Научная статья на тему 'Процесс стратегического планирования и реализации стратегического плана'

Процесс стратегического планирования и реализации стратегического плана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / CТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC PLAN / TECHNOLOGY PROCEDURES FOR PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажнева Любовь Павловна

Изучены функционирование системы стратегического планирования и реализация разделов стратегического плана предприятий отраслевых составляющих сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сажнева Любовь Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY PLANNING AND STRATEGIC PLAN IMPLEMENTATION

This article is about functioning of strategy planning system and implementation of sections of strategic plan for service industry branch forming companies.

Текст научной работы на тему «Процесс стратегического планирования и реализации стратегического плана»

УДК 330.33

Л.П. САЖНЕВА

ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический план, технологические процедуры планирования.

Изучены функционирование системы стратегического планирования и реализация разделов стратегического плана предприятий отраслевых составляющих сферы услуг.

L.P. SAZHNEVA

STRATEGY PLANNING AND STRATEGIC PLAN IMPLEMENTATION

Keywords: strategic planning, strategic plan, technology procedures for planning.

This article Is about functioning of strategy planning system and Implementation of sections of strategic plan

for service Industry branch forming companies.

В настоящее время отсутствуют какие-либо устоявшиеся теоретические положения о применении одинакового или различного состава технологических процедур к процессу стратегического планирования и составлению стратегического плана.

Следует отчасти согласиться с утверждением ряда ученых-экономистов о том, что очень трудно определить, где момент, когда кончается процесс стратегического планирования и начинается процесс реализации стратегического плана [1]. В данном утверждении авторов трудности установления начала и завершения плана, а также процесса планирования стратегически ориентированной социально-экономической системы на достижение наибольших экономических и иных результатов в долгосрочном развитии связаны не с единством осуществления процесса стратегического планирования и реализуемого стратегического плана, а в трудностях вычленения одного (плана) из другого (процесса планирования), что имеет содержательную двойственность процессов реализации стратегического плана и технологии осуществления стратегического планирования.

Процесс взаимодействия технологических и ресурсных составляющих в системе стратегического планирования и реализации сформированных разделов стратегического плана социально-экономического долгосрочного развития должен осуществляться одновременно. При этом не должно быть положения, при котором часть разделов формируемого стратегического плана именовалась бы процессом стратегического планирования, как это предлагается некоторыми учеными-экономистами [2].

Так, например, такие разделы стратегического плана развития хозяйствующего субъекта, как цели и задачи развития, текущие операции, базовая стратегия и стратегические альтернативы, отнесены к стратегическому планированию. Стратегический план предприятия в дополнение к разделам «осуществление стратегического планирования в долгосрочном периоде времени» у авторов включил разделы: формирование стратегий подразделений (функциональных и линейных) предприятия; выполнение инвестиционных проектов; внешнеэкономическая деятельность; ресурсное распределение; формирование систем быстрого реагирования на изменения состояния нестабильной макросреды.

Предлагаемое авторами закрепление разделов стратегического плана за процессом стратегического планирования и остальных разделов индикативного плана, по своей содержательной направленности практически ничем не отличающегося от текущего (годового) плана хозяйствующего субъекта, на наш взгляд, не может быть приемлемо ни для целевой ориентации на достижение максимально возможных экономических и иных результатов в долгосрочном периоде при наступлении негативных последствий влияния факторов внешней

среды в процессе стратегического планирования, ни для экстраполяционного развития сложившихся тенденций социально-экономического развития субъекта хозяйствования, обеспечиваемого имеющимися ресурсным, организационным и конкурентным потенциалами, сбалансированными с планово-расчетны-ми экономическими и иными результатами долгосрочного периода развития.

Следует также отметить, что процесс стратегического планирования и реализации разделов стратегического плана должен иметь определенные ограничительные интервалы времени, в течение которых должны завершиться основные стадии экономического роста жизненного цикла объекта стратегического планирования.

Кроме того, взаимодействие стратегического и перспективного планирования развития социально-экономической системы, характеризуемое высоким уровнем обоснования возможности достижения на экстраполяционной основе экономического и иного результата в формируемом перспективном плане и обеспечения реальности достижения такого ориентира экономической результативности в процессе стратегического планирования в условиях существенных изменений состояния макросреды по сравнению с ретроспективными изменениями, содействует увеличению потенциальных возможностей менеджмента в установленном временном периоде последовательно осуществлять стратегический план и, в соответствии с этим, расширять рамки интервала времени, ограничивающего период достижения установленного ориентира экономической результативности в процессе стратегического планирования. В то же время необходимо придерживаться принципа непрерывности стратегического планирования долгосрочного развития локальных и отраслевых социально-экономических систем сферы услуг.

Поэтому ограничение во времени достижения ориентира экономической результативности, установленного в перспективном индикативном плане, в условиях нестабильного функционирования макросреды, в процессе стратегического планирования развития социально-экономической системы не должно характеризоваться как дискретность процесса стратегического планирования, а представлять лишь этап экономического роста, поддержания непрерывности последующих изменений результативности развития социально-экономической системы.

Объединение процессов стратегического планирования и реализации стратегического плана социально-экономического развития субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности сферы услуг возможно на основе того состава технологических процедур стратегического планирования, который обеспечивает не только стратегическую ориентацию локальной и отраслевой социально-экономической системы на достижение максимально возможного экономического результата, эффективности процесса оказания услуг, но и выполнение стратегического плана, основная целевая направленность которого также состоит в достижении планируемых экономических результатов, эффективности процесса оказания услуг в долгосрочном периоде.

В состав технологических составляющих стратегического планирования развития социально-экономических систем, которые могут оказывать прямое и опосредованное воздействие на их экономический, финансовый результат, достигаемый в долгосрочном периоде в условиях высокой нестабильности внешней среды, на наш взгляд, можно включить:

- формулируемое (или генерируемое) ведущими менеджерами и квалифицированными специалистами стратегическое видение своего предприятия, отраслевой составляющей сферы услуг в средне-, долгосрочном периоде времени;

-устанавливаемую миссию (предназначение) хозяйствующего субъекта, экономического вида деятельности сферы услуг, характеризующую процесс оказания услуг в долгосрочном периоде с позиции как основных видов оказываемых услуг, так и диверсифицированных в соответствии с изменяющимися вкусами и предпочтениями потребителей сопутствующих услуг и товаров, позволяющих успешно позиционировать на рынке услуг, расширять свою долю на занимаемом сегменте рынка;

-логико-вербальную форму стратегической цели социально-экономического долгосрочного развития организационно-правовой структуры, экономического вида деятельности сферы услуг, включающую количественные и качественные идентификаторы экономической, финансовой и социальной результативности, а также реализацию тех направлений развития, которые обеспечивают для локальной или отраслевой социально-экономической системы расширение состава конкурентных преимуществ, занятие ведущих (приоритетных) мест на рынке услуг;

- состав частных и обобщающей (базовой) стратегий, формируемых менеджментом социально-экономической системы сферы услуг в целях противодействия (нейтрализации и нивелирования) влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред, инициативного повышения темпов экономического роста на основе располагаемого ресурсного, конкурентного и организационного потенциала, использование потенциальных возможностей для этого, складывающихся во внешней среде;

- постоянный мониторинг изменений состояния макросреды на основе прямой и опосредованной информации об изменениях в определенных интервалах и в неопределенном времени, по результатам которого должны предприниматься комплексные меры для изменения состава частных стратегий, усиления их влияния на достижение экономических, финансовых и социальных результатов в долгосрочном периоде времени, модернизации обобщающей стратегии на основе рационализации ресурсопотребления, повышения экономической и иной результативности, эффективности процесса оказания услуг.

Однако одной из основных технологических процедур процесса стратегического планирования, реформирования и реализации стратегического плана выступает стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред, в процессе которого должны быть получены результаты экономического, финансового, инновационного и информационно-аналитического характера, используемые в целях адекватного содержательного наполнения формулируемых других технологических процедур стратегического планирования.

Ряд авторов в экономической литературе стратегический анализ относят к инструментарию предплановых исследований [3]. Однако такое утверждение авторов нуждается в дополнительной и конкретизированной аргументации. Если стратегический анализ является этапом предплановых исследований, то его вхождение в состав технологических процедур стратегического планирования должно быть исключено, так же как и включение в состав разделов плана, что противоречит не только функциональной предназначенности системы стратегического планирования, но и целевой ориентации предприятия, экономического вида деятельности сферы услуг на достижение пла-ново-расчетного экономического результата.

Осуществление анализа состояния внешней среды должно учитывать значительное количество факторов, которые в силу своего влияния по конкретному направлению должны быть включены в определенные группы. Состав анализируемых групп внешних факторов влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие хозяйствующего субъекта, экономического

вида деятельности сферы услуг, на наш взгляд, может менеджментом формироваться по таким направлениям влияния, как политические, нормативноправовые, социально-культурные, экономические, инновационные.

Так, например, влияние нормативно-правовых положений федеральных, региональных и муниципальных органов власти на текущую деятельность и долгосрочное развитие локальных и отраслевых социально-экономических систем сферы услуг проявляется в постоянных и нередко существенных изменениях правового регламентирования деятельности, обеспечения экономических интересов участников рынка услуг. При этом обобщающее воздействие нормативноправового регулирования на деятельность организационно-правовых структур и отраслевых составляющих сферы услуг в различные периоды времени проявляется не только в отдельных правовых актах, но и в постоянно изменяющихся регламентациях налогового, бюджетного, таможенного, гражданского кодексов, антимонопольного, патентного законодательства, нормативно-правового регулирования денежно-кредитных отношений участников рынков услуг, товаров.

Литература

1. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. 495 с.

2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: Велби; Проспект, 2008. 415 с.

3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации: учебник для вузов. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.576 с.

САЖНЕВА ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА - старший преподаватель кафедры прикладной экономики и маркетинга, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Россия, Санкт-Петербург (LKasta@mail.ru).

SAZHNEVA LYUBOV PAVLOVNA - senior teacher, St. Petersburg State University Information Technology, Mechanics and Optics, Russia, St. Petersburg.

УДК 322 (075)

В.В. СМИРНОВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: индексы взаимообусловленности, региональная политика, результативное воздействие, селективная государственная поддержка, спектр возможностей, стратегические приоритеты, энтропия региональных процессов, эффективное социально-экономическое развитие.

Проведён анализ взаимообусловленности произвольного множества показателей экономической деятельности по Чувашской Республики; выявлены наибольшие индексы взаимообусловленности, определяющие уровень энтропии региональных процессов; выделен спектр первостепенных задач и обозначены принципы их решения; отражены основные направления по повышению эффективности социально-экономического развития региона.

V.V. SMIRNOV

STRATEGIC PRIORITIES IN MAINTENANCE EFFECTIVE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: interconditionality indexes, the regional policy, productive influence, selective state support, a spectrum of possibilities, strategic priorities, entropy of regional processes, effective social and economic development.

The analysis of Interconditionality of any set of Indicators of economic activities on the Chuvash Republics Is carried out; the greatest Indexes of interconditionality defining level of entropy of regional processes are revealed; the spectrum of paramount problems Is allocated and principles of their decision are designated; the basic directions on Increase of efficiency of social and economic development of region are reflected.

С целью определения и возможной корректировки стратегических приоритетов в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики проведём анализ взаимообусловленности произволь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.