УДК 618.33-099:661-07:616.71-091-053.1-092.9
Н. В. Грань, Н. Н. Гозорунова, А. Н. Бессмертный
морфоМетрический метод оценки влияния
химических веществ на формирование костной системы плода
Донецкий медицинский институт
Одним из критериев оценки тератогенного действия химических веществ при гигиеническом регламентировании их в окружающей среде может служить нарушение процессов оссификации плода.
При исследовании фетотоксичности сулемы, двуйодистой ртути, смеси солей и окислов ртути, хлорной меди, бариевого, марганец-цинкового и никель-цинкового оксиферов нами выявлено не-доокостенение затылочной кости черепа эмбриона. Этот признак является наиболее ранним и стабильным показателем при оценке тератогенного действия изученных химических веществ.
В этой связи изучение других костей скелета эмбриона нецелесообразно, что в значительной степени сокращает объем исследований и ускоряет изучение биологического действия ксенобиотиков по показателям эмбриотоксического и тератогенного эффектов.
Техника исследования заключается в следующем.
После окрашивания скелета плода по общепринятой методике эмбрион помещают на предметный столик стереомикроскопа МБС-9 таким об-
разом, чтобы плоскость затылочной кости была параллельна поверхности предметного столика микроскопа. При увеличении в 16 раз с помощью окулярной сетки определяют площадь точек окостенения боковых частей затылочной кости. Подсчитывают количество точек пересечения линий сетки, приходящихся на окостеневшие участки, в 3—5 различных полях затылочной кости черепа плода и определяют среднее количество точек. Площадь окостенения затылочной кости (в квадратных миллиметрах) вычисляют путем умножения цены деления окулярной сетки на количество зафиксированных точек оссификации.
Исследования тератогенного действия хлорида меди показали, что площади окостенения затылочной кости черепа эмбриона при воздействии концентрацйй 0,02 и 0,008 мг/м3 соответственно равны 3,54±0,48 и 4,09±0,32 мм2 (в контроле 6,42±0,33 мм2; Р<0,05). Подпороговая концентрация хлорида меди по тератогенному эффекту составляет 0,003 мг/м3, так как при действии данной концентрации не отмечено изменения площади окостенения по сравнению с контролем (5,83± ±0,22 мм2; Р>0,05).
Поступила 31.01.86
УДК 613.032.4:547.281]:622.41
М. И. Дементьева, И. П. Каграманян, В. Н. Богдашева
экспрессные методы для контроля рудничного воздуха на содержание микроконцентраций альдегидов
Центральная научно-исследовательская лаборатория военизированных горноспасательных частей Министерства цветной металлургии СССР, Свердловск
Развитие горнорудного производства связано с ростом интенсивности технологических процессов и увеличением количества и производительности горнотранспортных машин. В свою очередь с увеличением масштабов внедрения в отрасли самоходных машин с дизельным приводом резко возрастает необходимость контроля рудничной атмосферы за содержанием отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Несмотря на меры, принимаемые для снижения содержания токсичных компонентов в выхлопе двигателей при эксплуатации дизельных машин, вредные вещества отработавших газов поступают в рудничную атмосферу в концентрациях, опасных для здоровья работающих. К числу таких веществ относятся альдегиды (акролеин, фор-
мальдегид, ацетальдегид), которые по токсичности являются одним из основных загрязнителей воздуха при работе ДВС. Предельно допустимая концентрация (ПДК) акролеина 0,2 мг/м3, формальдегида 0,5 мг/м3, а допустимый уровень выделения их в отработавших газах в пересчете на акролеин 0,001 % по объему [1]. Вместе с тем экспрессные методы определения малых концентраций альдегидов в воздухе отсутствуют.
В настоящее время известны индикаторные трубки на акролеин производства японской фирмы «Ritagewa» с пределами измерения от 0,005 до 2,5%. Нижний предел измерения в 100 раз превышает ПДК. Для формальдегида известны индикаторные трубки фирмы «Дрегер» (ФРГ), у которых нижний предел определения 2 мг/м3,
и НРБ с нижним пределом 0,5 мг/м3 [3]. Попытки создания экспрессных методов определения альдегидов на основе индикаторных трубок описаны также в отечественной литературе [4]. Однако описанный способ определения акролеина обладает недостаточной чувствительностью и селективностью. Он позволяет определять акролеин при его содержании от 1 мг/м3 и выше. Недостатком этого способа является также необходимость нагревать индикаторную трубку до 80 °С с целью проявления окрашенного слоя. Это условие делает невозможным его применение при анализе воздуха карьеров и шахт.
В связи с вышеизложенным нами проведена разработка составов для индикаторных трубок для экспресс-определения акролеина и формальдегида в рудничном воздухе [2]. В основе предложенных методов определения альдегидов лежит реакция образования азокрасителей при их взаимодействии с диазотированной сульфанило-вой кислотой, в результате которой образуется интенсивно окрашенный в желтый цвет краситель.
Для создания линейно-колористического метода эта реакция была перенесена на твердый носитель, силикагель КСК. Сложность осуществления этой реакции на силикагеле состоит в том, что диазотированная сульфаниловая кислота (ДСК) — соединение не стойкое, быстро распадающееся при хранении. Поэтому реактив ДСК необходимо получать на силикагеле непосредственно перед определением акролеина. Для этого сульфаниловая кислота, нанесенная на силикагель, обрабатывается (диазотируется) окислами азота непосредственно перед отбором пробы с помощью специального диазотирующего патрона. Патрон представляет собой запаянную стеклянную трубку, содержащую два слоя силикагеля. Один пропитан раствором нитрита натрия, другой — уксусной кислотой. При протягивании воздуха через такой патрон выделяются пары НЫОг, которые вступают в реакцию с сульфаниловой кислотой с образованием продуктов диазотирова-ния.
При просасывании исследуемого воздуха, содержащего акролеин, через активированный окислами азота слой индикаторного порошка последний окрашивается в желтый цвет. Длина окрашенного слоя зависит от содержания акролеина в воздухе. Чувствительность индикаторной трубки на акролеин 0,1 мг/м3, интервал измеряемых концентраций 0,2—2 мг/м3.
Для получения реактивного порошка на формальдегид реакцию диазотирования проводили в растворе, прибавляя к раствору сульфаниловой кислоты минеральную кислоту и эквивалентное количество ЫаЫ02. Реакция протекает при избытке минеральной кислоты, поэтому можно предположить, что в растворе присутствуют различные соли диазония. Полученным реактивным раствором пропитывается силикагель, который высуши-
Зависимость длины окрашенного слоя от содержания альдегидов в пробе воздуха
Показатель
Альдегид
Формальдегид
Содержание в воздухе,
мг/м3 0,1 0,25
Длина окрашенного слоя индикаторной трубки, мм
Акролеин
Содержание в воздухе, мг/м3
Длина окрашенного слоя индикаторной трубки, мм
0,2 2
0,4 4
0,5 10
0,5 6
1.0 15
1,0 10
1,5 20
2,0 14 ГА
вается при температуре 60—80 °С. Высушенный индикаторный порошок используется для заполнения индикаторных трубок. При протягивании воздуха, содержащего формальдегид, индикаторный порошок взаимодействует с последним, окрашиваясь в яркий фиолетовый цвет. Содержание формальдегида определяется по длине окрашенного слоя. Чувствительность индикаторного порошка на формальдегид составляет 0,05 мг/м3, интервал измеряемых концентраций — 0,1 — 1,5 мг/м3.
Разработанные индикаторные трубки позволяют определять содержание акролеина и формальдегида непосредственно на рабочих местах. Время определения не превышает 5 мин. Определению акролеина не мешают оксиды азота, углерода, формальдегид и другие альдегиды. Мешают определению аммиак и хлористый водород. Для отбора проб используется меховой аспиратор АМ-5. Объем исследуемой пробы равен 1000±50 см3, время просасывания 100 см3 воздуха через индикаторную трубку составляет не более 20 с. Срок хранения индикаторных трубок в запаянном состоянии не менее 12 мес.
На точность измерения по методу определения длины окрашенного слоя влияют контрастность развивающейся окраски и степень изменения длины. При анализе воздуха на содержание формальдегида окраска индикаторного порошка переходит из светло-кремовой в ярко-сиреневую, а при отборе проб на акролеин — из белой в желто-оранжевую. Окраска развивается быстро, в течение 3—5 мин. Границы окрашенного слоя четки, без «хвостов», особенно в трубке на формальдегид.
Зависимость длины окрашенного слоя от содержания альдегидов (акролеина и формальдегида) в исследуемом воздухе приведена в таблице.
Погрешность определения содержания альдегидов экспрессными методами оценивалась определением акролеина и формальдегида в повероч-ногазовых смесях, которые параллельно контролировались колориметрическими методами. Со-
гласно разработанным техническим характеристикам индикаторных трубок, предел допускаемой относительной погрешности определения составляет не более 25 %.
Литература
1. Беспамятное Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. — Л., 1985.
2. Каграманнн И. П., Клочковский С. Н., Богдашова В. Н. и др. Способ определения акролеина в воздухе. — А. с. 1043493 (СССР).
3. Научные работы нн-тов охраны труда ВЦСПС. — М., 1975.
4. Перегуд Е. А., Быховскап М. С., Гернет Е. В. Быстрые методы определения вредных веществ в воздухе. — М., 1970.
Поступила 14.04.86
Обзоры
УДК 614.777:574.632+628.191: [627.1:579
Ю. В. Новиков, Л. А. Виноградова, Л. Г. Царева, М. М. Сайфутдинов
характер изменений индикаторной, условно-
патогенной, патогенной микрофлоры при антропогенном воздействии и его значимость в оценке условий водопользования населения
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
При решении вопросов гигиенической оценки качества воды водоемов в условиях антропогенной нагрузки важно учитывать данные о поведении индикаторной, потенциально патогенной и патогенной микрофлоры в биоценозе, ее качественный состав и количественное содержание в воде.
Загрязнение окружающей среды нарушило ход микробиологических процессов, протекающих в ^водных объектах, изменило свойства и состав микрофлоры. По сведениям отечественных и зарубежных авторов [1, 3, 9—13, 19, 36, 40, 46, 47], отдельные группы микроорганизмов имеют неодинаковую видовую устойчивость к различным органическим и неорганическим веществам, под воздействием которых изменяется их соотношение в водных объектах. При рассмотрении микробиосферы с позиций эволюции паразитизма отчетливо выявляется последовательность развития у сапрофитов той или иной выраженности паразитарных свойств при количественном уменьшении видов сапрофитных микробов. Появилась новая нозологическая единица — потенциально патогенные микробы, способные вызывать заболевания у людей вследствие изменения условий существования, в частности под влиянием антропогенных факторов окружающей среды и нарушения пищевого режима. Повышение уровня потенциала патогенности вызывает необходимость их изучения при гигиенической оценке условий водопользования населения. Изучение микробиоценоза водоемов с учетом конкретных ситуаций в регионах должно носить комплексный характер.
В литературе описаны случаи проникновения в водопроводную сеть патогенной и потенциально патогенной микрофлоры при нормальных величинах индексов кишечной палочки [45, 49]. При анализе этиологических факторов водных эпидемий установлено, что наряду с классическими возбудителями, вызывающими водные эпидемии, важную роль стали играть потенциально патогенные микробы [49]. Показано, что среди названных выше заболеваний более 50 % составляют нерасшифрованные гастроэнтериты, а 40 % инфекций вызваны сальмонеллами, шигеллами и энтеропатогенными кишечными палочками. Имеются также случаи заболеваний, вызванных клебсиеллами, протеями, псевдомонадами, в первую очередь псевдомонас эругиноза. Отмечается, что возникновению водных эпидемий, вызванных потенциально патогенной микрофлорой, способствуют также факторы, снижающие резистентность желудочно-кишечного тракта организма. Воздействие этих факторов обусловливает снижение инфицирующей дозы, укорочение инкубационного периода, утяжеление клинической картины заболевания и возможность летального исхода.
Известно, что питьевая вода по сравнению с пищевыми продуктами содержит меньшую дозу инфекционного начала и токсинов, к тому же она быстрее эвакуируется из желудка. Однако вода ослабляет действие кислотного барьера, разбавляя желудочный сок. С водой токсины чаще попадают в организм, легче всасываются из кишечника в кровь, что создает условия для проявления феномена суммации воздействия подпорогэ-