Научная статья на тему 'Экспрессия фермента дейодиназы в опухолевой ткани рака яичника'

Экспрессия фермента дейодиназы в опухолевой ткани рака яичника Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Глушаков Р.И., Соболев И.В., Сулин К.А., Котив Б.Н., Тапильская Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспрессия фермента дейодиназы в опухолевой ткани рака яичника»

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

Результаты. По данным канцер-регистра в 2011—2015 гг. ХКМ в Беларуси наиболее часто диагностировалась в Минской области (24,1%). В других регионах число выявленных пациенток колебалось от 1 (3,4%) до 5 (17,2%). Максимальное количество заболевших (8 женщин) было зарегистрировано в 2013 г. Наиболее часто опухоль встречалась у больных в возрасте 20—29 лет (31,0%). В 20,7% случаев ХКМ была обнаружена у женщин постменопаузаль-ного периода (50—54 года). За указанный срок наблюдения у пациенток старше 55 лет хориокарцинома диагностирована не была. Грубый интенсивный показатель заболеваемости в Беларуси варьировал в 2011—2015 гг. от 0,06 о/оооо до 0,07 о/оооо, достигая максимума (0,11 о/оооо) в 2013 г. Наибольшая повозрастная заболеваемость отмечена у женщин в 25—29 лет (0,38о/оооо) и 30—34 года (0,28о/оооо). В постменопаузе (50—54 года) показатель заболеваемости варьировал по годам от 0,13 о/оооо до 0,27 о/оооо. В течение 5 лет наблюдений от прогрессирования ХКМ умерла только одна пациентка (3,4%), что практически не сказалось на величине грубого интенсивного показателя смертности, который в исследуемой группе был равен 0 о/оооо. Кумулятивный показатель 5-летней скорректированной выживаемости составил 95,7%. В течение года после проведенной терапии по поводу хориокарциномы матки в онкологических диспансерах Беларуси наблюдались 190 женщин, в течение 5 лет и более — 164 пациентки.

Из 27 больных 2-ой группы I стадия злокачественного процесса была выявлена у 15 (55,6%) женщин, II — 2 (7,4%), III — 7 (25,9%), IV — 3 (11,1%). До начала лечения у пациенток были обнаружены метастазы в легких (25,9%), в яичниках (7,45), влагалище (11,1%) и брыжейке тонкой кишки (3,7%). Максимальное число заболевших в г. Минске выявлено в 1981 — 1990 гг. (29,6%) и в 2001—2010 гг. (33,3%). Специальное лечение получали 26 пациенток (96,2%). В 38,5% случаев проводились курсы олихимиотерапии, в 50,0% — операция в объеме гистерэктомии I типа с двухсторонней сальпингооофорэктомией и полихимиотерапия, в 11,5% — лучевое лечение и полихимиотерапия. Общая 5- и 10-летняя выживаемость составила 92,6%. После завершения лечения в процессе длительного наблюдения у 5 женщин (20,0%), пролеченных по поводу ХКМ, был обнаружен метахронный рак: через 8 лет — рак желудка (4,0%), 9, 11 и 38 лет — адено-карцинома молочной железы (12,0%), через 24 года — остео-саркома плечевой кости (4,0%).

Заключение. В результате проведенного исследования установлено, что:

• заболеваемость хориокарциномой матки в Беларуси в 2011—2015 гг. у женщин различных возрастных групп варьировала от 0,07 о/оооо до 0,11 о/оооо, достигая максимума в 25—29 лет (0,38 о/оооо), а грубый интенсивный показатель смертности практически был равен 0 о/оооо;

• в 25,2% случаев ХКМ в Беларуси встречается у женщин в возрасте старше 45 лет;

• используемые в Беларуси методы специальной терапии ХКМ приводят к высокому показателю 5-летней выживаемости (95,7%), но не всегда позволяют сохранить детородную функцию;

• через 8—38 лет после лечения у 20,0% больных возникают метахронные злокачественные опухоли в молочной железе, желудке и костях.

Прогностическая модель развития серозной карциномы яичника высокой степени

злокачественности на основании исследования клеточного состава эпителия слизистой оболочки маточной трубы

А. В. Асатурова', Л. В. Адамян', Н. И. Кондриков1 Место работы: 'ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова» Минздрава России (Москва) e-mail: velikova@yandex.ru

Цель. Исследование возможности диагностики серозной карциномы яичника высокой степени злокачественности (СКЯВСЗ) с помощью оценки количества секреторных клеток (пролиферации секреторных клеток, (secretory cells expancion, SCE) и разрастания секреторных клеток (secretory cells outgrowth SCOUT) в зависимости от возраста пациенток. Материалы и методы. 287 пациенток с доброкачественной внеяичниковой патологией (n=70), серозными циста-деномами/цистаденофиброми яичника (n=75), серозными пограничными опухолями яичника (n=73) и СКЯВСЗ (n=69). Исследованы 287 маточных труб (3—4 фрагмента фимбри-ального отдела) морфологическим, иммуногистохимичсеким (маркеры PAX2 и bcl2) и статистическим (критерии Краскела-Уоллиса, Манна-Уитни, метод парной линейной регрессии с оценкой тесноты корреляционной связи по коэффициенту Пирсона, метод дискриминантного анализа). Результаты. Для SCE и SCOUT была выявлена утрата экспрессии PAX2 и усиленная экспрессияЬ^2. Количество ПСК и РСК, выявленные с помощью световой микроскопии и иммуногистохимического окрашивания достоверно не различалось (p>0,05). Увеличение SCE и SCOUT с возрастом было отмечено для всех исследуемых патологий (p<0,001), хотя количество SCE во всех группах было выше, чем количество SCOUT и корреляция между возрастом и количеством для SCE была сильнее, чем для SCOUT (коэффициент Пирсона 0,86 и 0,35 соответственно).

При сравнении групп пациенток с различными патологиями было выявлено, что количество SCE и SCOUT в группе пациенток с СКЯВСЗ было значительно выше, чем в остальных группах (p<0,001). Разработана прогностическая формула СКЯВСЗ=0,22*SCE+0,055*SCOUT-0,068*ВОЗРАСТ+0,72). При значении функции СКЯВСЗ более 1,663 женщина относилась к группе высокого риска серозных карцином яичника, при значении функции менее 1,663 — относилась к группе низкого риска. Для избегания ложноотрицательных результатов возрастной порог для применения данной формулы предложено считать равным 47 годам.

Заключение. В результате полученных данных мы делаем вывод о том, что возраст является важным независимым фактором риска развития СКЯВСЗ. Кроме того, в качестве изолированного маркера SCE обладает большей эффективностью, чем SCOUT, однако, наибольшей эффективностью обладает совместная оценка SCE, SCOUT и возраста пациенток, что и было продемонстрировано в настоящем исследовании с помощью предложенной прогностической формулы. Общий процент верно классифицированных по предложенной формуле исходных наблюдений (диагностическая эффективность) составил 98,2%.

Экспрессия фермента дейодиназы в опухолевой ткани рака яичника

Р.И. Глушаков', И. В. Соболев2, К. А. Сулин', Б.Н. Котив', Н. И. Тапильская3

Место работы: 'Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Санкт-Петербург; 2Санкт-Петербург-

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

ский КНПЦ СВМТ (онкологический), Санкт-Петербург; 3Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет МЗ РФ, Санкт-Петербург; e-mail: tapnatalia@yandex.ru

Доказано, что за счет влияния на ангиогенез и пролиферацию системный гипертиреоз является фактором риска возникновения злокачественных образований (ЗО), а также независимым фактором риска неблагоприятного течения ЗО. Данные эффекты развиваются, в основном, за счет высоких концентраций тироксина и/или реверсивного трийодтиронина. Однако локальная гиперпродукция данных метаболитов может развиваться при нарушении соотношения дейодиназ, превращающих тироксин в прямой или реверсивный трийодтиронин. Цель. Изучить корреляционные взаимоотношения между экспрессией различных типов дейодиназ в опухолевой ткани рака яичника (РЯ) и продолжительностью безрецидивного периода (БРП) у пациенток со ЗО яичника эпителиальной природы.

Материалы и методы. В исследование включено 48 больных РЯ (серозная аденокарцинома) IIIC (T3CNXM0) стадии заболевания, получивших первичное хирургическое лечение в объеме оптимальной циторедукции и 6 циклов комбинированной химиотерапии по схеме таксол/карбоплатин, у всех пациенток эффект от лечения расценен как полный ответ. Уровень тиреотропного гормона, выполненный до начала хирургического лечения, у всех пациенток был в пределах референсных значений. Контроль рецидива заболевания начинал проводиться через 3 месяца от окончания специального лечения и далее проводился в 1 раз в 28—32 дня с определением уровня опухоль-ассоциированного маркера СА-125 и выполнением трансвагинального УЗИ. Рецидивная болезнь подтверждалась при проведении диагностической лапароскопии с выполнением биопсии опухоли. По продолжительности БРП все пациентки были разделены на 2 группы: I группа — БРП от 3-х до 6-ти месяцев (n=22, медиана 4,5 месяцев), II группа — БРП от 9 до 19 месяцев (n=26, медиана 15,6 месяцев). Проводилось изучение экспрессии дейодиназ 1 (DIO1), 2 (DIO2) и 3 (DIO3) типов в материалах первичной опухоли, полученной при первичном хирургическом лечении. Проводку гистологического материала осуществляли по стандартной методике, экспрессия определялась с использованием соответствующих антител: anti-DIO1 (производитель Thermofisher), anti-DIO2 (производитель Abcam), anti-DIO3 (производитель Abcam). Определение уровней экспрессии искомых антигенов производился по удельному весу клеток, позитивных в иммуногистохи-мической реакции. Статистический анализ включал в себя оценку среднего значения признака со стандартной ошибкой среднего, для оценки межгрупповых различий использовали парный Ud — критерий (Вилкоксона). Результаты. Уровни экспрессии DIO1, DIO2, DIO3 составили 5,7±4,2% и 16,6±3,4% (р<0,05), 12,2±4,0% и 8,6±3,1%, 17,7±3,7% и 9,6±2,8% (р<0,05) у пациенток I и II группы соответственно.

Выводы. Таким образом, при раннем рецидиве РЯ отмечалось снижение экспрессии дейодиназы I типа и увеличение экспрессии дейодиназы III типа, что возможно, приводит к увеличению локальной гиперпродукции реверсивного трий-одтиронина, реализующего свои проканцерогенные эффекты.

Результаты применения нового режима внутриполостной брахитерапии при РТМ

Л.Ш. Усманова', О. А. Кравец', О. В. Козлов', А.А. Белова'

Место работы: 'РОНЦ им. Н. Н. Блохина МЗ РФ e-mail: mila220567@mail.ru

Цель. Оценка ранних лучевых повреждений у пациенток РТМ при брахитерапии после операции.

Материалы и методы. В отделении радиохирургии РОНЦ брахитерапия после операции в самостоятельном варианте выполнена 27 пациентам за период с февраля по июнь 2017 года. Из них Ы стадия наблюдалась у 21, te стадия у 6 пациентов. Высокодифференцированная аденокарцинома была у 6, умереннодифференцированная у 17, низкодиф-ференцированная у 1 и разной степени дифференцировки у 3 пациенток. Возраст до 60 лет — 14, от 60 до 70 включительно — 10, старше 70 лет — 3 пациента. Для проведения брахитерапии был использован цилиндрический аппликатор с различными диаметрами 3 см у 9, 3,5 см у 17 и 4 см у 1 пациентки. Длина облучения влагалищной трубки у всех пациенток составила 5 см. Задание дозы происходило на точку на расстоянии 0,5 см от поверхности аппликатора. До февраля 2017 года использовался режим 5 фракций по 5,5 Гр, через день, однако затем мы изменили предписанную дозу. Разовая доза нового режима составила 7 Гр за фракцию, 3 фракции с интервалом 3 раза в неделю. Радиобиологические расчеты с использованием линейно-квадратичной модели показали уменьшение контроля опухоли и вероятности поздних лучевых повреждений в случае нового режима. Результаты. После проведения 3х фракций (СД 21 Гр) все пациенты осмотрены в зеркалах. Ни у одного пациента не наблюдалось лучевой реакции со стороны слизистой влагалища, она оставалась розовой, без признаков гиперемии и радиоэпителиита. Со стороны критических органов так же не было субъективных признаков проявления цистита или ректита, несмотря на то, что у 7 пациенток в анамнезе был хронический цистит, а у 10 — хронический геморрой. Заключение. Результаты исследования показывают, что если брахитерапия пациентам с РТМ проводится в самостоятельном варианте, то увеличение разовой дозы до 7 Гр и уменьшение количества фракций до 3 не ведет к появлению ранних лучевых реакций, но уменьшает время лечения.

Роль различных методов в лечении рака шейки матки I стадии

Н. Н. Пищик'

Место работы: 'Гродненская областная клиническая больница

e-mail: pnn77@mail.ru

Цель. Оценить эффективность различных методов лечения пациенток, страдающих раком шейки матки I стадии. Материалы и методы. 3 158 пациенток, страдающих раком шейки матки I стадии, по данным Белорусского канцер регистра. Оценка выживаемости в зависимости от метода лечения с использованием программы R system. Результаты. Показатель 5-летней общей наблюдаемой выживаемости (ОНВ) у пациенток, страдающих раком шейки матки (РШМ) I стадии, оказался равен 86,6% (95% [85,3— 87,9]) (p<0,0001). Гистерэктомия 2 типа (ГЭ2) применена у 20,8%, комбинация гистерэктомии 2 типа с химиолучевм лечением (ГЭ2) — у 19,2%, комбинация гистерэктомии 3 типа с химиолучевм лечением (ГЭ3) — у 18,3% женщин. Лучевой и химиолучевой методы использовали реже: сочетан-ная лучевая терапия (СЛТ) — в 18,6%, станционная лучевая терапия (ДЛТ) — в 6,6% наблюдений. У небольшого числа пациенток имели место органосохранное лечение (ОСО) — 4,2%, гистерэктомия 3 типа (ГЭ3) — 8% и контактная лучевая

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.