Научная статья на тему 'Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков'

Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫХ УСЛУГ / ВХОДЯЩАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL MIGRATION / REPUBLIC OF BELARUS / OUTAND INCOMING STUDENT MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Людмила Ефимовна, Фокеева Людмила Владимировна, Кормильчик Наталья Александровна

В статье рассмотрены виды студенческой миграции и методические подходы к ее изучению. Проанализированы мировые тенденции образовательной миграции и развитие данного про-цесса в Беларуси в период 1999-2014 годы. Выделены страны происхождения, а также обо-значены факторы, способствующие привлечению учебных мигрантов в Республику Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN BELARUS:TRENDS AND DIRECTIONS OF STREAMS

The article discusses some types of student migration and methodological approaches to its study. As well as analyzed the global trends of educational migration and the development of this process in the Republic of Belarus in the period 1999-2014. In addition, identified the main participants involved in exchange and the factors contributing to the involvement of academic migrants in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков»

Вестник РУДН. Серия: Экономика

RUDN Journal of Economics

2017 Том 25 № 1 54-62

http://journals.rudn.ru/economics

DOI 10.22363/2313-2329-2017-25-1-54-62 УДК 331.556.4

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ БЕЛАРУСИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ГЕОГРАФИЯ ПОТОКОВ

В статье рассмотрены виды студенческой миграции и методические подходы к ее изучению. Проанализированы мировые тенденции образовательной миграции и развитие данного процесса в Беларуси в период 1999—2014 годы. Выделены страны происхождения, а также обозначены факторы, способствующие привлечению учебных мигрантов в Республику Беларусь.

Ключевые слова: образовательная миграция, Республика Беларусь, экспорт образовательных услуг, входящая студенческая мобильность

Одной из характерных тенденций развития современной системы образования является стремительный рост студенческой миграции. На протяжении всего ХХ века масштабы академической мобильности и учебной миграции во всем мире постоянно возрастали. Но именно на рубеже ХХ и ХХ1 веков этот вид мобильности становится массовым глобальным явлением.

Республика Беларусь наглядно демонстрирует возрастающую студенческую мобильность: наблюдается рост как входящей, так и исходящей учебной миграции. С 2005 по 2014 годы в Беларуси получили образование более 100 тыс. иностранных студентов.

Понятия «образовательная / учебная миграция», «академическая мобильность». Виды студенческой миграции

В международной практике учета миграции перемещения студентов и стажеров выделяют в самостоятельную категорию, поскольку эта миграция выполняет вполне определенную социальную функцию, связанную с интернационализацией образования и развитием высокопрофессиональных ресурсов, представляющих, по сути, интеллектуальный глобальный капитал общества (Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф., 2010).

ЮНЕСКО определяет категорию иностранных студентов как лиц, допущенных для прохождения конкретной программы обучения в учреждениях высшей школы страны, гражданами которой они не являются. Эта миграция классифицируется как временная, ограниченная периодом времени, необходимым для прохождения учебного курса. Такие мигранты, как правило, получают специальные студенческие (не иммиграционные) визы, которые часто предусматривают право

Л.Е. Тихонова, Л.В. Фокеева, Н.А. Кормильчик

Белорусский государственный университет пр. Независимости, 4, Минск, Республика Беларусь, 220030

Введение

въезда с сопровождающими членами семьи и ограниченные возможности трудоустройства (Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф., 2010).

В рамках международной образовательной миграции выделяют долгосрочную и краткосрочную формы.

Под долгосрочной формой обучения понимают переезд за рубеж в целях получения образования по полному циклу одного или нескольких уровней высшего образования. Такая форма образовательной миграции предполагает получение соответствующего диплома или степени (отсюда и англоязычное наименование degree mobility). Именно эта форма образовательной миграции наиболее массова в современном мире. Нередко эту форму мобильности еще называют «вертикальной».

Краткосрочная или академическая мобильность предполагает временное обучение в зарубежном высшем учебном заведении в течение, как правило, одного-двух семестров. Эта форма мобильности называется кредитной (credit mobility). К этому типу мобильности относится временный переезд студентов, преподавателей, исследователей и академических администраторов в другие страны. Краткосрочную мобильность часто называют «горизонтальной».

Однако выезд за рубеж для получения диплома может рассматриваться и в качестве академической мобильности, но только в случае, если он осуществляется на основе международного договора. Статья 121 Кодекса об образовании Республики Беларусь дает определение академической мобильности. Ее ключевой признак — временное пребывание за рубежом с обязательным возвращением. Для реализации академической мобильности должен быть заключен договор, который может быть межвузовским, межведомственным, межправительственным, либо договором под обучение студента или аспиранта1.

Методика исследования и источники статистической информации

Анализ текущей ситуации и прогнозирование тенденций в области образовательной миграции затрудняются недостаточной эффективностью современных методик статистической оценки миграционных потоков.

Л. Леденева отмечает проблему отсутствия достоверной информации о различных категориях населения, выезжающего на учебу, вызванную тем, что часто студенты обучаются не полный академический год, участвуют в программах обмена, и поэтому их численность может не отражаться в статистике обучающихся исходя из правил определенного университета страны-реципиента (Леденева Л.И., 2009).

Среди факторов, снижающих точность знаний об образовательной миграции, следует выделить:

— несовпадение дат и периодов подсчета количества иностранных студентов и слушателей за определенный период в различных странах;

— различия в принципах подсчета студентов, обучающихся в вузах разной формы собственности;

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З. [Электронный ресурс]. URL: http://etalonlme.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_ (дата обращения 12.07.2016).

— нехватку сведений о деятельности негосударственных организаций и центров, работающих на рынке международных образовательных услуг.

Для сбора полной информации о международной студенческой миграции все принимающие страны подают данные о количестве принятых студентов, указывая пол и страну происхождения. Затем данные обобщаются, подсчитывается количество выбывших и прибывших студентов для каждой страны. Однако фактическое количество лиц, участвующих в международной студенческой миграции, как правило, гораздо выше, так как многие студенты учатся за границей не полный академический год, или участвуют в программах обмена, которые не требуют регистрации.

Страна происхождения студента может быть определена несколькими различными способами. Например, на основе места жительства, гражданства или страны, в которой были получены определенные образовательные квалификации. ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростат договорились, что для измерения международной мобильности в области образования, страной происхождения студента считается та страна, в которой он получил прежнее образование. Если страны не имеют возможности представить данные в соответствии с этим требованием, то за страну происхождения принимается страна постоянного места жительства или, в крайнем случае, страна гражданства. ОЭСР а также Евростат в качестве международных студентов учитывают лишь тех студентов, которые пересекли границу страны своего происхождения в целях получения высшего образования сроком на полный учебный год или более (так называемая «кредитная мобильность» не учитывается)1.

Для оценки объемов международной студенческой миграции ЮНЕСКО использует следующие показатели мобильности.

1. Въездная миграция (входящий поток):

— количество прибывших студентов;

— коэффициент въездной мобильности: отношение числа въехавших студентов к общему числу студентов принимающей страны.

2. Выездная миграция (исходящий поток):

— количество выехавших студентов;

— коэффициент выездной мобильности: отношение числа выехавших студентов к общему числу студентов отдающей страны;

— общий (валовый) коэффициент выезда — количество выехавших студентов по отношению к общему числу населения страны в возрасте третичного образования.

3. Сальдо образовательной миграции: разница между числом въехавших и выехавших студентов (как правило, в международной статистике для расчета показателя нетто-миграции студентов принимается разность численности иностранных студентов в данной стране и студентов из данной страны за рубежом на конкретный год).

1 Statistical Tables Introduction. UNESCO Institute for Statistics. [Electronic resource]. Access mode: http://en.unesco.org/gem-report/sites/gem-report/files/Intro_full_1.pdf

Таким образом, учет мобильных студентов затруднен, однако принимаются меры, направленные на реализацию возможностей анализа студенческих миграционных потоков и выявления основных тенденций.

Образовательная миграция в современном мире

С 1965 по 2010 годы количество иностранных студентов выросло с 0,8 до 4,1 млн, что составляет 1,8% от общего числа учащихся высших учебных заведений. В настоящее время их прирост составляет около 100 тыс. человек в год (рис. 1). Согласно прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году количество иностранных студентов достигнет 7,5 млн.

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2005

2010

Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов в мире в 1975—2010 годы (Fig. 1. Dynamics of the number of foreign students in the world in 1975—2010)

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения: 24.11.2016).

Страны довольно сильно различаются по масштабам студенческой мобильности. Так, в 2013 году на шесть стран, которые принимали иностранных студентов, приходилась практически половина мобильных студентов: США (19%), Великобритания (10%), Австралия (6%), Франция (6%), Германия (5%) и Российская Федерация (3%).

Наибольшее количество иностранных студентов приезжает на учебу в другие страны из Китая (712,2 тыс. человек), Индии (181,9 тыс. человек), Германии (119,1 тыс. человек), Республики Кореи (116,9 тыс. человек) и Франции (84,1 тыс. человек).

Есть также и страны, которые имеют большее количество студентов, обучающихся за границей, чем у себя дома: Андорра, Бермудские острова, Люксембург, Монсеррат, Сан-Марино, Сейшельские острова1.

1 Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения: 24.11.2016).

Доля иностранных студентов, как правило, выше на более высоких ступенях высшего образования. В среднем по странам ОЭСР 24% студентов докторантуры и аспирантуры — иностранные.

Важную роль в активизации студенческой мобильности в Европе сыграл Бо-лонский процесс, в котором академическая мобильность была определена в качестве одной из шести целей1. В 2012 году в Бухаресте была принята «Стратегия развития мобильности в ЕПВО до 2020 года». Этот документ подтвердил значение мобильности как одной из важнейших задач Болонского процесса. Особое внимание было обращено на баланс входящей и исходящей мобильности, противодействие «утечки мозгов». В частности, было предложено создавать стипендиальные программы, поощряющие возвращение студентов получивших образование в других странах, стимулировать граждан ЕС преподавать и проводить исследования в развивающихся странах.

Таким образом, основные тенденции международной учебной миграции и мирового рынка образовательных услуг следующие: стремительной рост объемов студенческой миграции; опережение роста численности иностранных студентов, получающих высшее образование по сравнению с ростом численности всех студентов в мире; сосредоточение половины всех иностранных студентов в мире в 5 странах; появление новых участников в сфере высшего образования, увеличение доли иностранных студентов из стран Азии и Западной Европы (Алексеева Е.Н., 2012).

Рынок образовательных услуг в Беларуси

Отличительной чертой развития национальной системы образования Беларуси, как и других стран Европы в эпоху глобализации, является интенсивно расширяющееся международное сотрудничество высших учебных заведений и, как следствие, — рост студенческой миграции и академической мобильности студентов, преподавателей, ученых, административных работников.

Наблюдается рост, как входящей, так и исходящей мобильности.

По данным ЮНЕСКО, в 2014 году в Беларусь на обучение прибыло 14 924 студента (по данным Белстата — 14 796). По сравнению с предыдущим годом число прибывших студентов выросло на 9%.

В последнее время значительно расширилась география стран происхождения учебных мигрантов. В республику едут учиться из 117 стран мира (ЮНЕСКО). Главным образом из Центральной Азии, Центральной и Восточной Европы, Восточной Азии. В 2014—2015 учебном году 55% иностранных студентов были представлены выходцами из Туркменистана, 14% — из России, 10% — из Китая (рис. 2).

При этом доля выходцев из Центральной Азии стремительно растет. Этот рост обусловлен в основном за счет студентов из Туркменистана. Увеличилось количество иностранных студентов из Восточной Азии и Африки.

1 Создание общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, Берлин 19 сентября 2003 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/Page/172293.pdf (дата обращения 25.04.2010).

9,5

2, 2,0

■ Другие

■ Литва

■ Ирак

□ Казахстан

■ Азербайджан

□ Украина

■ Иран

□ Нигерия

□ Китай

□ Россия

■ Туркменистан

Рис. 2. Структура иностранных студентов (по стране происхождения), прибывших на обучение в Беларусь в 2013 году, % (Fig. 2. The structure of foreign students (by country of origin) who arrived for training in Belarus in 2013, %)

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/

Соотношение цены и качества белорусского образования является сегодня привлекательным для потенциальных студентов из ряда стран, в первую очередь СНГ и Азии. Стоимость обучения на самых престижных факультетах не превышает 3000—4000 долл. США в год. Однако указанное конкурентное преимущество не является исключительным достоянием Республики Беларусь: конкурентами Беларуси в данной ценовой нише являются вузы Украины и России, которые также стремятся выйти на международный рынок образовательных услуг.

Следует отметить, политика Беларуси направлена на увеличение числа иностранных студентов. Это связано с рядом причин:

1. Вступление Беларуси в Болонский процесс.

2. Снижение наполняемости белорусских ВУЗов из-за сокращения в настоящее время численности молодежи в возрастной группе 16—29 лет.

3. Финансовая прибыль, получаемая при обучении иностранных студентов.

4. Налаживание межгосударственных связей.

Также Беларусь заинтересована трудоустраивать высококвалифицированных иностранных студентов. Целевой группой, как правило, являются русскоговорящие студенты и студенты из стран СНГ, так как они легче интегрируются в белорусское общество, обладая общими для постсоветского пространства культурными особенностями.

Экспорт образовательных услуг имеет для страны экономический эффект: во-первых экономию на детском периоде жизни будущих абитуриентов; во-вторых,

Заключение

доход от продажи образовательных услуг; и, наконец, в-третьих, приобретение молодого, уже интегрированного в принимающий социум и должным образом подготовленного нового члена общества.

Учебная миграция в целом способствует развитию и укреплению политических, экономических, культурных, научно-технических контактов Республики Беларусь со странами-поставщиками студенческих мигрантов. Учебные мигранты не только приносят финансовую прибыль, но и способствуют укреплению позитивного образа Беларуси в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113—136.

Институт статистики ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения 24.11.2016).

Итоговые документы Бухарестских форумов. Бухарестское коммюнике. [URL: http://www.bsu. by/Cache/Page/172223.pdf (дата обращения: 25.04.2010).

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3. URL: http://etalonline. by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_ (дата обращения: 25.06.2013).

Леденева Л.И. Российских студентов за рубежом никто точно не считает // Демоскоп Weekly. 2009. № 387—388. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/tema01.php (дата обращения: 14.08.2016).

Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция: учеб. пособие. М.: Изд-во «Экономика», 2010. 303 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003 г. URL: http://www.bsu.by/Cache/Page/172293.pdf (дата обращения: 18.10.2015).

Statistical Tables Introduction. UNESCO Institute for Statistics. Access mode: http://en.unesco.org/ gem-report/sites/gem-report/files/Intro_full_1.pdf

© Тихонова Л.Е., Фокеева Л.В., Кормильчик Н.А., 2017

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 22 декабря 2016 Дата принятия к печати: 30 января 2017

Для цитирования:

Тихонова Л.Е., Фокеева Л.В., Кормильчик Н.А. Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 1. С. 54—62.

Сведения об авторах:

Тихонова Людмила Ефимовна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета. Контактная информация: е-mail: tihonovale@mail.ru

Фокеева Людмила Владимировна, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры международного туризма факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Контактная информация: е-mail: fokeeva@tut.by

Кормильчик Наталья Александровна, студентка географического факультета Белорусского государственного университета. Контактная информация: е-шаП: па1а$Ьа_когтПеЫк@ mai1.ru

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN BELARUS: TRENDS AND DIRECTIONS OF STREAMS

LE. Tihonova, LV. Fokeeva, N.A. Kormilchik

Belarusian State University Nezavisimosti Ave., 4, Minsk, Republic of Belarus, 220030

The article discusses some types of student migration and methodological approaches to its study. As well as analyzed the global trends of educational migration and the development of this process in the Republic of Belarus in the period 1999—2014. In addition, identified the main participants involved in exchange and the factors contributing to the involvement of academic migrants in the Republic of Belarus.

Key words: educational migration, the Republic of Belarus, out- and incoming student mobility

REFERENCES

Alekseeva E.N. Osobennosti i perspektivy obrazovatel'noj migracii v ehpohu global'nyh transformacij // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2012. № 4. S. 113—136. (In Russ).

UNESCO Institute of Statistics http://uis.unesco.org/ (In Russ).

Itogovye dokumenty Buharestskih forumov. Buharestskoe kommyunike. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bsu.by/Cache/Page/172223.pdf (In Russ).

Kodeks Respubliki Belarus> ob obrazovanii ot 13 yanvarya 2011 g. № 243-Z. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_ (In Russ).

Ledeneva L.I. Rossijskih studentov za rubezhom nikto tochno ne schitaet // Demoskop Weekly. 2009. № 387—388. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/ tema01.php (In Russ).

Ryazancev S.Y, Tkachenko M.F. Mirovoj rynok truda i mezhdunarodnaya migraciya: ucheb. posobie. M.: Izd-vo «Ekonomika», 2010. S. 303. (In Russ).

Sozdanie obshcheevropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya. Kommyunike Konferencii Ministrov, otvetstvennyh za Vysshee obrazovanie, v Berline 19 sentyabrya 2003 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bsu.by/Cache/Page/172293.pdf (In Russ).

Statistical Tables Introduction. UNESCO Institute for Statistics. Access mode: http://en.unesco.org/ gem-report/sites/gem-report/files/Intro_full_1.pdf

Article history:

Received: 22 December 2016 Revised: 16 January 2017 Accepted: 30 January 2017

For citation:

Tihonova L.A., Fokeeva L.V., Kormilchik N.A. (2017) Export of Educational Services of Belarus: Trends and Directions of Streams. RUDN Journal of Economics, 25 (1), 54—62.

Bio Note:

Tihonova L.A., Doctor of Economics, Professor, Professor of Department of International management, Belarusian State University, Minsk (Belarus). Contact information: e-mail: tihonovale@mail.ru

FokeevaL.V., PhD (Geography), Associate Professor of the Department of international tourism, Faculty ofinternational relations, Belarusian State University, Minsk (Belarus). Contact information: e-mail: fokeeva@tut.by

Kormilchik N.A., Student of the Faculty of Geography, Belarusian State University, Minsk (Belarus). Contact information: e-mail: natasha_kormilchik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.