Научная статья на тему 'Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития'

Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов и организаций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов, и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются. Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование безбарьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами. Несмотря на рост объемов экспорта рыбной продукции до 2,15 млрд долл. США, стоимость российского экспорта могла бы иметь более высокие показатели при условии диверсификации экспортной продукции на основе продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов. На фоне высокого уровня физического и морального износа рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы инвестиции в модернизацию организаций рыболовства, рыбоводства и перерабатывающей базы значительно ниже установленных уровней, а вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП российской экономики не достигает и 1%. Все эти факторы выступают как механизмы торможения в повышении эффективности работы рыбохозяйственного комплекса. Сложившаяся модель торговли рыбной продукцией на внутреннем и внешнем рынках требует серьезной корректировки, с ориентацией поставок в первую очередь на внутренний рынок и формированием справедливых цен, не допуская роста неконтролируемого экспорта в ущерб национальным интересам России. Государственное участие в решении этого вопроса может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The remaining imbalances in the development of agriculture and fisheries indicate a low level of planning, both in production and in the promotion of the products to domestic and foreign markets. These imbalances lead to a drop in income of processors and organizations engaged in agricultural production and harvesting of aquatic biological resources as well as to an increase in financial costs for storage and transportation of products to the consumer. One of the main directions of solving this problem can be an export development project to promote the products to the world food markets. Our country possesses the necessary resources for the implementation of this project. The basic elements of this Federal project are the development of the raw material base and manufacturing, the creation of a barrier-free environment for the promotion of products to foreign markets, building of modern infrastructure for the distribution and storage of products, projects for the promotion and market positioning of Russian products under umbrella brands. Despite the increase in exports of fish products to 2.15 billion US dollars, the value of Russian exports could perform better, provided diversification of export products based on high refined products of aquatic biological resources. In a context of the high level of depreciation and obsolescence of the fishing fleet and coastal fish processing base, investments in the modernization of fisheries, fish farming, and processing facilities are much lower than the established levels, and the contribution of the fisheries industry to the GDP of the Russian economy does not reach one percent. All these factors act as mechanisms for braking and improving the efficiency of the fisheries industry. The current model of trade in fish products in the domestic and foreign markets requires a serious adjustment, with the focus of supplies primarily on the domestic market and the formation of fair prices, preventing the growth of uncontrolled exports to the detriment of the national interests of Russia. State participation in the solution of this issue can be realized by establishing tariff quotas for the export of fish products and changing the mechanism of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources.

Текст научной работы на тему «Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 626.88(470)(045)

Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса россии: существующие барьеры и основные направления развития

Часть II

К.В. Колончин, канд. экон. наук

внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Реферат

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов и организаций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов, и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия - необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются. Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование безбарьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами. Несмотря на рост объемов экспорта рыбной продукции до 2,15 млрд долл. США, стоимость российского экспорта могла бы иметь более высокие показатели при условии диверсификации экспортной продукции на основе продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов. На фоне высокого уровня физического и морального износа рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы инвестиции в модернизацию организаций рыболовства, рыбоводства и перерабатывающей базы значительно ниже установленных уровней, а вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП российской экономики не достигает и 1%. Все эти факторы выступают как механизмы торможения в повышении эффективности работы рыбохозяйственного комплекса. Сложившаяся модель торговли рыбной продукцией на внутреннем и внешнем рынках требует серьезной корректировки, с ориентацией поставок в первую очередь на внутренний рынок и формированием справедливых цен, не допуская роста неконтролируемого экспорта в ущерб национальным интересам России. Государственное участие в решении этого вопроса может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

Ключевые слова

рыбохозяйственный комплекс; экспортные возможности; экспортно-импортная политика Цитирование

Колончин К.В. (2019) Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития // Пищевая промышленность. 2019. № 3. С. 30-34.

Export of Russian fisheries products: current barriers and main directions of development

Part I

K.V. Kolonchin, Candidate of Econonomic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Abstracts

The remaining imbalances in the development of agriculture and fisheries indicate a low level of planning, both in production and in the promotion of the products to domestic and foreign markets. These imbalances lead to a drop in income of processors and organizations engaged in agricultural production and harvesting of aquatic biological resources as well as to an increase in financial costs for storage and transportation of products to the consumer. One of the main directions of solving this problem can be an export development project to promote the products to the world food markets. Our country possesses the necessary resources for the implementation of this project. The basic elements of this Federal project are the development of the raw material base and manufacturing, the creation of a barrier-free environment for the promotion of products to foreign markets, building of modern infrastructure for the distribution and storage of products, projects for the promotion and market positioning of Russian products under umbrella brands. Despite the increase in exports of fish products to 2.15 billion US dollars, the value of Russian exports could perform better, provided diversification of export products based on high refined products of aquatic biological resources. In a context of the high level of depreciation and obsolescence of the fishing fleet and coastal fish processing base, investments in the modernization of fisheries, fish farming, and processing facilities are much lower than the established levels, and the contribution of the fisheries industry to the GDP of the Russian economy does not reach one percent. All these factors act as mechanisms for braking and improving the efficiency of the fisheries industry. The current model of trade in fish products in the domestic and foreign markets requires a serious adjustment, with the focus of supplies primarily on the domestic market and the formation of fair prices, preventing the growth of uncontrolled exports to the detriment of the national interests of Russia. State participation in the solution of this issue can be realized by establishing tariff quotas for the export of fish products and changing the mechanism of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources.

Key words

export opportunities of the fisheries industry, export and import policy, its impact on the price environment of the domestic market Citation

Kolonchin K.V. (2019) Export of Russian fisheries products: current barriers and main directions of development // Food processing industry = Pishhevaya promishlennost. 2019. № 3. P. 30-34.

30 пищевая ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 3/2019

Таблица 1

Основные стоимостные показатели федерального проекта

Базовое Период, год

№ п/п Показатель значение: объем экспорта 2017 г. 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

1 Объем экспорта продукции АПК, млн долл. США 20,706 23000 24000 2Б000 28000 34000 41000 4Б000

2 Объем экспорта продукции масло-жировой отрасли, млн долл. США 3115 З61Б 4327 Б082 Б884 6729 7619 8ББ0

3 Объем экспорта злаков, млн долл. США 7 527 7 ББ0 7 644 7 947 8 2Б0 9 0БЗ 10 707 11 400

4 Объем экспорта рыбы и морепродуктов, млн долл. США 4 410 Б 109 Б 374 Б 482 6 030 6 693 7 497 8 471

Б Объем экспорта мяса и молока, млн долл. США 624 94Б 1 139 1 339 1 Б69 2 042 2 Б04 2 808

6 Объем экспорта готовой пищевой продукции, млн долл. США 3 420 3 БЗЗ 3 841 4 133 4 701 6 073 7 372 8 Б78

7 Объем экспорта прочей продукции АПК, млн долл. США 1 610 2 248 1 676 1 016 1 Б67 3 410 Б 301 Б 193

Таблица 2

Планируемые средства федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Экспорт продукции АПК»

Наименование результата и источники финанси- Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн руб.) Всего (млн

рования 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 руб.)

Расходы федерального бюджета по проекту «Экспорт продукции АПК» 12ББ 7Б291 94729 114908 13Б369 138913 140202 700667

Создание новой товарной массы продукции АПК - продукции с высокой добавленной стоимостью - потребует от государства создать необходимые экономические стимулы для проведения технико-технологической модернизации производственной базы на основе достижений отечественной науки и передового зарубежного опыта.

При разработке и реализации данного проекта следует понимать, что не вся продукция российского АПК востребована на мировых рынках, поэтому необходимо проводить всесторонний анализ и определять целевые рынки, виды продукции и механизмы ее продвижения. Потребуется большая работа от руководителей данного проекта по определению критериев и порядка отбора проектов, направленных на увеличение выпуска качественной продукции АПК, способной удовлетворять запросы зарубежных потребителей в российской продукции.

В достижении целевых установок определяющую роль будут играть субъекты Российской Федерации, поэтому координация работы со стороны руководства федерального проекта должна быть выстроена таким образом, чтобы принимаемые решения своевременно и оперативно доводились до всех участников этого сложного процесса.

Представителям бизнеса необходимо предоставлять всю необходимую информацию о рынках, товарах, ресурсах, логистике, объемах финансирования данного проекта, ценовой конъюнктуре на товарных рынках зарубежных стран.

Прогнозируемые показатели в стоимостном выражении по экспорту отдельных товарных позиций на период до 2024 г. с разбивкой по годам представлены в табл. 1.

При расчете необходимых финансовых средств, которые государство планирует привлечь для реализации мероприятий проекта, на этом этапе предусмотрены только средства федерального бюджета, что нельзя признать правильным решением. И очевидно, что в предстоящее время эта ситуация должна измениться. Примером здесь может служить реализация комплексных научно-технических проектов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы», где средства частного бизнеса при реализации проектов с государственным участием предусматриваются в объеме не менее 50%.

Прогнозные показатели по объемам экспорта рыбы и морепродуктов в стоимостном выражении вырастут практически в два раза - с 4410 до 8471 млн долл. США. Это достаточно высокие показатели, которые необходимо реализовать в небольшом интервале времени, более того,

для достижения указанных целей потребуется привлечение масштабных ресурсов -в противном случае установленный показатель не будет достигнут. Поэтому уже в настоящее время необходимо проводить большую работу по анализу добываемых водных биоресурсов, марикультуры и аквакультуры, определять, за счет каких видов продукции и какие рыбные бассейны и рыбопромысловые хозяйства будут обеспечивать достижение установленных показателей проекта.

Здесь уместно будет отметить определенные расхождения по вопросам развития экспорта рыбной продукции, установленные государственными программными документами. К примеру, в Государственной программе развития рыбохозяйственного комплекса, в основных целях и задачах по их достижению не ставится задача расширения экспорта рыбной продукции, и вместе с тем целевая установка требует обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

Обладая огромными водными биологическими ресурсами, при эффектив-

ном их использовании достижение глобальной конкуренции вполне возможно, и развитие экспорта в данном случае является безусловным императивом решения указанной проблемы.

Показатели по динамике экспорта рыбной продукции за два последних десятилетия наглядно демонстрируют устойчивый характер данной тенденции: практически объем экспорта удвоился, наиболее высокие темпы прослеживаются за последние пять лет (рис. 1).

Анализ данных стоимостных показателей экспорта и импорта рыбной продукции показывает аналогичную картину: увеличение поставок рыбной продукции на экспорт и рост ее стоимости на внешних рынках обеспечивают российским рыбодобывающим компаниям получение высоких доходов от этого вида деятельности. В 2016 г. стоимость российского экспорта рыбной промышленности приблизилась к отметке 2,0 млрд долл. США, а уже в следующем году достигла 2,15 млрд долл. США. При этом следует отметить, что стоимость российского экспорта могла иметь более высокие показатели

экономика и управление

■ Импорт - Пищевая рыб нал продукция , млн тонн

Источник данных: ФТС, рассчитано автором

Рыбная промышленная продукция пищевого назначения

Рис. 1. Экспорт и импорт рыбной продукции за период 2000-2018 гг., млн т

# # + # ^ # # / # # f # # -f # f / У

■ Экспорт - ПИЩОВЭЯ рыбнда Продукция, млрд ДОЛЯ- США ■ Импорт - Пищееэя рыбнля продукция, млрд. дол/1- США -р

Источник данных: ФТС, рассчитано автором

Рыбная промышленная продукция пищевого назначения

Рис. 2. Стоимость экспорта и импорта рыбной продукции за 2000-2018 гг., млн долл. США

при условии диверсификации экспортной продукции на основе продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов.

Вместе с тем на фоне высокого уровня физического и морального износа рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы (по некоторым оценкам стоимость ее основных фондов составляет 71-75 млрд руб.) инвестиции в модернизацию организаций рыболовства, рыбоводства и перерабатывающей базы значительно ниже установленных уровней - это примерно 20 % от получаемой прибыли. И при низком уровне инвестиционной деятельности компаний стоимость экспорта рыбной продукции за последние пять лет составила 19,02 млрд долл. США (около 1,3 трлн руб.). Для сравнения: объем бюджетных ассигнований для реализации мероприятий Программы развития рыбохозяйственного комплекса на 2013-2020 гг. составляет 88,9 млрд руб. Поэтому с учетом всех издержек рыбодобывающих компаний

средств, полученных от экспорта, было бы достаточно для обновления и модернизации рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы.

В советское время применялся механизм финансирования научных экспедиционных исследований за счет средств, отчисляемых рыбохозяйственными предприятиями, который давал хорошие результаты - в настоящее время он утрачен, что намного сужает возможности проведения научных исследований новых объектов и новых районов рыболовства.

Вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП российской экономики не достигает и 1%. Все эти факторы выступают как механизмы торможения и повышения эффективности работы рыбохозяйственного комплекса и свидетельствуют о слабом уровне государственного регулирования этой отрасли народного хозяйства.

Что касается импорта рыбной продукции, то здесь наблюдается иная ситуация: начиная с 2013 г. импорт сократился с 1,03 до 0,64 млн т, но при этом стоимост-

ные показатели не продемонстрировали волатильности, которая наблюдалась при анализе натуральных показателей. При снижении импорта, которое началось в 2013 г., его стоимость за последние три года росла, что, по всей видимости, связано с изменением структуры импортируемой продукции более высокого ценового сегмента (рис. 2).

В табл. 1, раздел 4 установлены основные стоимостные показатели объема экспорта рыбы и морепродуктов на период до 2024 г. в размере 8471 млн долл. США. Расшифровка достижения данной целевой установки на основании проведенных расчетов показывает, что финансовое наполнение реализации указанного проекта будет обеспечиваться поставками рыбной продукции Дальневосточным и Северным бассейнами, в совокупности их доля будет превышать 90 %: Дальневосточным бассейном - 72-74%, Северным бассейном - 19-22%. Роль других акваторий страны в реализации проекта пока остается незначительной. Если развитие ак-вакультуры в России получит ускоренное развитие с выращиванием ценных пород рыб, то возросшие объемы этих ресурсов могут быть направлены по экспортному коридору.

В приводимых прогнозных показателях по достижению целевых установок федерального проекта указываются только стоимостные показатели; структуры и разновидности водных биоресурсов и марикультуры, которые обеспечат ценовую составляющую проекта, в настоящее время уточняются научными организациями, представителями исполнительной власти регионов и рыболовных и перерабатывающих организаций (табл. 3). При проведении этой работы основной акцент будет сделан на расширении продукции глубокой переработки, как одного из приоритетов развития российской экономики.

Увеличение товарной массы для экспорта рыбной продукции потребует создания современных объектов портовой и транспортно-логистической инфраструктуры, торгово-логистических комплексов кластерного типа для хранения и переработки рыбной продукции, оптимизации маршрутов поставки на целевые зарубежные рынки, а также пунктов таможенного досмотра, ветеринарного досмотра, центров сертификации продукции и автоматизированной информационной системы.

Важным звеном расширения экспорта должны стать меры по разработке инструментов, позволяющих обеспечить ценовое регулирование с установкой минимальных индикативных цен (доходности) на рыбную продукцию с учетом ценовой конъюнктуры зарубежных целевых рынков.

Разработана нормативная правовая база для корпоративных программ

Таблица 3

Прогнозные стоимостные показатели по федеральным округам

Федеральный округ РФ 2016 г. 2017 г. 2016, 2017 гг. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Стоимость, тыс. долл. США* Доля, % Стоимость, тыс. долл. США* Доля, % Средняя доля % млрд долл. США**

Всего пищевая и непищевая рыбная продукция 3065741,30 100,00 3559824,60 100,00 100,00 5,100 5,400 5,500 6,000 6,700 7,500 8,500

Дальневосточный ФО 2347785,89 76,58 2573323,20 72,29 74,43 3,796 4,019 4,094 4,466 4,987 5,583 6,327

Приволжский ФО 4756,74 0,16 4107,61 0,12 0,14 0,007 0,007 0,007 0,008 0,009 0,010 0,011

Северо-Западный ФО 551204,65 17,98 826793,81 23,23 20,60 1,051 1,113 1,133 1,236 1,380 1,545 1,751

Северо-Кавказский ФО 937,26 0,03 1767,51 0,05 0,04 0,002 0,002 0,002 0,002 0,003 0,003 0,003

Сибирский ФО 33563,37 1,09 18860,96 0,53 0,81 0,041 0,044 0,045 0,049 0,054 0,061 0,069

Уральский ФО 3822,46 0,12 4196,14 0,12 0,12 0,006 0,007 0,007 0,007 0,008 0,009 0,010

Центральный ФО 87539,88 2,86 90402,53 2,54 2,70 0,138 0,146 0,148 0,162 0,181 0,202 0,229

Южный ФО 36131,05 1,18 40372,83 1,13 1,16 0,059 0,062 0,064 0,069 0,077 0,087 0,098

*Расчет экспорта в разрезе федеральных округов за 2016-2017 гг. произведен на основе стоимости экспорта (в долл. США) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов по кодам ТН ВЭД ТС (01-24 группы) без данных по экспорту вне зоны действия таможенного контроля Российской Федерации **Расчет прогноза экспорта в разрезе федеральных округов на 2018-2024 гг. произведен на основе данных, представленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации

международной конкурентоспособности (КПМК) в АПК, и создан коллегиальный орган по отбору и согласованию заявок на КПМК.

Количество заключенных КПМК в 2019 г. планируется на уровне 50 единиц, в том числе:

• рыба и ракообразные - 10;

• масложировая продукция - 10;

• продукция пищевой перерабатывающей промышленности - 14;

• зерновая продукция и прочее - 16.

Количество заключенных КПМК в 2020 г.

составило не менее 25 штук, в том числе:

• рыба и ракообразные - 5;

в 2021 г. составило не менее 25 штук, в том числе:

• рыба и ракообразные - 5.

В рамках данного экспортного проекта разрабатываются экспортно-импортные транспортные коридоры, предусматривающие скоростное маршрутное железнодорожное сообщение с широким использованием контейнерного подвижного состава, в том числе рефрижераторных контейнеров, в целях развития мультимо-дальных перевозок.

Планируется на перспективу организовать прослеживаемость продукции и условий ее хранения и транспортировки с использованием инструментария ЭРА-ГЛОНАСС.

Запущена в эксплуатацию пилотная версия информационно-сервисной платформы (ИСП), обеспечивающей прослеживаемость продукции на всех этапах ее движения от производителя к потребителю и охватывающей все элементы товаропроводящей цепи (производство-хранение-доставка-переработка-реализация). ИСП представляет собой комплексное программно-аппаратное решение, предусматривающее регистрацию в системе всех участников товаропроводящей цепи,

идентификацию и маркировку каждой складской единицы продукции в соответствии с универсальной товарной номенклатурой, автоматизированный складской учет партий продукции, комплектование складских помещений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях снятия торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК, рыбохозяй-ственного комплекса на целевые рынки разрабатывается комплекс мер по созданию единой системы государственного надзора, направленной на увеличение экспортного потенциала Российской Федерации. Сформирована нормативно-правовая база, определяющая структуру, финансирование, регламент работы пред-

ставителей Минсельхоза России - атташе по АПК в структуре российских загрануч-реждений.

Разрабатываются стратегии продвижения продуктовых групп под зонтичными брендами на внешние рынки.

Стратегии продвижения продуктовых групп на внешние рынки включены в единую архитектуру национального станового бренда и сопутствующих ему отраслевых суббрендов с программой их рекламно-информационного продвижения на целевых рынках. Проведены дегустационно-демонстрационные мероприятия, бизнес-миссии, и сформированы коллективные экспозиции российских компаний АПК на международных выставках (рис. 3).

/ # # # ^ / / / # # / # & # / с</

Рис. 3. Влияние экспорта на цены внутреннего рынка рыбной продукции: 1 - внутренний рынок: средние цены на пищевую рыбную продукцию, производимую в Российской Федерации на внутренний рынок, руб./кг; 2 - экспорт - средняя цена производства пищевой рыбной продукции, руб./кг; 3 - экспорт - пищевая рыбная продукция, млн т

экономика и управление

Приведенные показатели сопоставления объемов роста экспорта и постоянно растущей ценовой конъюнктуры на рыбную продукцию говорят о несбалансированности этой сферы деятельности экономики и низком уровне участия государства в регулировании этих процессов. При ежегодном объеме производства рыбы 4,2-4,5 млн т и внутренних потребностях рынка рыбной продукции 3,1-3,2 млн тонн экспорт в 2019 г. ожидается на уровне 2,26 млн т. Ежегодный импорт рыбной продукции в объеме 0,6-0,65 млн т не восполняет потребности внутреннего потребления, при этом дефицита ресурсов на розничном рынке рыбной продукции не наблюдается по одной причине - низкой покупательной способности большой части российского населения. По экспертным оценкам среднедушевое потребление рыбы населением с низкими доходами составляет 6-7 кг на человека в год при рекомендуемой норме 20-22 кг. А как известно, рыба является источником незаменимого животного белка, дефицит которого приводит к различным патологиям и развитию алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний.

Поэтому сложившаяся модель торговли рыбной продукцией на внутреннем и внешнем рынках требует серьезной корректировки, с ориентацией поставок в первую очередь на внутренний рынок и формированием справедливых цен, не допуская роста неконтролируемого экспорта в ущерб национальным интересам России. Государственное участие в решении этого вопроса может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

Заключение. Решение задач по увеличению экспорта продукции АПК и рыбохозяйственного комплекса за счет продукции глубокой переработки как одного из приоритетов развития российской экономики и повышение ее конкурентоспособности могут быть обеспечены на принципах государственно-частного партнерства с привлечением соответствующих инвестиционных ресурсов. Реализация экспортного потенциала даст дополнительные стимулы для выпуска качественной и безопасной продукции, создания современной инфраструктуры товародвижения и хранения, ускорит региональное развитие и рост благосостояния различных социальных групп населения нашей страны.

В рамках реализации государственной политики по развитию экспорта рыбной продукции органам государственной власти следует тщательно подходить к во-

просам регулирования объемов экспорта, не допуская роста цен внутреннего рынка за счет роста экспорта.

Выполнение мероприятий федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в полном объеме потребует внесения изменений в российское законодательство и нормативно-правовые акты правительства.

И в частности, внесения дополнений и изменений в Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. с учетом роста производства водных биоресурсов и продукции АПК.

Очевидно, будет необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части применения дифференцированной ставки НДС при экспорте товаров.

Важным направлением в проведении активной экспортной оценки должна стать разработка инструментов правовой защиты российской продукции на внешних рынках с указанием географических мест происхождения различных товаров пищевой и рыбной продукции. К данной работе должны активно привлекаться региональные государственные структуры и представители бизнеса. Особое внимание при проведении работы на региональном уровне должно быть обращено на недопустимость привлечения российских компаний к экспортным проектам, которые были замечены в выпуске фальсифицированной и контрафактной продукции.

Проведение столь масштабной работы, рассчитанной на долгосрочный период, создаст запрос на подготовку современных высококвалифицированных кадров, способных успешно работать во внешнеторговых институтах. Данной категории специалистов пока недостаточно: их нужно готовить с разработкой специальных учебных программ в вузах страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, В.Н. Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года/В.Н. Иванова, С.Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2018. - № 8.

2. Иванова, В.Н. Факторы экономического роста аграрной экономики - приоритеты и система мер государственной поддержки/ В.Н. Иванова, С. Н. Серегин // Мясные технологии. - 2018. - № 10 (190).

3. Кайшев, В.Г. Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики. В.Г. Кайшев, С.Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2017. - № 5.

4. Овчарова, Л. Развитие социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности/Л. Овчарова, Е. Горина // Вопросы экономики. - 2017. - № 3.

5. Осьмаков, В. О стратегии развития промышленности в России/В. Осьмаков, А. Калинин // Вопросы экономики. - 2017. - № 5.

6. Кунашко, А. Оценка экономического потенциала использования биоресурсов мирового океана/А. Кунашко, А. Соснило // Вопросы экономики. - 2017. - № 6.

7. Замараев, Б. Инвестиционные процессы и структурная перестройка российской экономики/Б. Замараев, Т. Маршова // Вопросы экономики. - 2017. - № 12.

8. Слободенюк, Е.Д. Где пролегает «черта бедности» в России?/Е.Д. Слободенюк, В.А. Аникин // Вопросы экономики. - 2018. -№ 1.

9. Материалы президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 19 октября 2015 г.

10. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р

11. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена приказом Федерального агентства по рыболовству 30 марта 2018 года.

REFERENCES

1. Ivanova, V. N. Novye orientiry razvitiya APK Rossii na period do 2030 goda/V.N. Ivanova, S.N. Seregin S. N // Pishchevaya promysh-lennost'. - 2018. - № 8.

2. Ivanova, V.N. Faktory ehkonomicheskogo rosta agrarnoj ehkonomiki-prioritety i sistema mer gosudarstvennoj podderzhki/V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Myasnye tekhnologii. - 2018. -№ 10 (190).

3. Kajshev, V. G. EHkologiya, prirodopol'zovanie, bioraznoobrazie v kon-cepcii ustojchivogo razvitiya agrarnoj ehkono-mikiV. G. Kajshev, S.N. Seregin // Pishchevaya promyshlennost'. - 2017. - № 5.

4. Ovcharova, L. Razvitie social'noj podder-zhki nuzhdayushchihsya v Rossii: bar'ery i voz-mozhnosti/L. Ovcharova, E. Gorina // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 3.

5. Os'makov, V. O strategii razvitiya promy-shlennosti v Rossii/V. Os'makov, A. Kalinin // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 5.

6. Kunashko, A. Ocenka ehkonomicheskogo potenciala ispol'zovaniya bioresursov mirovogo okeana/ A. Kunashko, A. Sosnilo // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 6.

7. Zamaraev, B. Investicionnye processy i strukturnaya perestrojka rossijskoj ehkonomiki/ B. Zamaraev, T. Marshova // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 12.

8. Slobodenyuk, E.D. Gde prolegaet «cherta bednosti» v Rossii?/E.D. Slobodenyuk, V.A. An-ikin // Voprosy ehkonomiki. - 2018. - № 1.

9. Materialy prezidiuma Gossoveta po vopro-sam razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa ot 19 oktyabrya 2015 g.

10. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozyajstvennogo kompleksa», utverzhdena Rasporya-zheniem Pravitel'stva RF ot 7 marta 2013 g. № 315-r

11. Strategiya razvitiya rybnogo hozya-jstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdena prikazom Federal'nym agentstvom po rybolovstvu 30 marta 2018 goda.

Автор

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, ko1onchin@vniro.ru

Author

Kolonchin Kirill Viktorovich, Candidate of Economic Sciences

All-Union Scientific-Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17,

Verkhnyaya Krasnoselskaya str., Moscow, 107140, ko1onchin@vniro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.