2. Гагарина Л. Г.Технология разработки программного обеспечения /Л.Г. Гагарина, Е.В. Кокорева, Б Д. Виснадул. - М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 402 с.
3. Буч Г. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. The Unified Software Development Process / Г. Буч, А. Якобсон, Дж. Рамбо. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
4. Кунцевич С. П. Технология разработки демонстрационных учебных материалов по основам объектно-ориентированного программирования / С.П. Кунцевич, Л.Н. Павлюков / II Международная научно-практическая конференция «Современные информационные компьютерные технологии». / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.mf.grsu.by/lib/mcit2010/Section_2/3_kuncevich_Pavlukova.pdf
5. Люлькин А.Е. Моделирование логических схем средствами логического программирования. / А.Е. Люлькин / I Международная научно-практическая конференция «Современные информационные компьютерные технологии». / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.mf.grsu.by/lib/mcit2008/Section_3/2_ok_LyulkinAE1.pdf
© Ильясова Ф.С., Клеблеев Ш.А., 2015
УДК 37.012.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВО МИОО, г. Москва, РФ
E-mail: karginazoya@rambler.ru
ЭКСПЕРТНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее.
В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.
Ключевые слова
Профессионально-общественная экспертиза, оценка, концепция, образовательная программа, внеурочная
деятельность, дополнительное образование детей
Возрастание роли дополнительной общеобразовательной программы как основной структурной единицы дополнительного образования детей, рабочей программы курса внеурочной деятельности - как организационного элемента внеурочного сегмента процесса общего образования предопределяет необходимость организации продуманной и алгоритмизированной процедуры экспертизы данной документации.
Анализ современных научно-методических подходов в области экспертизы в образовании позволяет выделить в содержании процедуры этой деятельности ряд экспертных позиций:
нормативная - оценивание программы на соответствие современным нормативным документам по вопросам образования в целом, внеурочной деятельности, дополнительного образования детей;
культурно-историческая - выявление в содержании программы аспектов, отражающих её взаимосвязь со сложившимися традициями и ориентацию на дальнейшее развитие определённой области культуры;
педагогическая - анализ педагогической обоснованности предлагаемого в программе содержания, организационных форм, методов и технологий работы с детьми;
психологическая - анализ соответствия содержания, организационных форм, методов и технологий
образовательной деятельности возрастным особенностям детей, на которых ориентирована конкретная программа;
социальная - выявление социальной значимости программы, её ориентации на социальное развитие учащихся, формирование у них социальных компетенций;
валеологическая - оценка ориентации содержания программы, организационных форм, методов и технологий образовательной деятельности на оздоровление учащихся, на создание условий для их полноценного физического, психического и нравственного развития;
гендерная - оценка ориентации содержания программы, методов и технологий образовательной деятельности на гендерные различия учащихся;
гуманистическая - выявление в содержании программы аспектов, отражающих её ориентацию на развитие индивидуальности каждого учащегося, на реализацию индивидуального подхода к организации образовательного процесса.
Теоретически обоснованные экспертные позиции профессионально-общественной экспертизы (оценки) предопределили следующие основания оценки качества программ:
позиции профессионально-общественной экспертизы (оценки)
дополнительной общеобразовательной программы рабочей программы курса внеурочной деятельности
нормативная экспертиза
- соответствие вида программы, её уровня, направленности и содержательной структуры современным нормативным требованиям; - соответствие заявляемого в программе режима учебных занятий санитарно-эпидемиологическим требованиям в области общего, дошкольного и дополнительного образования - соответствие вида программы, её содержательной структуры современным нормативным требованиям; - соответствие программы ФГОС общего образования, рекомендациям Министерства образования и науки по организации внеурочной деятельности
культурно-историческая экспертиза
- соответствие предлагаемого содержания образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, современной социокультурной ситуации в России, в мире; - опора содержательной составляющей программы на исторически сложившиеся традиции в конкретной области культуры, ориентация образовательного процесса на её дальнейшее развитие; - использование в реализации программы современных достижений в конкретной области культуры, современных технических средств обучения - соответствие предлагаемого содержания внеурочной деятельности современной социокультурной ситуации в России, в мире; - опора содержательной составляющей программы на исторически сложившиеся традиции в конкретной предметной области, ориентация на её дальнейшее развитие; - использование в реализации программы современных достижений в конкретной предметной области, современных технических средств обучения
педагогическая экспертиза
- педагогическая обоснованность заявляемой тематики (названия) программы; - соответствие общего содержания программы заявленной тематике деятельности (названию программы); - соответствие общего содержания программы заявленной направленности; - содержательная взаимосвязь всех структурных компонентов программы; - педагогическая обоснованность заявляемого срока реализации программы; - педагогическая обоснованность предлагаемого в рамках программы режима учебных занятий; - соответствие заявляемых целей и задач нормативным требованиям, тематике программы, их содержательная взаимосвязь друг с другом; - педагогическая обоснованность предлагаемого учащимся содержания образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы; - педагогическая обоснованность используемых в рамках программы методов и технологий образовательной деятельности; - педагогическая обоснованность заявляемых образовательных результатов программы и способов их выявления; - адекватность и современность методического обеспечения программы - педагогическая обоснованность заявляемой тематики (названия) программы; - соответствие общего содержания программы заявленной тематике деятельности (названию программы); - соответствие общего содержания программы заявленному направлению внеурочной деятельности; - содержательная взаимосвязь всех структурных компонентов программы; - педагогическая обоснованность заявляемого срока реализации программы; - педагогическая обоснованность предлагаемого в рамках программы режима учебных занятий; - соответствие заявляемых целей и задач тематике программы, их содержательная взаимосвязь друг с другом; - педагогическая обоснованность предлагаемого учащимся содержания внеурочной деятельности; - педагогическая обоснованность используемых в рамках программы методов и технологий внеурочной деятельности; - педагогическая обоснованность заявляемых образовательных результатов программы, соответствие их содержательной структуры нормативным требованиям; - адекватность и современность методического обеспечения программы
Продолжение
психологическая экспертиза
- соответствие предлагаемого в рамках программы содержания образовательной деятельности возрастным особенностям учащихся; - психологическая обоснованность возрастной ориентации программы; - психологическая ориентированность программы на работу с конкретными категориями учащихся (одарённых, с проблемами в развитии, находящихся в сложной жизненной ситуации и др.); - психологическая обоснованность заявляемого срока реализации программы; - психологическая адекватность реализуемых в рамках программы методов и технологий образовательной деятельности - соответствие предлагаемого в рамках программы содержания внеурочной деятельности возрастным особенностям учащихся; - психологическая обоснованность возрастной ориентации программы; - психологическая ориентированность программы на работу с конкретными категориями учащихся (одарённых, с проблемами в развитии, находящихся в сложной жизненной ситуации и др.); - психологическая обоснованность заявляемого срока реализации программы; - психологическая адекватность реализуемых в рамках программы методов и технологий внеурочной деятельности
социальная экспертиза
- ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на социальное развитие учащихся, на формирование у них социальных компетентностей; - ориентация образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на формирование у учащихся социально значимых жизненных ценностей; - ориентированность образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на освоение детьми нового социального опыта, стимулирование их социальной активности, включение учащихся в социально значимую деятельность; - наличие в программе углублённого уровня профориентационной составляющей - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на социальное развитие учащихся, на формирование у них социальных компетентностей; - ориентация внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на формирование у учащихся социально значимых жизненных ценностей; - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на освоение детьми нового социального опыта, стимулирование их социальной активности, включение учащихся в социально значимую деятельность
валеологическая экспертиза
- ориентированность содержания и методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на физиологические особенности учащихся; - учёт в содержании и методике образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, физических проблем и недостатков современных детей; - ориентированность методики образовательной деятельности и условий реализации программы на создание комфортной среды (пространственной, психологической, физиологической и др.); - ориентированность содержания и методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на оздоровление учащихся; - использование в работе с детьми оздоровительных технологий - ориентированность содержания и методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на физиологические особенности учащихся; - учёт в содержании и методике внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, физических проблем и недостатков современных детей; - ориентированность методики внеурочной деятельности и условий реализации программы на создание комфортной среды (пространственной, психологической, физиологической и др.); - ориентированность содержания и методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на оздоровление учащихся; - использование в работе с детьми оздоровительных технологий
гендерная экспертиза
- учёт в содержании и методике образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, гендерных различий учащихся; - ориентированность содержания и методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на развитие учащихся в соответствии с их гендером; - пропаганда в рамках реализации программы традиционных семейных ценностей - учёт в содержании и методике внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, гендерных различий учащихся; - ориентированность содержания и методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на развитие учащихся в соответствии с их гендером; - пропаганда в рамках реализации программы традиционных семейных ценностей
гуманистическая экспертиза
- ориентированность содержания и методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на развитие индивидуальности каждого учащегося; - учёт в содержании и методике образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на индивидуальные особенности учащихся; - использование в методике образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, личностно-ориентированного подхода - ориентированность содержания и методики внеурочной деятельности на развитие индивидуальности каждого учащегося; - учёт в содержании и методике внеурочной деятельности индивидуальных особенностей учащихся; - использование в методике внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, личностно-ориентированного подхода
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Каждая из названных позиций экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности позволит взглянуть на каждый конкретный документ под «определённым углом», что будет способствовать формированию объективной оценки его качества.
© Каргина З.А., 2015
УДК 372.4
Китева Элина Рамисовна
магистрант кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, РФ
E-mail: elina.6@mail.ru Огородникова Екатерина Павловна магистрант кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, РФ
E-mail: provehito-in-altum@mail. ru
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье представлена логика проектирования игровой деятельности. Сформулированы задачи при разработке методики проведения игр. Отмечены этапы инвариантных видов деятельности педагога и рассматривается каждый из этапов.
Ключевые слова
Воспитание, игровая деятельность, инвариантные виды деятельности.
Специфической формой деятельности ребенка младшего возраста является игра, в которой осуществляется ведущая линия его развития. Педагог должен принимать участие в играх с детьми, а также умело и тактично направлять их самостоятельную игру, ставя новые игровые задачи, предлагая те или иные повороты событий, но сохраняя при этом замыслы детей. Общение педагога с ребенком в игре должно быть проблемным, что способствует воспитанию творческой личности.
Изучение и анализ литературы по вопросу использования игр для воспитания творческой личности позволили выдвинуть предположение, что формирование творческих способностей детей можно осуществить за счёт расширения педагогической зоны ведения и использования игры в детском возрасте. Как элемент педагогического процесса, игра отличается возможностью реализации, самоорганизации и самодеятельности детей, чёткой направленностью на индивидуальную линию развития ребёнка, высокой эмоциональной настроенностью, психологической уверенностью в успехе, установлением интимно-личностной связи между взрослыми и детьми.
Исторические истоки народных игр, например, направлены на воспитание культуры мышления и чувств, воли и внимания, выразительности движений, что, в конечном счете, воспитывает творческую личность. Сегодня нужны такие игры, которые бы позволяли использовать движущую биологическую силу развития каждого индивида для формирования творческой активности. Играя, ребёнок удовлетворяет природную потребность в движении, а когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения, и при целенаправленном руководстве в дальнейшем успешно развивается его творческая деятельность.
Поскольку ребенок не всегда знает, как осуществляется та или иная деятельность, а успешность ее выполнения влияет на степень его личностного развития, то организуемое педагогом воздействие должно обогатить ребенка творческими способами практического осуществления деятельности. Необходимо