Факторы роста экспорта образовательных услуг в современных условиях
Наталья Юрьевна РОДЫГИНА, УДК: 37; ББК:74; Р617
доктор экономических наук, профессор, DOI: 10.24412/2072-8042-2023-2-62-72
Всероссийская академия внешней торговли
(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -
профессор кафедры международной торговли и
внешней торговли РФ,
e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru,
ORCID: 0000-0002-9239-7871;
Алина Александровна АСАЛИЕВА,
Всероссийская академия внешней торговли
(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -
студентка; e-mail: alina130401@yandex.ru;
Ирина Сергеевна ТЕРЕХИНА,
Всероссийская академия внешней торговли
(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -
студентка; e-mail: terexinaira@mail.ru;
Мария Владимировна ЛОГИНА,
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации (125993, Россия, Москва,
Ленинградский пр-т, д. 51/1) - старший
преподаватель департамента английского
языка и профессиональной коммуникации,
e-mail: logina_maria@mail.ru,
ORCID: 0000-0002-8722-0078
Аннотация
В современной мировой экономике все более значимым становится рынок экспорта образовательных услуг. В условиях коронавирусного кризиса и напряженной экономической и геополитической обстановки особую роль играют современные цифровые технологии, которым находится применение во многих сферах, в том числе в сфере образования. Именно цифровые технологии становятся наиболее значимым фактором, способствующим росту экспорта образовательных услуг. На практике это реализуется посредством применения образовательных онлайн-платформ и программ обмена студентами, результатом чего становится повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, экспорт образования, образовательные услуги, образовательные онлайн-платформы.
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
62
Drivers of Educational Services Export Growth in Current Conditions
Natalya Yurievna RODIGINA,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy
(119285, Russia, Moscow, Vorobyovskoeshosse, 6а) -Professor of the Department of the International and Foreign Trade, E-mail: rodygina.natalia@yandex.ru, ORCID: 00000002-9239-7871
Alina Alexandrovna ASALIEVA, Russian Foreign Trade Academy (Russia, 119285, Moscow, Vorobyovskoeshosse, 6а) -
Graduate student; E-mail: alina130401@yandex.ru Irina Sergeevna TEREKHINA, Russian Foreign Trade Academy (Russia, 119285, Moscow, Vorobyovskoeshosse, 6а) -
Graduate student; E-mail: terexinaira@mail.ru Maria Vladimirovna LOGINA,
Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningragsky ave., 51/1) - Senior Lecturer of the Department of the English language and business communication, e-mail: logina_maria@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8722-0078
Abstract
The export market for educational services is becoming encreasingly in today's world economy. Under the coronavirus crisis and tense economic and geopolitical situation, modern digital technologies play a special role and are used in many areas, including education. Digital technologies are becoming the most significant driver of the educational services export growth through the use of online educational platforms and student exchange programs, resulting in higher country's competitiveness in the global market.
Keywords: educational services market, education exports, educational services, educational online platforms.
Одними из главных игроков на мировом рынке образовательных услуг являются такие страны, как США, Великобритания, Франция, Германия, Россия. Вузы мирового уровня конкурируют за наиболее талантливых абитуриентов из-за границы. Пандемия коронавируса, карантины и возросшая популярность дистанционного формата обучения привели к тому, что многие вузы были вынуждены пересмотреть свой имидж, освоить новые инструменты продвижения и обучения для обеспечения конкурентоспособности в изменившихся условиях.
Можно перечислить следующие факторы, влияющие на рост экспорта образовательных услуг.
1. Обучение студентов из других стран - достаточно прибыльная для бюджета государства статья экспорта.
2. Помимо прибыли, обучение студентов «на экспорт» также помогает реализовать экономические и геополитические интересы государства.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
63 Q
3. В целях привлечения студентов из других стран вузы адаптируют системы обучения специалистов под требования мирового рынка труда. Все это выводит университеты страны на международный уровень.
4. Выпускники иностранных вузов вносят важный вклад в развитие экономики и науки.
Учитывая вышеизложенное, государствам выгодно оказывать содействие (в том числе финансовое) своим вузам и стимулировать их деятельность по привлечению студентов из других стран1.
Необходимо отметить явление интернационализации высшего образования, что является относительно новым феноменом. В результате экспорт образования рассматривается также в качестве инструмента «мягкой силы».
Современный рынок образования в основном представлен такими странами, как Россия, Китай, Великобритания, Австралия, Германия, Франция, Япония и США. На долю США приходится 21% экспорта образования в мире, на долю Великобритании - 9%, Франции - 7%, Япония - 4%, Австралия - 8%, Китай - 9%, Германия - 5%, Россия - 6% (см. рисунок 1).2
Экспорт образовательных услуг по странам
Доля в экспорте
США
21%
Остальные
27%
Щ Великобритания
ГЕДОНИЯ
Россия _S Китай
5% 9%
Франция
7%
Австралия Канада
8% 3%
Рис. 1 - Рейтинг доли мирового рынка международных мобильных студентов для ведущих направлений обучения, 2019
Fig. 1 - Rating of the global market share of international mobile students for leading areas of study, 2019
Источник: Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/ eksport-obrazovatelnyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya Дата обращения: 30.10.2022
& 64
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
На данный момент США - мировой лидер на рынке экспорта образовательных услуг. Основными странами-партнерами для США являются Южная Корея, Китай, Саудовская Аравия, Индия, Бразилия, Вьетнам, Тайвань, в то время как Великобритания, Канада, Австралия, Китай являются их конкурентами. Кризис 2019-2020 годов значительно повлиял на сферу образования во всех странах, циф-ровизация ускорилась еще больше и онлайн-платформы для обучения приобрели еще большую популярность.
В США экспорт образовательных услуг составляет значительную часть в ВВП, поэтому существуют как государственные, так и негосударственные организации, которые контролируют эту сферу и способствуют ее развитию (Ассоциация международных деятелей образования; Институт международного образования; IREX). Экспорт образовательных услуг занял б-е место среди экспорта услуг в 2020 году. В 2020 году США приняли более миллиона студентов и сообщили об экспорте образования на сумму 38,96 млрд долларов3.
В Америке экспорт образования представлен тремя наиболее популярными платформами:
1. «Open edX - бесплатная интернет-платформа онлайн-курсов, основанная в 2012 г. В её рамках предоставляется бесплатное образование от лучших мировых университетов4. Проект Open edX предназначен для высших учебных заведений, государственных организаций и предприятий любого размера. Аналитика предоставляет Open edX преимущество перед конкурентами. Для выявления проблем, с которыми сталкиваются студенты, создаются отчеты, которые могут быть использованы для улучшения курса благодаря обратной связи в режиме реального времени.
2. Coursera - это онлайн-платформа для обучения, предлагающая проекты и курсы по различным предметам. Платформа сотрудничает с университетами и компаниями, включая Amazon Web Services, Google и IBM. Пользователи имеют доступ к более чем 1600 бесплатных курсов и имеют возможность оплатить сертификат по окончании.
3. University of the People - первый бесплатный американский онлайн-универ-ситет. Университет основан в 2009 году, аккредитован и признан Министерством образования США.
Нельзя не упомянуть также и Duolingo, успешную образовательную платформу с более чем 300 млн пользователей по всему миру, которая помогает в изучении иностранных языков студентам и школьникам. Бета-версия была запущена в ноябре 2011 года, а уже в 2013 г. Duolingo назван Apple лучшим приложением года для iPhone, в 2014 г. - награжден премией «Лучший образовательный стартап» на Crunchies, в 2015г. Duolingo for Schools запущен для учителей, чтобы отслеживать успеваемость учеников5.
Некоторые исследования6 показывают, что 34 часа обучения на Duolingo эквивалентны 130+ часам на языковых курсах для начинающих в американском университете.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
es Q
Coursera сотрудничает с более чем 275 ведущими университетами и компаниями, чтобы предоставить гибкие, доступные и актуальные онлайн-обучения для отдельных лиц и организаций по всему миру. Coursera не занимается созданием образовательного контента, но предлагает широкий спектр возможностей обучения - от практических проектов и курсов до готовых к работе сертификатов и программ на получение степени. В 2016 году Coursera запустила Coursera для бизнеса. Благодаря этой функции Coursera начала сотрудничать с предприятиями, которым нужна онлайн-платформа для обучения своих сотрудников. Не менее 50 компаний предлагают курсы через Coursera, и более 2300 компаний пользуются этой услугой7. По состоянию на 2020 год Coursera привлекла 464 миллиона долларов в ходе нескольких раундов сбора средств.
Coursera стала публичной 31 марта 2021 года, предложив более 15 миллионов акций по 33 доллара каждая. 14
Coursera также расширяет свое присутствие в Латинской Америке, сотрудничая с университетами в Мексике, Аргентине и Колумбии.
С этими дополнениями у Coursera есть 15 латиноамериканских университетов и учреждений-партнеров, а также более 530 курсов, доступных на испанском языке. Это также экспоненциально увеличивает количество учащихся в этом регионе. Только с 2019 по 2020 год он добавил более 5 миллионов учеников.
Однако, несмотря на популярность очных и онлайн-образовательных платформ, политическая напряженность в отношениях с Китаем и иммиграционные барьеры сделали США менее привлекательным местом, чем раньше.
В Великобритании экспорт образовательных услуг позиционируется как важный источник дохода от образовательных проектов, включая также исследовательские гранты, доходы и лицензирование интеллектуальной собственности за рубежом. Экспорт, связанный с высшим образованием, на сегодняшний день вносит наибольший вклад в общий объем, в результате чего в 2019 году было собрано 17,6 миллиарда фунтов стерлингов - и почти 70% от всех доходов от экспорта образования.
Большую часть иностранных учащихся в Великобритании составляют граждане Китая, Германии, Франции и Италии. Решение британского правительства о выходе из европейской программы студенческих обменов «Erasmus+» снижает приток студентов, хотя и без радикального изменения ситуации. Взамен предлагается международная программа для британских студентов за рубежом, получившая название «схема Тьюринга».
Следует упомянуть некоторые популярные онлайн-платформы Великобритании. Так, Myriadby UCAS, новая специализированная платформа для иностранных аспирантов, запущена в феврале 2022 года для предоставления индивидуальной информации, включая информацию о стипендиях и финансировании, а также функцию подготовки и бронирования тестов по английскому языку, для улучшения и оптимизации международной студенческой миграции8.
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
Бесплатные онлайн-курсы Future Learn частично принадлежат Открытому университету и предлагают достаточно широкий выбор: есть короткие (бесплатные) курсы, «микрокредиты», «Экспертные треки» и онлайн-степени. Стоимость сертификатов зависит от курса, но может быть вполне доступной по сравнению с другими поставщиками онлайн-курсов - примерно от 30 фунтов стерлингов. Предметные области разнообразны, включая творчество и средства массовой информации, здравоохранение и медицину, преподавание, науку и инженерию, а также математику.
Открытый университет - один из самых известных поставщиков онлайн-кур-сов. Open Learn предлагает на выбор почти 1000 бесплатных курсов и делит их по типу, уровню и объему ресурсов.9.
Лондонская школа гигиены и тропической медицины, мировой лидер в области исследований и последипломного образования в области здравоохранения, предлагает бесплатные онлайн-курсы по действительно широкому кругу предметов. Студенты могут использовать массовые открытые онлайн-курсы, открытые учебные курсы и открытые образовательные ресурсы для самообразования, причем первый набор курсов проводится платформой Futurelearn, второй - для самостоятельного изучения, а последний представляет собой набор загружаемых ресурсов и учебных мероприятий10.
Великобритания - передовая страна по качеству образования и одна из первых по привлекательности для иностранных студентов в качестве страны для получения диплома о высшем образовании, отчасти из-за того, что является англоязычной. Справляться с последствиями пандемии и кризисами 2020-х гг. ей помогает укрепившаяся за сотни лет здоровая репутация, развитие современных онлайн-платформ, удовлетворяющих потребности современного студента, и специальных востребованных программ обучения для иностранных студентов.
Германия - самая популярная неанглоязычная страна у иностранных студентов, а среди всех стран мира занимает 3-е место после Америки и Великобритании по привлекательности для международных студентов. Большое внимание в Германии уделяется участию студентов в программах обмена. По количеству студентов, участвующих в программе Erasmus Германия занимает второе место после Франции.
Образовательная интернет-платформа OpenHPI предлагает курсы по современным цифровым технологиям на бесплатной основе как для новичков, так и для продвинутых пользователей. Эксперты помогают разобраться в особенностях применения криптовалют, объясняют принцип работы блокчейна и поисковых систем. Курсы предлагаются на немецком, английском и китайском языках.
В качестве другого примера следует отметить музей Штедель во Франкфурте, который два года назад запустил бесплатный онлайн-курс по истории искусства. Курс „Kunstgeschichteonline - der Städel Kurszu Moderne" рассказывает об истории искусства на примере 250 произведений из собрания музея. Курс состоит из пяти частей. Программа доступна на немецком и английском языках.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
Интернет-платформа Oncampus предлагает открытые онлайн курсы на бесплатной основе в разных областях - информатике, физике, математике и психологии.
Число онлайн-курсов постоянно растет, и поэтому была запущена база данных мировых образовательных онлайн-проектов - Edukatico. Всего на сайте представлено более 8000 курсов на немецком и английском языках.
В последние годы в России экспорт образования стал частью стратегии, по результатам которой был принят ряд государственных мер, направленных на привлечение студентов из других стран:
□ Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100»,
□ Государственная программа «Глобальное образование»,
□ Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»,
□ Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
В результате действия этих программ многие университеты добились значительного прогресса в международных образовательных рейтингах. Однако, несмотря на положительную тенденцию, конкурентоспособность российских вузов недостаточна по сравнению с их иностранными «коллегами», и на мировом уровне Россия значительно отстает.
По данным на конец 2021 г., в российских институтах обучается около 310 000 иностранных студентов, что составляет примерно 8% от числа всех студентов в России. Такие показатели были достигнуты благодаря реализации крупных национальных проектов России в области интернационализации высшего образования. В 2021 г. Правительством РФ поставлены перспективные задачи развития экспорта образования, при выполнении которых к 2030 г. количество иностранных студентов, обучающихся в российских институтах, должно увеличиться на 50%.11
При привлечении студентов из других стран на обучение в российские вузы возникают следующие проблемы:
□ недостаточная проработанность миграционных процедур,
□ отсутствие стимулов для многообещающих иностранных студентов,
□ малое количество курсов и программ на английском языке,
□ недостаточное использование онлайн-курсов на глобальных платформах, таких как Coursera, Open EdX.
4 марта международная образовательная платформа Coursera приняла решение приостановить сотрудничество с российскими вузами и ограничить доступ к их контенту. Теперь ее роль будут брать на себя национальная платформа «Открытое образование» и собственные платформы российских университетов.
Следует отметить факторы, способствующие росту экспорта образовательных услуг:
□ Либерализация нормативной базы для иностранных студентов и абитуриентов, создание льготных условий для обучения, проживания и работы в Российской Федерации;
Российский внешнеэкономический вестник 2 - 2023
□ Реализация государственных проектов, (проект «5-100» и др.)
□ Развитие образовательных программ, переведенных на английский язык.
□ Продвижение онлайн-обучения, модернизация российских онлайн-плат-форм, адаптация российских онлайн-платформ к международным стандартам.
Рынок онлайн-образования в России находится в стадии активного роста. Так за период с 2016 по 2021 год увеличение его объема составило около 248%, а доля в общем объеме рынка образования России составила порядка 1,1%.
Из наиболее перспективных и продвинутых проектов по онлайн-образованию можно выделить:12
□ Универсариум (http://universarium.org/);
□ Eduson (https://www.eduson.tv/);
□ Uniweb (http://uniweb.ru/);
□ Digital October (coursera.digitaloctober.ru);
□ Хекслет (hexlet.org);
□ Аргус-М (www.argusm-edu.ru);
□ Eclass (http://www.eclass.cc/);
□ Get2Know (http://get2know.ru/);
□ Нетология (http://netology.ru/).
Рис 2. Крупнейшие ED-TECH компании России. Fig. 2. The largest ED-TECH companies in Russia.
Источник: Электронный ресурс [Режим доступа] https://edtechs.ru/#edtech-kompanii (Дата обращения 30.10.2022)
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
69
В целом, информация о деятельности рынка онлайн-образования России разрознена, поэтому достаточно трудно сформулировать точные выводы об экспортном потенциале образовательных услуг России.
Наибольшую популярность онлайн-образование в России получило в 2021 году, траты на которое (более 220 млрд руб.) тогда впервые оказались выше, чем траты на традиционное обучение (около 210 млрд руб.). Для многих обучающихся время пандемии Covid стало также первым опытом онлайн-образования. Наибольшим спросом пользовались курсы по маркетингу и информационным технологиям. Однако после блокировки некоторых соцсетей и, соответственно, потери доступа к рекламному контенту, интерес к маркетингу со стороны онлайн-обучающихся снизился. Также следует отметить возросший уровень напряжения и неопределенности, из-за чего обучающиеся предпочитают выбирать короткие обучающие курсы. Перспективным направлением для онлайн-обучения в России является обучение рабочих специальностей. Кроме того, повышенным спросом пользуются курсы по изучению иностранных языков.
Говоря о российских онлайн-платформах, стоит отметить, что они отличаются тем, что у них широкий обхват курсов и тренингов, позволяющих подобрать потребителю необходимый материал для изучения. Однако, чтобы привлечь как можно больше потребителей, на каждом из бесплатных курсов находится большое количество контекстной рекламы и всплывающих окон. В целом, российские платформы мало чем отличаются от иностранных конкурентов. Инновационными же программами для РФ стали: «Яндекс.Практикум» и «Умскул». В данных платформах осуществляется полный контроль за успехами обучающегося посредством прикрепления к нему специальных кураторов, которые помогают осваивать программу обучения и заполняют пробелы в знаниях. Стоит отметить, что одной из лучших платформ для 1Т профилей считается «Яндекс.Практикум». Благодаря данной платформе у обучающихся есть высокая возможность после обучения попасть в основной штат работников «Яндекс».
ВЫВОДЫ
Подводя итоги, следует отметить, что интернационализация обучения - это общемировая тенденция, продолжающаяся в течение последних нескольких десятилетий, и многие страны готовы активно участвовать на международном уровне рынка образования. Студенческая мобильность играет огромную роль в образовательной сфере большого количества государств. Учитывая взаимозависимость между национальными системами высшего образования, существует необходимость в более плотном сотрудничестве и координации политики отдельных государств с целью достижения большей отдачи.
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://studopedia.net/1_40097_eksport-obrazovatelnih-uslug-zarubezhniy-opit-i-rossiyskaya-praktika.html Дата обращения: 30.10.2022
2 Рейтинг доли мирового рынка международных мобильных студентов для ведущих направлений обучения, 2019 Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka. ru/article/n/eksport-obrazovatelnyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya Дата обращения: 30.10.2022
3 U.S. Education Service Exports Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www. trade.gov/education-service-exports Дата обращения: 30.10.2022
4 Опыт зарубежных стран по экспорту образовательных услуг в рамках обеспечения цели устойчивого развития. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://elibrary.ru/ item.asp?id=48157057 Дата обращения: 30.10.2022
5 Duolingo и будущее обучения. Электронный ресурс [Режим доступа] https://me-dium.com/@MyLeanMBA/duolingo-the-future-of-learning-250d78182ae6 Дата обращения 30.10.2022
6 DuolingoEffectivenessStudy Электронный ресурс [Режим доступа] http://static. duolingo.com/s3/DuolingoReport_Final.pdfДата обращения 30.10.2022
7 Ooursera Электронный ресурс [Режим доступа] https://about.coursera.org/press/wp-content/uploads/2020/09/Coursera-Impact-Report-2020.pdf Дата обращения 30.10.2022
One app. Countless opportunities to support international students in theirjourney to UK study. Электронный ресурс [Режим доступа] https://myriad.ucas.com/students(Дата обращения 30.10.2022)
9 FreelearningfromTheOpenUniversity Электронный ресурс [Режим доступа] https:// www.open.edu/openlearn/ (Дата обращения 30.10.2022)
10 LondonSchoolofHygiene&TropicalMedicine Электронный ресурс [Режим доступа] https://www.lshtm.ac.uk/(Дата обращения 30.10.2022)
11 Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности Электронный ресурс [Режим доступа] https://e-cis.info/upload/iblock/efd/efd51dc4a866751e57d33ebd796c4 a1e.pdf(Дата обращения 30.10.2022)
12 Российские образовательные онлайн-платформыЭлектронный ресурс [Режим доступа] https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_ SEDeC_RusOnline.pdf(Дата обращения 30.10.2022)
ИСТОЧНИКИ / REFERENCES:
Крупнейшие ED-TECH компании России @@ Krupnejshie ED-TECH kompanii Rossii. Электронный ресурс [Режим доступа] https://edtechs.ru/#edtech-kompanii (Дата обращения 30.10.2022)
Родыгина Н.Ю., Молева С.В., Мусихин В.И., Арзуманов И.А. Опыт зарубежных стран по экспорту образовательных услуг в рамках обеспечения цели устойчивого развития @@ Rodygina N.Yu., Moleva S.V., Musixin V.I., Arzumanov I.A. Opyt zarubezhnyx stran
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
po e'ksportu obrazovatelnyx uslug v ramkax obespecheniya celi ustojchivogo razvitiya. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://elibrary.ru/item.asp?id=48157057 Дата обращения: 30.10.2022
Рейтинг доли мирового рынка международных мобильных студентов для ведущих направлений обучения, 2019 @@ Rejting doli mirovogo ry'nka mezhdunarodnyx mobilnyx studentov dlya vedushhix napravlenij obucheniya, 2019. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovatelnyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya Дата обращения: 30.10.2022
Российские образовательные онлайн-платформы @@ Rossijskie obrazovatel'ny'e onlajn-platformy. Электронный ресурс [Режим доступа] https://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_RusOnline.pdf (Дата обращения 30.10.2022) Рябинина А.М. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности @@ Ryabinina A.M. Eksport obrazovaniya v vuzax Rossii v usloviyax novoj realnosti. Электронный ресурс [Режим доступа] https://e-cis.info/upload/iblock/efd/efd51dc4a866751e57d33ebd7 96c4a1e.pdf (Дата обращения 30.10.2022)
Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика @@ E'ksport obrazovatelnyx uslug: zarubezhnyj opyt i rossijskaya praktika. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://studopedia.net/1_40097_eksport-obrazovatelnih-uslug-zarubezhniy-opit-i-rossiyskaya-praktika.html Дата обращения: 30.10.2022
Coursera Электронный ресурс [Режим доступа] https://about.coursera.org/press/wp-content/uploads/2020/09/Coursera-Impact-Report-2020.pdf Дата обращения 30.10.2022
DuolingoEffectivenessStudy Электронный ресурс [Режим доступа] http://static.duolingo. com/s3/DuolingoReport_Final.pdf Дата обращения 30.10.2022
One app. Countless opportunities to support international students in their journey to UK study. Электронный ресурс [Режим доступа] https://myriad.ucas.com/students (Дата обращения 30.10.2022)
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023