Ю
Р
И
Д
И Ч
Е С К И Е
НАУКИ
УДК 340
А.В. Богачева
ЭКСТРАДИЦИЯ ЛИЦ ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
В основе исследуемой работы лежит рассмотрение вопросов и решение проблем международного сотрудничества сфере уголовного судопроизводства направленная на выдачу лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора в основе, которой находятся международная и внутригосударственная правовые системы, в рамках норм и принципов международного и национального права.
Ключевые слова: экстрадиция, международное сотрудничество, выдача лиц
В данной статье рассматривается отражение государственной политики в правовой системе страны в сфере борьбы с преступностью, а также взаимодействие с иностранными государствами в вопросах взаимодействия в выдачи лиц для уголовного преследования. Преступления международного характера обязывают государства имплементировать соответствующие нормы в свое национальное законодательство, а также принимать меры по предотвращению преступлений, посягающие на общественную и экономическую безопасность, свободу человека и здоровье населения.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - сфера достаточно широкая, охватывающая, в том числе, и борьбу с международными преступлениями (такими как преступления против мира, военные преступления, геноцида и выраженная агрессия, являющаяся начинкой революций) [1].
Среди прочего существует определенные принципы, характеризующее то, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если совершенное им деяние не является международным преступлением или преступлением международного характера. Формами такого взаимодействия являются заключение международных договоров - как двусторонних, так и многосторонних, а также сотрудничество в рамках универсальных и региональных международных организаций.
Рассмотрению главного вопроса по выдаче лиц для уголовного преследования и исполнения приговора раскрывается тем, что выдача преступников осуществляется государством на основе многосторонних и двусторонних соглашений. В большинстве регионов приняты соответствующие конвенции о взаимной
© Богачева А.В., 2019.
Научный руководитель: Гуджабидзе Георгий Автандилович - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2019. № 1-1(88)
ISSN 2223-4047
помощи: выдавать друг другу преступников, находящихся на их территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
В наибольшей степени усмотрение проявляется при осуществлении международной правовой помощи и выдаче на принципе взаимности. Не в соответствии с нормой договора или конвенции, а зависит от доброй воли соответствующего компетентного органа, наделенного законом полномочиями принимать такое решение (ч.2 ст 453, ч.2 ст 456 УПК РФ) [2].
Также от усмотрения компетентного органа зависит возможность применения законодательства иностранного государства на территории России, присутствие представителя запрашивающего органа при исполнении запроса (ч.2 ст. 457 УПК РФ). Согласно ст. 460 УПК РФ наша страна может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Основанием для этого будет являться наличие международного договора Российской Федерации с этим государством или подписанного Генеральным прокурором РФ письменного обязательства выдавать в будущем на основе взаимности этому государству лиц в соответствии с законами Российской Федерации [3].
Согласно Европейской конвенцией от 13 декабря 1957 года «О выдаче», отказ в выдаче лиц (экстрадиции) возможен в таких случаях, когда в правовом пространстве исследуемого региона наблюдаются риск несправедливого правосудия, факт назначения пожизненного лишения свободы и т.д. В результате к началу XXI в. значительно усложнилась выдача лиц, совершивших преступление, снизилась в целом и результативность применения данного института.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным
договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Распространенный во всем мире принцип действия уголовного закона в пространстве - это принцип гражданства, или национальный принцип [4]. Он заключается в том, что граждане Российской Федерации подчиняются российским законам, где бы они ни находились, в том числе и за границей. Поэтому они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве, по УК РФ. Совокупность перечисленных процедур свидетельствует о том, что выдача - довольно распространенный и наиболее урегулированный в правовом отношении вид международной помощи по уголовным делам. Ее природа многоаспектна. Во-первых, в выдаче всегда участвуют две заинтересованные стороны: запрашивающая и запрашиваемая. Во-вторых, деятельность, связанная с ее осуществлением, инициируется либо направлением запроса о выдаче, либо необходимостью его исполнения.
Статья 50 конституции РФ устанавливает, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление" - (лат. non bis in iddem). Поэтому УК РФ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности и осуждение за преступления, совершенные за границей, граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было. Еще одной отличительной особенностью по отношению к отечественной практике выдачи обладают представители европейской модели экстрадиции в вопросе понимания принципа совершенно. В основном, подобная позиция основывалась на том, что государство обязано удерживать своих граждан от нарушений интересов других государств. В развитие этой идеи указывалось: «Каждое государство имеет право наказывать только тогда, когда его интересы, защищаемые уголовным законом, нарушены. Государство, наказывая собственного гражданина, нарушающего интересы другого государства, не может гарантировать правовых интересов другой страны». Все же, с данной позицией нельзя согласиться, поскольку, как совершенно справедливо отмечено, выдача собственных граждан «противоречит принципу уважения территориального верховенства. В пределах своей территории государство осуществляет всю полноту власти...». Поэтому Россия (Российская Империя, РСФСР и Российская Федерация) традиционно придерживалась и придерживается позиции отказа в выдаче собственных граждан иностранным государствам для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Но данное действие и распространяется и в других странах ЕС.
Российская юридическая наука придерживается следующего правила: «Выдача лица, совершившего преступление, является суверенным правом государства, а не его обязанностью. Однако по сложившейся международно-правовой практике государство, отказавшее в выдаче, обязано осуществлять в отношении этого лица уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством за преступление, совершенное им на территории иностранного государства». В данной ситуации уголовное дело (в рамках взаимных требований государств по оказанию международной правовой помощи по уголовным
делам) направляется для проведения дальнейшего расследования компетентными органами соответствующего иностранного государства через Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Запрашиваемая сторона, отказавшая в выдаче, обязана принять окончательное процессуальное решение по уголовному в отношении не выданного лица, о чем письменно уведомить Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Аналогичные обязательства берет на себя и российская сторона [5].
Поэтому в борьбе, как с транснациональной, так и с внутригосударственной преступностью, основополагающее значение имеет целенаправленное взаимодействие всех стран мирового сообщества, поскольку, как верно отмечено, «без объединения усилий государств в области борьбы с преступностью многие преступления останутся безнаказанными».
Библиографический список
¡.Международное публичное право. С. 146.
2.Быкова Е.В. Пробельные вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
С. 22.
3.Пробельные вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Быкова Е.В, кандидат юр.наук Академии Генпрокуратуры РФ) с.22
4.по пр.ст. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства: проблемы и возможные пути их решения: монография / под общ.и науч. ред. проф. В.А. Семенцова. - М.: Юрлитинформ.
5. Мирошниченко Ю.Г., Погожева О.В. ШОС: перспективы развития сотрудничества в сфере безопасности и проблемы их воплощения // Аллея науки. 2016. №4. С. 594-601.
6.Н.В. Несмачная. - Экстрадиция лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговор, как одна из форм международного сотрудничества
БОГАЧЕВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Байкальский государственный университет, Россия.