Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА'

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / EXPORT OF SERVICES / EDUCATIONAL MIGRATION / REPUBLIC OF BELARUS / HIGHER EDUCATION / FOREIGN STUDENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокеева Людмила Владимировна, Рытов Александр Владимирович

Проведен анализ масштабов и структуры входящего потока образовательной миграции в Республике Беларусь, проанализированы параметры экспорта образовательных услуг и определены резервы его роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фокеева Людмила Владимировна, Рытов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE REPUBLIC OF BELARUS: PRICE SEGMENTATION AND RESERVES OF GROWTH

The analysis of the scale and structure of educational migration inflow to the Republic of Belarus is carried out, the export parameters of educational services are analyzed and the reserves for its growth are determined.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА»

DOI 10.38085/2308829X-2020-1-34-42 УДК 374.7:378.1

Фокеева Л.В., Рытов А.В.

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА

Фокеева Людмила Владимировна, кандидат географических наук, доцент, БГУ, Минск (Беларусь). E-mail: [email protected]

Рытов Александр Владимирович, заместитель начальника УМС - начальник отдела международных программ и проектов УМС, БГУ, Минск (Беларусь). E-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен анализ масштабов и структуры входящего потока образовательной миграции в Республике Беларусь, проанализированы параметры экспорта образовательных услуг и определены резервы его роста. Ключевые слова: экспорт услуг, образовательная миграция, Республика Беларусь, высшее образование, иностранный студент.

Исследование проведено при поддержке гранта БРФФИ № Г17-129

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE REPUBLIC OF BELARUS: PRICE SEGMENTATION AND RESERVES OF GROWTH

Liudmila V. Fakeyeva, PhD (Geography), Associate Professor, BSU, Minsk (Belarus). E-mail: fokeeva@ bsu.by

Aliaksandr V. Rytov, Deputy Head of Department for International Relations - Head of International Programs and Projects Office, BSU, Minsk (Belarus). E-mail: [email protected]

Abstract. The analysis of the scale and structure of educational migration inflow to the Republic of Belarus is carried out, the export parameters of educational services are analyzed and the reserves for its growth are determined. Keywords: export of services, educational migration, Republic of Belarus, higher education, foreign student.

The study was conducted with support from BRFBR grant № Г17-129

Цитирование: Фокеева Л.В., Рытов А.В. Экспорт образовательных услуг Республики Беларусь: ценовая сегментация рынка и определение резервов роста// Наука. Культура. Общество. 2020. № 1. С. 34-42

Международный рынок образовательных услуг в настоящее время оценивается в 4,6 миллионов человек (количество иностранных студентов на «третичном» уровне образования: высшее образование 1 и 2 ступеней и аспирантура). При этом почти 70% от

общего числа иностранных студентов в мире обучается в 5 странах-членах ОЭСР: США (30%), Великобритании (14%), Австралии (10%), Франции и Германии. Наибольшее количество иностранных студентов в мире является гражданами таких стран как

Китай (20%), Индия (7%), Германия (4%), Республика Корея, Франция и Саудовская Аравия (2-3%) [2].

Доля Беларуси на рынке международных образовательных услуг сравнительно невелика - в 20172018 учебном году численность иностранных студентов составила 20218 студентов из 102 стран мира

Важное значение в определении статуса страны на общемировом рынке образовательных услуг является показатель отношения иностранных студентов к общему контингенту учащихся вузов. Считается, что такой среднемировой должен составлять не менее 4-5% и Беларусь уже вплотную приблизилась к достижению данного параметра.

Существенным показателем, отражающим масштабы и направления выхода высшей школы Республики Беларусь на мировой рынок образовательных услуг, является географическая структура потоков иностран-

(рис. 1) [4]. Согласно экспертным оценкам годовой объем мирового рынка образования составляет 100 млрд долларов США. Объемы экспорта образовательных услуг в Республики Беларусь в 2010-2016 гг. составляли в среднем 23,95 млн долларов США в год (чуть меньше 0,025% от мирового объема).

ных студентов, приезжающих на обучение в вузы республики.

В настоящее время, основной контингент иностранных учащихся университета составляют выходцы из Азиатского макрорегиона, а также из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Экономический рост и демографические особенности развития стран Азии и Ближнего Востока сформировали огромный кадровый запрос, в результате чего на протяжении последних тридцати лет половину всех студентов на мировой рынок поставляют именно азиатские государства. В лидерах - Китай, Ин-

Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов в Республике Беларусь в 2005/2006 - 2017/2018 гг, чел. [сост. авт. по 4]

дия, Республика Корея, Казахстан, Вьетнам, Бангладеш. Значимым мировым поставщиком иностранных студентов являются арабские государства Ближнего Востока и Север-

ной Африки. В Беларуси страны данных регионов представлены, прежде всего, Китаем, а также Вьетнамом, Ираном, Ливаном, Ливией, Сирией, Ираком и Турцией [7].

Таблица 1.

Распределение иностранных студентов, обучающихся в Беларуси по странам происхождения, сгруппированным по уровню доходов

Категория страны по уровню доходов (классификация Всемирного банка) Страны Страны Страны Страны

с высокими с доходами с доходами с низкими

доходами выше среднего ниже среднего доходами

Австралия Азербайджан Ангола Афганистан

Австрия Алжир Армения Зимбабве

Бельгия Бразилия Бангладеш Коморские острова

Великобритания Египет Бутан ДР Конго

Германия Ирак Вьетнам Мали

Греция Иран Гана Мозамбик

Дания Казахстан Грузия Непал

Ирландия Китай Индия Руанда

Испания Колумбия Иордания Уганда

Италия Ливан Йемен Чад

Канада Маврикий Кабо-Верде Эфиопия

Корея Малайзия Камерун

Кувейт Мальдивы Кения

Латвия Мексика Конго

Литва Намибия Кот-Д'Ивуар

Нидерланды Панама Кыргызстан

Страна Норвегия Перу Марокко

ОАЭ Россия Молдова

Польша Румыния Монголия

Португалия Сербия Нигерия

Саудовская Туркменистан Пакистан

Аравия Турция Судан

Сенегал Эквадор Таджикистан

Сингапур Ямайка Тунис

Словакия Узбекистан

США Украина

Финляндия Шри-Ланка

Франция Филиппины

Чехия

Швеция

Эстония

ЮАР

Япония

Венгрия

Число стран 33 24 28 11

Число студентов 396 15895 3432 45

Доля в общей числен-

ности иностранных 2,0 80,4 17,4 0,2

студентов

Примечание: в таблице на представлены данные по следующим странам - Венесуэла, Джибути, Израиль, КНДР, Куба, Ливия, Палестина, Сирия, Сомали, Тайвань, а также по лицам без гражданства

Источник: Авторская разработка [1, 2, 4]

Количество прибывающих на обучение иностранных студентов во многом определяет объемы экспорта образовательных услуг. При этом важной характеристикой является распределение этих студентов по вузам и специальностям в зависимости от средней стоимости обучения, а также уровень попутного потребления, который в значительной степени определяется общими параметрами социально-экономического развития стран происхождения учебных мигрантов.

Согласно проведенному анализу более 80% иностранных студентов, которые обучаются в Беларуси, происходят из стран с доходами выше среднего по классификации Всемирного банка (к этой группе по уровню доходов относится и Республика Беларусь). Около 17% студентов приезжает из стран с доходами ниже среднего (табл. 1).

В настоящее время экспорт образовательных услуг белорусскими УВО рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Это обусловлено не только необходимостью реализации социально-экономических интересов Республики Беларусь, но и естественным включением нашей страны в мировой процесс развития образования, характеризующийся, прежде всего, интернационализацией высшего образования [6].

В Беларуси под экспортом образовательных услуг понимается деятельность по предоставлению резидентами Республики Беларусь образовательных услуг нерезидентам на территории Республики Беларусь и за ее пределами (в том числе в виде дистанционной формы обучения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь или между-

народными договорами Республики Беларусь. Образовательные услуги предоставляются на уровнях основного или дополнительного образования учреждениями образования, научными и иными организациями Республики Беларусь на основе договорных отношений [3, с. 1].

Важно отметить, что ввиду возрастающей потребности в особых компетенциях, связанных с наукоемкими, высокотехнологичными и инновационными сферами деятельности, наиболее массовым является получение высшего образования иностранными студентами в зарубежных странах. Именно этот фактор формирует масштабы образовательной миграции и обуславливает структуру и направленность движения молодежи во всем мире, в том числе и в Беларуси: если на белорусские УССО и УПТО приходится лишь 5,9% всех иностранных граждан, прибывающих в Беларуси с целью обучения, то в УВО сконцентрирована основная доля потребителей образовательных услуг из числа иностранных граждан, а именно 94,1% [9].

В качестве источников по изучению масштабов и структуры экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь и оценки экономического эффекта от осуществления данной деятельности используются нормативно-правовые документы Республики Беларусь, регулирующие различные аспекты организации экспорта образовательных услуг белорусскими вузами; статистические данные Национального статистического Комитета Республики Беларусь и Института статистики ЮНЕСКО; справочные и отчетные материалы белорусских УВО и Министерства образования Республики Беларусь о международном сотрудничестве в сфере образо-

вания и обучении иностранных граждан; данные персонального текущего учета иностранных студентов БГУ; сведения о стоимости обучения для иностранных граждан; материалы социологических опросов, интервью и микро-обследований иностранных студентов, проводимых БГУ, а также мнения и оценки экспертов по предмету исследования.

Рассматривая экспорт образовательных услуг с точки зрения торговых отношений, следует говорить, прежде всего, о рынке как сфере формирования спроса и предложения на образовательные услуги. В этом случае поставщиками образовательных услуг выступают учреждения образования Республики Беларусь, а потребителями - нерезиденты Республики Беларусь, т.е. граждане иностранных государств. Одна из особенностей данного рынка - возможное несовпадение плательщика и потребителя этих услуг в одном лице, вследствие того, что образовательные услуги - это весьма специфичный товар, который является одновременно и частным и общественным благом. Плательщиком образовательных услуг может выступать государство, различные предприятия, фонды и сам гражданин [5, с. 118].

Ввиду того, что не все иностранные граждане, обучающиеся в белорусских УВО, имеют одинаковые условия финансирования своего обучения, что обусловлено различиями в их гражданско-правовом статусе, как иностранцев, пребывающих в Республике Беларусь, изучение структуры и динамики экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь должно опираться на подробный анализ существующих категорий потребителей образовательных услуг белорусских УВО.

Согласно действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы приема лиц для получения высшего образования I ступени, выделяются следующие виды финансирования получения высшего образования в УВО Республики Беларусь иностранными гражданами:

- обучение за счет за счет средств бюджета;

- обучение на платной основе;

- обучение на платной основе для иностранных граждан поступающих в УВО по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в УВО, либо по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, в объеме, достаточном для освоения содержания образовательной программы высшего образования, а также дополнительного собеседования; обучение на платной основе - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [9].

Для удобства последующего анализа данные виды финансовых взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг могут быть представлены в форме условных понятий, характеризующих экономический эффект от обучения иностранного гражданина в белорусском УВО: без оплаты, социальная стоимость, коммерческая стоимость и специальные условия оплаты. Вполне очевидно, что последние три вида являются наиболее актуальными для белорусских УВО, так как позволяют полу-

чать прямую финансовую выгоду от поставки образовательных услуг на экспорт.

Так называемая социальная стоимость образовательных услуг призвана обеспечить доступность высшего образования, прежде всего, для граждан Республики Беларусь. Социальная ориентация стоимости обучения достигается за счет включения в стоимость обучения только экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в данном учреждении образования и уровня рентабельности не более 30% для государственных УВО и не более 25% для частных УВО [8, 9].

В отличие от социальной коммерческая стоимость не имеет ограничений по уровню устанавливаемой рентабельности, поэтому белорусские УВО при формирования цены руководствуются имеющимся спросом на международном рынке образовательных услуг и стоимость обучения в данном случае существенно выше.

Третий вид финансирования получения образования возникает при реализации образовательных услуг на основе соглашений с иностранными государствами в области сотрудничества в сфере образования, в том числе и в форме целевой подготовки специалистов для различных сфер экономики и государственного управления. Условия оплаты оговариваются в каждом конкретном соглашении и могут включать как формулы полного освобождения от оплаты за обучения, так и варианты снижения стоимости образовательных услуг при направлении большой группы обучающихся.

Исходя из указанных видов финансирования получения высшего образования в Республике Беларусь, выделяется ряд категорий иностранных граждан, чей гражданско-правовой статус обуславливает условия обучения, в том числе в части оплаты за образовательные услуги и, как следствие, соответствующий вклад в экспорт образовательных услуг белорусских вузов (табл. 2).

Итак, с точки зрения возможного вклада различных категорий иностранных граждан в экспорт образовательных услуг белорусских вузов, выделяются прежде всего те категории потребителей, которые могут быть приняты в УВО на основании П.6., 2 и 3 абзацев Указа Президента Республики Беларусь «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования» и принимаются только на основе указанных процедур [9]. Именно данные категории иностранных граждан приносят белорусским УВО максимальную прибыль в ходе экспорта образовательных услуг.

Изучение динамики экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь за последние годы показывает, что в целом в стране на протяжении второго десятилетия наблюдается рост доходов от обучения иностранных граждан: за 5 лет прирост составил 31,46% увеличившись с 21,2 млн долл. США в 2010 г. до 27,87 млн дол. США 2015 г. В то же время за аналогичный период прирост числа иностранных граждан был существенно выше: согласно статистике ЮНЕСКО этот показатель составил 85%, с 8554 человек в 2010 г. до 15884 человек в 2015 г. Согласно же данным учета Минобра-

зования, который охватывает все категории иностранных граждан, в том числе обучающихся по программам дополнительного образования (подготовительное отделение, кур-

сы русского языка и т.д.), а также в учащихся УССО и УПТВО прирост составлял 82,07%, с 10468 человек в 2010/2011 учебном году до 19059 человек в 2015/2016 учебном году.

Таблица 2.

Категории иностранных обучающихся в вузах Республики Беларусь в разрезе гражданско-правого статуса и условий получения высшего образования

Полное наименование категории обучающихся Краткое наименование категории обучающихся Условия приема в вуз Условия оплаты Вклад в экспорт образовательных услуг

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь Лица с видом на жительство П.3., абзац 1 Правил приема обучение за счет средств бюджета Низкий

П.3., абзац 1 Правил приема обучение с оплатой по социальной стоимости Средний

Иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь Беженцы П.3., абзац 1 Правил приема обучение за счет средств бюджета Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.3., абзац 1 Правил приема обучение с оплатой по социальной стоимости Средний

П.6., абзацы 2 и 3 Правил приема обучение с оплатой по коммерческой стоимости Высокий

Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранных государств, том числе проживающие в Республике Беларусь не более двух лет, непосредственно предшествующих дате подачи ими документов для получения высшего образования в УВО Белорусы зарубежья П.3., абзац 1 Правил приема обучение за счет средств бюджета Низкий

П.3., абзац 1 Правил приема обучение с оплатой по социальной стоимости Средний

П.6., абзацы 2 и 3 Правил приема обучение с оплатой по коммерческой стоимости Высокий

Граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан Граждане стран (договора об углублении) интеграции П.3., абзац 1 Правил приема обучение за счет средств бюджета Низкий

П.3., абзац 1 Правил приема обучение с оплатой по социальной стоимости Средний

П.6., абзацы 2 и 3 Правил приема обучение с оплатой по коммерческой стоимости Высокий

Граждане иностранных государств, с которыми Республика Беларусь заключила соглашения о сотрудничестве в сфере образования Граждане соглашений П.6., абзац 1 Правил приема специальные условия оплаты Средний

Граждане иностранных государств не попадающие в приведенные выше категории Прочие иностранные граждане П.6., абзацы 2 и 3 Правил приема обучение с оплатой по коммерческой стоимости Высокий

Источник: Авторская разработка [9, 10]

Среднегодовые темпы прироста числа иностранных студентов также были существенно выше аналогического показателя в части роста доходов от экспорта образовательных услуг: 16,7% прирост числа обучающихся иностранных граждан и 4,53% прирост доходов. При этом в 2011 г. и 2015 г. были зафиксированы случаи спада объемов экспорта образовательных услуг на 11,79% и 2,21% к предыдущим годам соответственно.

Существенное различие в приросте по показателям получения доходов от обучения иностранных граждан с одной стороны и их количеством - с другой, свидетельствует о возможном увеличении доли иностранных граждан, с так называемым низким вкладом в экспорт образовательных услуг, в том числе и доли обучающихся на заочных отделениях белорусских УВО. Сегодня более 17% иностранных обучающихся приходится на страны Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях от 29 марта 1996 (Россия, Казахстан, Кыргызстан. Узбекистан), страны, с которыми Республика Беларусь заключила договоры о сотрудничестве в сфере образования, либо договоры о целевой подготовке специалистов (Венесуэла, Таджикистан, Туркменистан и др.), страны

с повышенным потоком беженцев (Украина), а также на белорусских граждан, постоянно проживающих в иностранных государствах, и лиц без гражданства.

Указанные категории иностранных граждан имеют возможность получать образование на равных с гражданами Республики Беларусь условиях и, таким образом, обучаться без оплаты, либо с оплатой по специальным условиям или социальной стоимости. Однако, ввиду отсутствия систематического учета обучающихся в белорусских УВО иностранных граждан в разрезе их гражданско-правового статуса и обусловленного этим вида финансирования образования в Беларуси, рассчитать точную долю иностранных граждан, с так называемым низким вкладом в экспорт образовательных услуг не представляется возможным.

В то же время, подобная ситуация может быть вызвана и другими причинами, а именно неадекватным распределением иностранных граждан по ценовым сегментам образовательных услуг. Имеющиеся в открытом доступе данные позволяют сделать подобную оценку и выявить дополнительные резервы роста доходов от экспорта образовательных услуг, что будет являться предметом дальнейших исследований авторов.

Библиографический список

1. База данных Всемирного банка [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// data.worldbank.org/ - Дата доступа: 22.10.2019.

2. Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// data.uis.unesco.org/ - Дата доступа: 22.10.2019.

3. Концепция развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007 - 2010 годах (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.10. 2007 г., № 1320)

4. Образование в Республике Беларусь: Статистический сборник. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Минск, 2017. - 219 с.

5. Ольховик, И.В. Международный рынок образовательных услуг / И.В. Ольхо-вик // Экономика и управление. - 2006. - №4(8). - С. 118-123.

6. Рытов, А. В. Интернационализация высшего образования Республики Беларусь: проблемы и перспективы / А. В. Рытов // Вышэйшая школа. - 2017 - 2 - С.7-10.

7. Тихонова Л.Е., Фокеева Л.В., Кормильчик Н.А. Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков/ Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 1. С. 54 - 62.

8. Указ Президента Республики Беларусь 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»

9. Указ Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования»

10. Указ Президента Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 590 «О некоторых вопросах формирования стоимости обучения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.