Научная статья на тему 'Теоретические положения и принципы формирования системы стратегического управления кинематографией'

Теоретические положения и принципы формирования системы стратегического управления кинематографией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения и принципы формирования системы стратегического управления кинематографией»

А.А. ГОЛУТВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФИЕЙ

Представление отдельного вида управления из их единой системной интеграции текущего, перспективного и стратегического управления как состава взаимодействующих элементов для достижения поставленных целевых ориентаций - желаемых и потенциально возможных экономических и социальных результатов при наличии должного обеспечения ресурсопотребления, на наш взгляд, в организационном и экономическом отношении целесообразно, так как системное выражение процесса управления позволяет субъекту управления кинематографической отраслью не только устанавливать результативность средне-, долгосрочного развития кинематографии, ее подотраслей и отдельных хозяйствующих субъектов, но и определять изменение уровня управляемости в системе стратегического управления, что в конечном итоге отражается на количественных и качественных идентификаторах развития кинематографии, ее структурных составляющих в средне-, долгосрочном периодах времени.

Формирование системы стратегического управления развитием кинематографии должно быть связано как с соблюдением технологических процедур и правил стратегической ориентации системы управления на противодействие влиянию негативных факторов внешней среды в процессе кинопроизводства, проката фильмов и оказания потребителям кинозрелищных услуг, так и с согласованием поэтапного создания системы в соответствии с теми принципами, которые учитывают специфику и целенаправленность системы стратегического управления кинематографической отраслью.

В экономической литературе попытки ряда авторов определить руководящие принципы стратегического управления в основном сводятся к необходимости получения результатов исследований внутренних и внешних событий, прогнозирования развития в долгосрочном периоде времени, проведения экспериментов, сбора большого объема информации с целью осуществления функциональной предназначенности системы стратегического управления, заключающейся в своевременном реагировании на неожиданные кризисные ситуации, согласованности предпринимаемых мер в рамках каждой из реализуемых стратегий [1].

Однако рекомендации авторов о целесообразности проведения исследования о состоянии внешней и внутренней сред, процессе прогнозирования развития субъектов хозяйствования в перспективном периоде времени не являются принципами*, как об этом заявляют авторы.

В соответствии с нашими представлениями, формулированию принципов построения системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографической отрасли сферы услуг должны предшествовать требования, предъявляемые к эффективному функционированию этой системы.

Такого рода требования к формированию системы стратегического управления развитием отрасли кинематографии должны предъявляться к: последовательности этапов и порядку сочетания технологических процедур и выпол-

* Принцип (от лат. ргіпсіріит - начало, основа) - (авт.) основные исходные положения науки, мировоззрения, создания социально-экономической, управленческой системы.

нению правил создания системы управления; результативности системы управления, обеспечивающей достижение поставленной стратегической цели в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней сред; уровню оперативного реагирования на изменения макро-, микросред; технологии принятия управленческих решений.

Так, последовательность технологических процедур и правил создания системы стратегического управления, в соответствии с нашими представлениями, должна осуществляться исходя не из каких-либо приоритетных технологических процедур, ранжированных по степени важности и значимости, а на основе той этапности, которая соответствует функциональной предназначенности и целевой направленности системы на достижение необходимых (желаемых, планово-расчетных) экономических и финансовых результатов.

Начальным этапом технологической процедуры формирования системы стратегического управления кинематографической отраслью должно быть сформулированное ведущими менеджерами и специалистами в области стратегического управления в логико-вербальной форме стратегическое видение представляющее собой, генерируемое на экспертной основе менеджерами кинематографии экономическое, финансовое, культурологическое, инновационное, структурно-организационное состояние всех структурных составляющих отрасли (кинопроизводства, проката кинофильмов, оказания потребителям кинозрелищных услуг, технического обслуживания хозяйствующих субъектов, хранения фильмов) на оптимистической, благоприятной основе, отвечающей надеждам ведущих менеджеров и в целом персонала кинематографической отрасли на успешное экономическое, техническое и технологическое развитие отрасли в долгосрочном периоде времени.

Формулирование стратегического видения развития кинематографии, его разъяснение персоналу и обоснование ресурсообеспеченной возможности достичь высокого экономического и творческого уровня в процессах кинопроизводства, кинопроката и массового оказания кинозрелищных услуг в существенной мере могут содействовать в росте творческого, ресурсного, конкурентного потенциалов кинематографии.

Формулирование миссии (предназначения) отрасли кинематографии выступает следующим за стратегическим видением процедурно-технологическим этапом создания системы стратегического управления кинематографической отраслью.

Предназначение кинематографической отрасли, выраженное в логико-вербальной форме, не является формальной процедурой представления того, что производится в кинематографии и какие услуги потребителям там оказываются.

Адекватное определение предназначения (миссии) кинематографии возможно в том случае, если кластер (группа) профессиональных менеджеров федерального, регионального и локального уровней, исходя из индивидуальных, а затем и обобщенных групповых представлений о развитии кинематографической отрасли, сформулирует основные социальные и экономические роли, которые призваны выполнять как структурные составляющие, так в целом и вся отрасль кинематографии в долгосрочном периоде времени.

В кинематографии, на наш взгляд, следует в процессе формулирования предназначения сделать акцент на ее социальной роли как выдающегося явления национальной и мировой художественной культуры, влияющего на духовно-нравственный уровень человека.

В составе отрасли кинематографии в процессе создания корпоративных объединений формулирование их предназначения должно в доминирующей мере включать ориентирование на рыночные потребности в кинокартинах различных жанров, особенности создаваемой в этих целях кинопродукции, оказываемых кинозрелищных услуг, возможное достижение конкурентных преимуществ на сегментах рынков кинофильмов, оказываемых услуг кинопоказа.

Одной из основных составляющих технологической процедуры формирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии является формулирование стратегической цели, достижение которой на необходимой количественной и качественной основе экономической и иной результативности должно обеспечиваться рациональным взаимодействием элементов системы.

Формулирование и осуществление стратегической цели для каждой структурной составляющей и в целом для кинематографии предоставляет возможность субъекту управления эффективно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечивать их сбалансированное распределение в соответствии с поставленными для решения производственно-хозяйственными задачами во избежание отклонений в достижении экономической и финансовой результативности при существенном влиянии негативных факторов макро-, микросред [2].

Стратегическая цель в общем наборе составляющих технологической процедуры создания эффективно функционирующей системы стратегического управления кинематографией должна быть сформулирована в логико-вербальной форме с учетом периода времени, количественных и качественных значений экономической, финансовой, социальной результативности, соответствующих темпам роста, обеспечивающих занятие приоритетного сегмента на рынке услуг, уровень конкурентоспособности и эффективности всех подотраслей кинематографии.

Эффективное функционирование системы стратегического управления кинематографией, ее хозяйствующих субъектов кинопроизводства, кинопроката и оказания кинозрелищных услуг в существенной мере зависит от результатов анализа влияния факторов внешней и внутренней сред на текущую деятельность и перспективное развитие отрасли кинематографии.

Процесс формирования системы стратегического управления, как нам представляется, должен включать экономический анализ влияния факторов микросреды на достижение необходимых (планово-расчетных) результатов развития структурных составляющих и в целом всей отрасли кинематографии, установление отклонений фактических и планируемых количественных и качественных экономических, финансовых результатов деятельности, составление и реализацию комплексных мер по устранению негативного влияния факторов микросреды.

Рациональное взаимодействие элементов системы стратегического управления кинематографией возможно с учетом результатов анализа выполнимости объемов кинопроизводства, кинопроката, оказания кинозрелищных услуг, определяющего сбалансированность процессов создания кинофильмов, оказания кинозрелищных услуг с потреблением имеющихся материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. При этом в процессе анализа выполнимости программы текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития подотраслей кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа уточняются все виды затрат, связанные не только с кинопроизводством, кинопрокатом и оказанием кинозрелищных услуг, но и с вложением финансовых средств в обновление и

модернизацию основных фондов, создание технических, технологических и организационно-экономических новшеств.

Система стратегического управления кинематографической отраслью должна в процессе своего создания и последующего функционирования использовать результаты анализа поставленных для решения социальноэкономических, финансово-инвестиционных, научно-инновационных и структурно-организационных задач.

В этих целях каждая из задач в логическом отношении должна расчленяться на ряд отдельных составляющих. При этом отдельные части (элементы) решаемой задачи производственно-хозяйственного характера должны быть связаны с отдельными инфраструктурными объектами, хозяйствующими субъектами кинематографии и в ресурсном отношении должны обеспечиваться конкретными исполнителями в соответствии с целевой ориентацией на достижение необходимых экономических, финансовых и социальных результатов развития отрасли.

Наиболее важной частью общего анализа влияния внешней и внутренней сред в технологических процедурах создания системы стратегического управления кинематографией выступает SWOT-анализ. Основными сильными сторонами хозяйствующих субъектов, подотраслей и в целом кинематографий могут выступать: наличие современных технологий кинопроизводства, кинопроката и оказания кинозрелищных услуг; разнообразная действенная и целенаправленная реклама; квалифицированные, имеющие значительный опыт работы в отрасли кинематографии, управленцы, умеющие профессионально вести конкурентную борьбу на рынке кинофильмов, оказания кинозрелищных услуг; наличие собственных финансовых средств или инвесторов, проявляющих готовность вкладывать денежные средства в создание кинофильмов, в технические и технологические новшества, в обновление и модернизацию основных фондов хозяйствующих субъектов и объектов инфраструктуры кинематографии; соблюдение прогрессивных норм и нормативов ресурсопотребления, позволяющее иметь низкие размеры затрат в процессах кинопроизводства, кинопроката, демонстрации кинофильмов.

В процессе ССВУ-анализа (SWOT-анализа) хозяйствующих субъектов, структурных составляющих и в целом кинематографии в качестве возможных слабых сторон деятельности могут выступать: низкий технический, технологический и инновационный уровни основных фондов; отсутствие стратегической ориентации на достижение среднерыночных экономических и финансовых результатов или превышающих их средние значения (стоимостных объемов оказания кинозрелищных услуг, кинопроизводства, балансовой прибыли); невысокий уровень профессионализма и навыков менеджмента; объемы вкладываемых финансовых средств в создание технических и технологических новшеств существенно ниже, чем у конкурентов; высокий уровень затрат на потребление материально-технических и трудовых ресурсов; негативная репутация на рынке кинофильмов и кинозрелищных услуг.

Анализ использования потенциальных возможностей организационно-правовых структур и в целом кинематографической отрасли в существенной мере способствует результативному функционированию системы стратегического управления кинематографией и состоит в том, что упущенные выгоды в благоприятных условиях взаимодействия элементов системы не позволяют менеджерам соблюдать устойчивые темпы экономического роста и повышать уровень конкурентоспособности создаваемых кинофильмов, оказываемых потребителям кинозрелищных услуг.

В качестве потенциальных возможностей повышать размеры экономических и финансовых результатов, уровни эффективности кинопроизводства, проката кинофильмов, деятельности по оказанию кинозрелищных услуг, на наш взгляд, могут выступать: расширение жанровых направлений создаваемых кинофильмов, занимаемого сегмента рынка кинофильмов, оказания кинозрелищных услуг; обслуживание кинопоказом дополнительных зрительских аудиторий; осуществление стратегии связанной диверсификации (создание совместных предприятий, приобретение предприятий, позволяющих снижать затраты за счет многофункционального использования материально-технических, информационных, трудовых ресурсов, единой рекламы, послепродажного сервиса, единых потребителей кинофильмов); вертикальная интеграция (производственное и организационное объединение, кооперация предприятий кинематографии, связанных общим участием в кинопроизводстве, кинопрокате, кинопоказе); успокоенность конкурентов достигнутыми экономическими результатами деятельности; увеличение темпов роста емкости кинорынка; устранение торговых ограничений в кинопривлека-тельных международных рынках.

Формируемая система стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии, ее структурных составляющих и отдельных хозяйствующих субъектов в своей технологической процедуре, выражаемой анализом внутренней и внешней сред, должна учитывать экономические и иные потенциальные угрозы в процессе достижения планово-расчетных результатов развития в долгосрочном периоде.

Среди основных потенциальных угроз для кинематографической отрасли могут выступать: уменьшение емкости рынка кинопроизводства, оказания кинозрелищных услуг; появление на сегментах рынка создаваемых кинофильмов, оказываемых услуг кинопоказа конкурента, обладающего значительными ресурсами, профессиональным менеджментом, конкурентоспособными кинофильмами, услугами кинопоказа; кризисные явления в национальной экономике; принятие протекционистских мер правительствами иностранных государств по защите собственного кинопроизводства и кинопроката; неблагоприятная демографическая ситуация в стране; изменения во вкусах и предпочтениях потребителей кинозрелищных услуг.

Следует отметить и то, что в рамках анализа внутренней среды кинематографии в целях рационализации элементного взаимодействия системы стратегического управления отраслью следует установить величину доли рынка кинофильмов, оказываемых кинозрелищных услуг конкретного хозяйствующего субъекта и в целом кинематографии и определить ее изменение (рост) в ходе реализации обобщающей и функциональных (частных) стратегий социально-экономического развития кинематографических субъектов хозяйствования.

Важной оценкой результативности развития предприятия, подотрасли и кинематографии в целом является сопоставление динамики ежегодного изменения прибыльности по отношению к основным конкурентам - профессиональным участникам рынка кинофильмов, услуг кинопоказа.

Указанное сопоставление динамики изменений при анализе результативности кинематографических субъектов хозяйствования необходимо в той связи, что положительная динамика изменения рыночной доли структурной составляющей (подотрасли) или хозяйствующего субъекта кинематографии, ежегодное повышение уровня прибыльности в сравнении с изменениями в течение года этого показателя основных конкурентов позволяет субъекту стратегического управления на завершающей стадии технологических процедур создания системы

принимать меры по внесению коррективов в состав реализуемых частных и обобщающей стратегий, их замены или же принять решение о дальнейшем их результативном противодействии влиянию негативных факторов макро-, микросред без каких-либо изменений в составе действующих стратегий.

Формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии должно учитывать и анализ изменений внешней среды (конъюнктуры рынка, протекционистских мер правительств других государств, изменений нормативно-правового регламентирования, экономического, финансового и социального состояния народного хозяйства).

Состояние внешней среды в процессе ее анализа должно оцениваться исходя из уровня использования всех видов ресурсов в народном хозяйстве, а также сложившихся условий, способствующих или снижающих конкурентные преимущества кинематографии, ее структурных составляющих.

Влияние на экономическую результативность текущего функционирования и перспективного развития кинематографии в существенной мере оказывают такие внешние факторы, как требовательность потребителей к кинопроизводству, оказанию кинозрелищных услуг, их качеству. При этом оценивается эластичность спроса* по цене и уровень прибыли, определяется структура спроса и его изменение во времени.

Наряду с этим анализ макросреды в составе системы стратегического управления кинематографией должен включать влияние на экономическую и финансовую результативность развития кинематографии ее отраслевых и индивидуальных субъектов хозяйствования таких внешних факторов, как изменения в: предпочтениях покупателей кинофильмов, услуг кинопоказа; формах государственного регулирования экономических и финансовых процессов кинематографической отрасли; степени неопределенности воздействия негативных факторов макросреды; уровне глобализации мирового кинематографа; вхождении в кинематографическую отрасль корпоративных хозяйствующих субъектов кинопроизводства, кинопоказа.

В целом технологические процедуры и правила построения эффективно функционирующей системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии, ее субъектов хозяйствования должны отвечать требованиям содействия экономическому росту и повышению уровня конкурентоспособности как отрасли, так и ее видов продукции, оказания услуг в условиях возможных значительных изменений нестабильных макро-, микросред.

Основные принципы создания эффективно функционирующей системы стратегического управления кинематографией, ее субъектами хозяйствования**, в соответствии с нашими представлениями, должны содействовать:

- складывающимся условиям соответствующего этапа развития отрасли кинематографии в народном хозяйстве;

* Эластичность спроса - спрос, для которого параметр эластичности больше единицы или процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара, спрос с высокой чувствительностью покупателей к изменениям цены товара, услуги.

** В отличие от таких традиционных форм изложения принципов создания эффективно функционирующих социально-экономических управленческих систем, как системность, единоначалие, перспективность, транспарентность, рациональное сочетание интересов участников проектного инвестирования и других, автор формулирует принципы эффективного функционирования системы стратегического управления кинематографией, исходя из целевой ориентации системы на достижение необходимых результатов в условиях неустойчивых макро-, макросред.

- возможностям предвидеть негативное влияние факторов макросреды, своевременно противодействовать этим влияниям;

- приведению разновременных экономических результатов и затрат к текущему расчетному времени в целях повышения объективности значений достигаемых экономических результатов;

- непрерывному развитию процесса качественного и результативного управления кинематографией в долгосрочном периоде времени;

- развитию технологии управления происходящими экономическими, финансовыми, организационными и социально-психологическими изменениями в хозяйствующих субъектах и в целом в кинематографической отрасли;

- достижению планово-расчетных значений экономических, финансовых результатов и эффективности потребления ресурсов кинематографической отраслью, ее структурными составляющими и субъектами хозяйствования.

Такой принцип содействия рациональному взаимодействию элементов системы стратегического управления кинематографией, как «обеспечение намеченных темпов социально-экономического развития в сложившихся условиях, конкретном периоде времени и в фазе функционирования отрасли», на наш взгляд, направлен на формирование обобщающей и частных стратегий долгосрочного развития кинематографии в условии нестабильно функционирующей макросреды, когда ее негативные факторы могут в существенной мере оказать влияние на изменение экономических и иных результатов, эффективности использования ресурсов отрасли, ее структурных составляющих, индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов. При этом действие данного принципа должно воплощаться в принятии стратегий развития кинематографии в период времени, опережающий по срокам потенциально возможное и ожидаемое негативное воздействие факторов внешней среды в неопределенном времени.

Вместе с этим целесообразно на основе приведенного выше принципа учитывать фактический этап жизненного цикла кинематографической отрасли, в соответствии с которым стратегическое управление должно при формировании обобщающей и частных (функциональных) стратегий, а в целом по завершении технологических процедур создания системы управления, в целевом отношении ориентированной на достижение наибольшей экономической и финансовой результативности в условиях влияния неустойчивых внешней и внутренней сред, учитывать экономические, структурные, маркетинговые и иные особенности, характерные для этапа функционирования кинематографической отрасли, выступающего во времени ее развития возрастным идентификатором жизненного цикла.

Период развития кинематографической отрасли при переходе к рыночным отношениям (1991-2000 гг.) сопровождался снижением емкости рынков кинофильмов, оказания кинозрелищных услуг и уровня их конкурентоспособности (период замедления роста кинематографической отрасли), а затем в условиях развивающегося рынка (2001-2007 гг.) наблюдались восстановление емкости кинематографического рынка и переход от периода замедления роста к новой качественной продолжительности функционирования во времени, в жизненном цикле отрасли именуемой зрелостью*.

Поэтому субъекты хозяйствования кинопроизводства, кинопроката и оказания потребителям кинозрелищных услуг в процессе стратегического управления в

* В 2008 г. исполняется 100 лет со дня выхода на экраны первого российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»).

рамках периода зрелости кинематографии должны сделать основной акцент на повышении уровня квалификации профессионального мастерства менеджеров, персонала, непосредственных производителей кинофильмов, работников кинопроката, кинотеатров, на привлечении финансовых средств для обновления и модернизации основных фондов, создания и внедрения технических, технологических и организационно-экономических новшеств с целью повышения художественного и технического качества, конкурентоспособности создаваемых кинофильмов, оказываемых потребителям кинозрелищных услуг.

Стратегическая ориентация хозяйствующих субъектов кинематографии в период зрелости в рамках жизненного цикла на повышение качества создаваемых фильмов, кинопроката и кинопоказа, на ценовую составляющую конкуренции является объективной необходимостью, свойственной данному периоду развития кинематографии, так как постоянно растущий уровень конкуренции на кинематографическом сегменте рынка связан со значительными трудностями роста потребителей кинозрелищных услуг, объемов кинопроизводства. При этом достижение необходимой экономической результативности в долгосрочном периоде времени непосредственно связано с расширением зрительской киноаудитории за счет снижения стоимости кинозрелищных услуг, производства кинофильмов, предоставления зрителям сопутствующих кинопоказу услуг на выгодных для них условиях.

Поэтому в период времени зрелости кинематографической отрасли, как нам представляется, возможно некоторое снижение объема прибыли отрасли, что, в свою очередь, выступает фактором усиления конкуренции на кинематографическом рынке.

В целом период зрелости в составе жизненного цикла кинематографии должен характеризоваться развитием тенденций инновационного роста в технике и технологиях кинопроизводства, кинопроката, оказания кинозрелищных услуг, усилением конкуренции профессиональных участников кинематографического рынка, повышенным уровнем обновления и модернизации основных фондов, роста степени конкурентоспособности создаваемых кинофильмов, оказываемых кинозрелищных услуг.

Об экономической результативности периода зрелости российского кинематографа свидетельствуют полученные размеры доходов по итогам кинопроката отечественных кинофильмов за 2006 г., составившие 110,7 млн долл. США. Следует при этом отметить, что размер валовых сборов денежных средств 2006 г. превысил аналогичный показатель 2005 г. на 19%, в то время как прирост объема рынка кинопроката был равен 30%.

О сложившихся экономических и финансовых тенденциях развития кинематографии в действующий период ее зрелости свидетельствуют данные о соотношениях прироста валовых сборов отечественных фильмов и российского кинопрокатного рынка в пользу кинопроката. Кроме того, за период 20052006 гг. уменьшилась на 2,5 процентного пункта доля валовых сборов отечественных кинофильмов в общей величине сборов средств за оказанные кинозре-лищные услуги (26,9% в 2006 г. и 29,4% в 2005 г.).

Сложившиеся тенденции экономической результативности кинематографии, ее структурных составляющих в период ее зрелости, на наш взгляд, требуют формирования и осуществления функциональных стратегий социальноэкономического развития, способствующих росту экономического потенциала российских художественных кинофильмов, расширению кинозрительских аудиторий, повышению конкурентоспособности создаваемых кинофильмов.

Осуществление принципа упреждающего и своевременного противодействия негативным влияниям факторов внешней и внутренней сред на основе реализации потенциальных возможностей предвидения их наступления, в соответствии с нашими представлениями, при формировании эффективно функционирующей системы стратегического управления кинематографией должно мотивированно ориентировать менеджеров - специалистов в области стратегического управления развитием социально-экономических систем - на предвидение наступления последствий негативного влияния макросреды на экономическую, финансовую результативность и эффективность развития кинематографии, ее структурных составляющих, индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов с тем, чтобы нейтрализовывать, нивелировать негативные воздействия факторов внешней среды на деятельность кинематографической отрасли, минимизируя таким образом экономические потери и оптимизируя величину балансовой прибыли.

Предвидение точного времени наступления последствий от негативного воздействия на развитие кинематографии, на наш взгляд, невозможно. Однако по изменении некоторых тенденций экономического, финансового, маркетингового, социального, инновационного характера и возникающей при этом необходимости решения тех или иных задач в производстве кинофильмов, кинопрокате, кинопоказе можно в весьма ориентировочной по времени точности определить наступление значительных влияний внешней среды. При этом система стратегического управления развитием кинематографии в своем элементном взаимодействии должна упреждающе проявить реакцию противодействия в рамках осуществляемых обобщающей и частных стратегий на возможные в предстоящем периоде времени влияния негативных факторов макросреды.

Поэтому реализация принципа «упреждающего и своевременного противодействия негативному влиянию факторов внешней и внутренней сред на основе реализации потенциальных возможностей предвидения их наступления» в процессе создания и функционирования системы стратегического управления кинематографией, по нашему мнению, должна предусматривать комплекс действенных мер по:

- мониторингу за возникающими и действующими тенденциями в макросреде;

- оценке последствий от наступления тех или иных влияний неустойчивой внешней среды, предоставляемой менеджерами, осуществляющими технологические процедуры создания системы стратегического управления и выполняющими правила реализации стратегической ориентации кинематографии, ее субъектов хозяйствования на достижение ими наибольших экономических и иных результатов в условиях действующих тенденций и социально-экономического развития;

- установлению приоритетности предпринимаемых мер противодействия влиянию возникающих негативных тенденций развития;

- контролю за процессом осуществления мер противодействия негативным влияниям факторов внешней среды.

Принцип «объективизации значений достигаемых экономических результатов посредством приведения разновременных экономических результатов и затрат к расчетному времени» в процессе стратегического управления кинематографией состоит в том, что оценка процесса достижения экономических и финансовых результатов в виде будущего объема прибыли взаимосвязывается с производимыми затратам.

А так как вложения денежных средств в кинопроизводство, объекты кинопоказа и кинопроката в долгосрочном периоде времени осуществляются в раз-

личные периоды времени, существует необходимость привести их к конкретному времени в процессе планово-расчетного обоснования реально возможного достижения экономического результата и осуществляемых затрат в перспективном периоде, использовав для этих целей коэффициенты дисконтирования (коэффициенты приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году), позволяющие определить текущую стоимость прошлых и будущих экономических результатов и затрат, производимых в кинематографической отрасли. При этом объективизация стоимостных результатов и затрат деятельности отрасли кинематографии в перспективном периоде времени посредством коэффициентов дисконтирования заключается в учете изменения реальной стоимости денежных средств и определении уровня риска возможных потерь части финансовых средств в процессе стратегического управления социально-экономического развитием кинематографии.

Коэффициенты дисконтирования должны быть в системе стратегического управления ориентированы на долговременный период развития кинематографии, ее хозяйствующих субъектов, так как данные коэффициенты используются для оценки будущих денежных поступлений, образующих в итоге экономический и финансовых результаты развития кинематографии в перспективном периоде времени.

Принцип непрерывного стратегического управления изменениями в кинематографии, ее хозяйствующих субъектах должен соблюдаться с самого начала внедрения системы стратегического управления развитием кинематографической отрасли, так как в случае непринятия частью или большинством персонала и менеджеров необходимых стратегически ориентированных управленческих решений на достижение плановой экономической результативности, эффективности развития кинематографии, хозяйствующих субъектов кинопроизводства, кинопроката, оказания потребителям кинозрелищных услуг разноуровневые субъекты управления должны осуществлять комплекс мер по мотивированию персонала, а также менеджеров, их вовлечению в процесс стратегического управления в условиях влияния негативных факторов макро-, микросред, информирования персонала о мерах противодействия тенденциям, снижающим экономические и финансовые результаты развития кинематографических субъектов хозяйствования.

Планирование изменений в условиях возрастающей конкуренции на кинематографическом рынке должно быть связано с сбалансированностью имеющихся ресурсов, обеспечивающих эти изменения (например, повышение технического, технологического и инновационного уровня кинопроизводства, кинопоказа и кинопроката) в целях расширения или сохранения занимаемого сегмента кинематографического рынка, повышения уровня конкурентоспособности кинопродукции, оказываемых кинозрелищных услуг и в целом кинематографической отрасли.

Осуществление принципа непрерывного стратегического управления изменениями в хозяйствующих субъектах и в кинематографической отрасли должно контролироваться, а по результатам контроля происшедших экономических, технических, инновационных, инвестиционных изменений необходимо собирать и обобщать информацию о реакции персонала или групп влияния на него о принятии или несогласии с происходящими изменениями, ориентированными на достижение наибольших экономических и финансовых результатов, эффективности использования ресурсов в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени.

Реализация принципа обеспечения качественного и результативного стратегического управления развитием кинематографии, ее субъектов хозяйствова-

ния, на наш взгляд, возможна при постоянной ориентации на повышение квалификации и профессионального мастерства менеджеров на различных уровнях управления кинематографическими субъектами хозяйствования, сопровождаемой при этом повышением качества кинопродукции, оказываемых кинозрелищных услуг, ростом их конкурентоспособности и в целом предприятий, отрасли.

Качественное и результативное стратегическое управление социальноэкономическим развитием кинематографии, на наш взгляд, возможно не только при соблюдении технологических процедур и правил рационального функционирования системы стратегического управления, но и на основе получения конкурентных преимуществ за счет:

- снижения темпов роста затрат на кинопроизводство, кинопрокат, оказание потребителям кинозрелищных услуг;

- увеличения уровней эффективности использования труда персонала, материально-технических ресурсов;

- пересмотра норм потребления ресурсов в сторону их оптимизации, исходя из роста инновационности, технического и технологического уровней деятельности субъектов хозяйствования кинематографической отрасли;

- создания условий для деятельности персонала, содействующих достижению высоких уровней производительности труда, мотивации к повышению квалификации и росту профессионального мастерства персонала.

В целом следует отметить, что реализация требований к формированию системы стратегического управления развитием отрасли кинематографии, выражающихся в последовательности выполнения этапов и соблюдении порядка сочетания технологических процедур и правил, результативности функционирования системы управления, обеспечивающей достижение поставленной цели, в оперативном реагировании на изменения макро-, микросред; принципов обеспечения намеченных темпов социально-экономического развития в сложившихся условиях, конкретном периоде времени и в фазе функционирования отрасли, упреждающего и своевременного противодействия негативным влияниям внешней и внутренней сред на основе реализации потенциальных возможностей предвидения их наступления, объективизации значений достигаемых экономических результатов посредством приведения разновременных экономических результатов и затрат к расчетному времени, непрерывного стратегического управления изменениями в кинематографии, ее хозяйствующих субъектах, обеспечения качественного и результативного стратегического управления развитием кинематографии, предоставляет возможность разноуровневым субъектам управления кинематографией локализовывать, нивелировать, активно противодействовать негативным влияниям макро-, микросред, не снижая темпов экономического и социального роста, повышения качества кинопроизводства, кинопоказа, эффективности ресурсопотребления.

Литература

1. Евменов А.Д. Формирование механизма стратегического управления развитием субъектов хозяйствования сферы услуг / А.Д. Евменов // Межвуз. сб. науч. трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 23. СПб.: Изд-во СПб ГУКиТ, 2007. С. 6-10.

2. Смирнов А.Ю. Управление сферой культуры в регионах России / А.Ю. Смирнов. СПб.: Изд-во «Диалог», 2005.

ГОЛУТВА АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1948 г. Окончил Московский государственный университет. Заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.