Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В МОНГОЛИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В МОНГОЛИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / «МЯГКАЯ СИЛА» / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, Цыремпилова Эржена Васильевна

В статье рассматриваются основные аспекты экспорта образовательных услуг России в Монголию. Актуальность исследования заключается в определении тенденций и факторов, влияющих на отношения двух стран в сфере образования в современных условиях. СССР сыграл значительную роль в становлении и развитии системы образования Монголии в советский период, обеспечив обучение и подготовку высококвалифицированных кадров для республики. Отмечается, что в 90-е годы XX столетия в Монголии советская модель образования сменилась западной. Несмотря на снижение востребованности услуг российских вузов среди монгольских студентов и рост конкуренции с иностранными вузами на образовательном рынке Монголии конца XX - начала XXI веков, сегодня российское образование остается привлекательным для граждан республики. Правительство России продолжает предпринимать меры по продвижению российских образовательных услуг в Монголии. В целом экспорт высшего образования за рубеж, несомненно, становится одним из механизмов реализации политики «мягкой силы» государства, способствуя распространению русского языка и культуры в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, Цыремпилова Эржена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES FROM RUSSIA TO MONGOLIA IN THE CONTEXT OF REFORMING THE EDUCATION SYSTEM OF MONGOLIA

The article deals with the main aspects of the export of educational services from Russia to Mongolia. The relevance of the study is to determine the trends and factors that affect the relations between the two countries in the field of education in modern conditions. The USSR played a significant role in the formation and development of Mongolia's education system during the Soviet period, providing education and training of highly qualified personnel for the republic. It is noted that in the 90s of the XX century in Mongolia, the Soviet model of education was replaced by the Western one. Despite the decline in demand for the services of Russian universities among Mongolian students and the growth of competition with foreign universities in the educational market of Mongolia in the late XX-early XXI centuries, today Russian education remains attractive for citizens of the republic. The Russian government continues to take measures to promote Russian educational services in Mongolia. In general, the export of higher education abroad is undoubtedly becoming one of the mechanisms for implementing the policy of “soft power” of the state, contributing to the spread of the Russian language and culture in the world.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В МОНГОЛИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 46-52. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 46-52.

Научная статья

УДК 327.8(470+571):(517.3)

https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.6

Экспорт образовательных услуг России в Монголию в контексте реформирования монгольской системы образования

Ирина Цыдыпжаповна Доржиева1, Эржена Васильевна Цыремпилова2

12Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия 1dorjira@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3310-292X 2tsyrempilova_e@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7512-3396

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты экспорта образовательных услуг России в Монголию. Актуальность исследования заключается в определении тенденций и факторов, влияющих на отношения двух стран в сфере образования в современных условиях. СССР сыграл значительную роль в становлении и развитии системы образования Монголии в советский период, обеспечив обучение и подготовку высококвалифицированных кадров для республики. Отмечается, что в 90-е годы XX столетия в Монголии советская модель образования сменилась западной. Несмотря на снижение востребованности услуг российских вузов среди монгольских студентов и рост конкуренции с иностранными вузами на образовательном рынке Монголии конца XX - начала XXI вв., сегодня российское образование остается привлекательным для граждан республики. Правительство России продолжает предпринимать меры по продвижению российских образовательных услуг в Монголии. В целом экспорт высшего образования за рубеж, несомненно, становится одним из механизмов реализации политики «мягкой силы» государства, способствуя распространению русского языка и культуры в мире.

Ключевые слова: Россия, Монголия, российско-монгольские отношения, «мягкая сила», образование, подготовка кадров, сотрудничество, вузы

Для цитирования: Доржиева И.Ц., Цыремпилова Э.В. Экспорт образовательных услуг России в Монголию в контексте реформирования монгольской системы образования // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 46-52. https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.6.

Финансирование: Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии «"Мягкая сила" в российско-монгольских отношениях: сравнительный анализ», проект № 19-514-44001.

Original article

Export of Educational Services from Russia to Mongolia in the Context of Reforming

the Education System of Mongolia

Irina Ts. Dorzhieva1, Erzhena V. Tsyrempilova2

12Buryat State University named after D.Banzarov, Ulan-Ude, Russia 1dorjira@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3310-292X 2tsyrempilova_e@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7512-3396

Abstract. The article deals with the main aspects of the export of educational services from Russia to Mongolia. The relevance of the study is to determine the trends and factors that affect the relations between the two countries in the field of education in modern conditions. The USSR played a significant role in the formation and development of Mongolia's education system during the Soviet period, providing education and training of highly qualified personnel for the republic. It is noted that in the 90s of the XX century in Mongolia, the Soviet model of education was replaced by the Western one. Despite the decline in demand for the services of Russian universities among Mongolian students and the growth of competition with foreign universities in the educational market of Mongolia in the late XX-early XXI centuries, today Russian education remains attractive for citizens of the repub-lic.The Russian government continues to take measures to promote Russian educational services in Mongolia. In general, the export of higher education abroad is undoubtedly becoming one of the mechanisms for implementing the policy of "soft power" of the state, contributing to the spread of the Russian language and culture in the world.

Keywords: Russia, Mongolia, Russian-Mongolian relations, "soft power", education, staff training, cooperation, universities

For citation: Dorzhieva I.Ts., Tsyrempilova E.V. Export of Educational Services from Russia to Mongolia in the Context of Reforming the Education System of Mongolia // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 46-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.6.

Funding: The article was made under the financial support of the Russian Foundation of Basic Research of the Ministry of Culture, Education, Science and Sport of Mongolia " Soft Power" in Russian-Mongolian relations "Comparative analysis" № 19-514-44001

Образование на сегодняшний день является одним из значимых каналов реализации политики «мягкой силы» любого государства на другие страны. По мнению автора термина американского политолога Дж. Ная младшего, такая политика представляет собой «внешнюю политику государств, основанную на способности добиваться результатов посредством добровольного участия, привлекательности и симпатии» [1]. Образовательное сотрудничество как инструмент «мягкой силы» в настоящее время активно используется во внешней политике государств, создавая им благоприятный имидж на международной арене.

Россия и Монголия являются соседними государствами, взаимоотношения которых имеют давнюю историю. В области образования до 90-х гг. Хх столетия между СССР и МНР установилось тесное сотрудничество, которое развивалось в основном в двух направлениях. Первое из них было связано с обучением граждан МНР и подготовкой высококвалифицированных кадров в учебных заведениях СССР. В рамках второго осуществлялось обеспечение предприятий МНР советскими специалистами для оказания квалифицированной помощи республике.

Обучение монгольских граждан в Советском Союзе началось с 1922 г. Всего за довоенный период в СССР было подготовлено более 500 специалистов из Монголии [2, с. 28], прежде всего врачей и учителей, в которых остро нуждалась страна на тот период. Согласно соглашению «Об обучении граждан МНР в высших учебных заведениях СССР», заключенному в 1952 г. между СССР и МНР, советская сторона брала на себя обязательство оплачивать 50 % всех затрат на обучение монгольских граждан. За десять лет - с 1951 по 1961 гг. - в вузах Советского Союза было подготовлено 410 специалистов для Монголии [3, с. 170].

Нехватка квалифицированных кадров в монгольской экономике вызвала активизацию процесса подготовки специалистов за рубежом. С 1960 г. он приобретает массовый характер. В октябре 1960 г. между правительствами СССР и МНР было заключено соглашение об условиях взаимного обучения студентов и аспирантов в высших гражданских и научно-исследовательских учреждениях, согласно которому принимающая сторона брала на себя расходы по обучению приезжающих, их медицинскому обслуживанию, а также по обеспечению иностранных студентов общежитием [4, с. 29]. Однако реализация данного соглашения носила односторонний характер (монгольские студенты обучались в вузах СССР), т. к. в этот период в МНР происходило становление системы высшего образования, отсутствовали высококвалифицированные кадры в вузах, соответственно, не было и востребованности монгольского образования среди советских граждан.

К 1960 г. обучение монгольских студентов осуществлялось в 148 высших учебных заведениях в 19 городах Советского Союза, прежде всего, в Москве, Ленинграде, Иркутске, Новосибирске и др. Значительное увеличение числа иностранных студентов в вузах СССР наблюдалось в 1970-е гг. Так, в 1960-1961 учебном году в Советском Союзе обучалось 2 083 монгольских студента и аспиранта, а в конце 1970-х гг. - более 3 тысяч [5, с. 74].

За период 1950-1985 гг. численность выпускников советских вузов среди монгольских граждан составила 16579 человек [6, с. 24].

Монгольские специалисты, получившие высшее и специальное образование в Советском Союзе, сегодня работают в различных сферах экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения, политики. За годы учебы в СССР они приобрели не только профессиональные знания и навыки, но также освоили русский язык, приобщились к ценностям мировой культуры, познакомились с достижениями русской культуры, завели новых друзей.

Большинство политических лидеров Монголии получили высшее образование в вузах СССР. Среди них - Генеральный секретарь ЦК МНРП, Председатель Президиума Великого Народного Хурала МНР (1974-1984) Юмжагийн Цэдэнбал (Сибирский финансово-экономический институт в Иркутске), первый президент Монголии (1990-1997) Пунсалмагийн Очирбат (Ленинградский горный институт), президент Монголии (1997-2005) Нацагийн Багабанди (Ленинградский техникум холодильной промышленности, Одесский технологический институт пищевой промышленности), президент Монголии (2005-2009) Намбарын Энхбаяр (Московский литературный институт), президент Монголии (2009-2017) Цахиагийн Элбэгдорж (Львовское высшее военно-политическое училище).

Сотрудничество СССР и МНР в области образования, как было уже сказано, реализовыва-лось также в направлении обеспечения кадрами предприятий республики. Советские специалисты были востребованы во всех важнейших сферах экономики Монголии, поскольку страна испытывала дефицит профессиональных кадров. С 1980 по 1990 г. ежегодно в МНР отправлялись 6-7 тыс. советских специалистов [7, с. 56]. Таким образом, Советский Союз оказал огромную помощь и поддержку МНР в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для всех областей народного хозяйства страны. При поддержке СССР в МНР была ликвидирована неграмотность населения.

В современной Монголии более 30 тысяч специалистов являются выпускниками вузов СССР и России [8, с. 153]. Как уже отмечалось, обучение иностранных граждан можно рассматривать одним из основных инструментов «мягкой силы» государства. Полученные в студенческие годы знания надолго закрепляются в памяти, оказывают влияние на убеждения, взгляды, ценности и интересы выпускников. «Такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину с новым багажом накопленных знаний, связей, симпатий и друзей, как правило, становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились. В итоге результативность воздействия на внешний мир с помощью национального образования как инструмента "мягкой силы" оказывается гораздо выше, чем с помощью военных или иных рычагов давления» [9, с. 86].

До 90-х годов ХХ столетия система образования МНР строилась по принципам советской модели системы образования. Конституция 1924 г. гарантировала право всех трудящихся на бесплатное образование. В 1933 г. Министерство просвещения МНР на примере советских школ разработало типовые учебные планы для начальной и средней школы. В конце 1930-х гг. в программу средних школ Монголии было введено обучение русскому языку, а в 1941 г. старомонгольская письменность была заменена на кириллицу [10, с. 96]. Первоначально обучение русскому языку в школах велось советскими учителями, приглашенными специально на работу в МНР. Советские специалисты оказали большую помощь в подготовке учебников, учебно-методических пособий и научной литературы на монгольском языке. Это позволило значительно повысить качество общего образования в МНР и уровень грамотности населения.

Социально-экономический, политический кризис в Монголии в 90-е годы ХХ в. негативно отразился на образовательной сфере. Дошкольные учреждения перестали получать государственную поддержку, значительно сократилось финансирование общеобразовательных и профессионально-технических школ, высших учебных заведений. Отсев из общеобразовательной школы возрос с 4 % в 1988/89 учебном году до 22 % в 1992/93. В некоторых сомонах (районах) начальным обучением в указанный период было охвачено только 40 % детей в возрасте 8-12 лет. В сфере профессионального образования количество учащихся сократилось с 34 тыс. в 1989 г. до 7 тыс. в 1995 г. [11, с. 102].

В новых социально-экономических условиях система образования нуждалась в реформировании. Прежде всего изменения коснулись законодательной базы, которая и определила дальнейшее развитие всей образовательной системы Монголии. В отличие от Конституции МНР, гарантировавшей бесплатное образование гражданам на всех уровнях, принятый в 1991 году «Закон об образовании» обеспечивал бесплатность обучения только на уровне основного общего образования. С 2005 г. монгольская общеобразовательная школа перешла на 11 -летний срок обучения, а с 2008 г. - на 12-летний.

В новом законе от 1991 г. право учреждать учебные заведения было предоставлено не только государству, но также и органам местного самоуправления, общественным организациям, частным лицам, иностранным организациям и фондам. Эти нововведения вызвали резкий рост числа негосударственных учебных заведений. Если в 1990 г. в Монголии действовали: 1 государственный университет, 8 институтов, 14 техникумов, то в 2009-2010 гг. численность вузов и колледжей выросла до 146, из которых 42 были государственными, 99 - частными, появилось 5 филиалов зарубежных вузов [12, с. 127]. Многие коммерческие учебные заведения не отличались высоким качеством подготовки специалистов, так как были в основном ориентированы на получение доходов за образовательные услуги. Поэтому большинство молодых людей предпочитали учиться в государственных образовательных организациях, так как выпускники государственных вузов были более востребованы на рынке труда.

С 1995 г. высшее образование в Монголии претерпевает изменения, связанные с переходом на двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура) в соответствии с Бо-лонским процессом. Подготовка бакалавров в основном реализовывалась в колледжах и институтах. Программы магистратуры были представлены преимущественно в университетах. Эти изменения в системе высшего образования способствовали развитию международного сотрудничества в этой сфере. В Монголии расширилась сеть иностранных учебных заведений. Так, в 1996 г. в республике был открыт японский институт «Соёл Эрдэм». На инвестиции Кореи образован Монгольский интернациональный университет, институт Хурээ, университет Улан-Батор, Монголо-корейский технико-технологический колледж. При поддержке США в Монголии открылся филиал Хартфордского университета и др. [13, с. 57].

В сферу образования республики сегодня делаются значительные иностранные инвестиции, благодаря которым существенно обновилась материально-техническая база вузов. К странам, оказывающим финансовую поддержку учебным заведениям Монголии, относятся Япония, США, Республика Корея, КНР, Канада. Таким образом, конкуренция среди иностранных вузов

значительно выросла. Многие молодые люди уезжают из страны для получения образования в вузах США, Японии, Республики Корея, Китая. Согласно данным Юнеско в 2019 г. число выехавших за рубеж монгольских граждан с целью получения образования составило 10598 человек, из них 2707 обучаются в Южной Корее, 1438 - в Японии, 1335 - в США [14, с. 235].

По данным социологического исследования общественного сознания монгольской молодежи, на вопрос «Если бы вы решили переехать учиться или работать в другое государство, то куда именно?» 36,8 % опрошенных ответили, что хотели бы переехать в США, 21,1 % - в Республику Корея, 15,3 % - в Россию [15, с. 90].

В Монголии были открыты филиалы российских вузов: Бурятского государственного университета, Московского энергетического института, Кемеровского госуниверситета, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Восточно-Сибирского государственного технологического университета и др. Для работы в этих учебных заведениях привлекались российские преподаватели. Кроме того, в них обучались российские студенты, которые в свою очередь выступали проводниками русского языка и культуры. После 2 курса студенты могли продолжить обучение в головных вузах и получить российский диплом. К сожалению, на данный момент функционирует только филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, остальные вузы были закрыты в связи с сокращением финансирования, недостатком кадров, снижением спроса на российское образование на фоне конкуренции с другими вузами.

В начале 90-х годов наблюдалось снижение статуса русского языка, связанное с введением обязательного изучения в школах английского языка вместо русского. Популярность приобрело изучение китайского, корейского, японского, французского, немецкого и других языков. Выросло поколение молодежи, не владеющее русским языком, ориентированное на западные ценности и установки. «Наибольшее количество школ ориентировано на преподавание английского языка (программы по стандартам Кембриджа, Оксфорда и др.). На втором месте - школы, в которых изучают китайский и русский языки. ... Первые китайские школы начали появляться в конце 1990-х годов, в том числе две основные школы Путонхуа и Yй Цай были основаны в 1997 году» [16, с. 230]. Незнание русского языка явилось одним из факторов снижения численности студентов из Монголии в российских вузах.

Несмотря на имеющиеся сложности в сфере образования Россия для Монголии является одним из основных партнеров для сотрудничества. По данным опроса населения Монголии монгольским фондом «Сант Марал» [17], проведенного в 2020 г., предпочтение большинства граждан Монголии в качестве наилучшего зарубежного партнёра остается за Россией (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос

«Какая страна является лучшим партнером для Монголии?», %

Страны Предпочтения,%

Россия 79,5

Китай 42,4

США 17,4

Европейские государства 9,8

Япония 20,3

Южная Корея 14,9

Другие страны 2,2

В 2020 г. в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ-Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии «"Мягкая сила" в российско-монгольских отношениях: сравнительный анализ» был проведен опрос российских и монгольских экспертов по вопросам российско-монгольских отношений. В исследовании приняли участие 44 российских и 49 монгольских экспертов, среди которых - представители органов власти, науки, образования, СМИ. Согласно данным экспертного опроса происходит ослабление сотрудничества в образовательной сфере между государствами. Этому способствовало сокращение политических, военных, торгово-экономических и культурных связей между государствами в 1990-х годах и усиление влияния третьих стран в Монголии, в частности Китая. Так, 36,7 % монгольских и 40,9 % российских экспертов считают, что в советско-монгольских отношениях сотрудничество в области образования было достаточно интенсивным. Что касается российско-монгольских отношений, то только 12,2 % монгольских и 6,8% российских экспертов считают, что сотрудничество в сфере образования имеет динамичный характер.

Несмотря на некоторый спад интереса к российскому образованию, по мнению монгольских экспертов, Россия все равно является наиболее предпочтительной страной для получения образования гражданами Монголии и в рейтинге стран разделяет 1 место с США. Однако оценки российских и монгольских экспертов разделились: большинство российских экспертов считают, что для граждан Монголии получение образования в Китае и США предпочтительнее, чем обучение в России (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение ответов экспертов на вопрос «Какие страны являются наиболее предпочтительными для получения образования гражданами Монголии?», %.

Страны Российские эксперты Монгольские эксперты

Россия 38,6 61,2

Китай 72,7 34,7

Япония 38,6 44,9

Южная Корея 34,1 2,0

США 63,6 61,2

Великобритания 4,5 14,3

Германия 31,8 49,0

Нет данных 2,3 2,0

Всего 100,0 100,0

Среди российских вузов, по данным экспертного опроса, наибольшую популярность представляют столичные вузы, образование в которых отличается высоким качеством (табл. 3).

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос «Какие российские вузы, на ваш взгляд, наиболее популярны среди монгольских граждан?»_

Варианты ответов Количество

%

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) 91,8

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) 61,2

Московский государственный университет международных отношений (МГИМО) 53,1

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 10,2

Другой вуз 6,2

Российский университет дружбы народов (РУДН) 4,1

Высшая школа экономики 4,1

Таких нет 2,0

Всего 100,0

С 2006 г. наблюдается постепенный рост численности монгольских студентов, обучающихся в вузах России [18]. По мнению В.А. Родионова, востребованность российского образования среди граждан республики связана с действием нескольких факторов. Во-первых, в Монголии до сих пор присутствует инфраструктура, созданная на «советских/российских стандартах». В связи с этим возникает потребность в обслуживании многих объектов специалистами, получивших соответствующее образование в России. Во-вторых, сохранение тесных связей в области науки и образования, наработанных за советский период. В-третьих, российское образование по соотношению «цена-качество» более доступно, чем обучение в других странах. [19, с. 288]. Также интерес к российским вузам обусловлен программой предоставления квот на обучение иностранных граждан в российских вузах за счёт бюджета. Так, в 2017-2018 академическом году из 3198 обучающихся из Монголии 1810 человек (56,6 %) учились в российских вузах очно и на бюджетной основе [20, с. 186]. Ежегодно Правительство РФ выделяет гарантированное количество бюджетных мест для обучения иностранцев в высших учебных заведениях страны. В 2021 г. гражданам других стран было выделено 18000 мест, к 2023 г. предлагается увеличить количество квот до 30000 [21].

Важную роль в российско-монгольском сотрудничестве сыграло подписание межправительственного соглашения между Россией и Монголией о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (2013 г.), которое решает проблему легитимизации российских дипломов в Монголии [22]. В связи с этим наблюдается высокая заинтересованность граждан республики в обучении не только по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, но также в аспирантуре с последующей защитой в диссертационных советах Российской Федерации.

Таким образом, следует заключить, что СССР сыграл значительную роль в становлении и развитии системы образования Монголии в советский период, обеспечив обучение и подготовку

высококвалифицированных кадров для республики в учебных заведениях СССР. В 90-е годы XX столетия произошла трансформация образовательной системы Монголии: советская модель образования сменилась западной. В эти годы наблюдалось сокращение контактов между двумя странами в различных сферах, в том числе в области образования. Несмотря на снижение востребованности услуг российских вузов среди монгольских студентов и рост конкуренции с иностранными вузами на образовательном рынке Монголии конца XX - начала XXI веков, сегодня российское образование остается привлекательным для монгольских граждан. Об этом свидетельствует рост численности монгольских студентов, обучающихся в российских вузах как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Правительство России продолжает предпринимать меры по продвижению российских образовательных услуг и популяризации российского образования в Монголии. Заключен ряд соглашений, продолжается активная деятельность представительства Россотрудничества в Монголии, Российским центром науки и культуры в Улан-Баторе организуются традиционные мероприятия (Дни российской культуры и русского языка, выставка образовательных услуг и т.д.). В целом экспорт образовательных услуг и высшего образования за рубеж, несомненно, становится одним из механизмов реализации политики «мягкой силы» государства, способствуя распространению русского языка и культуры в мире. В связи с этим необходимо расширять взаимодействие наших стран в рамках студенческой мобильности, а также продолжить реализацию мер по повышению конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг (улучшение качества российского образования, предоставление квот в российских вузах, повышение статуса русского языка и др.).

Список источников:

1. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N. Y., 2004. 192 p.

2. Ганжуров В.Ц. Россия - Монголия (на трудном пути реформ). Улан-Удэ, 1997. 181 с.

3. История советско-монгольских отношений. М., 1981. 352 с.

4. Ганжуров В.Ц. Указ. соч. С. 29.

5. Сотрудничество СССР и МНР в области науки и культуры / Э.Г. Азербаев [и др.]. Новосибирск, 1983. 300 с.

6. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 9. М., 2019. 536 с.

7. Ганжуров В.Ц. Указ. соч. С. 56.

8. Дугаржав Л., Филин С.А. Взаимодействие России и Монголии в сфере образования. Улан-Батор, 2012. 300 с.

9. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4 (25). С. 85-93.

10. Энхбаяр Д. Трансформация системы образования Монголии // Власть. 2011. № 3. С. 96-99.

11. Супрунова Л.Л. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода // Педагогика. 2006. № 2. С. 101-112.

12. Дугаржав Л., Филин С.А. Указ. соч. С. 127.

13. Цэдэв Наваанзоч X., Мунхбат Дашдоржийн. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2013. № 3. С. 51-62.

14. Краснова Г.А. Маркетинг образовательных услуг. М., 2021. 348 с.

15. Общественное сознание современной молодежи Монголии / отв. ред. Э.Д. Дагбаев. Улан-Удэ, 2017. 160 с.

16. Актамов И.Г. Образование как инструмент российской «мягкой силы» в российско-монгольских отношениях в конце ХХ - начале XXI веков // Научный диалог. 2020. № 4. С. 221-237. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-4-221-237.

17. Politbarometer [Электронный ресурс] // Sant Maral Foundation. URL: https://www.santmaral.org/publications (дата обращения: 09.06.2021).

18. Экспорт российских образовательных услуг ...

19. Родионов В.А. Российские ресурсы «мягкой силы» в Монголии: текущее состояние и потенциал использования // Власть. 2020. Том. 28, № 2. С. 283-291. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i2.7169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Экспорт российских образовательных услуг ... С. 186.

21. В России увеличили квоту на обучение иностранцев за счёт бюджета [Электронный ресурс] // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-uvelichili-kvotu-na-obuchenie-inostrancev-za-schyot-byudzheta.html (дата обращения: 20.05.2021).

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/901868273 (дата обращения: 15.06.2021).

Информация об авторах И.Ц. Доржиева - кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия.

Э.В. Цыремпилова - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия.

Information about the authors I.Ts. Dorzhieva - PhD in Social Science, Assistant Professor, Political Science and Sociology Department, Buryat State University named after D.Banzarov, Ulan-Ude, Russia.

E.V. Tsyrempilova - PhD in Social Science, Senior Lecturer, Political Science and Sociology Department, Buryat State University named after D.Banzarov, Ulan-Ude, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 17.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.