Научная статья на тему 'Экспорт капитала в форме международных денежных переводов и его влияние на теневую экономику'

Экспорт капитала в форме международных денежных переводов и его влияние на теневую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / ДЕНЬГИ / МИГРАНТЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СТАТИСТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев А.П., Хрусталев Е.Ю., Алексеева Л.Г.

В статье определяются и рассматриваются различные виды экспорта капитала: легальный, криминальный и «полулегальный». Исследуются каналы перевода денег в другие страны, изучается влияние международных денежных переводов на теневую экономику, а также предлагаются методы ее оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспорт капитала в форме международных денежных переводов и его влияние на теневую экономику»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Угрозы и безопасность

УДК 339.97

ЭКСПОРТ КАПИТАЛА В ФОРМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ

А. П. РЯЗАНЦЕВ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры

экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства E-mail: Remir095@yandex.ru. Российская академия

государственной службы при Президенте РФ Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН E-mail: stalev@cemi.rssi.ru.

Л. Г. АЛЕКСЕЕВА,

кандидат экономических наук

E-mail: alekseevaliubov@mail.ru.

В статье определяются и рассматриваются различные виды экспорта капитала: легальный, криминальный и «полулегальный». Исследуются каналы перевода денег в другие страны, изучается влияние международных денежных переводов на теневую экономику, а также предлагаются методы ее оценки.

Ключевые слова: денежные переводы, деньги, мигранты, теневая экономика, статистика, инвестиции, финансовый анализ, экспорт капитала.

Основные термины и определения

Вывоз капитала из Российской Федерации, как правило, принято делить на легальный, т. е. разрешенные законом капитальные операции на основе лицензий органов валютного контроля (Банк России) и на нелегальный (контрабандный). Также существует так называемый «полулегальный» вывоз капитала, что означает внешнеторговые операции и/или капитальные операции, носящие сомнительный характер, но без явных нарушений закона.

Легальный экспорт капитала можно представить в двух формах, хотя современное российское валютное законодательство не учитывает их различий. Первая представляет собой вывоз доходов, связанный с необходимостью инвестиций за границей, с продвижением российских товаров и услуг на мировых рынках, созданием там дочерних компаний и других структур. Вторая форма — вывоз законно полученных доходов, стремящихся за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, угрозы слияний и поглощений, а также из-за желания иметь за рубежом своего рода страховые резервы и т. д. Однако легальный вывоз могут себе позволить лишь самые крупные и благополучные компании. Это подтверждается официальными данными Федеральной службы государственной статистики, где основная доля экспорта капитала приходится на частный сектор, который составляют крупные компании.

Нелегальным экспортом капитала с юридической точки зрения является совершение операций,

связанных с движением капитала в нарушение порядка, установленного Банком России.

Важной составляющей нелегального экспорта капитала является криминальный вывоз, под которым понимается трансграничное перемещение финансовых активов через таможенную границу РФ, отвечающее хотя бы одному из следующих признаков: перемещение осуществляется противоправными методами; перемещение направлено на достижение противоправных (в том числе преступных) целей; перемещающиеся активы имеют криминальное происхождение.

С позиций индивидуального инвестора, будь то юридическое или физическое лицо, капиталы вправе перемещаться туда, где их выгоднее вкладывать. Однако с точки зрения национальных интересов, если отток капиталов превалирует над их притоком, то применительно к странам с реформируемой и, в частности, с переходной экономикой это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста.

Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении эффективного хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину (практика повседневного вывоза активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы).

Вывоз капиталов осуществляется за счет снижения заработной платы и уровня жизни тех социальных слоев, которые не имеют возможности перевести свои накопления в иностранные активы.

В России утечка капитала ведет к снижению уровня благосостояния общества. За прошлые годы это явление затянуло процесс финансовой стабилизации в стране, значительно отодвинуло во времени перспективу возобновления экономического роста, усилило зависимость финансовой стабилизации от иностранных займов и создало угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке.

Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и

42 -

без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством рационального экономического курса.

Полулегальный вид экспорта капитала представляет собой деятельность, не запрещенную законом и официально не представленную или приуменьшенную ее субъектами. Это осуществляется в целях уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей и внесения социальных взносов. Таким образом, речь идет о легальной хозяйственной деятельности, которая частично или полностью осуществляется неофициально и без использования формальных правил хозяйственной жизни.

Полулегальный вывоз капитала наименее поддается точной оценке и контролю в Российской Федерации, но его величина, по мнению авторов, сопоставима с величиной нелегального вывоза. Естественно, что это искажает достоверность данных платежного баланса и оценку экономического состояния страны в целом. Если незаконный вывоз капитала можно хоть как-то выявить и дать ему оценку, то оценки по полулегальному экспорту, скорее всего, так и останутся неизвестными.

Виды вывоза капитала

Доходы, полученные преступным путем, обычно легализуются либо инвестируются только в нелегальный бизнес в стране, куда они вывезены. Даже в том случае, если вывезенные деньги задекларированы и имеется справка о покупке валюты — в большинстве развитых стран операции с крупными наличными суммами подпадают под категорию «подозрительных» и привлекают пристальное внимание соответствующих государственных контролирующих органов.

В России существует множество каналов тайной «перекачки» денег и все их перекрыть просто невозможно. В частности, по мнению ряда западных финансистов, достаточно трудно проследить «уход» средств через страны СНГ.

Существует множество методов обхода ограничений на вывоз валюты. Наиболее известны следующие:

— с помощью пластиковой банковской карты; —с помощью дорожных чеков (American Express, Visa, Thomas Cook). Даже в случае введения ограничения на сумму вывозимых дорожных чеков эту норму можно обойти. Как известно, при приобретении чеков в банке выдается квитанция, дающая право на их восстановление при утере. Поэтому сами чеки можно не вывозить, а вывезти лишь

эту квитанцию, и за границей в офисе компании, выпустившей чек, заявить об утере. На основании квитанции чеки вам восстановят, но эта операция займет несколько дней;

— с помощью банковского перевода. Для этого необходимо иметь счет в российском банке и счет в зарубежном банке, на который будут переведены деньги. В соответствии с последними изменениями на основании Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» отправитель-резидент в течение одного операционного дня может отправить сумму, эквивалентную 5 000 долл. США. Однако в той же статье сказано, что если резидент отправляет денежные средства иному физическому лицу-резиденту, являющемуся ему близким родственником или супругом, то сумма может быть неограниченной. Нерезиденты также могут осуществлять между собой банковские переводы без ограничений;

— с помощью телеграфного перевода. Он может быть осуществлен компаниями Western Union и MoneyGram. Это довольно дорогой способ (стоимость услуги составляет в среднем 5—6 % от суммы), но очень надежный и удобный. Через Western Union можно переводить только до 2 тыс. долл. в день. Через MoneyGram можно отправлять и более крупные суммы, но при этом надо указать цель перевода и документально подтвердить ее.

По утверждениям западных экспертов, для спецслужб и систем контроля финансовых потоков непреодолимым препятствием в их борьбе с террором является «система денежных переводов», широко и эффективно используемая боевиками [5].

Принимая во внимание предположение о том, что международные денежные переводы являются специфической формой вывоза капитала, предлагается соответствующая классификация этих переводов: легальные, нелегальные и полулегальные.

Легальными международными денежными переводами являются переводы денег, осуществляемые через официальные международные системы на основе государственных лицензий и разрешенные законом.

Нелегальными международными денежными переводами являются переводы денег через неофициальные системы и осуществляемые в нарушение порядка, установленного государственными органами валютного контроля и/или направленные на достижение противоправных целей и/или осуществляемые с целью вывоза доходов, полученных незаконным путем.

Полулегальными международными денежными переводами являются международные денежные

переводы, осуществленные без явных нарушений закона (либо не запрещенные законом) и официально не представленные (либо преуменьшенные) в отчетах, предоставляемым государственным органам валютного контроля.

Согласно данным ООН, более 40 % от мирового объема переводов мигрантов осуществляется по неофициальным каналам [9]. Системы неофициальных денежных переводов (НДП), существующие параллельно с международными и национальными финансовыми и банковскими структурами, являются весьма значимым фактором мировой экономики, оказывающим заметное влияние на мировые хозяйственные процессы. В последнее время в силу ряда причин интерес к НДП существенно вырос.

Системы НДП работают неофициально, а их деятельность закрыта для контроля со стороны международных и национальных финансовых институтов, поэтому закономерным является то, что НДП всегда рассматриваются как «подозреваемый номер один», когда речь заходит о незаконных финансовых операциях, отмывании денег либо финансировании террористических организаций. Негативный интерес к системам НДП особенно резко вырос после трагических событий 11 сентября 2001 г. Следует, однако, отметить, что предвзятый и поверхностный взгляд на НДП, формируемый в основном многочисленными обличительными публикациями в средствах массовой информации, страдает однобокостью и субъективностью выводов. В свете указанных представлений НДП — это криминальные синдикаты, осуществляющие преступную деятельность по отмыванию денег и финансированию террористов.

Величина неофициальных переводов мигрантов, по некоторым оценкам, исчисляется многими миллиардами долларов США (до 16 млрд долл.) [8]. Понятно, что не только адресаты переводов, но и целые государства — экспортеры рабочей силы экономически зависят от НДП, ибо переводы мигрантов способствуют существенному снижению социального напряжения внутри указанных государств, и, что очень важно, происходит это без вмешательства и регулирования со стороны самих государств.

Системы НДП, возникшие много веков назад — задолго до формирования официальных финансовых институтов, всегда были ориентированы на удовлетворение насущных жизненных потребностей экономически активных слоев населения. Эти системы, формировавшиеся в течение нескольких столетий, до сих пор несут на себе следы общинной организации жизни, для них свойственна тесная

- 43

взаимосвязь с традиционными, этническими, национальными и религиозными особенностями народов, населяющих планету. В настоящее время, как и много веков назад, НДП остаются востребованными , несмотря на глобализацию и применение новых технологий в банковской сфере. Они привлекают своих клиентов едиными для всех систем НДП качествами: доверием, конфиденциальностью, высокой эффективностью, доступностью и дешевизной, приспособленностью к местным условиям [2].

Существует два вида «утечек», вносящих искажения в официальные данные о денежных переводах: первый обусловлен неточностью учета денежных переводов мигрантов в тех или иных показателях, а второй обязан своему существованию неофициальным, а значит неконтролируемым трансфертным каналам. Обычно переводы мигрантов, осуществленные через неофициальные каналы, рассматриваются как валютные утечки стран — экспортеров рабочих мигрантов. Но эта практика ошибочна, потому что эти утечки также включают переводы мигрантов, такие как «индивидуальный импорт» трудовых мигрантов, т. е. товары, беспошлинно ввезенные мигрантами либо привезенные ими в качестве личного багажа или подарков; как сбережения, привезенные домой по возвращении в форме наличности или дорожных чеков, которые впоследствии могут быть обменены на локальную валюту в национальных банках. Во многих азиатских странах провоз до 10 тыс. долл. США не требует декларации.

Фактически существует три варианта переводов денег мигрантов, не учитываемых в официальной статистике [3]:

— во-первых, некоторые трудовые мигранты сохраняют часть своих сбережений на личных счетах в иностранных банках для целей образования или на случай последующей постоянной миграции. Эта форма денежных переводов, безусловно, является потерей для страны происхождения мигранта. Однако она не формирует основную часть потерь для полных переводов мигрантов, так как подобные методы используются только мигрантами с высоким уровнем доходов;

— во-вторых, часть наличных денег, перевезенных мигрантами через границу, просачивается на «черный» рынок. Прямых оценок величины этого вида перевода денег для конкретных стран не существует. Однако за счет подобных переводов процветает параллельный рынок иностранной валюты, например, как на Филиппинах в 1980-х гг. или как в Пакистане в 1990-х гг. В той степени, в

44

которой они используются для того, чтобы финансировать импорт, такие переводы мигрантов, подобно официальным переводам, стимулируют рост экономической деятельности в стране;

— в-третьих, переводы, осуществляемые при посредничестве финансовых операторов систем неофициальных денежных переводов, таких как «хавала», «хунди» и пр. Существуют различные оценки возможной доли неофициальных денежных переводов в их общем объеме.

Теневая экономика

Как было отмечено ранее, трансграничные операции, осуществленные через неофициальные системы денежных переводов, занимают существенное место в теневой экономике. И в последние годы все больше внимания уделяется проблеме отражения теневой экономики в официальной статистике на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой — тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения. Обсуждение этих вопросов на международных совещаниях и накопление практического опыта в этой области в ряде стран позволило впервые сформулировать в Системе национальных счетов 1993 г. (СНС-93) четкие основополагающие концепции, определения и классификации для отражения различных аспектов теневой экономики, различные методы ее оценки. Вопрос международных денежных переводов неоднократно обсуждался на международном уровне. Особенное внимание уделяется проблеме негативных последствий деятельности неофициальных систем денежных переводов для экономик и государственной безопасности стран.

Международные рекомендации по отражению теневой экономики в расчетах ВВП и смежных макроэкономических показателях были впервые сформулированы в СНС-93. Все предыдущие версии СНС, в частности СНС ООН 1952 и 1968 г., не содержали ни основополагающих концепций и определений теневой экономики, ни указаний относительно методов ее учета.

Это обусловлено рядом факторов [6]. Во-первых, до 1970-х гг. масштабы теневой экономики в странах, которые играли ключевую роль в формулировании международных стандартов по статис-

тике (США, Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды), были относительно небольшими и не могли оказать существенного влияния на измерение экономического роста. Во-вторых, у специалистов в области национального счетоводства еще не было единства взглядов относительно концепций отражения теневой экономики в расчетах ВВП. Вопросы трактовки теневой экономики не были центром внимания научных исследований проблем национальных счетов, поскольку в указанный период приоритет был отдан вопросам интеграции в СНС других блоков макроэкономической информации (национальное богатство, межотраслевой баланс и др.). В-третьих, не был накоплен практический опыт оценки размеров теневой экономики, обобщение которого позволило бы сформулировать международные рекомендации по этому вопросу.

К 1980-1990-м гг. ситуация с теневой экономикой во многих странах мира обострилась и заставила статистиков вплотную заняться методами ее отражения в национальных счетах. Данные исследования, проведенного в 1998 г. в 17 наиболее развитых странах, свидетельствовали о постоянном росте теневой экономики (наиболее высокой ее доля была в Греции (29 % ВВП), Италии (28 % ВВП), Испании и Бельгии (по 23 % ВВП).

Быстрый рост масштабов теневой экономики в 1980—1990-е гг. наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии, а также в Германии, где объем теневой экономики с 1975 по 1997 г. вырос в 5 раз. Как показали исследования, наиболее высокий объем и рост теневой экономики имел место в странах, где экономика становилась все более зарегулированной из-за принятия общеевропейских законов и где наблюдалась чрезмерная налоговая нагрузка.

Так, в Греции, Италии, Бельгии и Швеции налоги являются самыми высокими в Европе (72—78 % ВВП), а наименьшая налоговая нагрузка отмечается в США и Швейцарии (около 40 % ВВП), где самые низкие показатели доли теневой экономики (9 и 8 % ВВП соответственно).

В странах с переходной экономикой, в том числе в России, проблема статистического отражения ненаблюдаемой экономики в настоящее время особенно актуальна, так как в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных отношений масштабы этой части экономики возрастают, что обусловлено многими факторами:

— расширением частного сектора в результате приватизации государственных предприятий и появлением новых частных предприятий, в том числе большого числа мелких предприятий;

— развитием частного предпринимательства без образования юридического лица, особенно трудно поддающегося учету;

— несовершенством правовой базы регулирования экономики в период формирования ее многоукладности;

— чрезмерным уровнем налогообложения, превышающим финансовые возможности предприятий;

— снижением уровня жизни населения, побуждающего его искать дополнительные источники доходов;

— необходимостью адаптации статистического наблюдения к новым условиям экономики;

— необходимостью прохождения периода становления новыми институтами, контролирующими производственную деятельность в условиях рыночной экономики (налоговая служба и др.).

В соответствии с концепцией СНС-93 теневая экономика (в широком смысле слова) — это экономическая деятельность по незаконному производству товаров и услуг и деятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов. Теневая экономика предполагает создание системы неформальных связей между экономическими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющей официально установленный порядок организации экономических связей.

Теневая экономика (в узком смысле слова) — это деятельность по производству обычных товаров и услуг, разрешенная законом и выполняемая производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемая от государственных органов в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, уклонения от соблюдения правовых норм и стандартов (в отношении техники безопасности, охраны окружающей среды и т. п.). Скрытое производство может иметь место и на предприятиях (мелких и крупных), частично утаивающих продукцию и доходы.

В разных странах доля теневой экономики и ее структура различны в связи с различиями в экономической политике, характере и конкретных условиях функционирования официальной экономики, размерах и роли частного сектора экономики [1, 4]. Эти условия и, соответственно, формы теневой деятельности могут со временем меняться.

Значительный объем неучтенной экономической деятельности существенно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, в частности на объем и структуру ВВП, вызывая искажение официальных данных о состоянии

- 45

экономики: размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества, не принимается во внимание при определении общего объема ВВП; официально определенные темпы роста ВВП занижаются, если рост теневой экономики происходит более быстрыми темпами по сравнению с «легальной» экономикой (что характерно для стран в период перехода к рыночной экономике); структура ВВП искажается как в отношении его производства в отраслях и секторах экономики, так и в отношении использования конечных товаров и услуг.

Так, в странах СНГ доля ненаблюдаемой экономики в ВВП варьирует между 8 и 30 %, что обусловлено различиями как в экономической политике, размерах и роли неформального сектора экономики, так и в организации статистического наблюдения и уровне оценок ненаблюдаемой экономики.

Регистрация, классификация и оценка операций с товарами и услугами, распределительных операций, операций с капиталом и финансовых операций в теневой экономике производятся в соответствии с общими правилами СНС. Классификация видов деятельности в теневой экономике по отраслям производится в соответствии с применяющимся в стране классификатором. В большинстве стран она основывается на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК, 3-й пересмотр). В большинстве стран, применяющих СНС, оценки ненаблюдаемой экономики охватывают пока те ее компоненты, которые включаются в расчеты ВВП.

Методы оценки теневой экономики

Начальный этап исследования теневой экономики — логико-теоретический анализ качества официальной информации, возможностей искажения отдельных элементов информационной базы, используемой в официальных расчетах. На этом этапе производится анализ факторов (побудительных мотивов) и способов искажения информации о результатах деятельности производственных единиц, а также межотраслевых и причинно-следственных связей между показателями. Анализ качества официальной информации основан на сопоставлении уровней однотипных показателей на разных типах предприятий, а также на сопоставлении динамики взаимосвязанных показателей.

Перекрестный контроль над экономической информацией предполагает предварительный от-

46 -

бор комплекса наиболее достоверных показателей, с помощью которых может быть проведен такой контроль и которые могут быть также использованы для проведения альтернативных оценок [7].

Среди натуральных показателей наиболее достоверными являются показатели по тем видам продукции, потребление которых фиксируется автоматически, например, электроэнергия. К наиболее надежным показателям транспорта относятся показатели перевозок на железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте, т. е. на тех видах транспорта, перевозки на которых осуществляются ограниченным количеством транспортных средств, что существенно облегчает контроль. Как достаточно достоверные можно рассматривать частные показатели эффективности производства в различных отраслях.

В целях повышения достоверности оценок рекомендуется получать альтернативные оценки для одного и того же показателя, использующие различные предположения, источники информации и методы. В тех случаях, когда два или несколько независимых методов приводят к близким результатам, оценка рассматривается как достаточно достоверная.

Методы учета теневой экономики, используемые в практике статистики разных стран, можно объединить в следующие три основные группы:

1) оценки макроэкономических показателей, в неявном виде включающие оценку теневой экономики;

2) макромодельные оценки;

3) оценки собственно теневой экономики и ее отдельных элементов для осуществления различных досчетов к показателям, рассчитанным на базе официальной статистики.

Выбор методов определяется практическими возможностями получения более достоверной информации для той или иной оценки.

Одним из распространенных методов получения оценки показателей, в неявном виде включающих оценку теневой экономики, является метод товарных потоков — прослеживание пути товаров и услуг от производителя (внутри страны или за рубежом) до пользователя (внутри страны или за рубежом) и сопоставление данных о ресурсах товаров и услуг и их использовании на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт, полученных на основе независимых оценок, т. е. оценок, основанных на различных источниках информации. Для этого обычно составляются детальные таблицы ресурсов и их использования.

Одним из наиболее известных макромо-дельных методов является метод, связанный с использованием монетарной модели, основанный на предположении, что расчетные операции между экономическими субъектами теневой экономики производятся, как правило, наличными деньгами, а в официальной экономике — в основном через банковские счета. Поэтому для оценки изменений, происходящих в теневой экономике, может быть использовано соотношение увеличения количества находящихся в обращении денег и общего объема краткосрочных вкладов экономических единиц на банковских счетах. Поскольку на денежное обращение могут влиять и другие факторы, применять этот метод следует с большой осторожностью и лишь при стабильной экономике.

Макромодельные оценки объема экономической деятельности могут быть получены с помощью альтернативных расчетов ВВП на основе альтернативных оценок добавленной стоимости отдельных отраслей, учитывающих специфику отрасли.

Для альтернативных оценок различных макроэкономических показателей могут использоваться математические модели. Так, для оценки доходов населения могут использоваться модели, основанные на соотношениях между доходами и расходами на определенные товары и услуги, спрос на которые сильно зависит от уровня доходов.

В целом, как показывает мировая практика, макромодельные методы не являются достаточно эффективными для учета теневой экономики.

Косвенные методы оценки теневой экономики основаны:

— на информации об отдельных фактах или явлениях, прямо или косвенно связанных с данным видом теневой деятельности (число предпринимателей, оказывающих тот или иной вид услуг, и их средний доход; число автомобилей у населения и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на сравнительном анализе данных, полученных из различных источников (официально зарегистрированный и фактический уровень занятости и т. д.);

— на сопоставлении взаимосвязанных показателей (например, выход продукции животноводства на единицу расхода кормов; расход цемента на единицу объема строительных работ и т. п.);

— на распространении на всю совокупность единиц данных, относящихся к ограниченному кругу единиц (например, распространение средней производительности труда на отчитывающихся предприятиях на все предприятия, включая те, которые не отчитываются).

В 2004 г. подразделение по расследованию финансовых преступлений ^тСЕ^ при Министерстве финансов США обнародовало новые правила, обязывающие компании, занимающиеся денежными переводами, проверять своих зарубежных агентов на предмет возможного отмывания денег и связей с криминалом. Зарубежные агенты компаний, осуществляющих денежные переводы, могут использоваться для отмывания денег, финансирования террористов и другой противозаконной деятельности, потому что слабое законодательство в ряде стран затрудняет выявление криминала.

По данным Министерства финансов США, в нарушениях закона подозреваются несколько агентов американских компаний, также данный орган уверен в существовании хорошо разработанной и достаточно успешной стратегии по отмыванию денег через финансовую систему США. Есть много разных способов, позволяющих с помощью агента или другого посредника компании отмывать деньги (сама компания об этом никогда не узнает).

Соединенные Штаты Америки отказались назвать конкретные компании, замеченные в нарушениях, отметив, что подобные примеры характерны не только для какого-то одного региона. Также было подчеркнуто, что компании и их агенты сами должны определять необходимые шаги при построении отношений с зарубежными партнерами в зависимости от оценки связанного с ними риска.

Заключение

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме отражения теневой экономики в официальной статистике на международном уровне. Также более масштабно и детально стали исследоваться объемы и легальность различных трансграничных операций, осуществленных через неофициальные системы денежных переводов, поскольку последние стали существенно ускорять темпы роста теневой экономики.

Сложность учета и государственного регулирования количества нелегальных мигрантов в стране и суммы денежных переводов, отправляемых ими, являются негативными элементами для экономики принимающей страны.

Мигранты активно используют неофициальные и неформальные каналы перевода денег. Это в основном касается нелегальных международных рабочих, количество которых по компетентным оценкам намного превышает численность мигрантов, легально работающих на территории

- 47

различных стран, в том числе и в России. Есть все основания полагать, что трансграничные переводы, осуществляемые нелегальными мигрантами, становятся частью механизма легализации доходов, полученных незаконным путем.

В целях улучшения системы учета статистических данных необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовую миграцию и валютный контроль, а также внести дополнения и корректировки в платежный баланс, которые позволят устранить искажение официальной статистики и отражать в них реальные статистические данные.

Список литературы

1. Акинин П. В., Жидкова Е. Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 10.

2. Глущенко Г. И. Системы неофициальных денежных переводов: история, развитие, перспективы // Вопросы статистики. 2004. № 4.

3. Глущенко Г. И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства. М.: Статистика России. 2006.

4. Глушков В. В. Классификация теневой экономической деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 12.

5. Иванов В. Невидимые миру деньги // Независимое военное обозрение. 08.10.2004. № 38.

6. Иванов Ю. Н., Карасева В. Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики (о Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики, разработанном ОЭСР, МВФ, МОТ, Статко-митетом СНГ) // Вопросы статистики. 2003. № 2.

7. Попов Ю. Н, Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело. 2005.

8. Mohammed El Qorchi. Hawala. How does this informal funds transfer systems work, and should it be regulated? // Finance and development. December. 2002. № 4.

9. Special Report: Diasporas. A world of exiles // The Economist. 4 January. 2004.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

дЕньги@так.гиЕ II mstw

VISA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.