Научная статья на тему 'Беларусь на мировой карте инноваций'

Беларусь на мировой карте инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕЙТИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / GLOBAL INNOVATION INDEX / INNOVATION / RATING / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тышлек Виталий

Рассмотрены сильные и слабые стороны инновационного профиля Республики Беларусь, а также приоритетные направления государственной политики в области развития инноваций, мероприятия, необходимые для повышения рейтинга страны в Глобальном индексе инноваций. Выявлены проблемы инновационной сферы Беларуси, предложены направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of Belarus on the world map of innovations

The article discusses the features of the development of innovation in the world, the place of the Republic of Belarus on the world map of innovation, special attention is paid to the order of determining the country's place in the Global innovation index. The key trends of innovation development in the world are highlighted. Examined the strengths and weaknesses of the innovation profile of the Republic of Belarus carried out activities to improve performance of a country in the Global innovation index, as well as priority directions of state policy of the Republic of Belarus in the field of innovation to improve the ranking. Problems of development of innovative sphere in the Republic of Belarus are revealed, and also directions of its improvement are offered.

Текст научной работы на тему «Беларусь на мировой карте инноваций»

Б

У /

Виталий Тышлек,

директор ООО «Белспецкомплект», соискатель кафедры государственной экономической политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь, магистр бизнес-администрирования [email protected]

Аннотация. Рассмотрены сильные и слабые стороны инновационного профиля Республики Беларусь, а также приоритетные направления государственной политики в области развития инноваций, мероприятия, необходимые для повышения рейтинга страны в Глобальном индексе инноваций. Выявлены проблемы инновационной сферы Беларуси, предложены направления ее совершенствования. Ключевые слова: Глобальный индекс инноваций, управление, рейтинг, инновационная политика. Для цитирования: Тышлек В. Беларусь на мировой карте инноваций // Наука и инновации. 2020. №2. С. 32-37. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-2-32-37

Д

ля объективного признания результатов и темпов развития инновационной сферы важна система оценок, учитывающая наибольшее число важнейших факторов и максимально защищенная | | от субъективного подхода. Такая система

разработана в виде мировых рейтингов стран, которые составляются на основе объективных количественных показателей одновременно для многих государств. Это композитные индексы, ключевой особенностью которых является возможность обобщения разнородной информации и сведения ее в виде системы подсчета баллов. Индексы и входящие в них

компоненты (субиндексы, показатели, индикаторы) позволяют произвести оценку уровня развития научно-технической и инновационной сфер экономик стран мира. Наиболее полную оценку результатов и темпов развития государств можно получить, анализируя Глобальный индекс инноваций (ГИИ) и Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ИГК ВЭФ).

С учетом того, что Республика Беларусь, единственная из стран ЕАЭС, не включена в ИГК ВЭФ, оценка развития ее инновационной сферы проводится согласно ГИИ.

Глобальный индекс инноваций содержит данные сопоставительного анализа инновационных систем 129 стран и рейтинг по уровню инновационного развития. Присваивают стране индекс и составляют рейтинг с 2007 г. специалисты Корнеллского университета (США), Школы бизнеса ШБЕАБ (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Рейтинг создается на основании 81 критерия, начиная с уровня НИОКР, количества патентных заявок до объема расходов на образование. Критерии можно распределить по 3 группам: 57 рассчитываются на основе статистической информации, 19 - на базе международных рейтингов и индексов, 5 - по данным опроса Всемирного экономического форума.

В июле 2019 г. на пресс-конференции в Нью-Дели был представлен 12-й по счету доклад ГИИ, согласно которому Беларусь разместилась на 72-м месте, улучшив позицию по сравнению с рейтингом 2018 г. на 14 строк. Однако в сопоставлении со странами-соседями наша республика находится в аутсайдерах. Латвия заняла 34-е место, Литва - 38-е, Польша - 39-е, Россия - 46-е, Украина - 47-е.

Самой инновационной страной, по данным ГИИ-2019, стала Швейцария. Она удерживает первенство в рейтинге с 2011 г. В первой десятке стран,

НА МИРОВОЙ КАРТЕ ННОВАЦИЙ

УДК. 334.012.63/64.027: 061.1 Ес

признанных лидерами в инновационном развитии и внедрении новшеств в повседневную жизнь, оказались Швеция, США, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Дания, Сингапур, Германия и Израиль.

Лидерами в своих регионах стали Индия (в группе государств Центральной и Южной Азии), ЮАР (в Африке), Чили (в Латинской Америке и Карибском бассейне), Израиль (в Северной Африке и Западной Азии) и Сингапур (в регионе Юго-Восточной Азии).

Среди стран, сгруппированных в Глобальном индексе инноваций 2019 г. по уровню дохода, первую позицию ожидаемо занимает Швейцария. В «среднем уровне» (разделенном на верхний и нижний сегменты) лидируют, соответственно, Китай и Вьетнам. Рейтинг стран с низким уровнем дохода возглавила Руанда.

Китай остается единственной страной со средним доходом в первой тридцатке рейтинга (14-я строка в ГИИ-2019). Также он занимает ведущие позиции по субиндексам «патенты в разбивке по странам происхождению», «промышленные образцы» и «товарные знаки в разбивке по странам происхождения», «чистый экспорт высокотехнологичной продукции» и «экспорт продукции интеллектуального труда».

Отдельно авторы доклада отмечают успехи Индии, которая прибавила 5 пунктов относительно 2018 г. и заняла 52-ю позицию. Она же с 2011 г. остается самой инновационной страной в Центральной и Южной Азии. Из года в год Индия входит в число самых передовых стран по таким факторам инноваций, как экспорт услуг в сфере ИКТ, число выпускников вузов, получивших дипломы инженеров и специалистов по естественным наукам, уровень высших учебных заведений, валовое капиталообразование (один из показателей инвестиций в масштабах всей экономики) и экспорт продукции интеллектуального труда. Авторы доклада уверены, что с учетом размеров страны и при сохране-

нии набранных темпов роста Индия в будущем может сказать веское слово в области глобальных инноваций.

Как отмечается в документе, по сравнению с прошлым годом темпы экономического роста в мире замедлились, до беспрецедентно низкого уровня упал прирост производительности труда. Назревают торговые войны. В экономике сильно заметна неуверенность [1].

По мнению экспертов, успешность экономики связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому ГИИ рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input):

■ институты;

■ человеческий капитал и исследования;

■ инфраструктура;

■ развитие внутреннего рынка;

■ развитие бизнеса.

Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output):

■ развитие технологий и экономики знаний;

■ результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, итоговый индекс представляет

собой соотношение затрат на разработки и эффекта от их использования, что позволяет объективно оценить результативность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

В ежегодном докладе ГИИ содержатся детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее значительным инновационным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса.

Авторы исследования выделили ключевые тенденции, касающиеся страны.

Сфера инноваций во всем мире динамично развивается, несмотря на неопределенную ситуацию в экономике и замедление ее роста по сравнению с прошлым годом. Тренд наблюдается во всех секторах, а не только в высокотехнологичных. Быстрее мировой экономики растут инвестиции в инновации как по линии государственного финансирования, так и бизнеса. Однако в условиях экономического спада возникают новые проблемы: ослабление государственной поддержки НИОКР в странах с высоким доходом и усиление протекционизма, в частности, в техноемких секторах.

Заметную роль в глобальном ландшафте инноваций играют развивающиеся страны. Хотя в верхний эшелон ГИИ-2019 по-прежнему входят преимущественно европейские государства с высоким уровнем дохода, уверенные успехи в сфере инноваций демонстрирует ряд азиатских стран со средним доходом. Особенно упрочил свои позиции Китай (14-е место, плюс 3 пункта относительно 2018 г.). В топ-40 входят Объединенные Арабские Эмираты (36-е место), приблизились к этой группе Вьетнам (42-е место) и Таиланд (43-е место). К ведущим странам из топ-50 вплотную подошла Индия (52-е место). В Африке выявлено 6 из 18 наиболее динамичных стран-инноваторов.

В сфере инноваций сохраняется заметный барьер между странами из разных категорий по уровню дохода. Самые активные усилия по преодолению инновационного разрыва прилагают страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), среди них на первом месте Китай. Эффект такой политики, предупреждают исследователи, может проявиться не сразу, а через годы или даже десятилетия неустанной работы.

Некоторые государства достигают больших результатов в сфере инноваций при вложении меньших ресурсов. Такие высокоэффективные иннова-торы есть в каждой из четырех группировок стран. Среди стран с высоким уровнем доходов наибольшую

Рисунок. Место Республики Беларусь и ближайших стран-соседей в рейтинге ГИИ с 2012 по 2019 г. Источник: собственная разработка на основе [2-6]

отдачу от вложений в инновации получают Швейцария, Нидерланды и Швеция (на контрасте, например, с Сингапуром или ОАЭ). Относящийся к странам со средним уровнем дохода Китай сравнялся по выпуску инновационной продукции с Германией, Великобританией, Финляндией, Израилем и США при значительно меньших вложениях. Высокую результативность инновационной деятельности в нижнем сегменте стран со средним уровнем дохода демонстрируют Вьетнам и Индия, среди стран с низким доходом - Танзания.

Главной задачей инновационной политики всех стран остается переход от количества инноваций к их качеству. В ГИИ-2019 предпринята попытка оценить эту сторону сквозь призму трех показателей, характеризующих:

■ качество национальных вузов (на основе рейтинга лучших университетов мира QS);

■ успехи интернационализации запатентованных изобретений (семейства патентов-аналогов, которые регистрируются в двух и более ведомствах)

■ количество научных публикаций (индекс Хирша). Согласно этим показателям, в группе стран с высоким уровнем дохода лидируют США, со средним -страны БРИКС: Китай, Индия и Россия.

Инновационные силы консолидируются вокруг научно-технических кластеров. Чтобы оценить их влияние на глобальный ландшафт инноваций, авторы ГИИ уже третий год подряд формируют специальный «кластерный рейтинг». Топ-10 с 2018 г. неизменно возглавляет Токио - Иокогама (Япония), сконцентрировавший самую многочисленную группу изобретателей и авторов научных публикаций. На втором месте с большим отрывом расположился китайский Шэнь-чжэнь - Гонконг. Большинство крупнейших научно-технических кластеров находится в США и Германии. В топ-100 входят также кластеры Бразилии, Индии, России и Турции [2].

Показатели инновационной деятельности каждой из 129 стран, включенных в ГИИ-2019, авторы рассмотрели под углом того, насколько их результаты соответствуют ожиданиям от вложений при том или ином уровне дохода. Беларусь попала в группу стран с уровнем ВВП на душу населения выше среднего. В этой группе она заняла 19-е место из 34, но среди стран Европы - лишь 37-е из 39-ти. При этом показатели инновационного развития нашей республики ниже ожидаемых результатов для этой категории стран, в отличие от Индии, Китая и Южной Африки. Это свидетельствует о значительном недоиспользовании потенциала ее инновационной системы.

За весь период вхождения Республики Беларусь в ГИИ с 2012 г. наиболее высокие показатели она продемонстрировала в 2015 г., когда заняла 53-ю строку в рей-

тинге, а индекс составил 38,2 балла, самый низкий был зафиксирован в 2017 г. - 88-е место (30,0 балла) (рис.).

По информации Белорусского инновационного фонда, одним из ключевых факторов, повлиявших на позиции Беларуси в рейтинге, является разработка мобильных приложений. По этому показателю наша страна заняла 6-е место в мире. Мобильные приложения выступают как разновидность глобальной торговли цифровыми товарами и, следовательно, дают представление о том, как инновации, производство и торговля цифровыми творческими продуктами и услугами развиваются в инновационной экономике.

Среди сильных сторон Беларуси составители рейтинга назвали занятость женщин, соотношение учеников и учителей, количество студентов, экспорт услуг ИКТ, процент компаний, предлагающих обучение сотрудникам, и ряд других направлений, преимущественно связанных со сферой образования, о чем свидетельствует рост позиции Беларуси в рейтинге:

■ доступ к ИТ-инфраструктуре (37-е место, рост на 22 позиции);

■ количество выданных сертификатов ISO 9001 к ВВП (ППС) (14-е место, повышение на 96 позиций);

■ онлайн-креативность (31-е место, плюс 22 позиции);

■ государственное финансирование образования в отношении к количеству учеников (8-е место, в прошлом году данных не было);

■ система образования (20-е место);

■ высокое качество человеческого капитала (39-е место).

Среди слабых сторон, как и в прошлом году, указаны нормативная правовая база (107-е место), в частности верховенство права, недостаточная эффективность логистики, НИОКР, доступ к кредитным ресурсам (115-е место), результаты интеллектуальной деятельности (126-е место).

В Белорусском инновационном фонде обнародованные результаты считают «неплохими, но не полностью объективными». К примеру, исследователи упустили ряд сделок по венчурному финансированию белорусских стартапов, совершенных RBF ventures, Belarus Business Angel Network и другими частными инвесторами. Причина кроется в использовании неоптимальных источников данных. Оценка количества и объема венчурных сделок была проведена на основе информации из базы Thomson Reuters, которая зачастую игнорирует небольшие рынки.

Анализ слабых сторон Беларуси в ГИИ был использован для внесения в Государственный комитет по науке и технологиям предложений по актуализации Плана мероприятий по повышению показателей Республики Беларусь в Глобальном индексе инноваций, утвержденного заместителем премьер-министра

В. И. Семашко 05.11.2016 г. Реализация Плана позволила упрочить положение страны в ГИИ и создать задел для обеспечения положительной динамики по нему в целом. Среди мероприятий, направленных на повышение позиции республики в данном рейтинге, можно выделить следующие:

■ Минэкономики провело работу по согласованию со Всемирным экономическим форумом мероприятия по включению Республики Беларусь в Индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ. Планируется, что республика может быть официально включена в ИГК с 2020 г. Это позволит получить информацию для 5 индикаторов ГИИ и предположительно поднять место Беларуси в рейтинге.

■ В целях повышения позиции по индикатору «Простота осуществления процедуры банкротства» Минэкономики разработало и внесло в Совет Министров Республики Беларусь проект закона «О несостоятельности и банкротстве».

■ Для принятия мер по росту индикатора «Экспорт высокотехнологичных товаров» ГКНТ при взаимодействии с заинтересованными лицами на постоянной основе ведет работу по дополнению Перечня высокотехнологичных товаров. Включение в него новых позиций является дополнительным стимулом для увеличения доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, услуг) в общем объеме производства, а также поддержки развития высокотехнологичных производств.

■ Благодаря проведенным мероприятиям по повышению индикатора «Сертификаты качества ISO 9001», в 2018 г. состоялось присоединение Национальной системы аккредитации Республики Беларусь к Соглашениям о признании Европейской организацией по аккредитации, Международной организацией по аккредитации лабораторий, Международным форумом по аккредитации в части испытаний, калибровки, сертификации продукции, работ, услуг, персонала, систем менеджмента. Это позволило повысить показатель страны по индикатору «Сертификаты качества ISO 9001» в ГИИ-2019 по сравнению с 2018 г. на 96 позиций.

В дальнейшем место и роль Беларуси в мировой экономике будут во многом определяться уровнем ее научно-технического и инновационного развития, способностью создать и эффективно использовать собственные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на международном рынке высоких и новых технологий.

Инновации считаются основной движущей силой экономического роста, а инновационная политика -составная часть экономической политики любой страны. В современных реалиях это объективное усло-

вие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства. В Беларуси разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., ставшая документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики. Ее стратегия заключается в комбинировании внедрения прорывных технологий с индустриально-инновационным развитием традиционных секторов экономики, создании и развитии малых и средних инновационных предприятий, наращивании доли инновационно активных организаций, а также в ежегодном увеличении доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции [7].

Одним из главных рычагов коммерциализации научно-технических достижений и развития малого инновационного предпринимательства, как показывает анализ мировых рынков, является инновационная инфраструктура, включающая совокупность системы образовательных учреждений, инвестиционных фондов, производственных мощностей, государственных и частных предприятий, участвующих в разработке и внедрении новых технологий. Важнейшая составляющая инновационной инфраструктуры - технопарки. Самый известный в мире технопарк, действующий в Стенфордском университете США, - Кремниевая долина. Там работают свыше 200 компаний и, как показывает статистика, традиционно зарождаются около 20% всех стартапов в области радиоэлектроники и ИТ-сферы. В последнее время технопарки интенсивно развиваются во всем мире, очень активно они создаются в странах СНГ и прежде всего в России. Не остается в стороне от мировых тенденций и Беларусь. Сеть технопарков в настоящее время охватывает белорусскую столицу, все без исключения областные центры, а также крупные районные центры, к примеру Пинск, Новополоцк и Горки. В республике уделяется особенное внимание созданию и функционированию технопарков. Для стимулирования их деятельности государством на постоянной основе принимаются меры по совершенствованию системы льгот и преференций, предусмотренных для технопарков и их резидентов; осуществляется также прямое бюджетное финансирование. Например, принят Указ Президента Республики Беларусь №105 от 12.03.2018 г. «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», положения которого направлены на совершенствование условий создания и функционирования технопарков, в том числе стимулирование деятельности их резидентов [8]. В результате его реализации технопарки получили возможность применения гибкой арендной политики в отношении резидентов; предоставлены льготы по НДС, ввозным таможенным пошлинам в период реализации инновационных проектов в рамках Госу-

дарственной программы инновационного развития, начато формирование целевых фондов инновационного развития и др. При этом последние в ближайшей перспективе должны стать мощной альтернативой бюджетным дотациям, что позволит стимулировать проведение гибкой инновационной политики в отношении малого инновационного предпринимательства.

В последние годы отмечается рост показателей деятельности технопарков и их вклада в инновационное развитие страны в целом. Так, за 5 лет при незначительном увеличении количества технопарков (с 12 в 2013 г. до 14 в 2018-м) объем произведенной их резидентами продукции (в том числе инновационной) вырос более чем в 3 раза. Существенно увеличился объем налогов и сборов, уплачиваемых ими в бюджет государства. Положительна также динамика создания резидентами технопарков рабочих мест - за 5 лет около 1500. За этот же период удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организациями - резидентами белорусских технопарков держится на уровне 70%, в то время как значение аналогичного показателя среди организаций промышленности в целом по Беларуси не превышает 20%. Таким образом, принимаемые государством меры по развитию инновационной инфраструктуры, в частности по стимулированию деятельности технопарков, создают предпосылки для их устойчивого развития и дальнейшего превращения в центры роста инноваций и площадки для организации высокотехнологичных производств.

Кроме того, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 13.06.2018 г. №236 «О дополнении и изменении Указа Президента Республики Беларусь», в перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для экономики нашей страны, Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. включены 34 новых проекта, 9 из которых основаны на технологиях V и VI технологических укладов. Среди них можно отметить следующие:

■ создание современных производств по выпуску средств зарядной инфраструктуры для электромобилей, а также автоматизированных складов вертикального хранения лифтового типа (ОАО «Витязь»);

■ организация выпуска высокотехнологичных, инновационных аналитических и инспекционных комплексов, оптико-механических изделий двойного и специального назначения (ОАО «Оптоэлектрон-ные системы»);

■ создание высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла (ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация»);

■ разработка технологий, создание и организация производства оборудования для магнитно-абразивной обработки поверхностей вращения и сложной формы деталей машин и приборов (УП «Полимаг»);

■ открытие высокотехнологичного экспортно ориентированного производства оптических компонентов и лазерных систем с диодной накачкой нового поколения (Институт физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси);

■ освоение серийного производства новых видов оптической продукции (ЗАО «Группа производственных технологий и авиационного машиностроения «Аэромаш»);

■ организация производства прецизионных самоцентрирующих токарных патронов различных диаметров для высокотехнологичного металлообрабатывающего оборудования (ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»);

■ создание современного производства автокомпонентов повышенного технического уровня для легковых и коммерческих автомобилей (ОАО «Белкард») [9]. Реализация проектов V и VI технологических

укладов позволит в значительной степени выполнить поставленную руководством страны задачу по построению интеллектуальной экономики, создать необходимый задел по повышению ее эффективности.

Для стимулирования и стабилизации процесса инновационного развития национальной экономики необходимым условием является привлечение инвестиций в научно-техническую сферу, обеспечение привлекательности условий для частных компаний на проведение НИОКР и инновационной деятельности, а также предоставление финансовой помощи в виде грантов и субсидий на выполнение научно-исследовательских работ.

Задача повышения эффективности функционирования экономики страны тесно связана с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности будет способствовать подъему экономики, ее технологической и социальной модернизации. В Беларуси сформированы институциональные основы совершенствования инновационной деятельности, однако дальнейшее развитие отраслей и регионов возможно только при тесном взаимодействии органов управления, субъектов инновационной инфраструктуры, научно-исследовательских организаций, реального сектора экономики и финансовых структур.

Одной из приоритетных задач государственной научно-технической политики является формирование эффективной модели отечественной науки, которая в ближайшей перспективе должна представлять собой целостную сеть достаточно крупных и устойчи-

вых в финансовом отношении организаций, выполняющих фундаментальные исследования мирового уровня и создающих прикладные разработки по приоритетным направлениям науки и технологий. Развитие национальной научной и инновационной системы Беларуси проходит достаточно сложно. Тематика научных исследований в значительной степени направлена на совершенствование действующих технологий, а не на создание новых. Вместе с тем именно разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции являются ключевыми факторами достижения и сохранения конкурентных преимуществ. Хотя согласно показателям ГИИ Беларусь сохранила высокий кадровый потенциал научно-технического и инновационного развития, имеет определенные достижения в процессах создания диффузии знаний, проблемы инновационного развития страны существуют и связаны, как показывают исследования, с рядом ключевых методологических и стратегических ошибок в процессах регулирования развития национальной экономики.

■ Summary. The article discusses the features of the development of innovation in the world, the place of the Republic of Belarus on the world map of innovation, special attention is paid to the order of determining the country's place in the Global innovation index. The key trends of innovation development in the world are highlighted. Examined the strengths and weaknesses of the innovation profile of the Republic of Belarus carried out activities to improve performance of a country in the Global innovation index, as well as priority directions of state policy of the Republic of Belarus in the field of innovation to improve the ranking. Problems of development of innovative sphere in the Republic of Belarus are revealed, and also directions of its improvement are offered.

■ Keywords: Global innovation index, innovation, rating, innovation policy.

■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-2-32-37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тормозим с инновациями? // http://www.belmarket.by/tormozim-s-innovaciyami.

2. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций // https://www.ifpma.org/wp-content/ uploads/2 019/07/wipo_pu b_gii2019.pdf.

3. Wipo ip facts and figures 2017 // https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_ gii2017.pdf.

4. The Global Innovation Index 2016 // https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo pub_gii2016.pdf.

5. The Global Innovation Index 2015 // https://ri-links2ua.eu/page/7/attach/Global_innovation_index.pdf.

6. Рейтинг развития инноваций в странах мира // https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index.

7. Государственная программа инновационного развития в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. // https://mshp.gov.by/programms/ fdbac4b499a1dde8.html.

8. Об изменении указов Президента Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь, 12.03.2018 г., №105 // http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-105-ot-12-marta-2018-g-18306.

9. О дополнении и изменении Указа Президента Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь, 13.06.2018 г., №236 // http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-236-ot-13-iju nja -2018-g-18933.

http://innosfera.by/2020/02/belarus_in_global_innoindex

Статья поступила в редакцию 28.01.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.