрасли национальной экономики должна быть направлена на привлечение ресурсов банковских организаций к реализации перспективных проектов в кинематографическом комплексе на основе разделения рисков частных инвесторов и государства, формирование рационального механизма возврата бюджетных ресурсов, инвестируемых в создание потенциально коммерчески успешных кинофильмов. Такой подход не исключает преимущественное использование средств федерального бюджета при производстве социально значимой кинопродукции, не обладающей высоким коммерческим потенциалом (документальные фильмы, детская кинопродукция, кинодебюты, высоко художественное авторское кино).

В процессе формирования рациональной финансовой инфраструктуры развития кинематографии представляется целесообразным создание специализированной лизинговой компании с определенной долей государственного участия в уставном капитале, деятельность которой будет направлена на финансирование процесса приобретения объектов основных средств организационно-правовыми структурами, осуществляющими производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг. Такой подход позволит снизить издержки предприятий кинематографического комплекса в процессе обновления активной части основных производственных фондов, что является особенно актуальным в связи с переходом в среднесрочной перспективе к приоритетному использованию цифровых технологий записи и воспроизведения кинофильмов.

Создание рациональной инфраструктуры подготовки кадров в стратегическом периоде времени может осуществляться только за счет привлечения дополнительных финансовых средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопрод укции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг. Указанные средства должны использоваться для приобретения современного оборудования, необходимого для повышения качества подготовки специалистов в условиях научно-технического прогресса, предоставления грантов преподавателям и студентам, обладающим высоким профессиональным и творческим потенциалом, проведения совме-

стных научных исследований, результаты которых могут быть использованы хозяйствующими субъектами отрасли для повышения эффективности текущей деятельности и перспективного развития.

К сожалению, в настоящее время в сфере кинематографии нет объективных условий для устойчивого экономического роста, что обусловлено низким уровнем инновационного развития народнохозяйственного комплекса, эффективность функционирования которого во многом определяется ценовой конъюнктурой на сырьевые товары на мировом рынке. По нашему мнению, сложившаяся ситуация обусловлена последствиями экономического кризиса 90-х годов XX века, в период которого государство вынуждено было минимизировать расходы бюджетов всех уровней на реализацию перспективных инновационных проектов, поскольку имеющиеся финансовые ресурсы требовались для осуществления текущих мер социально-экономической политики, поддержания уровня жизни граждан. В то же время частные инвесторы в указанный период не обладали достаточными ресурсами для реализации стратегически направленных инновационных программ, имеющих длительный период окупаемости.

По нашему мнению, одним из условий частно-государственного партнерства должно стать формирование государственной стратегии перспективного социально-экономического развития кинематографии, отвечающей текущим и перспективным потребностям роста эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса. Это существенно повысит транспарентность принимаемых управленческих решений, позволит потенциальным инвесторам формировать долгосрочные планы в соответствии с приоритетами, определенными на федеральном уровне исполнительной власти.

Представляется целесообразным формирование Экспертного совета при федеральном агентстве по культуре и кинематографии, который бы разрабатывал меры по совершенствованию процесса стратегического планирования развития отрасли с целью повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов кинематографии, рационального использования ограниченных финансовых ресурсов федерального бюджета. При этом сама стратегия развития кинематографического комплекса должна соответствовать требованиям потенциальных инвесторов - хозяйствующих субъектов отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.