Научная статья на тему 'Экспертное исследование по выявлению изменений конструкции транспортного средства'

Экспертное исследование по выявлению изменений конструкции транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
233
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / распил / прочность / сварной шов / автотехническая экспертиза. / traffic accident / cut / strength / weld seam / autotechnical expert appraisal

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Виталий Феликсович Гольчевский

Рассматривается особенности изменения конструкции кузова транспортного средства; способы выявления изменений с использованием различных технических средств. Особенности производства экспертного эксперимента при производстве автотехнической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Виталий Феликсович Гольчевский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT RESEARCH TO IDENTIFY CHANGES IN THE CONSTRUCTION OF THE VEHICLE

Сonsiders the peculiarities of the changes to the construction of carbody. Methods of identification of changes with use of various technical means. The features of the production of the expert experiment by the production of the autotechnical expert appraisal.

Текст научной работы на тему «Экспертное исследование по выявлению изменений конструкции транспортного средства»

УДК 343.98.06 ББК 65.5

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10009

© В.Ф. Гольчевский, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Виталий Феликсович Гольчевский, начальник кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат технических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nik@esi.irk.ru

Аннотация. Рассматривается особенности изменения конструкции кузова транспортного средства; способы выявления изменений с использованием различных технических средств. Особенности производства экспертного эксперимента при производстве автотехнической экспертизы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, распил, прочность, сварной шов, автотехническая экспертиза.

EXPERT RESEARCH TO IDENTIFY CHANGES IN THE CONSTRUCTION

OF THE VEHICLE

Vitaliy Feliksovich Golczewski, head of Department of autotechnical expertise appraisal and avtopodstavy of Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Eastern Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Candidate of technical Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: nik@esi.irk.ru

Annotation. Considers the peculiarities of the changes to the construction of carbody. Methods of identification of changes with use of various technical means. The features of the production of the expert experiment by the production of the autotechnical expert appraisal.

Keywords: traffic accident, cut, strength, weld seam, autotechnical expert appraisal.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гольчевский В.Ф. Экспертное исследование по выявлению изменений конструкции транспортного средства. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):41-3.

В настоящее время наблюдается высокий уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Одной из причин ДТП является техническая неисправность транспортного средства (ТС).

На автомобильных рынках стали появляться автомобили со сваренным кустарным способом кузовом (так называемые «распилы»).

Безопасность «распилов» крайне сомнительна, у них при ДТП или после набора высокой скорости ло-

паются сварные швы, кузов практически разваливается, что приводит к гибели водителя и пассажиров.

Такой автомобиль не может обрести жесткость и прочность кузова, которые были заложены производителем, потому что распил делают по полу автомобиля в наиболее доступных местах, а не по заводским швам.

Внесение изменений в конструкцию транспортных средств с одновременной заменой кузова (шасси)

и двигателя популярны до сих пор.

Деталь, соединенная сварным швом с двумя другими, имеет частично жесткие сопряжения. Величины изгибающего момента соединения зависят от соотношения между жесткостью при изгибе средней детали и жесткостью при кручении крайней. В «распилах» сварным швом соединены две детали кузова и в месте сварки, где металл ослаблен, возникают дополнительные нагрузки, так как кузов автомобиля во время движения постоянно работает на изгиб и кручение.

Подавляющее большинство автомобилей с распиленными кузовами поступает из Японии и Южной Кореи, часть из США и других стран. Распил кузова производится в мастерских и в морских портах Японии и Кореи или по пути в порт назначения на борту грузового судна. Сборка и покраска происходит в городах ввоза «распилов». Автомастерские этих городов предлагают услуги по сборке «распилов», а коммерческие организации по транспортировке.

Законных способов поставить распил на учет не существует. Грузовая таможенная декларация на кузов необходимая для постановки на учет у таких автомобилей отсутствует.

При производстве автотехнической экспертизы следует особое внимание обращать на места возможных распилов. При внешнем осмотре, если резиновые уплотнители вокруг стекол, порезаны, склеены или новые, покраска, антигравийная обработка выглядят как новая, стоит уже усомниться в целостности кузова автомобиля. Существуют различные приборы, для того чтобы определить подвергался ли кузов автомобиля изменениям. Например, индикатор «Детектор неоднородности металла» предназначен для выявления нарушения структуры металла в его поверхностном слое, вызванной различного рода дефектами [1].

В лабораторных условиях, а также в подразделениях ГИБДД изменение маркировки кузова определяют по следующим признакам: наличие под лакокрасочным покрытием сварочного шва, стыка двух металлических поверхностей, стыка металлической и неметаллической поверхностей, вкраплений цветного металла в стальную поверхность, термической обработки металла.

Возможности индикатора неоднородности металла позволяют выявлять признаки, которые не всегда можно заметить при внешнем осмотре: вставка или варка металлических фрагментов с измененной маркировкой, нештатные заклепки из цветного металла, заливка оловом или другим цветным металлом элементов маркировки, а также следы рихтовки кузова автомобиля и качественное изменение толщины его лакокрасочного покрытия. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов

и регистрации изменений, создаваемого этими токами вторичного электромагнитного поля.

Магнитный толщиномер позволяет с высокой точностью измерить толщину слоя покрытия металла (краска, лак, грунт, шпатлевка, ржавчина, основная стенка металла, пластмасса, стекло, а также другие неметаллические соединения, покрывающие металл) [1]. Он определяет толщину любого покрытия транспортного средства, основываясь на магнитных свойствах металла. Магнитный толщиномер помогает понять, подвергалось ли покрытие повторной окраске, рихтовке.

Толщиномеры позволяют определить наличие перепадов толщины лакокрасочного покрытия (которое в норме должно составлять от 90 до 160 микрон), превышение данных показателей, указывает на наличие шпатлевки, скрывающей дефекты кузова и места возможного сварного шва.

При обнаружении косвенных признаков распила рекомендуется использовать для исследования кузова автомобиля, например, прибор «ВНИК-04М», позволяющий обнаружить наличие сварных швов или точечной сварки под лакокрасочным покрытием [3].

Авторским коллективом [4] на базе лаборатории научно-исследовательского института ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» были проведены экспериментальные исследования на прочность фрагментов кузова трех различных моделей марок автомобилей японских производителей «Nissan», «Toyota» «Honda». Машины подвергали распилу. В дальнейшем в кустарных условиях распиленные части автомобилей различными способами сваривались, шпаклевались, красились и автомобили внешне приобретали первозданный вид. Исследования проводились на универсальной электромеханической испытательной машине «Instron® 5900» (600 кН).

Порядок проведения эксперимента.

1. Из днища автомобиля вырезаются фрагменты одинаковой длины и ширины (100х1,8) в количестве 15 штук.

2. Подготовленные образцы распиливаются по длине на две равные части. Из каждой исследуемой группы оставляются по три целых образца для последующего испытания прочностных характеристик и сравнения полученных результатов.

3. Распиленные образцы свариваются электросваркой различным образом (сплошным, сплошным двухсторонним и точечным швом).

4. Подготовленные сваренные образцы закрепляются захватами разрывной машины.

5. Через блок управления подается команда на приложение разрывного усилия к закрепленным кон-

42

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2019

цам испытуемого образца.

6. Приложенное разрывное усилие отображается в виде диаграммы на компьютерном мониторе.

7. Приложенное усилие фиксируется в момент разрыва на отдельном датчике.

8. Образец осматривается, фиксируется и описывается.

9. Результаты экспериментальных исследований документируются.

10. Проводится сравнительный анализ изменения прочностных свойств фрагментов кузовов автотранспортных средств, подвергшихся конструктивным изменениям (распилы, конструкторы с наличием кустарных сварных швов).

Аналогичным образом проводятся испытания с каждым сваренным и цельным образцом.

Прочность кузова зависит от размеров детали и материала, из которой изготовлена модель транспортного средства. Для сравнения прочности материала используется понятие предел прочности — это максимальное (max) напряжение, которое может выдержать материал при растяжении.

Таким образом, по результатам проведенных экспериментальных исследований представляется возможным определить максимальную прочность кузова автомобиля (цельного и подвергшегося конструктивным изменениям).

Литература

1. Научно-производственная фирма «МЕТА» индикатор неоднородности металла. Детектор НМ. Руководство по эксплуатации М: 116.000.00-01 РЭ.2007. 21с.;

2. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://www.gibddnso.ru/news/2013_01_28/3/ svedeniya_o_bdd_v_nso/svedeniya_o_bdd_v_ dvo/ (28.01.2014).

3. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://scaner-pro.ru/VNIK-04M.html (30.12.2015).

4. Гольчевский В.Ф., Жигалов Н.Ю., Гольчевская Н.Ю. Экспертное исследование прочностных свойств кузовов транспортных средств, подвергшихся конструктивным изменениям: монография. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2015. - С. 56-69.

Reference

1. Scientific and production company "META" indicator of heterogeneity of metal. Detector HM. The user manual for M: 116.000.00-01 re.2007. 21C.;

2. Electronic resource. Access mode: URL http://www.gibddnso.ra/news/2013_01_28/3Z svedeniy a_o_bdd_v_NSO/svedeniy a/ (28.01.2014).

3. Electronic resource. Access mode: URL http:// scaner-pro.ru/VNIK-04M.html (30.12.2015).

4. Golczewski F. V., Zhigalov N.Y., Golczewskia N.Y. Expert in the study of strength properties of vehicle bodies undergoing design changes: monography. - Irkutsk: Eastern Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2015. - P. 56-69.

Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2017. 127 с.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.