Научная статья на тему 'ЭКСПЛИКАЦИИ ФЕНОМЕНА СИНТЕТИЧНОСТИ В СИСТЕМАХ КУЛЬТУРЫ'

ЭКСПЛИКАЦИИ ФЕНОМЕНА СИНТЕТИЧНОСТИ В СИСТЕМАХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / ПЕРЕХОДНОСТЬ / СИНТЕТИЧНОСТЬ / СИНКРЕТИЗМ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / КИЧ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Саввопуло Карина Андреевна

Статья посвящена проблематике синтеза в культуре. Цель данного исследования - выявление спектра экспликаций феномена синтетичности в системах культуры как потенциальных факторов и одновременно результата транзитивного социокультурного состояния. Положения и выводы предпринятого исследования представляют собой вклад в разработку проблем, касающихся содержания понятия синтетичности, закономерностей происхождения и развития этого феномена. Обнаружено, что синтетичность характеризует процесс развития на разных уровнях переходной культуры и проявляется в подсистеме художественной культуры в отдельных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLICATIONS OF THE SYNTHESITY PHENOMENON IN CULTURAL SYSTEMS

The article is devoted to the problems of synthesis in culture. The purpose of this study is to identify the spectrum of explications of the phenomenon of synthesity in cultural systems as potential factors and, at the same time, the result of a transitive socio-cultural state. The provisions and conclusions of the undertaken research are a contribution to the development of problems related to the content of the concept of synthesity, the patterns of origin and development of this phenomenon. It was found that the synthesity characterizes the process of development at different levels of transitional culture and manifests itself in the subsystem of artistic culture in specific forms.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛИКАЦИИ ФЕНОМЕНА СИНТЕТИЧНОСТИ В СИСТЕМАХ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 008:930.85:130.123.3

ЭКСПЛИКАЦИИ ФЕНОМЕНА СИНТЕТИЧНОСТИ В СИСТЕМАХ КУЛЬТУРЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Саввопуло Карина Андреевна студентка 2 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена проблематике синтеза в культуре. Цель данного исследования - выявление спектра экспликаций феномена синтетичности в системах культуры как потенциальных факторов и одновременно результата транзитивного социокультурного состояния. Положения и выводы предпринятого исследования представляют собой вклад в разработку проблем, касающихся содержания понятия синтетичности, закономерностей происхождения и развития этого феномена. Обнаружено, что синтетичность характеризует процесс развития на разных уровнях переходной культуры и проявляется в подсистеме художественной культуры в отдельных формах.

Ключевые слова: динамика культуры, переходность, синтетичность, синкретизм, синтез искусств, кич.

Annotation. The article is devoted to the problems of synthesis in culture. The purpose of this study is to identify the spectrum of explications of the phenomenon of synthesity in cultural systems as potential factors and, at the same time, the result of a transitive socio-cultural state. The provisions and conclusions of the undertaken research are a contribution to the development of problems related to the content of the concept of synthesity, the patterns of origin and development of this phenomenon. It was found that the synthesity characterizes the process of development at different levels of transitional culture and manifests itself in the subsystem of artistic culture in specific forms.

Key words: dynamics of culture, transitivity, synthesity, syncretism, synthesis of arts, kitsch.

Постановка проблемы. Движение истории обусловливается постоянной сменой старого новым. Однако резкое подобное замещение происходит очень редко. Обычно система при смене старого новым проходит через процесс переходности. Эволюция в рамках триады «старое-переходное-новое» является необходимой особенностью развития человечества.

Сегодня глобальные транзитивные процессы актуализируют проблематику генезиса нового состояния порядка в разных системах культуры. В условиях переходного процесса новое не столько противостоит старому, сколько временно смешивается с ним. Возникают разнообразные варианты временного соединения, взаимосвязи и взаимовлияния этих двух начал. Рождаются смешанные явления, комбинированные структуры, переходные формы. На основе этого появляется синтез старого и нового, традиционного и современного. В. Меньшиков и О. Непомнин констатируют, что благодаря этому «общественный синтез органически присущ магистральному течению всемирной истории. Такой синтез служит инструментом, методом и ведущей формой переходности» [11, с. 3].

А. Неусыхин приходит к выводу, что «в течение переходных периодов элементы старого и нового временно синтезируются в виде особой общественной структуры с присущими ей закономерностями развития» [12, с. 8]. По наблюдениям Б. Поршнева, три

наиболее важных переходных периода, или три важнейшие эпохи социальной революции, когда сначала рабовладельческий, затем феодальный и после - буржуазный строи переживали системный кризис, «приблизительно совпадают с грандиозными актами взаимопроникновения, синтеза культур и взаимодействия народов, ранее находившихся в противостоянии и разобщении» [Цит. по: 12, с. 8]. Он полагает, что любая эпоха перелома формации является периодом общественной революции и синтеза: «гигантские социальные пертурбации» порождают «великие синтезы»

Цель данного исследования - выявление спектра экспликаций феномена синтетичности в системах культуры как потенциальных факторов и одновременно результата транзитивного социокультурного состояния.

Изложение основного материала. Синтетичность в культуре при различных «переходах» может проявляться на абсолютно разных уровнях функционирования общества - например, в сфере религии, как это происходило в период проникновения христианства в культуру языческих народов и племен, когда для максимально «безболезненной», быстрой и эффективной христианизации многие святые отождествлялись с языческими божествами и перенимали их качества и атрибуты. На уровне менталитета - когда сосуществование представителей разных этносов на одной территории в течение некоторого времени приводит к сглаживанию культурных, этнических границ, смягчению образа «иного», что может проявляться в перенимании некоторых традиций или как минимум в возрастании степени терпимости к «чужому». В данном случае необходимо говорить о диалоге культур. Так, Д. Берестовская отмечает, что границы диалога - это «границы проникновения», то есть суть диалога -«проникновение» в сущность другого человека, другого менталитета, другой культуры, наконец» [1, с. 49].

Обратимся к теоретической стороне вопроса. Е. Дмитриева пишет, что синтез - это «органичное соединение различных частей в единое целое, возникающее в процессе познания и практического освоения действительности, которое необходимо влечет за собой появление новых качеств, свойств, закономерностей и правил развития, а также способность к саморазвитию путем дифференциации и усложнения» [5, с. 6] при органичной нерасторжимости всех элементов и целостности их взаимосвязей.

При сопоставлении понятий «синтез» и «система», когда система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, Е. Дмитриева отмечает, что понятие «система» связано с понятием «синтез». Синтез как явление может быть представлен в виде системы с основными свойственными ей принципами: целостностью, структурностью и взаимозависимостью компонентов: «Именно процесс синтеза, а не соединение, интеграция, обобщение или объединение каких-либо компонентов, влечет за собой такое следствие (результат), которое только и может характеризоваться обретением органичного единства своих составляющих и принципами системности» [5, с. 7].

Синтез - это не только научная категория, он проявляется в практике как явление и как процесс. Понятие «синтез», его сущность, является внутренним содержанием феномена синтеза, которое отражает органичное слияние частей в процессе практической или познавательной деятельности в определенное целое с приобретением новых качеств. Явление синтеза - это проявление данного феномена, внешняя форма его существования. Таким образом, синтез рассматривает в разных устойчивых состояниях, в которых качества, приобретенный в ходе синтеза-процесса, обязательно определяют все дальнейшие состояния и качества образованной целостности. Однако, нельзя забывать, что синтез, представленный в устойчивых формах, является частью синтеза-процесса.

В истории развития синтетичных феноменов в культуре определяются периоды проявления их инвариаций: «<...> эпоха синкретизма - генетического синтеза, период системного синтеза и время синергетического синтеза» [7, с. 63].

Внутренние рамки синкретизма имеют бесформенный, меняющийся, смешанный характер. Можно предположить, что синкретизм - это ранняя форма синтетичности. Искусствоведы и историки искусства в качестве примера синкретизма приводят мифологическое переосмысление «античных и восточных религиозных и художественных элементов» [14, с. 64]. Синкретические формы древних танцев, пения, рисунка и слова являлись неделимым целым, и, хотя, по нашим современным

представлениям, здесь сливалось несколько различных видов искусства, древние воспринимали их как нерасчленяемое целое, в котором интуитивно, а потом и сознательно, объединяли все элементы в единый ритуальный акт.

Явление первоначального синкретизма, свойственного культуре древнего общества, сейчас в некотором роде является анахронизмом, сохранившись только в глубинной сущности некоторых видов искусства, например, театра. С давних времен искусство, развиваясь и совершенствуясь, освобождалось от синкретичности, так что синкретизм больше не имеет примеров в оригинальном виде в современной нам европейской культуре после ее многовекового эволюционирования и разделения искусства на виды, которые, в свою очередь, разделились на жанры, роды, а также появилось множество стилей и направлений. В. Силантьева утверждает, что синкретизм на современном этапе развития культуры возможен лишь «на интуитивном уровне», он демонстрирует свои возможности в «малых жанровых формах и в периоды, когда синтез становится мышлением времени», то есть основной характеристикой современного синкретизма является «микроуниверсальность» [14, с. 65]. Термин «синкретизм» используют по отношению к отдельному произведению как показатель его цельности, который предполагает самобытность и оригинальность соединений. Однако, очевидно, мы не можем говорить о синкретизме как основной характерной черте культуры переходного периода.

Говоря о синтетичности в искусстве, можно представить схему, в которой будут отражаться различные принципы «смешения» в культуре.

На одной линии можно расположить явления синкретизма и синтеза.

Если ранний синкретизм - это «не смешение, а отсутствие различия между искусствами», когда разделение на различные виды искусства еще не произошло, то синтез искусств, основанный на явлении синестезии, - это «слияние искусств» [3, с. 9]. Синтез характеризуется межвидовыми связями, синкретизм использует внутренние возможности в рамках одной формы.

В истории искусства можно выделить различные типы художественного синтеза. В первом случае под синтезом в искусстве понимается сравнительно узкое понятие -возможность соединения элементов и произведений в различных видах искусства с целью усиления образной выразительности, например, в пространственных, изобразительных искусствах: живописи, скульптуре, архитектуре, когда их элементы, сочетаясь и дополняя друг друга, в соответствии с замыслом автора, образуют новое разноплановое произведение. Однако здесь мы говорим о соположении именно пространственных видов искусств, и в данном случае синтез является не общей закономерностью, а относится лишь к некоторой группе искусств. Но уже и в подобном синтезе закладывается стремление к более общей категории.

Также под синтезом в искусстве можно понимать такое художественное творчество, которое проявляется в так называемых синтетических искусствах: театре, киноискусстве, телевидение, цирке. Если в первом случае каждый из видов искусства может существовать и самостоятельно, отдельно от «дополнительных», то в синтетических искусствах синтез лежит в самой их основе, то есть компоненты каждого из них относятся к различным видам искусства, являются необходимыми и незаменимыми. Здесь в большей мере, чем в случае с «соединением» пространственных искусств, синтез выступает как общая закономерность.

И в-третьих, синтез в искусстве проявляется в виде «органичного соединения разных искусств в художественное целое» [13, с. 231], когда происходит переход произведения искусства, его принципов из одной художественной системы в другую, что ведет к взаимообогащению различных искусств.

Однако при существовании временной горизонтали «синкретизм-синтез» можно выделить и эстетически-ценностную вертикаль «синтез-эклектика-кич». Эклектика чаще всего образуется во времена межстилья, когда прежние ценности уходят, а новые еще не выкристаллизовались. Когда одна художественная система сменяет другую, культура наполняется заимствованиями, которые, сочетаясь, и образуют эклектику. В такие периоды кажется, что уже сложно придумать нечто новое, что современное творчество -это компиляция из элементов разных направлений и даже культур, не искусство, а «искусство вариаций» на его тему. Но, в то же время, оглянувшись назад, можно увидеть,

что после периодов эклектики создавались прекрасные произведения искусства, и появлялись новые стили. Эклектику можно назвать «символом эпохи эксперимента», она во многом близка художественному синтезу. Как отмечает И. Лебединская, «эклектичность оказалась канвой, . сюжетом, в котором разворачиваются драматические глубинные преобразования» [10, с. 129]. Различие между эклектикой и синтезом заключается в том, что если первая является смешением на «физическом», предметном уровне, то синтетическое слияние происходит на глубинном уровне чувствования.

Низшую ступень вертикали занимает такое явление как кич. Он проникает в разные области искусства. При этом специфические национальные черты кича четко выделяются для каждой страны: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» - французского, экстатическую сентиментальность - итальянского, плоскую примитивность - американского [15, с. 241]. Кич способствует формированию примитивности, конформности, несамостоятельности мышления.

Кич - проявление разложения старой культурной формации и формирования новой. Можно обозначить кич как низшую форму эклектики, которая уже мало общего имеет с «высоким» художественным синтезом.

Возвращаясь к сопоставлению синтеза и синкретизма, обратимся к рассуждениям В. Силантьевой. Автор полагает, что синтез, который по своим функциям родственен синкретизму, должен решать иную задачу, создавать новую художественную реальность, используя возможности уже существующих форм разных видов искусства. В качестве наиболее яркого примера В. Силантьева приводит архитектуру, которая в своей сущности уже является синтезом, так как конструирует новое с помощью соединения уже готовых и законченных форм: «Чем разнообразнее полет фантазии, тем интереснее конструкция, но учтем - эта конструкция сохраняет свой эстетизм только в том случае, если новое органично вплетается в старое; без традиционной подосновы нет и не может быть синтеза» [14, с. 66].

Таким образом, целостность синтетического произведения определяется такими факторами, как единая композиционная организованность частей, согласование масштаба и пропорций, совместное участие разных по своему происхождению элементов в организации пространства и времени. Синтез - это «способ творчества, способ создания общественно необходимых художественных ценностей, которые недостижимы иными средствами» [4, с. 170].

Выводы. В результате выявление спектра экспликаций феномена синтетичности в системах культуры как потенциальных факторов и одновременно результата транзитивного социокультурного состояния нами сделаны следующие выводы.

Кардинальные изменения происходят в нестабильные переходные периоды культуры, когда наблюдаются процессы переориентации в ее системах.

Экспликации феномена синтетичности обнаруживаются в разных подсистемах культуры, но ярче всего это осуществляется в системе художественной культуры.

Проявления синтетичности в искусстве представлены в виде иерархической системы координат, где на оси времени разворачивается генезис таких синтетичных явлений, как синкретизм и синтез искусств, а на оси ценностной - эклектика и кич.

Процессы формирования синтетичных явлений в системах культуры синтеза - это не банальное увеличение количества информации, не усиление влияния или облегчение восприятия и понимания какого-либо из компонентов, а конструирования новых феноменов, релевантных потенциальному становящемуся новому типу культуры.

Список литературы:

1. Берестовская, Д. С. Диалог культур: крымский аспект / Д. С. Берестовская // Д. С. Берестовская. Избранные статьи. Философия. Культурология. Филология. Научный журнал «Культура народов Причерноморья». - № 150. - 2008. - С. 48-51.

2. Берестовская, Д. С. Синтез искусств и образный язык художественного творчества / Д. С. Берестовская // Д. С. Берестовская. Избранные статьи. Философия. Культурология. Филология. Научный журнал «Культура народов Причерноморья». -№ 150. - 2008. - С. 99-104.

3. Борисова, Л. М. На изломах традиции: Драматургия русского символизма и символистская теория жизнетворчества / Л. М. Борисова. - Симферополь, 2000. - 220 с.

4. Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника: Проблема синестезии в искусстве / Б. М. Галеев. - Казань : Издательство Казанского университета, 19S7. - 2б4 с.

5. Дмитриева, Е. К. Синтез. Понятие, структура, функции / Е. К. Дмитриева. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. - 20 с.

6. Кокорина, Е. Г. Взаимоотношение явлений, отражающих различные принципы «смешения» в культуре / Е. Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. - 2005. -№ б5. - С. 135-137.

7. Кокорина, Е. Г. Культурно-исторические факторы возникновения синтеза в культуре на примере явлений культурного наследия человечества / Кокорина Екатерина Георгиевна, Кашка Лилия Николаевна, Москаленко Алевтина Вячеславовна // MедиаVектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь : Изд. АНС «СибАК», 2022. - Вып. б. - С. б2-б7.

S. Кокорина, Е. Г. Синтез искусств как особенность культуры переходных периодов / Е. Г. Кокорина // Актуальные проблемы философии: Общество, политика, культура: материалы XXXVI научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, 23-27 апреля 2007 г. : тезисы докладов. - Симферополь, 2007. -№ 3. - С. 75-77.

9. Кокорина, Е. Г. Синтетичность как особенность художественной культуры / Е. Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. - 2007. - № 111. - С. 1б3-1бб.

10. Лебединская, И. В. Post-modern и проблема нового синтеза / И. В. Лебединская // "Ars vertus - Ars nova" : М. М. Бахтш. - К. : Гнозис, 1997. - С. 127-132.

11. Меньшиков, В. Б. Синтез в переходом обществе : Китай на грани эпох / В. Б. Меньшиков, О. Е. Непомнин. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 334 с.

12. Неусыхин, А. И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному / А. И. Неусыхин // Средние века : [сборник / АН СССР, Институт истории]. - Вып. 31. - М.: Издательство АН СССР, 196s. - С. 45-б3.

13. Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / [гл. ред. В. М. Полевой ; Ред. кол. : В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, зам. гл. ред. В. Д. Синюков]. - М. : Советская энциклопедия, 1986- . -Кн. II. М-Я. - 1986. - 432 с.

14. Силантьева, В. И. Художественное мышление переходного периода (литература и живопись) : А. П. Чехов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин / В. И. Силантьева. -Одесса: Астропринт, 2000. - 352 с.

15. Фетисова, Т. А. Кич и массовая культура / Т. А. Фетисова // Культурология : хрестоматия для высшей школы. - М. : Академический Проект, 2000. - С. 240-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.