Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: КОНКУРЕНЦИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: КОНКУРЕНЦИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕРЫ / ТЕХНОПАРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Е.Н., Рыбина М.Н.

Геополитическая напряженность набирает обороты. Не остается в стороне и конкурентная борьба в области экспорта образовательных услуг. В ожесточенном противостоянии применяется богатый арсенал современных технологий. Используя информационный натиск, целью этой борьбы становятся идеология, менталитет молодого поколения, его мировоззренческие позиции. Россия всегда была конкурентоспособной страной в области экспорта образовательных услуг. Однако в современных условиях жесточайшей конкуренции необходимо отстаивать свои позиции, находить преимущества в российской образовательной системе, опираясь как на накопленный опыт, так и используя инновационные подходы. Чтобы быть конкурентоспособными в современном мировом сообществе, при переходе к новому технологическому укладу, необходимо предлагать инновационные продукты в сфере образования, расширять инструментарий субъектов образовательной среды на различных региональных платформах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быковская Е.Н., Рыбина М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SERVICES EXPORT: COMPETITION IN NEW GEOPOLITICAL CONDITIONS

Geopolitical tensions are on the rise. The competitive struggle in the field of educational services export does not stand aside either. In a fierce confrontation, a rich arsenal of modern technologies is used. Using the information onslaught, the ideology, the mentality of the younger generation, its worldview positions become the goal of this struggle. Russia has always been a competitive country in the export of educational services. However, in today’s conditions of fierce competition, it is necessary to defend one’s positions, find advantages in the Russian educational system, relying both on accumulated experience and using innovative approaches. In order to be competitive in the modern world community, during the transition to a new technological order, it is necessary to offer innovative products in the field of education, expand the range of the subjects of the educational environment on various regional platforms.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: КОНКУРЕНЦИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 33 JEL I25 DOI 10.26425/1816-4277-2023-1-68-75

Экспорт образовательных услуг: конкуренция в новых геополитических условиях

Быковская Екатерина Николаевна

Канд. экон. наук, доц. каф. экономической политики и экономических измерений ORCID: 0000-0001-8441-9455, e-mail: byko33@yandex.ru

Рыбина Марина Николаевна

Канд. экон. наук, доц. каф. экономической политики и экономических измерений ORCID: 0000-0002-1443-1499, e-mail: solgy@mail.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Геополитическая напряженность набирает обороты. Не остается в стороне и конкурентная борьба в области экспорта образовательных услуг. В ожесточенном противостоянии применяется богатый арсенал современных технологий. Используя информационный натиск, целью этой борьбы становятся идеология, менталитет молодого поколения, его мировоззренческие позиции. Россия всегда была конкурентоспособной страной в области экспорта образовательных услуг. Однако в современных условиях жесточайшей конкуренции необходимо отстаивать свои позиции, находить преимущества в российской образовательной системе, опираясь как на накопленный опыт, так и используя инновационные подходы. Чтобы быть конкурентоспособными в современном мировом сообществе, при переходе к новому технологическому укладу, необходимо предлагать инновационные продукты в сфере образования, расширять инструментарий субъектов образовательной среды на различных региональных платформах.

Ключевые слова

Экспорт образовательных услуг, инновационный подход, организация и управление образованием, конкуренция в сфере образования, кластеры, технопарки

Для цитирования: Быковская Е.Н., Рыбина М.Н. Экспорт образовательных услуг: конкуренция в новых геополитических условиях // Вестник университета. 2023. № 1. С. 68—75.

© Быковская Е.Н., Рыбина М.Н., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Educational services export: competition in new geopolitical conditions

Ekaterina N. Bykovskaya

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economic Policy and Economic Measurements Department ORCID: 0000-0001-8441-9455, e-mail: byko33@yandex.ru

Marina N. Rybina

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economic Policy and Economic Measurements Department ORCID: 0000-0002-1443-1499, e-mail: solgy@mail.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Geopolitical tensions are on the rise. The competitive struggle in the field of educational services export does not stand aside either. In a fierce confrontation, a rich arsenal of modern technologies is used. Using the information onslaught, the ideology, the mentality of the younger generation, its worldview positions become the goal of this struggle. Russia has always been a competitive country in the export of educational services. However, in today's conditions of fierce competition, it is necessary to defend one's positions, find advantages in the Russian educational system, relying both on accumulated experience and using innovative approaches. In order to be competitive in the modern world community, during the transition to a new technological order, it is necessary to offer innovative products in the field of education, expand the range of the subjects of the educational environment on various regional platforms.

Keywords

Educational services export, innovative approach, education organization and management, competition, clusters, technology parks

For citation: Bykovskaya E.N., Rybina M.N. (2023) Educational services export: competition in new geopolitical conditions. , no. 1, pp. 68—75.

© Bykovskaya E.N., Rybina M.N., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Целью исследования является анализ необходимости наращивания экспортного потенциала России в области образовательных услуг на предмет имеющихся и возможных конкурентных преимуществ самой страны, а также на предмет очевидных «рынков сбыта» образовательной продукции в условиях потенциальных угроз и социально-экономических противоречий, изменений в геополитической конфигурации с учетом имеющихся рисков и проблем цифрового неравенства. Для достижения поставленной цели выявляются наиболее существенные задачи, которые приходится решать на этом сложном ландшафте жесткой конкурентной борьбы, связанные со свойствами социально-экономического, этического, психологического, экологического и политического характера. Причем в настоящее время образование, особенно высшее, представляет собой крупнейшую сферу мировой экономики, является динамичным сектором мировой торговли услугами.

Трудно переоценить значение сферы образования в политическом осмыслении происходящих событий и в культурно-ментальной идентификации человека. Существует мнение, что конкурентная борьба в сфере образования может проявляться в форме «образовательной войны». «Главной целью войны является уничтожение противника, не обязательно физическое. В настоящее время легализовано употребление таких понятий как образовательные войны» [1, с. 4].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Сфера образования всегда была и остается ареной столкновения интересов различных сил как внутри государства, так и в конкурентной борьбе на мировых площадках. Практика показывает, что в различных странах в последние десятилетия идет процесс интенсивного наращивания экспортного потенциала. На арену конкурентной борьбы выходят новые страны и весьма активно и успешно борются с еще недавними лидерами этого рынка.

В современной геополитической обстановке нарастает необходимость и усиливается актуальность выявления основных конкурентных преимуществ российского образования для его успешного продвижения на мировые рынки. Причем надо подчеркнуть, что в период кризисов различного толка конкуренция в сфере образования не затихает как внутри страны, так и на международных площадках. Однако положение России в этой области вызывает серьезную тревогу и требует глубокого осмысления.

В 80-е гг. XX в. две страны были лидерами в сфере экспорта образования — США и СССР. Преимущества потеряны, однако необходимо их не растерять вовсе. Известно, что в 10-х гг. XXI в. Россия еще входила в пятерку стран, имеющих авторитет на международном рынке образования, по привлечению иностранных студентов. Первое место принадлежало США, второе — Великобритании, третье — Австралии, четвертое — Франции. Россия занимала пятое место с долей в 4 % [2]. «С 2000 г. по 2014 г. общее число иностранных студентов, стажеров, аспирантов, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилось более чем вдвое — с 2,1 млн по 5 млн человек. .. .По прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 г. численность иностранных студентов достигнет 8 млн человек» [3, с. 15].

Современные данные свидетельствуют о том, что эффективно и эффектно в конкурентную борьбу вступают Китай, который традиционно был импортером образовательных услуг, и Сингапур. С экономической точки зрения экспорт образовательных услуг позволяет привлекать значительные средства в экономику, а также наращивать человеческий капитал за счет талантливых иностранцев.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Экономика знаний, как часто определяют формат новой экономики, по существу транслирует идею о том, что знания становятся фактором экономического роста. Инвестируя в человеческий капитал, можно добиваться значительных темпов экономического роста в 3—4 %. В наращивании человеческого капитала основная роль принадлежит образованию, вот почему для стран-лидеров этот сектор экономики представляет собой безальтернативный сегмент, обеспечивающий конкурентоспособность этих стран в мировом сообществе. Для России в области экспорта образования необходимо выходить на решение таких задач, которые позволили бы решать как вопрос увеличения валового внутреннего продукта (далее — ВВП), так и проблему привлечения талантов из-за рубежа.

Методология исследования исходит из следующего. Планирование и прогнозирование — обязательный элемент обеспечения конкурентоспособности такого сектора экономики как образование. Используется метод форсайта, который в этом исследовании состоит в том, чтобы определить, с какими потенциальными угрозами и рисками в будущем столкнется экспорт образовательных услуг в России. Исходя из сформулированных проблем, необходимо понять, какие ответы необходимо подготовить на эти вызовы с учетом того, что в базисе форсайтинга закладывается стратегия инновационного подхода к образованию на основе цифровизации. Методология исследования базируется на анализе и обобщении имеющейся информационной базы, статистических данных, научно-исследовательских работах ученых по данной проблематике. Среди них официальные сайты различных международных и российских статистических сборников, аналитические доклады по рассматриваемой теме и прочее.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты проведенных исследований в области возможностей, потенциальных противоречий и экономических проблем, которые несет с собой участие в конкурентной борьбе в сфере образования на внешнем рынке, можно сформулировать следующим образом.

Прежде всего, встает вопрос о новом качественном уровне образования. «Конкурентоспособными специалистами становятся те, которые имеют творческий подход и инициативу к новому решению нестандартных задач стремительно меняющегося мира» [4, с. 5]. Во-вторых, в современной экономике сферу образования необходимо рассматривать не как затратную область, а как пространство для инвестиций. Необходимо учитывать, что в целом спрос на высшее образование растет, растет и стоимость высшего образования, что способствует притоку инвестиций в данную сферу. Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития. Так, по состоянию на 2018 г., расходы на образование в США к ВВП страны составили 13,1 %, в Иране — 23,1 % в 2020 г., в Индии — 16,5 % в 2020 г., в Россия - 14,3 % в 2018 г., в Австралии - 13,5 % в 2018 г., в Великобритании - 13,3 % в 2018 г., в Турции — 12,4 % в 2018 г., в Сингапуре — 11,9 % в 2020 г., в Объединенных Арабских Эмиратах - 11,7 % в 2020 г., в Пакистане - 11,6 % в 2019 г., в Германии - 11,2 % в 2018 г., в Австрии - 10,7 % в 2018 г., во Франции - 9,7 % в 2018 г. [5].

«По данным доклада Всемирного экономическим форума, Россия занимает высокое 4-е место в мире с точки зрения объема человеческого капитала, но лишь 42-е место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности» [6]. Структура совокупного богатства России по данным 2020 г. в оценке Всемирного банка выглядит следующим образом [7]:

- человеческий капитал (образование и квалификация, опыт и вероятность участия в рабочей силе на разных стадиях) - 46 %;

- произведенный капитал (производственный капитал - инфраструктура, машины, здания, оборудование и городские территории) - 33 %;

— природный капитал - 20 % (из них: 15 % нефть, природный газ и другие минерально-сырьевые запасы, 5 % - пашни, пастбища, леса, особо охраняемые природные территории);

— чистые иностранные активы - 1 %.

Обеспечение качественного образования разного уровня является проблемой, которая выходит далеко за пределы сферы образования, она связана с будущностью политического и социально-экономического положения любой страны мира. Несомненно, сама дискуссия о качестве образования связана с небывалым ростом на мировом рынке конкурентной борьбы за предоставление образовательных услуг. Быстроменяющаяся геополитическая обстановка, изменение конфигурации глобализации и актуализация глоколизации бросает вызовы современному пониманию места и роли экспорта российского образования. Напряженность современности и неопределенность будущего, тем не менее, требуют обозначения основных трендов поведения на рынке международных образовательных услуг, среди которых для России можно выделить следующие.

1. В экономике - обеспечение устойчивого и существенного финансирования со стороны государства, частного бизнеса, всех других заинтересованных структур Сохранение на рынке образовательных услуг принципа цена-качество как конкурентного преимущества.

2. В области управления - организация специальной структуры по управлению научными исследованиями и проектной деятельностью в вузах. Важнейшей компетенцией таких управленческих структур

должна быть быстрая реакция на меняющиеся обстоятельства на рынке образования, обеспечение конкурентных преимуществ на мировых рынках образования, а также умение постоянно отслеживать состояние этих рынков в связи с быстро меняющимся спросом на различные компетенции и специальности. Необходимо исходить из того, что высшее образование превращается из элитарной структуры в массовый и доступный социальный институт.

3. В политике — выбор приоритетных направлений с учетом проведения политики изоляционизма, санкций, недружественного поведения определенных государств по отношению к России.

4. В области обустроенности сферы образования, ее инфраструктуры, обеспечения повседневности обучающегося необходимо формирование качественной комфортной бытовой среды для иностранных студентов.

5. В области культуры — обеспечение благоприятной нравственно-этической среды, умение преодолевать противоречия между локальными и глобальными проблемами, между универсальным и индивидуальным, между традициями и современными трендами.

6. В области предоставления образовательных услуг:

- обеспечение возможности предоставлять услуги на английском языке, возможность обеспечить хорошее знание русского языка для дальнейшего обучения. Практика экспорта образовательных услуг в современном мире показывает, что явным преимуществом становится предоставление услуг на английском языке. Отсутствие таких возможностей у вуза — явный недостаток, который ведет к потере конкурентных преимуществ. Однако этот вопрос остается наиболее дискуссионным в вузовском сообществе;

- умение преподавательского состава индивидуализировать трек обучения, исходя из способностей иностранного обучающегося. Для этого необходимо нанимать специалистов по адаптации иностранных студентов;

- соответствие новым тенденциям в моделировании современных учебных заведений, усиление научно-исследовательского компонента во всей структуре высшего образования.

В сложившихся геополитических обстоятельствах начала 20-х гг. XXI в. оставлять без внимания основные тенденции мирового рынка образования не представляется возможным. В России предлагается использовать несколько соответствующих моделей, при этом понимая, что их применение в конкретных геополитических условиях в полном объеме весьма затруднено. Поэтому необходимо сосредоточиться на тех моделях, которые дадут явные преимущества в экспорте образовательных услуг именно российскому образованию и будут представлены в ареале всемирного рынка образовательных услуг как действенный актор.

Степень интернационализации внутренних образовательных услуг зависит от степени интернационализации страны, ее включенности в международное разделение труда. Понятно, что сегодня в условиях ужесточения санкционного давления, беспрецедентных попыток изоляции страны, России трудно позиционировать себя в качестве успешного экспортера образовательных услуг. Действительно, из области конкурентной борьбы эта сфера переходит в состояние ведения «образовательной войны». Однако учитывая всю сложность геополитической обстановки, необходимо продвигаться вперед и не оставлять позиций. По данным статистики, примерно 30 % всех иностранных студентов, получающих образование за рубежом, являются выходцами из Китая, Индии, Германии. Они являются и импортерами образовательных услуг вместе с Вьетнамом, Ираном, Саудовской Аравией. Основными импортерами российских образовательных услуг выступают страны Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) — более 60 % — и страны азиатского региона (около 30 %). Основной объем платных услуг в России приходится на высшие учебные заведения с очной формой обучения. Иностранные студенты в России отдают предпочтение государственным вузам, их в большей степени интересуют инженерно-технические специальности, медицина и экономика. Таким образом, эти устоявшиеся традиции необходимо сохранять и преумножать.

Реализация модели внутренней интернационализации предполагает два подхода, что вызывает дискуссии в образовательных кругах. С одной стороны, она может осуществляться на русском языке. Однако реальность далека от такого положения вещей. Потенциальные студенты из стран СНГ в 20-е гг. XXI в. очень далеки от знания русского языка. Они владеют своим родным языком, а также английским в большей степени, чем русским. С другой стороны, реализация этой модели может осуществляться на иностранном языке [8].

Сетевое взаимодействие вузов - еще одна из моделей экспорта образования. В России функционируют университет Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС.

В рамках Евразийской интеграции и реализации новых направлений развития евразийских интеграционных процессов, отраженных в Стратегии-2025, формируется Евразийский сетевой университет (далее - ЕСУ). Зачинателями и идеологами этого проекта стали министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик Российской академии наук (далее - РАН) С. Глазьев, а также академик РАН В. Садовничий [9]. Евразийский сетевой университет решает следующие основные задачи:

— поэтапное формирование безбарьерной среды в сфере образования;

— формирование единого евразийского образовательного пространства;

— организация подготовки квалифицированных кадров;

— организация научных исследований и разработок,

— стимулирование личностного роста молодежи.

В 2022 г. участниками Меморандума о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета стали Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова, Ошский государственный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕвраАзЭС, Уральский государственный экономический университет, Государственный университет управления, Белгородский государственный технологический университет, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Бишкекский государственный университет имени К. Карасаева. Армянский государственный экономический университет, Рудненский индустриальный институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Проект ЕСУ - пример международной модели сетевого университета с приоритетом цифрового обучения для обеспечения более полной реализации программ обучения в нем. От других сетевых университетов, созданных на базе СНГ, ШОС и БРИКС, Евразийский сетевой университет отличает концентрация образовательных услуг на вопросах экономики и управления [10]. В рамках реализации своей концепции приоритетами Евразийского сетевого университета в ближайшей перспективе станет разработка образовательных программ, мониторинг рынка труда, организация научных исследований, а также унификация стандартов образовательной, инновационной и научной деятельности Евразийского экономического союза [11]. Координационный совет ЕСУ возглавит ректор Государственного университета управления профессор В.В. Строев.

ВЫВОДЫ

Сформулированные результаты проведенных исследований в области наращивания мощи экспортного потенциала российских образовательных услуг, социально-экономических возможностей и противоречий позволяют сделать следующие выводы. Снижают конкурентоспособность России, а также негативно искажают ее имидж санкции западных стран, обстоятельства неопределенности экономической ситуации, а также возможная военно-политическая дестабилизация; недостаточно высокий уровень условий и инфраструктуры большинства российских вузов для комфортного проживания студентов, особенно с учетом суровых для многих иностранцев климатических условий; низкий уровень владения иностранными языками профессорско-преподавательского состава и административного персонала российских вузов; рост иностранных студентов увеличивает национальные диаспоры, что может негативно сказаться на социальной стабильности коренного населения.

Повышение конкурентоспособности экспорта российских образовательных услуг остается актуальной задачей [12]. Однако для этого необходимо предпринимать определенные меры следующего характера. Необходимо увеличение расходов государства на развитие человеческого капитала. Обязательным условием является наращивание потенциала университетского образования через повышение качества образования по всему периметру образовательных услуг, коммуникационных компетенций и креативности через проектное обучение. Для преодоления языкового барьера необходимо изыскивать средства

для изучения русского языка талантливым студентам, как бакалаврам, так и магистрам. С другой стороны, всячески значительно поощрять профессорско-преподавательский состав, который имеет возможности преподавания дисциплин на английском языке [13].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При расширении возможностей российского экспорта образовательных услуг необходимо не терять своих преимуществ среди стран дальнего зарубежья, а именно стран Азиатского региона — Китая, Индии, Вьетнама, Монголии — и противодействовать наблюдающейся нисходящей динамике. Перспективным регионом, по мнению авторов, является Африка. В Латинской Америке интерес представляет Бразилия.

Таким образом, в ареал стран-поставщиков иностранных студентов из дальнего зарубежья в ближайшем будущем будут входить такие страны, как Китай, Индия, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Монголия, Бразилия, страны Африканского континента. Ближайшее зарубежье будет представлено Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией.

Конкретным механизмом расширения контингента иностранных студентов для получения образования непосредственно в России можно считать широкое использование информационных возможностей, таких как конференции, олимпиады, творческие конкурсы, образовательные выставки и ярмарки разного уровня, как в рамках страны, так и в зарубежных странах для пропаганды своих успехов и привлечения иностранных студентов [14]

Россия переживает особый этап своего социально-экономического и политического развития, связанный с жесточайшим прессингом во всех аспектах своего существования. Однако недопустимо оставлять в стороне проблемы наращивания человеческого капитала. Питательной средой этого процесса является качественное образование. Высокий уровень всей системы образования позволяет достигать успехов, для чего надо всеми силами создавать более притягательные и привлекательные условия на всех уровнях национальной социально-экономической и политической системы России.

Библиографический список

1. Чеха В.В. Образовательные войны.: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Дело; 2017. 125 с.

2. Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования. Аккредитация образования.. Понедельник 25 декабря 2017. https://akvobr.ru/v_rossii_razrabotany_pyat_modelei_eksporta_ obrazovaniya.html (дата обращения: 30.10.2022 ).

3. Барциц И.Н. Россия и Франция в мировом образовательном пространстве: аналитический доклад. М.: Изд. дом РАНХиГС; 2017. 400 с.

4. Рыбина М.Н., Быковская Е.Н. Лабиринт экономических знаний: хрестоматия. М.: РУСАЙНС; 2022. 508 с.

5. Институт статистики ЮНЕСКО. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. https://gtmarket.ru/ratings/ global-education-expenditure (дата обращения: 30.10.2022).

6. Каморджанова Н.А. Сетевое взаимодействие университетов при подготовке экономических кадров. Экономика. Управление. Образование. 2018;4(7):118—124.

7. Гальчева А. Всемирный банк отвел России 100 лет на развитие человеческого капитала. РБК. Среда 4 декабря 2019. https://www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec (дата обращения: 30.10.2022).

8. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Тенденции развития высшего образования в мире и России. Аналитический доклад-дайджест; 2021. https://www.rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija/Documents/Доклад-дайджест Тенденции развития высшего образования.pdf (дата обращения: 06.11.2022).

9. Шваков Е.Е. Сетевое взаимодействие вузов стран ЕАЭС как инструмент решения кадровых проблем сопредельных территорий. Экономика и управление: проблемы, решения. 2021;10(118):108—118. https://doi.org/10.36871/ ek.up.p.r.2021.10.02.013

10. Черников С.Ю. Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021;1(6):76—87. https://doi. org/10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87

11. Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Зябликова О.А. Вовлеченность в образовательный процесс российских и иностранных студентов в условиях применения цифровых дистанционных образовательных технологий в российских вузах. Вестникуниверситета. 2022;(10):89—96. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

12. Дьяченко М.С., Леонов А.Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху. E-Management. 2022;5(4):23-30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

13. Новосартова А.П. Развитие graduate-программ в организациях и роль университета в этом процессе. E-Management. 2021;4(2):58—64. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-2-58-64

14. Орлова С.Н., Фирсова С.В. Цифровизация и вызовы системы образования: проектная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Вестникуниверситета. 2022;(4):20—25. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-20-25

References

1. Chekha VV Educational wars. Textbook. 2th ed., revised and enlarged. Moscow: Delo; 2017. (In Russian).

2. Krasnova G.A., Bajkov A.A., Arapova Ye.Ya. V Rossii razrabotany pyat' klyuchevykh modelei eksporta obrazovaniya [Russia has developed five key education export models]. Akkreditatsiya obrazovaniya [Education Accreditation]. Monday December 25, 2017. https://akvobr.ru/v_rossii_razrabotany_pyat_modelei_eksporta_obrazovaniya.html (accessed 30.10.2022).

3. Bartsyts I.N. Russia and France in the World Educational Space: An Analytical Report. Moscow: RANEPA Publ. House; 2017. (In Russian).

4. Rybina M.N., Bykovskaya E.N. Labirint ekonomicheskikh znanii: khrestomatiya [Labyrinth of economic knowledge: chrestomathy]. Moscow: RUSCIENCE Publ. House; 2022. (In Russian).

5. UNESCO Institute for Statistics. Global Education Expenditure Rating of countries of the world by the level of expenditure on education, 2022. https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure. (accessed 30.10.2022).

6. Kamordzhanova N.A. Network interaction of universities in the preparation of economic personnel. Ekonomika. Upravlenie. Obrazovanie [Economy. Management. Education]. 2018;4(7):118—124.

7. Galcheva A. The World Bank gave Russia 100 years to develop human capital. RBC. Wednesday December 4, 2019. https:// www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec (accessed 30.10.2022)

8. Plekhanov Russian University of Economics. Trends in the development of higher education in the world and Russia. Analytical report-digest, 2021. https://www.rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija/ Documents/ Доклад-дайджест Тенденции развития высшего образования.pdf (accessed 06.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shvakov E.E. Networking of universities of the EAEU countries as a tool for solving personnel problems of adjacent territories (experience of Altai state university). Economics and management: problems, solutions. 2021;10(118):108—118. https:// doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.10.02.013

10. Chernikov S.Yu. BRICS Network University potential as an educational platform for innovative cooperation. RUDNJournal of Economics. 2021;1(6):76-87. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87

11. Tanina M.A., Bondarenko VV., Yudina V.A., Zyablikova O.A. Russian and foreign students' involvement in the educational process in the context of the digital distance educational technologies use in the Russian universities. Vestnik Universiteta. 2022;(10):89—96. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

12. Dyachenko M.S., Leonov A.G. Digital footprint in education as a driver of professional growth in the digital age. E-Management. 2022;5(4):23-30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

13. Novosartova A.P. Development of graduate programs in organizations and the role of the University in this process. E-Management. 2021;4(2):58-64. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-2-58-64

14. Orlova S.N., Firsova S.V Digitalisation and challenges of the education system: project work in formation of foreign language communicative competence. Vestnik Universiteta. 2022;(4):20—25. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-20-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.