Научная статья на тему 'Экспресс-имитационная модель оценки значимости государственного регулирования процесса персонального финансового планирования'

Экспресс-имитационная модель оценки значимости государственного регулирования процесса персонального финансового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕШЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ВЕКТОРНАЯ СЕТКА / МАТРИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумовская Е.А.

В работе представлено исследование персонального финансового планирования (ПФП) и оценка значимости государственного регулирования, прямо и опосредованно оказывающего влияние на процесс принятия диспозитивных финансовых решений. Специфику исследования определяет ряд факторов, оказывающих влияние на принятие персональных финансовых решений (ПФР). В этой связи традиционные методы анализа могут не дать результатов относительно взаимовлияния между элементами ПФП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разумовская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспресс-имитационная модель оценки значимости государственного регулирования процесса персонального финансового планирования»

14 (317) - 2013

финансовыйанализ

УДК 330.564.2

ЭКСПРЕСС-ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПЕРСОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Е. А. РАЗУМОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Е-mail: rasumovskaya. pochta@gmail. com Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

В работе представлено исследование персонального финансового планирования (ПФП) и оценка значимости государственного регулирования, прямо и опосредованно оказывающего влияние на процесс принятия диспозитивных финансовых решений. Специфику исследования определяет ряд факторов, оказывающих влияние на принятие персональных финансовых решений (ПФР). В этой связи традиционные методы анализа могут не дать результатов относительно взаимовлияния между элементами ПФП.

Ключевые слова: персональное финансовое планирование, государственное регулирование, решение, когнитивная векторная сетка, матричное моделирование.

Многоаспектность экспресс-имитационного подхода обеспечивает возможность представления персонального финансового планирования (ПФП) как системы финансовых отношений, формируемых на основе экономических, социальных, политических, этических и физиологических норм жизнедеятельности человека. Основной задачей использования в работе такого подхода является исследование релевантных черт персонального финансового планирования и оценка значимости его

элементов, прямо и опосредованно оказывающих влияние на сам процесс ПФП и на его результат -принятие самостоятельного финансового решения персоной.

Специфику исследования определяет сложность количественного измерения значений ряда факторов, оказывающих влияние на принятие персональных финансовых решений (ПФР). Таких, в частности, как ожидания, потребительские предпочтения, а также выраженный изменчивый характер финансовых решений, их непрозрачность с позиций мотивации и другие.

Выраженный индивидуальный характер персонального финансового планирования определяется широким спектром различий между людьми: уникальными способностями, разным владением ресурсами, средой проживания, условиями воспитания, образованием, возрастом, состоянием здоровья, привычками и рядом других. Поэтому традиционные методы анализа ПФП могут не дать результатов относительно принципов формирования персональных финансовых решений.

По мнению автора, преодолению этой проблемы послужит применение математико-эврис-тических методов моделирования, в частности

имитационный подход с помощью когнитивных векторов. Этот метод позволит выявить наличие или отсутствие влияния не только одного показателя на другой с оценкой силы этого влияния. Существенным преимуществом предлагаемого метода является возможность одновременного установления множественного и взаимного влияния между исследуемыми показателями. Корреляционный анализ в данном случае не вполне подходит, поскольку в исследуемом множестве не выделен какой-то один показатель, который можно было бы принять за исходный. Модельная имитация предполагает установление односторонних и взаимных связей с наделением их первичной силой влияния на основе прогнозирования. Таким образом, влияния между показателями образуют некую совокупность, в которой не определены последовательности влияний и результирующие значения показателей.

Следует отметить, что имитационная модель имеет определенные недостатки. Во-первых, это довольно слабая универсальность инструментария -практически невозможно в полной мере применить готовую персональную модель к другому лицу. Для преодоления этого недостатка автор предлагает на начальном этапе исследования осуществить обобщение показателей. Во-вторых, частично, как следствие предыдущего недостатка, существенная трудоемкость подготовительных работ. В данных условиях решением проблем является, с одной стороны, применение имитации, а с другой - экспресс-анализа. Это позволит, очевидно, достичь более быстрых результатов, разумеется, с некоторой потерей точности проводимых расчетов, по сравнению с использованием единственно имитационного моделирования [3].

Применение в настоящей работе имитационного моделирования к анализу значимости государственного регулирования процесса ПФП основано на использовании когнитивного метода и рассматривается как экспресс-имитационное моделирование. Построение когнитивной векторной сетки (КВС) позволяет установить взаимосвязь между трудно исчисляемыми индивидуальными факторами, которыми мотивируется персона в процессе персонального финансового планирования и влиянием государства на этот процесс. Система взаимосвязанных отношений между указанными факторами дает возможность перейти к формированию определенного понимания их персональной финансовой значимости и подверженности госу-

дарственному регулированию. Следует отметить, что векторные связи, в отличие от метода теории графов, показывают направленность связей, что выявляет источники влияния и показатели, на которые оно направлено. Построение КВС можно рассматривать как процесс последовательного выстраивания взаимосвязей между элементами ПФП, определяющими принятие персональных финансовых решений на основе алгоритма ПФП для достижения персональных финансовых целей (ПФЦ). Учитывая динамичный характер персональных финансовых решений и компонентную неоднородность ПФЦ, представляется важным структурирование процесса ПФП и выявление взаимосвязи между элементами (или факторами), этот процесс определяющими. Взаимосвязанные элементы ПФП и их комбинации подчинены персональным финансовым целям, но подвержены регулирующему влиянию со стороны государства. Совокупность целей в свою очередь определяется направлениями персонального финансового планирования. Таким образом, процессы движения денежных средств населения начинаются и замыкаются определением совокупности элементов, обеспечивающих удовлетворение потребностей персоны, причем эти процессы испытывают внешнее регулирование.

Применение когнитивного метода для анализа процессов ПФП допустимо и обосновано, поскольку он позволяет анализировать процесс персонального финансового планирования с учетом его динамического характера. Когнитивную векторную сетку следует рассматривать как персональную картину, которая создается в результате активных действий персоны в процессе ее жизнедеятельности и может иметь вариативные координаты. Автор считает, что векторная сетка позволит определить значимость отдельных воспринимаемых персоной факторов для принятия дискреционного персонального решения. Построение КВС раскрывает последовательность алгоритма ПФП. Благодаря этому персона получает, хранит и использует информацию, необходимую для постановки и достижения персональных финансовых целей.

Когнитивный метод опирается на исследование системы убеждений людей, сложившейся в их сознании в результате становления личности и характера, воспитания, обучения, наблюдений и размышлений об окружающем мире [6]. На основе этой системы люди ставят себе персональные финансовые цели и принимают решения, в том числе денежного харак-

32

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

тера. Это решения о том, как следует действовать в той или иной ситуации, распоряжаясь имеющимися средствами, с тем чтобы избежать финансового диссонанса и обеспечить свои потребности. Последовательность действий направлена на достижение персональных финансовых целей и складывается из следующих позиций алгоритма:

- постановка персональных финансовых целей;

- ранжирование финансовых целей по степени их приоритетности для конкретного периода жизни человека, носящее цикличный характер;

- формирование плана действий, направленного на достижение сформулированных целей;

- принятие финансовых решений об источнике финансирования поставленных целей, имеющихся ограниченных ресурсов;

- регулярный мониторинг актуальности целей и принятых персональных финансовых решений;

- пересмотр персональных финансовых планов, в случае если их реализация не принесла ожидаемого результата.

Подходы к анализу процессов ПФП и к определению их значимости в системе финансовых отношений легли в основу экспресс-имитационного исследования. Использование экспресс-имитационного моделирования когнитивным методом открывает целый ряд возможностей, в частности выявление направленности и силы влияния одного элемента персонального финансового планирования на другой. Кроме того, в данном случае преодолевается сложность перехода от абстрактных оценок совокупного влияния элементов ПФП между собой к определенным прогнозным значениям.

Реализация алгоритма экспресс-имитационной модели построением когнитивной векторной сетки требует соблюдения последовательности его этапов, что обеспечивает требования финансовой надежности по принятым критериям и дает основания полагать, что конструкция будет экономически целесообразной и жизнеспособной. Последовательность этапов формирует алгоритм модели. Каждый этап имеет промежуточные результаты, которые дают основания формулировать выявляемые тенденции в динамике элементов ПФП и степени их значимости в общей совокупности.

Исходным условием для построения когнитивной векторной сетки следует считать выявление множества факторов и условий, прямо и опосредованно оказывающих влияние на процесс персо-

нального финансового планирования. На данном этапе исследования закладывается количественное и качественное многообразие результирующих воздействий на процесс ПФП на основе рационального распоряжения финансовыми ресурсами. Формирование спектра существенных обстоятельств для принятия персональных финансовых решений позволяет выработать системный подход к оценке значимости входящих в него показателей и определить целесообразность выборки (эти показатели являются элементами персонального финансового планирования, а также мотивирующими к принятию персональных финансовых решений факторами).

Результатом подготовительного этапа должна стать выработка перечня факторов, которыми мотивируется персона при принятии ПФР и их расположение на когнитивной векторной сетке. Совокупность всех таких факторов следует разделить на внутренние, такие как потребительские предпочтения, ожидания, привычки, расходы, величина сбережений. К внешним факторам можно отнести уровень цен и процентных ставок, налоговую политику, трансферты и другие. Разделение этих показателей в целостной системе персонального финансового планирования представлено на рис. 1.

Совокупность элементов, взаимовлияющих друг на друга и мотивирующих людей к принятию персональных финансовых решений, на рис. 1 изображена в произвольном порядке. Ряд факторов, таких как семейное положение, наличие детей, наличие имущества, гендерный признак, перспективы карьерного роста и другие, автор считает менее связанными с теми, которые нашли отражение на рис. 11. Таким образом, для каждого показателя определены множества, которые оказывают на него влияние. Выявление влияния между каждой парой показателей может осуществляться на основании логических соображений, теоретических воззрений и экспертных оценок.

На следующем этапе когнитивного анализа следует установить взаимосвязи между включенными в нее факторами. Графически КВС изображается в виде векторов от одного фактора к другому (рис. 2).

1 Автор использует английский язык для обозначений элементов КВС из соображений интернациональности некоторых из них (доход, сбережения, потребление, процентные ставки, государственные закупки, трансферты) и для единообразия с остальными элементами. Кроме того, в русском языке слова и их сокращения значительно длиннее, что затрудняет их перенесение в матрицы и рисунки.

Inc R(i) TR Pp tax

Рис. 1. Совокупность элементов ПФП: G - государственные закупки; Inc - доход;

R(i) - процентные ставки; TR - трансферты; Pp - уровень цен; tax - налоги;

Cfin - потребительские расходы; needs - потребности; habits - привычки; PFT - персональные финансовые цели; ed - уровень образования; w - ожидания потребителей; health - состояние здоровья; age - возраст; S - сбережения

health

age

ed

т1 ytt

Inc

A M м

TR

RFT

M AAAA

J f ^ \ '

Cfin

мм

G

k

Pp

/Uk >kk

\f\t\r\r \r

S

needs

habits

w <-.

tax

R(i)

Рис. 2. Векторная сетка взаимосвязей между элементами ПФП (обозначения элементов - см. рис. 1)

Множество векторов означает наличие значительного числа взаимообусловленных связей между элементами, т. е. существенным взаимовлиянием между ними. Для дальнейшего анализа крайне важным является выявление направленности связей, т. е. исходных позиций влияния и целевых. Поскольку направленность векторных связей от одних факторов к другим последовательна, то она формирует цепи векторного влияния. Цепной характер влияния свойственен в большей степени для опосредованного влияния между факторами.

Значимым результатом этапа установления взаимосвязей и их направленности между указанными на векторной сетке позициями является выявление исходных элементов влияния. К таковым автор относит те элементы, которые оказывают влияние на другие. Исходящее влияние от первых носит диверсифицированный характер, поскольку его направления рассеянно распространены. Показателями с исходящим влиянием в настоящем исследовании выступают: процентная ставка R(i), государственные закупки G, трансферты TR и налоги tax. Они оказы-

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРАттгсхА

вают прямое и опосредованное влияние практически на все показатели, которые можно считать в данном контексте целевыми или регулируемыми.

Последовательно проследим алгоритм влияния показателей с исходным влиянием на регулируемые показатели (рис. 3).

Подробное изучение содержания цепей влияния позволяет сделать вывод о последовательно-опосредованном его характере. Очевидно, что источником цепного влияния выступает государство, а конечной целью - потребление. Иначе говоря, регулирование по направлениям «налоги», «государственные закупки», «трансферты», «цены» и «процентные ставки» в конечном счете отражаются по рассмотренным цепочкам через величину дохода и сбережений на потребительских расходах населения.

Государственное регулирование персонального финансового планирования неизбирательно, поскольку у государства сконцентрированы финансовые рычаги и наличествует законодательная база для эффективного осуществления регулятивных функций. Государственное регулирование представляется совокупностью механизмов, входящей в систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленными на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование экономики в ряде случаев необходимо, поскольку обеспечивает финансовые вливания в объемах, которыми не располагает частный сектор. Кроме того, оно нивелирует социальные, экологические и другие проблемы и компенсирует неспособность рынка удовлетворить потребности населения в общественных благах [1]. Государственное регулирование, реализуясь посредством налогообложения, государственных заказов, инвестиций и субсидий, выступает стабилизатором рыночных условий. Целью государственного регулирования экономики является, главным образом, достижение экономической и социальной стабильности в обществе. Все прочие цели можно считать

опосредованными и конкретными, поскольку они направлены на достижение главной.

Подробное рассмотрение предложенных цепей влияния (см. рис. 3) позволяет вскрыть аспекты и направления влияния государственного регулирования на принимаемые и реализуемые населением персональные финансовые решения.

В частности, регулирование процентных ставок направлено на коррекцию ряда позиций, среди которых важное место занимает сдерживание инфляции или стимулирование инвестиционной активности в экономике. В отношении населения такое регулирование следует считать опосредованным, поскольку в первую очередь оно сказывается на доходе, а затем на его составляющих: рост ставок делает менее доступными кредиты и более привлекательными депозиты, в связи с чем стимулируется принятие финансовых решений в пользу накопления средств, а не текущего потребления. В таких условиях персона получает возможность увеличить свой доход за счет капитализации процентов от размещенных на депозите средств, одновременно в определенной степени сокращая потребительские расходы (в данном случае речь не идет об автономной составляющей расходов).

Ожидания относительно дальнейшего роста процентных ставок могут вызвать пересмотр персональных финансовых целей и повлиять на будущие потребности персоны.

В случае расширения трансфертных выплат и роста государственных закупок оказывается вли-

Рис. 3. Цепи влияния элементов ПФП на персональные потребительские расходы (обозначения элементов - см. рис. 1)

яние на постановку и реализацию персональных финансовых целей посредством роста доходов населения. Это в свою очередь вызывает увеличение потребительских расходов. Для России актуальными являются индексации пенсий, стипендий и пособий, которые призваны сохранять потребительский эквивалент трансфертных выплат. Кроме того, значительная часть населения, в частности пенсионеры, свои расходы строят исходя из пенсий как из единственного источника дохода, они существенным образом зависят от принимаемых государством решений в этой области.

Аналогичным образом характеризуется влияние налоговой политики на потребительские расходы населения. Поскольку увеличение налоговой нагрузки влечет за собой определенное сокращение располагаемого дохода, то это отрицательно сказывается на величине сбережений и сокращает персональное потребление. Обратная связь также существенна. Снижение налогового бремени позволяет увеличить потребительские расходы и долю сбережений в возросшем доходе. Такое влияние налогов на потребление и накопления в экономической науке носит название встроенных стабилизаторов, оно характерно в большей степени для стран, использующих прогрессивные налоговые системы. В отечественных условиях стабилизирующая функция налогов не

столь очевидна, но имеет место при применении

~ ~ 2 пропорциональной налоговой шкалы2.

Еще одним значимым выводом, следующим из установления взаимосвязи между регулируемыми элементами и элементами - генераторами влияния, следует считать выявление центров притяжения влияния (ЦПВ) - это наиболее регулируемые позиции, на которые направлено государственное регулирование. Центры притяжения влияния следует считать целевыми параметрами, поскольку они являются центрами конечного регулирования (влияния) и индикативными показателями для всей экономики (в частности потребительская активность служит ключевым индикатором для ряда развитых экономик). К ЦПВ автор обоснованно относит:

- персональные финансовые цели и потребности

людей;

- доходы населения;

- величину потребительских расходов и сбережений.

2 В большей степени стабилизационная функция относится к налогу на доходы физических лиц, поскольку речь в настоящем исследовании идет о персональных финансах.

Дальнейший анализ связей между элементами персонального финансового планирования происходит на основе построения несимметричных матриц смежности на основе построенной когнитивной векторной сетки.

Преобразованная в несимметричную матрицу смежности когнитивная векторная сетка позволяет подтвердить наличие влияния между рассматриваемыми элементами. Матричный подход дает возможность провести дальнейшую математическую обработку данных, характеризующих связи между представленными элементами (рис. 4).

Устройство матрицы таково, что по горизонтали и по вертикали расположены одни и те же показатели в одинаковой последовательности. При этом те из них, что расположены по горизонтали, рассматриваются как определяющие влияние, т. е. оценивается влияние горизонтально расположенного показателя при возрастании его числового значения на каждый расположенный вертикально.

Оценка степени значимости установленных связей на когнитивной векторной сетке реализуется в рамках модели экспресс-имитации. Представленная матрица является конечной, она отражает полученные в ходе всех преобразований результаты, обозначенные символами Ж11, Ж12 и Ж13. Манипуляции с элементами матрицы состоят из нескольких последовательных этапов. Между элементами матрицы устанавливается сила влияния через предложенную автором шкалу значений в диапазоне от - 1,4 до 1,4 в соответствии с экспертными оценками. Отрицательные значения означают, что между элементами матрицы существует обратная связь: рост значения одного вызывает снижение значения другого. Далее, суммируем значения элементов по столбцам - получаем значение Ж11. Затем транспонируем матрицу, с тем чтобы оценить взаимное влияние элементов, осуществляем умножение элементов в столбцах на значение Ж11, опять суммируем новые значения по столбцам и получаем Жп. Для получения Ж13 проводим аналогичные преобразования.

Причинно-следственные связи между элементами ПФП формируют контуры, которые автор предлагает рассматривать как циклы влияния. Один цикл означает, что после изменения исходного элемента - инициируемого государством изменения в бюджетной или денежно-кредитной политике, происходят изменения регулируемых элементов: доходов, сбережений, потребительских расходов и др. По истечении определенного времени инициированное влияние может ослабевать и затухать. Однако

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

S I Pp Cfn tax TR G R(i) needs PFT age health ed habits w

S 8,52 117,66 -0,1 10,42 0 0 -18,29 1,49 ±0,68 0 0 38,12 0 ±11,73

I -27 248,6 0 36,29 0 0 29,23 0 0 0 -15,84 96,59 0 0

Pp 0 -11,2 -0,19 -22,64 0 0 -22,1 0 0 0 0 0 0 30,17

Cfn -0,14 -0,06 -1,06 -0,13 0 0 -0,12 0,01 ±0,01 0 0 -0,34 0 ±0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tax 0 -6,34 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

TR 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

G 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

R(i) 0 0 ±98 -0,08 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

needs 0,48 -0,2 0 0 0 0 0 0 ±0,02 0 0 -1,45 0 0

PFT 1,71 -0,76 -13,28 0,01 -1,68 0 0 -2,05 ±0,2 0 1,1 -6,71 0 ±1,72

age 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

health 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ed -19,06 0 0 0 0 0 0 0 0 -1,12 0 0 0 0

habits 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

w 0 0 45,68 0 0 0 0 7,05 0 0 0 0 0 0

Wn 3,1 7,2 -6,13 -0,03 -4,67 3,08 3,48 -3,73 -0,12 -0,5 -5,01 2 5,59 0 1,43

W12 -3,41 1,51 -26,56 0,02 -4,2 0 0 -4,1 -0,4 -0,2 0 -2,2 11,18 0 -3,44

W13 -44,01 -10,04 397,6 -0,36 22,26 0 0 -6,27 1,5 -1,12 0 -14,74 126,21 0 30,17

Рис. 4. Когнитивная векторная сетка, преобразованная в матрицу смежности

так бывает не всегда: ряд государственных инициатив способны вызвать усиливающиеся со временем изменения, такие как рост цен, долговременное снижение потребительской активности, возникшие вследствие изменений в налоговом законодательстве или денежно-кредитном регулировании.

Спецификой контурных взаимосвязей между элементами когнитивной векторной сетки является возможность формирования двух вариантов контуров: замкнутые и незамкнутые. В первом случае инициированный цикл замыкается, т. е. его ответные изменения вызывают очередную реакцию исходных элементов. Например, если применение стимулирующей денежно-кредитной политики вызывает раскручивание инфляционного механизма, то, чтобы сдержать рост цен, власти могут принять меры ограничительного характера.

Когда речь идет о незамкнутых контурах, то имеет место нивелирование эффекта, наступившего

в результате изменений исходных элементов. В частности, примером может служить увеличение пенсий. Поскольку величина, на которую происходит такое увеличение, незначительна, то снижение эффекта от него происходит ожидаемо - вследствие роста цен на потребительские товары. В данном случае, если не происходит роста налогового бремени, увеличение пенсий не вызывает реакций со стороны прочих элементов в рассматриваемой системе.

Далее, следуя логике анализа, происходит расширение возможностей качественного анализа в отношении совокупности связей, отражаемой когнитивной векторной сеткой. Избранный подход представляется автору наиболее перспективным, поскольку позволяет выявить значимость влияния между исследуемыми элементами ПФП. Опуская ряд технических деталей исследования, подробнее остановимся на анализе центров притяжения влияния. Как было отмечено, все они подвержены

влиянию со стороны налогов tax, государственных закупок G, трансфертов TR, процентных ставок R(i) и цен Pp. Относительно расширения государственных закупок в экономике и увеличения трансфертных выплат вывод, очевидно, другой: они инициированы государством, но сами не испытывают внешнего влияния.

Проведенное исследование отражает влияние между элементами ПФП и выявляет направленность этого влияния. При этом не испытывают воздействия со стороны совокупности представленных элементов позиции TR и G. Таким образом, исходные элементы, характеризующие государственное регулирование, сами не подвергаются влиянию. Такой вывод, однако, справедлив в условиях отсутствия возможных эффектов от предшествующего регулирования и только в краткосрочном временном интервале.

Оценка качества результатов любого исследования является его неотъемлемой частью. К экономическим расчетам это относится в полной мере. Учет погрешностей вычислений при решении целого ряда задач разного масштаба, от бизнес-планирования до макроэкономического прогнозирования, позволяет избежать ошибок, которые могут иметь место на разных этапах. Автор считает обоснованным использование следующих показателей качества для оценки результатов проведенного исследования:

- средний квадрат ошибки прогноза, т. е. дисперсию - расхождение, но не между наблюдением и средним значением выборки, а между экспертным прогнозным значением показателя и его фактическим значением;

- индексные значения среднеквадратических отклонений прогнозных значений. Следует отметить, что в настоящем исследовании в роли прогнозных значений выступают экспертные оценки показателей, отражаемые на когнитивной векторной сетке и в матрицах смеж-ности3. В определенной степени их можно считать прогнозными. Относительно фактических значений следует отметить, что они не были задействованы в силу характера его цели. Однако при наличии необходимости не составит труда осуществить настоящий расчет для технического подтверждения достоверности результатов. Проведение оценки качества экспресс-имитационной модели позволит говорить о значимости полученных результатов

3 На более поздних этапах исследования, чем представленный его фрагмент.

исследования и степени влияния государственного регулирования на процесс персонального финансового планирования.

Использование матричного моделирования дает возможность исчисления степени влияния одних элементов ПФП на все другие. Эти оценки являются накопленными балльными результатами исследуемых показателей. Накопленный результат по каждому столбцу матрицы обозначен Ж11. Проведение нескольких циклов расчетов позволяет получить несколько (например три) результатов, обозначенных соответственно, Ж11, Ж12 и Ж13. Полученные значения представляют несомненный интерес, поскольку носят комбинаторный характер. Они включают результат того влияния, которое оказывают одни элементы матрицы на другие, и одновременно того, которое сами испытывают. В результате проведенных манипуляций появилась возможность сопоставления полученных значений Ж11, Ж12 и Ж13 (рис. 5).

Перенесение полученных результатов в графическую плоскость дает возможность проследить динамику значений Ж11, Ж12 и Ж13. Ломаные линии показывают характер произошедших при расчете Ж11, Ж12 и Ж13 изменений по каждому значению показателей. Как видно, наибольшему изменению оказались подвержены значения Ж13. Это объясняется проведением преобразований в рамках матрицы.

Снижение значения показателя влияния государственных расходов может рассматриваться как неэффективная политика в данном направлении. Роль государства в регулировании отечественной экономики продолжает в значительной степени характеризоваться существенными трансфертными расходами4. Продолжение реализации политики, построенной на покровительственных принципах регулирования экономики, не приведет, очевидно, к желаемому результату. Эффективность предполагает пересмотр существующей системы государственного регулирования в пользу долгосрочного, а не текущего финансирования.

Усиление влияния цен и денежно-кредитной политики, а также сохранение значимости фискальной политики на рассматриваемые элементы персонального финансового планирования свидетельствуют о необходимости более целесообразного регулирования экономики. Роль ожиданий в контексте дан-

4 Примером может служить очередное повышение пенсий с 01.02.2013 по всем категориям от 665 до 430 руб. Такое повышение призвано, очевидно, компенсировать рост потребительских цен 2012 г.

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ it ЪР/ГКЖЪХА

W

471 470

130 171

31 30

11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7

-18 -19 -20 -21 -22 -23 -24 -25 -26 -27 -28 -29 -30 -31 -32

Рис. 5. Динамика значений накопленных оценок значимости взаимовлияния между элементами ПФП

C tax "О" W11

G

R(i) needs RFT ■ W12 "

habits

ного исследования предсказуемо велика, поскольку население России весьма чувствительно реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры в стране. Снижение значимости доходов и в меньшей степени сбережений объясняется высокой приспособляемостью людей к негативным изменениям. Потребительские расходы, имея незначительные абсолютные значения, остаются фактором, сохраняющим определенное влияние на ПФП. Его невысокая значимость определяется существенной долей автономных расходов в общей

age htalth 13 W13

величине потребления. Поэтому лица, имеющие небольшой доход, расходуют большую его часть на обслуживающие затраты, которые менее значимы с точки зрения формирования ПФЦ и стимулирования экономики.

Весьма информативно выглядят полученные результаты по итогам проведения всех расчетов. Следует обратить внимание на выявленные изменения значений показателей по основным позициям. Сопоставление модульных значений W11, W12 и W13 позволяет анализировать прогнозные изменения во

взаимовлиянии между элементами персонального финансового планирования.

Как видно из рис. 5, существенно усилили свое влияние цены, уровень образования, состояние здоровья, налоговая политика, доходы и ожидания населения, а также величина сбережений. Персональные финансовые цели, будучи комплексным показателем, увеличили свою значимость за все этапы преобразований в наибольшей степени. Меньше прочих возросла значимость денежно-кредитного регулирования. Разброс значений и Жц имеет интервал от 14,9 до 1,5 раза. Одновременно государственные закупки и трансферты продолжают демонстрировать нулевую эффективность.

Учитывая, что исследуемые показатели принимают расчетные значения через определенный временной интервал (использование расчетов через избранные временные интервалы является частью моделирования), представляется вероятной возможность подобных изменений в результатах. В частности, доходы, сбережения, динамика цен, ожидания, уровень образования и налоги являются перманентными показателями. Их влияние на персональные финансы пролонгировано во времени, и межвременные лаги в исследовании играют одну из ключевых ролей. Поскольку люди, распоряжаясь своими средствами и планируя расходы, опираются на различные перспективные интервалы, формирование персональных финансовых целей происходит под разнозначным влиянием перечисленных факторов.

Нулевые значения влияния показателей G и ТЯ определяются как краткосрочным эффектом, характерным для трансфертных платежей, используемых на текущее потребление, так и их относительно небольшим объемом в структуре дохода. В значительной степени это относится к трансфертам, индексация которых слабо существенна для персоны.

Процентные ставки, применительно к российским условиям, предсказуемо теряют значимость, потому что большинство населения использует относительно краткосрочное кредитование как инструмент персонального финансового планирования, за исключением ипотеки. В этой связи заемщики получают возможность приспосабливаться к динамичности условий кредитования.

Состояние здоровья, будучи нефинансовым показателем, имеет, вполне оправданно, существенное значение в процессах персонального финансового планирования. Это объясняется тем, что, опираясь на физические возможности, люди принимают уси-

лия в отношении тех или иных мероприятий: род занятий, карьерный рост, интенсивность работы и пр. Все перечисленные усилия направляются на получение большего дохода, способного обеспечить больший объем потребления в перспективе.

Однако не стоит полагать, что в данном случае нет потенциальной возможности для иной динамики элементов, кроме положительного роста их значений. Сохранение направленности силы влияния между показателями оставляет определенную вероятность того, что немодульные значения Ж11, Ж12 и Ж13 могут как сокращаться, так и расти. Так, например, наблюдаем противоположные по направленности изменения значений по позициям 1пс, R (г), Pp и w. Кроме того, позиции О и ТЯ полностью утратили балльную значимость в результате моделирования.

При построении когнитивной векторной сетки и проведении матричного анализа сила влияния между факторами оценивалась автором с позиции ситуации, существующей в настоящее время. Первичное изменение силы взаимосвязей по истечении условного периода устанавливалось исходя из теоретических предположений, экспертных оценок и логики.

Для большей убедительности полученных результатов может проводиться проверка их значимости путем внесения ряда изменений, на основе которых могут быть даны адаптивные прогнозные значения в отношении интересующих исследователя позиций. Кроме того, для изменения или уточнения направления исследования перечень исходных показателей может быть расширен или сужен. Аналогично можно поступить относительно интервалов анализа. Полученные в ходе анализа результаты, как и всякие экспертные оценки, имеют некоторые неоднозначности и неопределенности. В таком случае определяют разброс полученных результатов при различных значениях оценок в пределах вероятностного диапазона их изменений.

Применение экспресс-имитационного сценария построением когнитивной векторной сетки и несимметричных матриц смежности обеспечивает наглядную картину, посредством которой становится возможным получение данных о взаимосвязи и взаимовлиянии между элементами ПФП. Стали очевидны регулируемые элементы, характеризующие уровень жизни населения, степень удовлетворенности людей условиями проживания и элементы, непосредственно и опосредованно влияющие на них. Поскольку последние формируют механизмы государственной социально-экономической полити-

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

ки, то обоснованным будет заключение о значимости государственного регулирования персональных финансов и аспектов, связанных с принятием персональных финансовых решений.

Автор допускает, что реализованный сценарный подход существенно отличается от традиционно используемых в рамках когнитивного анализа, однако считает его жизнеспособным и наиболее информативным в данном исследовании.

Выявленные результаты позволяют считать основным регулятором процессов персонального финансового планирования государство, реализующее налоговую, бюджетную и денежно-кредитную политику и формирующее условия для принятия ПФР5. Государственное регулирование в отношении доходов населения, в частности осуществление государственных закупок и трансфертов, как показало исследование, совершенно не чувствительно к волатильности прочих элементов персонального финансового планирования. В первую очередь это означает, что такое регулирование является однонаправленным и не имеет обратной связи.

Во-вторых, такой вывод открывает широкие перспективы в анализе значимости персональных финансов и процессов ПФП в социально-экономических отношениях в обществе, которое состоит в выявлении характера, специфики и причин влияния на потребительские расходы С^гп, сбережения S, персональные финансовые цели РРТ и доходы 1пс государственного регулирования.

В-третьих, существенную роль в подверженности персонального финансового планирования внешнему влиянию играют его внутренние параметры: персональные финансовые цели, возраст, уровень образования, ожидания и состояние здоровья людей. Очевидно, что в значительной степени персональное финансовое планирование испытывает влияние со стороны индивидуальных предпочтений.

Полученные результаты закрепляют мнение автора о существенности государственного регулирования процессов, сопряженных с персональным финансовым планированием, поскольку именно в руках государства находятся инструменты, способные обес-

5 Безусловно, автор рассматривает не все аспекты и направления влияния, которое оказывает государство на экономику и общество, в частности не показано влияние процентных ставок на величину денежной массы, выплат пособий на уровень занятости и пр., так как эти аспекты находятся за пределами настоящего исследования.

печить широкомасштабные преобразования в сфере стимулирования эффективного развития экономики через регулирование персональных финансов.

Государственное регулирование выступает важнейшим фактором экономического развития. Рынок не всегда служит хорошим арбитром при осуществлении выбора общества, особенно когда речь идет о процедурах, позволяющих манипулировать сферами производства и распределения [2]. Качество госрегулирования оценивается международными рейтинговыми агентствами, крупнейшими банками, неправительственными агентствами и бизнес-изданиями. Одним из наиболее весомых в этой области по праву считается Всемирный банк, эксперты которого ранжируют страны исходя из наличия в них следующих позиций:

- учета мнения населения и подотчетности государственных органов;

- политической стабильности и отсутствия насилия;

- эффективности работы правительства;

- качества законодательства;

- верховенства закона;

- борьбы с коррупцией [5].

Автором поддерживается мнение специалистов в части необходимости и обоснованности государственного регулирования экономики по широкому спектру направлений, среди которых наиболее значимыми являются мнение населения и эффективность работы правительства. Несколько пространные формулировки этих направлений регулирования включают в себя множество конкретных параметров. Главными из них выступают финансово-экономические:

- уровень дохода и жизни;

- доступность жилья;

- незыблемость института частной собственности;

- прозрачность налоговой системы;

- эффективность денежно-кредитного регулирования и др.

Совокупность перечисленных позиций, которые регулируются государством, в конечном счете призвана закрепить за ним роль гаранта, в рыночных условиях обеспечивающего конкурентный уровень качества жизни в России. При этом следует учитывать не допускающий исключений и обязательный режим государственного регулирования, который не может быть применим к перечисленным позициям непосредственно.

Опираясь на полученные результаты, следует охарактеризовать государственное регулирование персонального финансового планирования как совокупность мер, формирующих механизмы с существенным потенциалом, способным обеспечить реальную поддержку конечного потребления. Конечное потребление в свою очередь выступает в роли фактора, стимулирующего на макроуровне экономический рост, а на микроуровне - удовлетворение потребностей отдельных людей. Достаточно значимым аспектом, который определяет принципы и направления государственного регулирования персонального финансового планирования и одновременно выявляет критерии эффективности усилий государственных мер в данном направлении, является оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти [4]. В соответствии с общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Указом Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 утверждены «Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и «Перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [4].

К числу индивидуальных показателей, которые призваны оценить эффективность работы властей, относятся:

- ожидаемая продолжительность жизни людей при рождении;

- численность населения и ее динамика;

- оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями;

- объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

- среднегодовой уровень безработицы;

- реальные располагаемые денежные доходы населения;

- удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда;

- доля лиц, получивших высшее образование;

- показатели смертности населения и др. [4]. Реализация системного подхода выявляет механизмы государственного регулирования процесса ПФП. Такие механизмы заключены в налоговой, социальной и денежно-кредитной политике. Пред-

ставленный перечень определяет направления государственного регулирования, в частности это область охраны здоровья, занятость, доходы населения, проблема предоставления жилья и ряд других. Экстенсивный характер решения указанных задач проявил себя как малоэффективный. Поэтому формирование инновационного подхода к построению принципов государственного регулирования персональных финансов позволяет надеяться на достижение более действенных результатов, поскольку будет ориентировано на такие качественные характеристики, как демография, обеспеченность жильем, доступность образования и др., дающие возможность достижения эффекта синергии и высоких финансовых результатов в экономике в целом.

Механизмы и направления государственного регулирования призваны влиять на конечную и главную позицию ПФП - потребительские расходы населения (см. рис. 3). В этой связи обоснованно следует считать потребление ключевой позицией, на которую направлено регулирование со стороны государства, реализующего до некоторой степени покровительственный тип отношений с обществом. Современные специалисты склонны считать российские государственные институты подверженными воздействию различных сохраняющих политико-экономический потенциал групп влияния и поэтому не вполне способными проводить более прозрачную и открытую политику государственного регулирования экономики.

Представленные выводы экспресс-имитационного анализа подтверждают существенную подверженность государственному регулированию процесса и элементов персонального финансового планирования, делая актуальным проведенное исследование.

Список литературы

1. ВечкановГ. С., ВечкановаГ. Р. «Макроэкономика». СПб: Питер Пресс, 2009. 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дж. Мокир «Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний. М.: ИЭП, 2012. 408 с.

3. Клюев Ю. Б. Технология прогнозирования в энергетике. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2006. 332 с.

4. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 (в ред. Указа Президента РФ от 28.12.2012 № 1688).

5. Сонин К. И. Уроки экономики. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 255 с.

6. Словарь иностранных слов. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2002. 1180 с.

42

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРЪЯ те ЪРЛКЮехА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.