УДК 338.462
Аннотация. В статье проводится анализ эффективности экспорта образовательных услуг высшей школы Республики Беларусь с учетом его возрастающей актуальности в последние годы, представлена авторская модель механизма его оценки с использованием матричного метода измерения, включающего систему критериев и показателей, а также шкалу измерения, с целью выработки вузами нашей страны результативной маркетинговой стратегии по продвижению услуг отечественных вузов. Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, обучение иностранных граждан, экономическая эффективность высшего образования. Для цитирования: Калинин А. Механизм оценки эффективности экспорта образовательных услуг //Наука и инновации. 2020. №7. С. 69-73. ЬПрь/Ш. огд/10.29235/1818-9857-2020-7-69-73
Аналитический обзор исследований, проведенных белорусскими и зарубежными учеными, показал, что экспорт образовательных услуг, его экономическая эффективность и методологические подходы к ее оценке являются малоизученными областями экономической теории. Существующие научные публикации по этой тематике зачастую ограничиваются исследованиями производства и экспорта промышленных товаров, в то время как проблема оценки эффективности экспорта нематериальных продуктов, в частности, образования, разработана в недостаточной степени либо не подкреплена методикой. Отмечается противоречие между практическим выполнением задач по повышению эффективности экспорта образовательных услуг отечественных вузов и степенью теоретической проработки сущности и способов ее оценки.
В экономической теории под эффективностью в общем смысле понимается «соотношение результатов и затрат», а также то, что «она отличается многообразием форм выражений» [1]. Следовательно, не существует единого универсального подхода, который бы раскрывал сущность продуктивности всех экономических процессов.
Традиционно под эффективностью подразумевали такую экономическую категорию, которая позволяла оценить хозяйственную деятельность организаций
АРХИТЕКТУРА высшей школы
с позиции оптимальности, рациональности, результативности и экономичности использования ограниченных ресурсов. То есть результат производства и реализации любых материальных и нематериальных товаров и услуг может отличаться при одинаковом объеме располагаемых средств (финансовых, материальных, трудовых, временных и др.).
Исследование теоретических подходов к оценке эффективности среди множества концепций позволило выделить две основные. В соответствии с первой эффективность можно выразить следующей формулой: эффективность = результат / затраты. Следовательно, максимальная эффективность достигается при получении максимального результата с минимальными затратами. Так, согласно П. Самуэльсону и У. Нордхаусу, экономическая эффективность -это «получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов, постоянно соотнося выгоды (блага) и затраты ... Производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности, максимизируя при этом свои выгоды и минимизируя затраты» [2].
В рамках второй концепции понятие «эффективность» зачастую отождествляется с понятием «результативность». Так, Большая Советская Энциклопедия и Энциклопедический словарь по экономике
В.Г. Золотогорова определяют, что понятие «эффект» может обозначать и результат [3, 4]. М.И. Ноздрин-Плотницкий также отождествляет эффективность и результативность: «эффективность - это прежде всего результативность производства» [5].
По мнению автора, из предложенных подходов в отношении высшей школы в наибольшей степени применима вторая концепция, то есть эффективность экспорта образовательных услуг тождественна его результативности, степени реализации целей вуза по обучению иностранных граждан. Это обусловлено следующими обстоятельствами: результаты и затраты экспорта образовательных услуг не всегда имеют количественную оценку и могут представлять собой несоизмеримые величины; крайне сложно разграничить расходы учебных заведений на обучение граждан Беларуси и иностранцев; цели университетов по экспорту образовательных услуг могут отличаться в зависимости от конкретного вуза и определенных обстоятельств, при этом получение финансовой
прибыли от обучения зарубежных студентов не всегда является приоритетной задачей.
Опираясь на данный подход, нами дано следующее авторское определение эффективности экспорта образовательных услуг высшей школы: это мера достижения учреждениями высшего образования запланированного результата от возмездного предоставления образовательных услуг иностранным гражданам. Причем понятие эффективности в данном случае многоаспектное, что обусловливает интегральную концепцию разработки критериев оценки эффективности экспорта образовательных услуг, что позволяет определить степень достижения вузом конечного результата при оптимальном использовании имеющихся для этого возможностей.
Каждый из критериев предполагает наличие определенного показателя для измерения, который позволил бы оптимально выразить содержание критерия. Для объективности и точности оценки критерии эффективности экспорта образовательных услуг высшей школы должны соответствовать следующим условиям:
■ непосредственное влияние на результат экспорта образовательных услуг в вузе;
■ возможность измерения в какой-либо форме;
■ подверженность изменениям качественных и/ или количественных характеристик;
■ однозначность, то есть измерения строго определенного явления.
Отбор наиболее важных критериев и оценка их значимости осуществлены путем опроса 61 эксперта, каждый из которых непосредственно вовлечен в выполнение задач по экспорту образовательных услуг высшей школы Республики Беларусь. Материалы показали, что критерии имеют различную степень влияния на эффективность экспорта. В результате был сформирован процентный «вес» и параметры оценки для каждого критерия.
I КРИТЕРИЙ: ДОХОД ОТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (23%).
Параметр оценки: удельный доход от обучения иностранных граждан в общем доходе вуза от образовательной деятельности.
Данные исследований о финансовых результатах экспорта образовательных услуг показали, что объем выручки белорусских университетов от обучения иностранных граждан находится в диапазоне от 2 до 12%.
70 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №7 (209) / Июль 2020 /
http://innosfera.by
I КРИТЕРИЙ: КОЛИЧЕСТВО
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (21%).
Параметр оценки: процентное соотношение иностранных студентов и общего количества обучающихся в вузе.
По данным Президиума республиканского совета ректоров учреждений высшего образования [6] и Республиканского института высшей школы, численность иностранных слушателей по состоянию на 2019 г. составила 20 200 чел. [7]. Согласно информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, общее количество студентов в стране по состоянию на 2018 г.- 268 100 чел. [8]. Следовательно, средняя удельная доля иностранных студентов в Республике Беларусь приблизительно 7%.
| КРИТЕРИЙ: ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ (19%).
Параметр оценки: количество иностранных абитуриентов, которым отказано в обучении органами государственного управления.
Отражает степень согласованности позиций органов госуправления (Министерства образования, МВД, МИД, Госпогранкомитета) по приему на обучение иностранных граждан. Проведенные исследования показали, что отказы со стороны МВД в согласовании приглашений на обучение, либо невыдача виз посольствами Беларуси за рубежом, либо их аннулирование со стороны Госпогранкомитета составили до 18% от количества направленных вузами приглашений, а среднее значение составило 2-5% от их общего количества [9].
| КРИТЕРИЙ: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (11%).
Параметр оценки: соотношение прибыли вуза от обучения иностранных граждан и себестоимости образовательных услуг.
Критерий, характеризующий оптимальное использование имеющихся финансовых ресурсов УВО для достижения максимального результата по обучению иностранных граждан, составил от 70,1 до 90,7%.
I КРИТЕРИЙ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (10%).
Параметр оценки: удельный процент иностранных студентов доминирующего государства.
По мнению экспертов, для обеспечения устойчивой динамики экспорта образовательных услуг количество иностранных студентов одного государства не должно превышать 30%.
| КРИТЕРИЙ: ТЕМП РОСТА ЭКСПОРТА (7%).
Параметр оценки: соотношение дохода от экспорта образовательных услуг за текущий и аналогичный прошлый период.
Характеризует динамику развития экспорта образовательных услуг за определенный промежуток времени.
I КРИТЕРИЙ: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (5%).
Параметр оценки: процент иностранных студентов, обучающихся по некоммерческим ценам.
Опрос экспертов показал, что доля «льготников», то есть иностранных граждан, обучающихся бесплатно или по сниженным ценам, среди иностранных студентов составила 8%.
| КРИТЕРИЙ: СЕЛЕКТИВНОСТЬ ВУЗА (4%).
Параметр оценки: конкурс при поступлении иностранных абитуриентов.
Критерий, устанавливающий степень реализации потенциала УВО по обучению зарубежных граждан и соблюдения им принципа конкурсного характера предоставления образовательных услуг.
25
20
15
10
4
£ Критерии оценки
Рисунок. Эффективность экспорта образовательных услуг высшей школы Республики Беларусь
5
0
АРХИТЕКТУРА высшей школы
Оценка, балл Суммарное значение критериев(%)
1 (низкая) менее 20
2 (ниже среднего) 21-40
3 (средняя) 41-60
4 (высокая) 61-80
5 (очень высокая) Более 80
Таблица. Оценочная шкала эффективности экспорта образовательных услуг учреждений высшего образования.
Источник: составлено автором
Перечисленные показатели, являясь разнородными по единицам измерения и значимости величинами, делают оценку общей эффективности экспорта образовательных услуг затруднительной. Решение данной проблемы видится в использовании матричного метода, позволяющего сделать «замеры» эффективности экспорта и обеспечить достаточную валидность результатов, а также проводить сравнительную оценку эффективности по конечному итогу.
Для проведения оценки и ранжирования отдельных вузов по эффективности образовательного экспорта автором предлагается использование пятибалльной шкалы (таблица).
Механизм оценки эффективности данной категории экспорта, разработанный на основе матричного подхода, включает в себя 8 критериев с определенной удельной значимостью каждого в процентах, среди которых: доход от обучения иностранных граждан (23%); количество иностранных студентов (21%); доступность образования (19%); рентабельность (11%); диверсификация экспорта образовательных услуг (10%); темп роста экспорта (7%); коммерциализация образовательных услуг (5%) и селективность вуза (4%).
Анализ показал, что эффективность экспорта образовательных услуг высшей школы
Республики Беларусь составила приблизительно 56%: доход от обучения иностранных граждан - 15%; количество зарубежных студентов - 10%; доступность получения образования - 15%; рентабельность - 5%, диверсификация экспорта - 5%, темп его роста - 3%; коммерциализация образовательных услуг - 3%, селективность вуза - 0%. Полученные данные позволяют определить направления для совершенствования системы экспорта образовательных услуг в целях увеличения ее эффективности.
■ Abstrakt. The article analyzes the essence of efficiency in the economy when considering the export of educational services of higher education of the Republic of Belarus, taking into account its increasing relevance in recent years,presents the author's model of the mechanism for evaluating the effectiveness of educational services exports using a matrix measurement method, which includes a system of criteria and indicators, as well as a measurement scale, in order to develop a successful marketing strategy for the promotion of educational services exports by higher education institutions of the Republic of Belarus.
■ Keywords: education of foreign citizens export of educational services, economic efficiency of higher education.
■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-7-69-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сидорович А.В. [и др.]. Курс экономической теории: учебное пособие -2-е изд.- М., 2001.
2. Самуэльсон П., Нордхаус У. Экономика - М., 2014.
3. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1978. Т. 29.
4. Энциклопедический словарь по экономике / отв. ред. В. Г. Золотогоров.-Минск, 1997.
5. Ноздрин-Плотницкий М.И. [и др.]. Факторы производства, их характеристика и взаимосвязь. Эффективность производства - Минск, 2017.
6. О деятельности УВО по развитию экспорта услуг в контексте Концепции развития экспорта услуг (продвижение бренда «Образование в Беларуси») на 2018-2020 гг. // http://srrb.niks.by.
7. Международная деятельность учреждений высшего образования: 2018 / Республиканский институт высшей школы, Центр международного сотрудничества в сфере образования // http://studyin.edu.by/ru/main.aspx.
8. Основные показатели образования / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ solialnaya-sfera/obrazovanie/godovye-dannye_5/osnovnye-pokazateli-obrazovaniya/.
9. О совершенствовании международного сотрудничества учреждений образования в целях обеспечения роста экспорта услуг // Вышэйшая школа. 2014. №1. С. 3-5.
Статья поступила в редакцию 03.03.2020 г. http://innosfera.by/2020/07/educational_serves_exports
72 НАУКА И ИННОВАЦИИ I №7 (209) I Июль 2020 I
http://innosfera.by