Аннотация: в статье уделяетсяособое внимание раскрытию сущности понятий «экстрадиция», « выдача» и «передача», проводится сравнительно-правовой анализ исследуемых институтовмеждународ-ного сотрудничества формулируютсяпредложения в УПК РФ с учетом развития международного со-трудничествав данной сфере.
Ключевые слова: экстрадиция, выдача, передачадля отбываниянаказания, международноесотрудничество
ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА ЕВСИЧЕВА*
ЭКСТРАДИЦИЯ, ВЫДАЧА И ПЕРЕДАЧА КАК ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ
ПРОЦЕССЕ (СРАВНИТЕЛЬНОПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Annotation', in the article the author considers the notions of “extradition” and “rendition”, gives a comparative legal analysis of the studied institutes of international cooperation, and formulates offers for the Criminal Procedure code of the Russian Federation taking into account the development of international cooperation in this sphere.
Keywords, extradition, rendition, rendition for serving the sentence, international cooperation.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводствавключает в себя институт правовой помощи по уголовным делам, институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора и институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
Экстрадиция и выдача
До настоящего времени в юридической литературе не сложилось единого понимания экстрадиции и ее правовой природы.
Несмотря на то что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) не использует термин «экстрадиция», в подзаконных нормативно-правовых актах он применяется. Так, п. 108.2 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (2006) гласит: «Генеральный прокурор Российской Федерации по вопросам выдачи (экстрадиции) лиц, объявляемых и объявленных в международный розыск по вопросам, связанным с организацией и осуществлением международного розыска, сотрудничает с НЦБ Интерпола1; подп. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) в качестве полномочия ФСИН России называет исполнение международно-правовых обязательств РФ по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции2, этот термин содержится также в правоприменительных актах Верховного Суда Российской Федерации3.
УДК 341.4 l.L. EVSICHYOVA*
ББК 67.911.15 Е25
EXTRADITION AND RENDITION AS INSTITUTES OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE RUSSIAN CRIMINAL TRIAL (COMPARATIVE LEGAL ASPECT)
* Преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа и организации воспитательной работы с осужденными (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Уголовно-процессуальное право
Уголовно-процессуальное право
А.И. Джигарь полагает, что на доктринальном уровне синонимичность терминов «экстрадиция» и «выдача» является бесспорной, а следовательно, их использование в научной литературе допустимо в равной степени4.
Однако мы согласны с мнением Т.В. Решет-невой5 о том, что подобная ситуация неприемлема, так как уголовно-процессуальное законодательство требует использования единой терминологии, к тому же обозначение одного и того же института и выдачей, и эктрадицией, фиксация в тексте подзаконного акта категории «экстрадиция», которойнет в УПК РФ, вносит разночтения в понимание, толкованиеи применение экстрадиции практическими работниками. В связи с этим представляется целесообразным включить в УПК РФ определение понятия «экстрадиция».
Интерес, проявляемый к исследованию института экстрадиции, существенно возрос в последнее время. Так, актуальным теоретическим и практическим вопросам этого института, его истории, современному состоянию и перспективам развития посвящены не только многочисленные научные статьи, но и фундаментальные исследования, выполненные на монографическом уровне6.
Не угасает полемика по вопросу определения понятия выдачи7.
По мнению P.M. Валеева, «под выдачей следует понимать основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче обвиняемого или осужденного государством (на территории которого он находится) государству, требующему его передачи (на территории которого такое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является), или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора»8.
Анализ используемых в юридической литературе понятий выдачи свидетельствует о том, что многие авторы определяют экстрадицию через термин «передача», которым, в свою очередь, обозначаются другие, принципиально отличные по правовой природе от экстрадиции самостоятельные и сложившиеся формы международного сотрудничества государств в сфере уголовного процесса9.
В юридической литературе термин «экстрадиция» принято рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле он является синонимом понятия «выдача лица для уголовного преследования или исполнения приго-
вора», а в широком - выступает как обобщающий термин, охватывающий не только выдачу для уголовного преследования, но и смежный с ней подинститут передачи лиц международным судебным органам, а также институт передачи лиц в целях отбывания наказания10. При этом в последнем случае употребление данного термина основывается на лингвистическом его толковании «ех Иа&йа» в переводе с латыни означает всякую передачу лица вовне11.
Что касается соотношения терминов «экстрадиция» и «выдача», по этому вопросу существуют различные точки зрения. Так, по мнению А.В. Наумова, «под выдачей преступников, или экстрадицией, в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора»12. С точки зрения В.М. Лебедева, «выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), -это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник»13.
Как видим, авторы приведенных высказываний ставят знак равенства между понятиями «экстрадиция» и «выдача», что представляется ошибочным.
Однако существует и другая позиция. Так, А.К. Романов и О.Б. Лысягин, являясь сторонниками широкого подхода, считают, что «экстрадиция и выдача - не тождественные понятия. Экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается... Есть все основания к тому, чтобы относить передачу наряду с выдачей к самостоятельным формам экстрадиции... Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции... Понятие экстрадиции оказывается много шире понятия выдачи. Достаточно сказать, что экстрадиция... предусматривает теперь не только выдачу, но и передачу, а передача не охватывается понятием выдачи»14.
Т. В. Решетнева в рамках института экстрадиции выделяет разные по объему структурные элементы: субинститут выдачи лиц для
осуществления уголовного преследования или исполнения приговора; субинститут передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства; группу норм, регламентирующих проведение экстрадиционных мероприятий: экстра-диционную проверку, эктрадиционный транзит, решение вопроса о коллизии запросов (о выдаче, передаче) поступивших от нескольких иностранных государств15.
Экстрадиция - межотраслевой институт международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также отправления правосудия16.
Экстрадиционная деятельность, как уже отмечалось в научной литературе, не может быть отнесена только к одной отрасли права, так как она взаимосвязана с целым рядом институтов права (уголовного, уголовно-процессуального, международного, государственного), непосредственно затрагивающих права личности, суверенитет государств, власть, политику, общественные, государственные и личностные правоотношения, вопросы гражданства, убежища, межгосударственного сотрудничества и др.17 В связи с принятием в 2001 г. УПК РФ, в котором выдаче посвящена специальная глава 54 (ст. 460-473), спор о месте института экстрадиции в системе права решен в пользу уголовнопроцессуального права.
Передача
Институт передачи осужденных лиц - сравнительно новое направление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, цель которогосостоит в развитии международного сотрудничествав области исправления и перевоспитания осужденных лиц, а также возвращения их в общественную жизнь и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В современных юридических изданиях достаточно редко встречается определение передачи осужденных, в основном данный институт регламентируется в учебной литературе18.
А.И. Бойцов в одной из своих работ дает следующее определение: «Передача заключенных - это передача лиц, осужденных к лишению свободы или отбывающих его в одном государстве, для приведения в исполнение приговора в государство, гражданами или постоянными жителями которого они являются»19.
Развернутое определение дала Д.Н. Шурух-нова: «Передача осужденного - это акт международного сотрудничества, осуществляемый
на основе международного и внутригосударственного законодательства, состоящий в передаче лица, совершившего преступление и осужденного одним государством, другому государству, гражданином которого является осужденный, для исполнения наказания в виде лишения свободы. Передача осуществляется по инициативе обоих государств, самого осужденного и его представителей, в целях обеспечения возможности лицу отбывать наказание в государстве гражданства (или постоянного места жительства)»20.
В диссертационном исследовании Т. В. Ре-шетнева дает такое определение передаче: «Передача как субинститут права представляет собой совокупность норм права и принципов, определяющих порядок перемещения осужденного из государства вынесения приговора в государство исполнения приговора для дальнейшего отбывания наказания, назначенного в государстве вынесения приговора»21.
В научных публикациях высказывается мнение о том, что совершенствуется правовое регулирование передачи осужденных к лишению свободы лиц для отбывания наказания в страну гражданства как самостоятельное направление международного сотрудничества в сфере уголовного процесса в силу того, что данный институт отличается специфической правовой природой, регламентируется самостоятельными нормами международного и национального права, имеет индивидуальное содержание и строго определенную цель22. Данная позиция представляется обоснованной и соответствующей развитию международного сотрудничества в этой сфере.
Сходство выдачи и передачи осужденных заключается в том, что речь идет о перемещении лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, в сферу исполнительной юрисдикции для обеспечения реализации этого приговора. Кроме того, в основе выдачи и передачи осужденных лежит взаимное признание приговоров и юрисдикции другой стороны. Таким образом, в том и другом случае речь идет о перемещении осужденных в другое государство с целью отбывания уже назначенного наказания, что исключает уголовное преследование этих лиц за то же преступление23.
Как справедливо отмечает К.Е. Колибаб, несмотря на внешнее сходство, в основе выдачи и передачи осужденных лежит принципиальное различие24.
Существуютотличия по основаниям возникновения взаимоотношений, составу субъектов,
Уголовно-процессуальное право
Уголовно-процессуальное право
целям и другим параметрам, которые в основном сводятся к следующему
1) передаче подлежит лицо, осужденное по законодательству иностранного государства, тогда как при экстрадиции речь идет о выдаче лица, заочно (in absentia) осужденного запрашивающим государством либо скрывшегося после осуждения с целью уклонения от отбывания наказания. Следовательно, передача осужденного осуществляется из государства вынесения приговора в государство, гражданином которого является передаваемое лицо, тогда как выдача осужденного осуществляется из государства, на территории которого оно находится, в государство, судом которого он осужден. Кроме того, если передача осужденного может быть осуществлена исключительно государству гражданства лица, то применительно к экстрадиции теоретически возможна доставка лица как в государство его гражданства, так и в любое другое государство, которое имеет собственный интерес в уголовном преследовании этого лица либо исполнении приговора, вынесенного его судебными органами, поэтому выдача не всегда касается гражданина запрашивающего государства, так как лицо может быть выдано любому государству, установившему в его отношении территориальную, персональную, реальную или универсальную юрисдикцию. Передача же всегда касается гражданина запрашивающего государства, то есть гражданина того государства, в которое для исполнения приговора запрашиваемого государства передается это лицо;
2) в отличие от передачи осужденных экстрадиция также применяется в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Анализ приведенных выше дефиниций позволяет сделать вывод о том, что экстрадиция и выдача не тождественные понятия, экстрадиция как межотраслевой институт включает в себя институт выдачи лиц для осуществления уголовного преследования и исполнения приговора и институт передачи лица для дальнейшего отбывания наказания.
Представляется целесообразным включение в ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодекс©) определений передачи и выдачи с целью их разграничения, так
как во многих публикациях выдача именуется передачей25.
Нами предлагается следующая формулировка: передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, - это самостоятельное направление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, в рамках которого осужденному предоставляется возможность отбывать наказание в стране гражданства или постоянного места жительства, что способствует более эффективному достижению целей уголовного наказания, а также соблюдению принципа гуманности.
Одним из основных направлений развития уголовно-исполнительной системы является развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года26. Предполагается расширение сотрудничества Российской Федерации в этой сфере. В целях совершенствования практического применения института передачи назовем основные проблемные вопросы, возникающие при реализации ее процедуры:
1) сокращение длительности сроков рассмотрения вопроса передачи с момента поступления соответствующегообращения до фактической передачи осужденного лица в государство его гражданства;
2) необходимость осуществления качественного перевода материалов на языки договаривающихся сторон;
3) снижение затрат времени на почтовую пересылку документов;
4) возможность направления запросов о представлении дополнительной информации.
Международное законодательство, которое регламентирует процесс передачи осужденных лиц, создает предпосылки для развития внутригосударственных нормативно-правовых актов.
Таким образом, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование правовой регламентации института передачи и расширение практики применения процедуры передачидля лиц, осужденных к лишению свободы, что способствует достижению целей уголовного наказания.
1 См.: Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничествапо линии Интерпола: утв. приказом МВД России № 786, Минюста России N° 310, ФСБ России N° 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 6 октября 2006 г. // Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит. власти. 2006. № 47.
2 См.: Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 13 октября2004 г. N° 1314 // СПС «КонсультантПлюо.
3 См., напр.: Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2006 г. № 89-о06-38; от 11 января 2006 г. № 53-о05-105 // СПС «КонсультантПлюо.
4 См.: ДжигарьА.И. Экстрадиция: терминологический аспект // Закон и право. 2008. № 6. С. 108.
5 См.: РешетневаТ.В. Экстрадиция полипатридов в российскомуголовном судопроизводстве проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2009. С. 90.
6 См.: СафаровН.А. Экстрадиция в международномуголовномправе: проблемы теории и практики. М., 2005; БойцовА.И. Выдача преступников СПб., 2004; ВасильевЮ.Г. Институтвыдачи преступников(экстрадиции) в современном международномправе: дис. ... канд. юрид. наук М., 2003 и др.
7 См.: Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 17.
8 Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики). Казань, 1976. С. 19-65.
9 См.: Смирнов М.И. Понятие и правовая природа выдачи (экстрадиции) // Прокурорская и следственная практика. 2006. № 3-4. С. 103.
10 См.: ИжнинаЛ.П. Соотношение терминов «правовая помощь по уголовнымделам», «экстрадиция» и «выдача преступников) в российском уголовном процессе // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 370.
11 См.: Дадынский Ф.М. Латинско-русский словарь к источникамримского права. М., 1998. С. 203, 534.
12 Наумов А.В. Практика применения Уголовногокодекса РоссийскойФедерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование/ под ред. Г.М. Резника М., 2005.
13 Комментарий к УголовномукодексуРоссийскойФедерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедеві М., 2005.
14 РомановА.К., Лысягин О.Б. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика // Право и политика 2005. № 3.
15 См.: Решетнева Т.В. Указ соч. С. 100.
16 См.: Строганова А.К. Указ соч. С. 17.
17 См.: ВолженкинаВ.М. Выдача в российскомуголовномпроцессе. М., 2002. С. 10.
18 См.: Уголовный процесс: учеб. для вузов / под ред. В.И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006; Уголовныйпроцесс: учебник/ под ред. В.П. Божьева М., 2006.
19 Бойцов А.И. Указ соч. С. 385.
20 Шурухнова Д.Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств(прав, законные интересы личности и их гарантии): дис. ... канд. юрид. наук М., 2001. С. 27.
21 Решетнева Т.В. Указ соч. С. 113.
22 См.: Абдрашитова Р.З. Международное сотрудничествов сфере уголовногосудопроизводства проблемы становления и дальнейшее развитие // Право и политика 2006. № 2.
23 См.: Смирнов М.И. Указ соч. С. 104.
24 См.: КолибабК.Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другие государства// Журн рос. права. 1999. № 5/6. С. 90.
25 См.: ГаленскаяЛ.Н. Международнаяборьба с преступностью М., 1972. С. 122; ТабалдиеваВ.Ш. Международное сотрудничествов сфере уголовного судопроизводстве! учеб. пособие. М.; Воронеж, 2004. С. 62; Карасева Е. В. Расследование отдельных видов преступлений в сфере экономики и международное сотрудничество по уголовнымделам. М., 2005. С. 83.
26 См.: О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
Уголовно-процессуальное право