Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ РФ В СТРАНЫ СНГ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ РФ В СТРАНЫ СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Дмитрий Михайлович

Цель исследования - определить особенности рынка образовательных услуг высшего образования СНГ, их предоставления российской высшей школой и поиск эффективных путей привлечения иностранных студентов на обучение в отечественные вузы. В статье определены основные конкурирующие государства и их доли на рынке образовательных услуг высшего образования СНГ. Подчеркнута роль высшего образования как приоритетной отрасли экспорта по размерам вклада в национальную экономику стран-лидеров этого рынка. Осуществлен анализ экспорта образовательных услуг вузов РФ. Приведены актуальные статистические данные по динамике экспорта образовательных услуг отечественными вузами, определены страны-поставщики иностранных студентов в российские вузы, наиболее привлекательные для иностранных студентов отрасли знаний. Рассмотрены проблемы, препятствующие увеличению количества иностранных студентов в вузах РФ и расширению их географии. Научная новизна заключается в разработке мер, позволяющих активизировать привлечение иностранных граждан на обучение в российские вузы. В результате выявлено значение наращивания экспорта образовательных услуг для отечественной высшей школы как с экономической точки зрения, так и учитывая необходимость повышения качества образования в соответствии с мировыми стандартами, а также определены конкурентные преимущества российской системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF THE EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS TO THE CIS COUNTRIES

The purpose of the study is to determine the features of the market of educational services of higher education in the CIS, their provision by Russian higher education and the search for effective ways to attract foreign students to study at domestic universities. The article defines the main competing states and their shares in the market of educational services of higher education in the CIS. The role of higher education as a priority export sector in terms of the contribution to the national economy of the leading countries in this market is emphasized. The analysis of export of educational services of higher education institutions of the Russian Federation is carried out. Actual statistical data on the dynamics of the export of educational services by domestic universities are given, countries-suppliers of foreign students to Russian universities, the most attractive branches of knowledge for foreign students, are identified. The problems preventing the increase in the number of foreign students in the universities of the Russian Federation and the expansion of their geography are considered. The scientific novelty lies in the development of measures to enhance the attraction of foreign citizens to study at Russian universities. As a result, the importance of increasing the export of educational services for the domestic higher education was revealed, both from an economic point of view and taking into account the need to improve the quality of education in accordance with international standards, and the competitive advantages of the Russian higher education system were identified.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ РФ В СТРАНЫ СНГ»

Таким образом, приведенный пример де- чению производительности, максимальному

монстрирует возможности прогнозирования использованию производственной мощнос-

жизненного цикла судостроительной продук- ти и управлению производственными пото-

ции и применение предложенного метода при ками.

принятии управленческих решений. Питеоатооа-

В настоящем исследовании была проанали- , Мамедова" лэ„ г<Ш№нэ М.Е., Жинкина Т.Н.

зирована Кривая жизненного цикла товара ПО Экономико-математическое моделирование е

нескольким параметрам сроков: заданному, ценообразовании судостроительной продукций

фактическому И прогнозируемому. Сформули- и KANT. - 2022. - № 3(44). - С. 42-48. - DOI 10.24923/

рованы требования для экономико-математи- 2222 243Х. 2022-44.6, - EDN WLQDKS.

2. Мамедова Л.Э., Гоголюхина М.Е. Анализ неко-

ческои модели, с учетом которых использова- ,

n ' г торых аспектов ценообразования в судострое-

но семейство экспонент для прогнозирования нии и экономика и управление. - 2018. -

и получены нормализованные экспоненты. №ю(15б). ~ с 75-79. - fdnyuccrn.

Предложенная экономико-математическая з. Жинкина Т.Н. Математическая модель жизнен

модель качественно И количественно ОПИСЫ- ного товара в задачах прогнозирования

ваетлюбую исследуемую ИЛИ прогнозируемую показателей экономической деятельности пред

* „ ? - приятия: мат-лы конфер. МОРИНТЕХ-2001. - СПб.;

КЖЦК с любой выборкой по срокам и учитыва- моринтех 2001

еТ ВСе ВОЗМОЖНЫе случайные Варианты. ТаКИМ 4. Балашова Е. С, Счисляева Е. Р. Экономика судо-

^ образом, использование разработанной моде- строения: учебник для вузов. - Щ ЮРАЙТ, 2022. -

^ ЛИ прогнозной кривой жизненного цикла ТО- 277 с. - Текст : электронный // Образовательная

-5 вара ПОЗВОЛИТ руководителю предприятия платформа ЮРАЙТ [сайт]. - URL https://urait.ru/

_ г.л wr,«™ bcode/494912 {дата обращения: 20.08.2022).

принимать рациональные решения по увели- '

2

40

STA ТЕ AND PROSPECTS OF THE EXPORT OF EDUCA TIONAL SERVICES OF RUSSIAN HIGHER EDUCA TION INSTITUTIONS TO THE CIS COUNTRIES

Denisov Dmitry Mikhailovich, Postgraduate student, RUDN University, Moscow

The purpose of the study is to determine the features of the market of educational services of higher education in the CIS, their provision by Russian higher education and the search for effective ways to attract foreign students to study at domestic universities. The article defines the main competing states and their shares in the market of educational services of higher education in the C/S. The role of higher education as a priority export sector in terms of the contribution to the national economy of the leading countries in this market is emphasized. The analysis of export of educational services of higher education institutions of the Russian Federation is carried out. Actual statistical data on the dynamics of the export of educational services by domestic universities are given, countries-suppliers of foreign students to Russian universities, the most attractive branches of knowledge for foreign students, are identified. The problems preventing the increase in the number of foreign students in the universities of the Russian Federation and the expansion of their geography are considered. The scientific novelty lies in the development of measures to enhance the attraction of foreign citizens to study at Russian universities. As a result, the importance of increasing the export of educational services for the domestic higher education was revealed, both from an economic point of view and taking into account the need to improve the quality of education in accordance with international standards, and the competitive advantages of the Russian higher education system were identified.

Keywords: International educational services market; export of educational services; higher education services; competitiveness; higher education institutions; foreign students; high school.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.6

УДК 338.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА

ВАК рф 5-2-1 ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ РФ В СТРАНЫ СНГ

€> Денисов ДМ., 2022 Цель исследования - определить особенности рынка образовательных услуг

высшего образования СНГ, их предоставления российской высшей школой и поиск аффективных путей привлечения иностранных студентов на обучение в отечественные вузы, в статье определены основные конкурирующие государства и их доли на рынке образова тельных услуг высшего образования СНГ. Подчеркнута роль высшего образования как приоритетной отрасли экспорта по размерам вклада в национальную экономику стран-лидеров этого рынка. Осуществлен анализ экспор та образова тельных услуг вузов РФ. Приведены актуальные статистические данные по динамике экспорта образовательных услуг отечественными вузами, определены страны-поставщики иностранных

студентов в российские вузы, наиболее привлекательные для иностранных студентов отрасли знаний. Рассмотрены проблемы, препятствующие увеличению количества иностранных студентов в вузах РФ и расширению их географии. Научная новизна заключается в разработке мер, позволяющих активизировать привлечение иностранных граждан на обучение в российские вузы. В результате выявлено значение наращивания экспорта образовательных услуг для отечественной высшей школы как с экономической точки зрения, так и учитывая необходимость повышения качества образования в соответствии с мировыми стандартами, а также определены конкурентные преимущества российской системы высшего образования.

Ключевые слова-, мировой рынок образовательных услуг; экспорт образовательных услуг; образова тельные услуги высшего образования; конкурентоспособность; высшие учебные заведения; иностранные студенты; высшая школа.

Постановка проблемы. Вусловияхусиленияпроцессовгло-бализации определяющим фактором инновационного развития национальной экономики и мирового хозяйства в целом являются знания, s связи с чем увеличивается роль человеческого капитала как их главного носителя. Одним из главных факторов повышения качества человеческого капитала является высшее образование, спрос на которое в условиях жесткой конкуренции на рынке труда постоянно растет. Ограниченность или отсутствие в отдельных странах предложений современного качественного высшего образования обусловили появление и интенсивное развитие такой формы внешнеэкономических отношений, как экспорт-импорт образовательных услуг. Высшие учебные заведения стран СНГ ежегодно наращивают объемы экспорта образовательных услуг, что обеспечивает им стабильную прибыль, предоставляет возможности для развития в соответствии с мировыми стандартами и повышает уровень их конкурентоспособности на мировом рынке. Россия имеет значительный потенциал для укрепления своих позиций на рынке образовательных услуг СНГ, но использует его не в полной мере, что обуславливает значительный интерес ученых к решению проблем экспорта образовательных услуг отечественной высшей школой.

Анализ актуальных исследований. Весомыйвкладвис-следования тенденций мирового рынка образовательных услуг, его функционированию в странах с трансформационной экономикой, состояния интернационализации отечественного высшего образования и уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке, возможностей расширения экспорта образовательных услуг внесли отечественные ученые К.Н. Иноземцева, В.А. Масич, Е.А. Минаева, Г.А. Ключаров, A.B. Неверов, Е.Ю. Шибанова, Д.П. Платонова, М.А. Лисюткин и другие ученые.Тем не менее, ускоренное развитие процессов транснационализации и интернационализации высшего образования, современное состояние экспорта образовательных услуг отечественными вузами требуют дальнейших научных разработок в этом направлении.

Изложение основного материала. Совторойполовины XX века образование в развитых странах мира превратилась в экспортно- ориентированную отрасль экономики, которая обеспечивает стабильный приток финансовых средств в национальную экономику, и стала новой формой международных экономических отношений, способствует реализации геополитических и экономических интересов страны.

Это сыграло значительную роль в формировании в конце XX века мирового рынка образовательных услуг, емкость которого на се-

Г\! СМ О

Г\!

Cl ю га v <и

о г

S

41

ДЕНИСОВ Дмитрий Михайлович, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

годня составляет около 100 млрд долл. США, из них более 60 млрд долл. приходится на образовательные услуги высшего образования.

Экспорт образовательных услуг сейчас осуществляют более 140 стран мира [7, с 90].

В последние десятилетия темпы увеличения потока студентов, которые пересекли национальные границы для получения высшего образования, превысили темпы распространения самого высшего образования. Поданным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов за последние 25 лет вырос на 300% и к 2025 году достигнет 4,9 млн лиц. В ведущих университетах Великобритании, США, Канады до 80% студентов составляют иностранные граждане [3].

При этом следует подчеркнуть, что на мировом рынке образовательных услуг конкурируют не столько высшиеучебные заведения как такие, сколько сами государства, их репутации, перспективы и многовековые культурные традиции [6, с. 213].

Основными конкурирующими центрами на мировом рынке образовательных услуг являются США, которым принадлежит свыше 20% рынка, Великобритания - 11,7%, Германия -9,5%, Франция - 8,7%, Австралия - 6,5%, Япония - 4,6%, Канада - 2,8%, Новая Зеландия -2,5%. 8 то же время на этом рынке динамично растет доля других стран, выбирающих активную стратегию экспорта образовательных услуг, - Китая, Индии, Мексики, Малайзии и др. [2, с 14].

На основных лидеров рынка услуг высшего образования - США и Великобританию - приходится около 24 млрд долл. дохода, еще около 20 млрд долл. - на Германию, Францию, Швейцарию и другие страны Европы, а также Австралию, Новую Зеландию, Канаду, около 5 млрд долл, составляют доходы развивающихся государств - Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, Япония получает около 1,5 млрд долл., Китай - 0,9 млрд долл. страны СНГ - 0,9 млрд долл. 17, с, 87],

Осознавая особое значение обучения иностранцев и необходимость государственного регулирования экспорта образовательных услуг, США создали специальную федеральную службу для контроля процесса набора иностранных студентов. Похожие государственные органы функционируют в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других странах.

По размерам вклада в национальную экономику образовательные услуги большинством развитых государств мира рассматри-

ваются как приоритетная отрасль экспорта. Так, у одного из мировых лидеров в этой области -США обучение иностранных граждан по размерам вклада в национальную экономику является пятой статьей экспорта [б, с 211], в Австралии транснациональная высшее образование занимает третье/четвертое место после экспорта угля, железной руды и золота, обеспечивая при этом рабочими местами 125 тыс. специалистов [7, с. 89-90]. Правительство Канады признал экспорт образовательных услуг ключевым фактором в создании новых рабочих мест и планирует к 2022 году вдвое увеличить количество иностранных студентов - до 450 тыс. лиц, что, по расчетам экспертов, приведет к росту расходов иностранных студентов в стране до 16,1 млрд долл. и позволит создать 86,5 тыс. новых рабочих мест [4, с. 1 ].

Доля РФ на мировом рынке образовательных услуг высшего образования составляет около 1,5% ¡2, с. 15]. По данным МОН РФ, в отечественных вузах получают образование более 297,9 тыс, иностранных студентов [1]. Это лишь около 3% от общего количества студентов в РФ, в то время как в ведущих странах мира этот показатель составляет 10-20 % и они стремятся увеличить его до 25-30 % [5, с. 64]. В РФ наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества иностранных студентов.

Среди общего количества иностранных студентов в РФ больше всего представителей Туркменистана - более 20 %, Азербайджана - 16%, Индии -6,7%, Нигерии - 5,1 %, Грузии -5%, Ирака - 4,6%, Китая - 3,8%, Иордании и Марокко -по 3,7%, Турции -2,7% [1].

Из европейских стран в российских вузах на сегодняшний день обучается лишь около 4 тыс. студентов, что объясняется введением санкций со стороны ЕС, в результате которых было закрыто авиасообщение с этими странами. Среди представителей стран СНГ больше всего в РФ студентов из Белоруссии и Казахстана, что обусловлено особым характером связей с этими странами [5, с. 64].

По данным МОН РФ [1], в 2021/2022 учебном году больше всего студентов из стран СНГ обучалось в признанных университетских центрах - Казанский федеральный университет (КФУ) - 9256 иностранных учащихся; Российский университет Дружбы народов (РУДН) - 7569 студентов-иностранцев; Московский финансо-во-промышленный университет "Синергия" -7008 студентов-иностранцев; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) - 5238 студентов-иностранцев; Санкт-Петербургский политех-

нический университет Петра Великого (СПбПУ) - 5036 студентов-иностранцев.

Среди отраслей знаний наиболее привлекательными для иностранных студентов являются медицинские науки (31%), что обусловлено относительно низкой стоимостью обучения по сравнению с другими странами, качественной академической школой и достаточно высоким уровнем образования в передовых вузах медицинского профиля, и экономика (24%), что соответствует общемировым тенденциям (бизнес-образование на мировом рынке ценится больше всего).

В российском образовании иностранных студентов привлекают: относительно низкая стоимость обучения, фундаментальность отдельных образовательных направлений, репутация ведущих российских университетов, которые сохраняются в течение многих лет.

Определяющее значение имеют доступность высшего образования, широкий спектр образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий научно-педагогичес-кий потенциал вуза.

Среди общего количества иностранных студентов из стран СНГ лишь 34 чел. обучаются в системе последипломного образования, что составляет 0,05% (22 чел. - по программе повышения квалификации и 12 чел. -по программе переподготовки кадров, что составляет соответственно 0,03% и 0,02%) [11

Следует отметить, что важное значение для иностранных студентов имеет язык обучения. Российские вузы предлагают иностранцам 109 учебных программ на русском (39,47%), 54 анг-лоязычныхучебных программы (19,23%) и только 3 программы (1,11%) на французском и 2 (0,73%) на немецком языках [1].

Проблемы развития экспорта образовательных услуг отечественным высшим образованием эксперты [4] разделяют на две основные группы. К первой - относят ряд организационных и правовых вопросов, в частности: существование сложной и забюрократизированной системы первичного приглашения иностранных студентов на обучение, неразвитость сети зарубежных рекрутационных центров российских вузов, проблемы с органами Федеральной миграционной службы РФ, нерешенные вопросы с зачислением предыдущих учебных достижений иностранных граждан и признанием российских дипломов за границей, запрет на трудоустройство иностранных студентов и высокий уровень коррупции. Вторую группу составляют проблемы качества образования и внедрение современных форм обучения (не

хватает новых учебных программ и курсов, англоязычных программ, медленно развивается последипломное образование для иностранных граждан, недостаточно применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение).

Россия обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занять достойное место в мировом образовательном сообществе. Нашей страной накоплен значительный опыт подготовки специалистов для стран СНГ. Ежегодно Россия может обучать около 500 тыс. студентов из стран СНГ С учетом действующих цен на образовательные услуги это могло бы приносить ежегодный доход в сумме около 1 млрд долл. США [6, с. 213].

Для активизации процессов привлечения студентов из стран СНГ необходимо, по мнению специалистов [2; 4; б], осуществить ряд мер, включающих:

- формирование институционального обеспечения экспорта образовательных услуг, которое предусматривает образование рыночных институциональных форм для поддержки экспортной деятельности вузов, развитие региональных и местных институтов поддержки экспорта, разработку и введение нормативно-правовых актов по вопросам создания и внедрения модели кластерной организации экспорта образовательных услуг;

- внедрение и функционирование государственной поддержки экспорта образовательных услуг, обеспеченной должным уровнем подготовки и принятия соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также проведением анализа норм действующего законодательства с целью выявления и устранения противоречий, влияющих на эффективность указанной деятельности органов государственной власти и вузов;

- обеспечение информационной поддержки, направленной на предоставление эффективных услуг экспортерам в сфере информирования о потребностях мирового рынка образовательных услуг, выхода на мировой рынок и укрепления на нем, расширение внешнеэкономических связей и номенклатуры образовательных услуг;

- совершенствование механизмов финансовой поддержки экспорта образовательных услуг, что предполагает внедрение специальных программ поддержки экспорта за счет государственного и местных бюджетов и других источников и развитие финансовых инструментов для поддержки экспорта образовательных услуг;

<

о

=п

Q

гп

44

- использование политических факторов влияния на развитие экспорта образовательных услуг отечественных вузов, что требует содействия российским экспортерам в упрощении доступа к рынкам стран-членов ЕАЭС, предупреждения применению ограничительных мер к отечественным вузам, расширению географии экспорта образовательных услуг.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенное исследование свидетельствует, что обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных вузов на мировом рынке с целью увеличения и расширения экспорта образовательных услуг высшего образования возможно лишь при условии осуществления целенаправленной государственной политики,которая предусматривает не только определение перспективных направлений наращивания экспорта образовательных услуг, но и разработку и внедрение конкретных механизмов ж развития, поддержки и стимулирования.

Для российского высшего образования и расширение экспорта образовательных услуг выгодно как с экономической точки зрения (ежегодно, по данным МОИ РФ, иностранные студенты платят за обучение более 1 70 млн долл. США и более 600 млн долл. тратят на проживание, питание, развлечения и тому подобное), так и, учитывая необходимость повышения качества образования (стремление привлечь иностранных студентов подталкивает к формированию системы подготовки специалистов с учетом мировых требований к качеству образования).

Литература:

1. Иноземцева K.M. Интернационализация высшего профессионального образования в России:

языковая политика // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 145-152. URL: http://vovr.ru/ sipload75-14.pdf.

2. Масич В.А. Наука и образование как инструменты "мягкой силы" // Вестник РГТУ. Серия "Политология. История. Международные отношений". - 2015. - № 1. - С. 117-125. URL: https:// politicalscjence.rsuh.ru/ jour/article/vlew/13/14.

3. Минаева E.A. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях корона вируса в России и в мире. - 2020. 05.06. -№?4. - С. 90-95. URL: https://www.hse.ru/data/2020/ 06/05/1602309864/H5E_Covid„04_2020_3 _4.pdf.

4. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах: Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково / н. Овчинникова, М. Зотки-на, А. Гетманская; Центр трансформации образований Московской школы управления Сколково. М., 2019. - 108 с, URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/ fi le_stora ge/4 b954252~7с 3d-4975-94e3-910612е77464/ SKOLKOVO_SEDeCJntemational_.Mobility_2019.pdf.

5. Ключарев Г.А., Неверов A.B. Проект "5-100": некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2018. - Т. 18.

-С, 100-116.

6. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития уни верситетов // Университетское управление: прак тика и анализ. - 2018. - Т. 22. - № 3. DOi: https:// doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

7. Жданов И.А., Полихина H.A., Сёма Е.Ю., Казимир-чик Л.В., Тростянская И.6., Барсуков A.A. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. -N- 11, - С. 155-167.

8. Берестов А.6,, Гусева А.И., Калзшник S.M., Ка минский В.И., Киреев С.8., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - Na 10. - С. 30-45.

PRINCIPLES OF DIGITAL TRANSFORMA HON OF FOOD SUPPLY CHAINS

Dibirov Abusupyan Asildarovich, PhD of Economics, Associate Professor, institute of Agrarian Economics and Rural Development, St Petersburg Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (St Petersburg FIT RAS), St. Petersburg

The purpose of the study is to study the problems of digital transformation of the food supply chain. The sanctions policy pursued against the Russian Federation by unfriendly countries and the COVID-19 pandemic that began in 2019, along with significant problems and challenges, gave a significant impetus to the development of digital transformation of online e-commerce, which contributed to strengthening economic ties in the food sector between domestic producers. The scientific novelty lies in the substantiation of the conceptual principles of the digital transformation of the supply chain,. The role of digitalization in ensuring transparency, free exchange of the flow of information about products, applied technology through the links of the supply chain is revealed. The transformation of the food supply chain should be carried out evolutionarily, reducing the "digital gap" between agricultural producers and other participants in the supply chain with different opportunities for the introduction of digital technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: digitalization; principles; transformation; economic relations; food chain; supply chain; digital twin

DOI 10.24923/2222-243X.2022-45.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.