социальные реалии контентно детерминируются, эмоционально дифференцируются и интерпретируются в интеракции.
Важным является также непосредственно деятельностный аспект изучения иностранного языка в соответствии с ранее рассмотренными критериями и уровнями социального взаимодействия. Так, предлагаемые к разрешению проблемные ситуации на иностранном языке заставляют проявлять неадаптивную и адаптивную активность; в ролевых ситуациях проигрывается разное ролевое поведение при разных социальных экспектациях речевых партнеров; решение коммуникативных задач настраивает на продуктивную деятельность и на результат. Проектная же деятельность при обучении иностранному языку закладывает основы креативно-преобразующей деятельности. «На уроке иностранного языка мы занимаемся строительством нового образа мира или, по крайней мере, внесением необходимых коррективов в имеющийся у нас старый» [4: 340]. «Язык рассматривается как инструмент, позволяющий человеку лучше ориентироваться в окружающем его мире; с его помощью можно создавать новые мировые модели и новое мировое знание» [1: 20].
литература
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2000. 88 с.
2. Данилова С.В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 180 с.
4. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж, 2001. 82 с.
5. Нещадим И.О. Иноязычная подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение, 1988. 279 с.
7. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 240 с.
8. Яшина М.Е. Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006.
The forming of the positive social relations experience for students: criteria, levels and means
There is given the copyright definition of the phenomenon “social relations”. There are suggested the criteria for measuring the social interaction according to: individually differentiated characteristics of social relations subjects, social position, and social competence and so on. There are described three basic levels of social interaction: high, middle and low. The maximum attraction of a foreign language influence is shown.
Key words: social relations, social expectations, social interaction, social competence, foreign language.
е.н. берёзкина
(Воронеж)
экспрессивное поведение дирижера как цель его профессиональной подготовки
Представлены краткое описание основных положений, полученных в результате исследования (трактовка понятия «экспрессивное поведение», структура, функции и содержание экспрессивного поведения дирижера), а также авторское определение понятия «экспрессивное поведение дирижера».
Ключевые слова: экспрессивное поведение, дирижер, пластический образ.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Художественное образование» с профилем 540705 «Музыкальное искусство» сформулирован социальный заказ на профессиональную дирижерскую подготовку бакалавра, что обусловило проведение научного исследования в этой области. Методологическим обоснованием идеи формирования экс-
© Берёзкина E.H., 2009
прессивного поведения дирижера явились феноменологический и системный подходы, теории поведения, деятельности, исполнительской деятельности, дирижирования.
Феноменологический подход предполагает выяснение сути рассматриваемого явления, определение постигаемой при помощи чувств эмпирической данности как истока построения теоретической конструкции (Э. Гуссерль). В связи с этим была выявлена сущность центральных в исследовании понятий «экспрессия», «экспрессивное поведение». В современной филологии (семантика) экспрессия трактуется как проявление, выражение чувств, переживаний, как выразительность. Следует заметить, что «проявление» предполагает естественность, непреднамеренность, случайность обнаружения чего-либо. В этой связи необходимо обратить внимание на мнение В.А. Лабунской, которая рассматривает экспрессию не только как проявление внутренних состояний, но и как предъявление собственных психических состояний, отношений, переживаний [6].
Экспрессивное поведение рассматривается как определенным образом организованная деятельность, спонтанно или осознанно передающая информацию об интенсивности психических процессов, скрытых психологических состояниях, особенностях личности и выступающая в качестве средства общения (А.А. Бодалев, В.А. Ла-бунская, С.Л. Рубинштейн и др.).
С позиций системного подхода (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов) экспрессивное поведение может быть рассмотрено как система взаимосвязанных компонентов, которая, в свою очередь, является частью системы более высокого уровня - процесса общения. Как компонент процесса общения, экспрессивное поведение выполняет следующие функции:
1) дополнения к вербальному общению (объяснение, усиление эмоциональной насыщенности и пр.) [1; 9];
2) замещения вербальных средств общения - в качестве более эффективного и экономного средства, чем речь [3; 5];
3) организации обратной связи [1];
4) поддержки всего акта общения и регулирования межличностных отношений [2; 6].
Структура экспрессивного поведения включает два взаимосвязанных компонента: внутренний и внешний. Внутренний компонент носит содержательный характер и включает интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. В основе интеллектуальной составляющей лежат мыслительные процессы (размышление, понимание, самопознание и др.), которые выполняют детерминирующую функцию в экспрессивном поведении человека и обеспечивают его значительную вариативность [9]. Основу эмоциональной составляющей представляют проявления чувств и отношений, которые обеспечивают эмоциональный контакт между людьми и являются, по сути, содержанием экспрессивного поведения [10; 7]. В основе волевой составляющей лежат процессы саморегуляции, контроля, самоконтроля и др., выполняющие регулирующую функцию в экспрессивном поведении и обеспечивающие усиление эмоционального воздействия и, при необходимости, маскировку или максимальное выражение внутреннего состояния человека [7; 6].
Структуру внешнего, формообразующего компонента составляет комплекс внешних средств, с помощью которых транслируются внутренние изменяющиеся психологические состояния человека, связанные с его отношением к окружающей действительности. К этим средствам относятся:
1) кинесика, или зрительно воспринимаемые компоненты экспрессивного поведения (мимика, взгляд, жест, поза);
2) просодика, или интонационноритмические характеристики голоса (высота, длительность, сила звука, ударения, тембр голоса);
3) такесика, или прикосновения (рукопожатия, поцелуи, поглаживания) [6].
Экспрессивное поведение является средством создания определенного целостного образа человека, поэтому выступает одним из важных факторов успешного осуществления публичных видов деятельности - педагогической, политической, юридической и пр. (А.А. Бодалев, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, Б.Д. Парыгин, В.А. Соснин и др.).
Особое значение экспрессивное поведение приобретает в исполнительском искусстве (театр, танец, дирижирование), где оно является необходимым профессио-
нальным средством, особенно в искусстве «невербальных жанров»: пантомиме, танце, немом кино и др. (Ю.Н. Емельянов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).
Необходимо отметить, что особенности того или иного вида искусства определяют специфику используемых невербальных средств. Экспрессивное поведение дирижера обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой дирижерского исполнительства. Дирижирование имеет следующие общие для всех видов музыкального искусства характеристики.
Деятельность музыканта-исполнителя направлена на художественное воплощение авторского замысла при воссоздании (исполнении) музыкального произведения с целью донесения его идейно-образного содержания до слушателя. Постижение авторского замысла, выступающего в качестве объективного начала, предполагает его интерпретацию, т.е. субъективное личностное прочтение и понимание. Механизм воссоздания музыкального произведения имеет сложный характер: на основе прочтения нотного текста создается субъективное музыкальное сообщение (произведение), которое декодируется в чувственные образы и содержательные идеи; созданный субъективный музыкальный образ (мысленная модель музыкального звучания) воплощается с помощью музыкального инструмента (или голоса).
Главные специфические особенности дирижерского исполнительства проявляются в следующем. Во-первых, дирижерским инструментом является музыкальный коллектив (хор, оркестр), поэтому основная задача дирижера заключается в организации совместной деятельности, которая реализуется в процессе общения руководителя и коллектива [4]. Общение, таким образом, является и особенностью, и необходимым условием осуществления дирижерской деятельности.
Во-вторых, исторически сложилось, что общение дирижера с коллективом носит преимущественно невербальный характер, т.к. во время музыкального звучания использование речевых средств общения затруднено, нецелесообразно и мешает восприятию произведения. Поэтому дирижеры на практике пользуются языком пантомимы [8]. Этим определяется и отличие
механизма исполнения дирижером музыкального произведения: мысленная модель звучания декодируется в пластический (зрительный) образ, который информирует коллектив музыкантов. Музыкальные образы, внутренне слышимые дирижером, становятся видимыми для хора или оркестра через дирижерский жест, мимику, взгляд. Возникающий пластический образ вызывает у исполнителей сльшание, соответствующее дирижерскому. Другими словами, дирижер предъявляет музыкантам свое понимание идейно-образного содержания, замысла исполняемого музыкального произведения невербальными средствами. Эти средства являются экспрессивными на том основании, что с их помощью передается информация эмоционально-волевого и личностного характера и осуществляется процесс общения.
Таким образом, специфические особенности экспрессивного поведения дирижера заключаются в следующем:
1) это преднамеренное предъявление внутренних психологических состояний через внешнее воплощение;
2) внутренние психологические состояния, предъявляемые дирижером, определяются не столько собственным психологическим состоянием, сколько содержанием музыки, ее образной сферой;
3) основным средством передачи дирижером своих намерений служит кинесика -жест, мимика, взгляд, поза;
4) экспрессивное поведение дирижера - главное, а во время концертного исполнения - единственное средство общения с коллективом.
Структуру экспрессивного поведения дирижера составляют внутренний содержательный и внешний формообразующий компоненты. В условиях исполнительской деятельности внутренний компонент связан с процессом постижения (понимания и переживания) композиторского замысла, а внешний компонент - с созданием пластического образа, воплощающего этот замысел (Л. Гинзбург, В.Л. Живов, К.К. Иванов, С.А. Казачков, К.П. Кондра-шин, И.А. Мусин, Ш. Мюнш, К.А. Оль-хов, Б.Э. Хайкин и др.).
Во внутреннем содержательном компоненте экспрессивного поведения дирижера можно выделить следующие составляющие:
- интеллектуальную, связанную с процессом понимания содержания произведения, осознания его идеи, выраженной в музыкальном образе; созданием мысленной модели музыкального звучания, которая является основой пластического образа дирижера;
- эмоциональную, связанную с процессом непрерывного проживания-переживания каждого момента развития музыкального образа произведения и характеризующуюся частой переменчивостью эмоциональных состояний, настроений, чувств;
- волевую, связанную с психологическим воздействием на коллектив, процессом регулирования собственного поведения при постижении-принятии содержания музыки и маскировке нежелательных психологических состояний, которые могут осложнить процесс исполнения (страх, боязнь сцены, волнение, раздражительность и пр.).
Внешний формообразующий компонент экспрессивного поведения дирижера связан с созданием пластического образа произведения и включает совокупность элементов кинесики, т.е. выразительные движения мимики, жестикуляции и позы. При помощи этих средств дирижер делает видимым развертывание музыкальной ткани произведения, «передает характер звучания, выражает самые тонкие оттенки внутренней экспрессии» [4: 122].
Пластический образ дирижера, являясь средством информирования музыкантов, одновременно выполняет две функции:
1) регулятивную, направленную на организацию совместных действий исполнителей - одновременность вступлений и завершения исполнения, соразмеренность агогики и динамики, идентичность звуко-извлечения и пр.;
2) эмотивную, связанную с психологическим воздействием на коллектив; в психологическом воздействии можно выделить два пласта - содержательного (развитие художественного образа, драматургии произведения) и личностного (поддержка, одобрение, предупреждение, требование) характера.
Успех исполнения во многом зависит от убедительности внешнего воплощения дирижером различных красок обширной
палитры человеческих переживаний, которые находят отражение в художественном образе музыкального произведения.
Таким образом, экспрессивное поведение дирижера - это профессионально обусловленная деятельность по созданию пластического образа как проявления внутреннего психологического состояния, обусловленного идейно-образным содержанием исполняемого музыкального произведения, с целью передачи исполнителям информации регулятивного и эмотивного характера.
литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
2. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. 191 с.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 168 с.
4. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 272 с.
5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
6. Лабунская в.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
8. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979. 217 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
10. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 48 с.
Expressive behaviour of an orchestra conductor as the aim of professional education
There are briefly described some basic statements as the results of the research (the concept “expressive behaviour”, its structure, functions and content) alongside with the copyright definition “expressive behaviour of an orchestra conductor”.
Key words: expressive behaviour, conductor, plastic image.