Научная статья на тему 'Результаты инструментального контроля качества лакокрасочного покрытия'

Результаты инструментального контроля качества лакокрасочного покрытия Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
729
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / CORROSION / ЛАКОКРАСОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ / ЗАЩИТА / PROTECTION / ДЕФЕКТЫ / DEFECTS / ТОЛЩИНА ПОКРЫТИЯ / COVERING THICKNESS / ШАГРЕНЬ / PAINT AND VARNISH COVERING / SHAGREEN LEATHER

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Закрепин Александр Владимирович, Киприянов Федор Александрович

Кузов легкового автомобиля является одним из важнейших узлов, определяющих его долговечность. Защита кузова от коррозионного воздействия агрессивных сред одна из важнейших операций при выполнении покрасочных работ. Зачастую нарушение технологий покраски приводит к низкому качеству выполненных работ. В некоторых случаях исполнители, уповая на отсутствие у заказчика опыта и средств контроля лакокрасочного покрытия, оказывают услуги ненадлежащего качества. В статье приведены результаты инструментального контроля параметров лакокрасочного покрытия, которые позволили выявить низкое качество выполненной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Закрепин Александр Владимирович, Киприянов Федор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты инструментального контроля качества лакокрасочного покрытия»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

1 2 Закрепин А.В. , Киприянов Ф.А.

Email: Zakrepin1795@scientifictext.ru

1Закрепин Александр Владимирович - кандидат технических наук, эксперт, лаборатория судебных экспертиз; 2Киприянов Федор Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедра энергетических средств и технического сервиса, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина,

г. Вологда

Аннотация: кузов легкового автомобиля является одним из важнейших узлов, определяющих его долговечность. Защита кузова от коррозионного воздействия агрессивных сред - одна из важнейших операций при выполнении покрасочных работ. Зачастую нарушение технологий покраски приводит к низкому качеству выполненных работ. В некоторых случаях исполнители, уповая на отсутствие у заказчика опыта и средств контроля лакокрасочного покрытия, оказывают услуги ненадлежащего качества. В статье приведены результаты инструментального контроля параметров лакокрасочного покрытия, которые позволили выявить низкое качество выполненной работы.

Ключевые слова: коррозия, лакокрасочное покрытие, защита, дефекты, толщина покрытия, шагрень.

RESULTS OF TOOL QUALITY CONTROL OF THE PAINT

AND VARNISH COVERING 12 Zakrepin A.V.1, Kipriyanov F.A.2

1Zakrepin Aleksandr Vladimirovich - Candidate of Sciences (Technics), expert, LABORATORY OF JUDICIAL EXAMINATIONS; 2Kipriyanov Fedor Aleksandrovich - Candidate of Sciences (Technics), Associate Professor, CHAIR OF POWER TOOLS AND TECHNICAL SERVICE, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION THE VERESHCHAGIN STATE DAIRY FARMING ACADEMY OF VOLOGDA,

VOLOGDA

Abstract: the car body is one of the major knots defining its durability. Protection of a body against corrosive attack of hostile environment one of the major operations when performing painting works. Often, violation of technologies of painting, results in poor quality of the performed works. In certain cases performers, hoping for absence at the customer of experience and control devices of a paint and varnish covering, render services not of appropriate quality. Results of tool control of parameters of a paint and varnish covering which allowed to reveal poor quality of the performed work are given in article. Keywords: corrosion, paint and varnish covering, protection, defects, covering thickness, shagreen leather.

УДК 620.197: 620.191.7

Качество лакокрасочных покрытий легковых автомобилей определяет не только их внешний вид, но и сопротивляемость коррозионному воздействию окружающей среды, и соответственно долговечность кузова автомобиля.

Толщина лакокрасочного покрытия легкового автомобиля, покрашенного в заводских условиях, должна составлять 80 - 120 мкм [1], что обеспечивается отработанной технологией покраски. Защита кузова легкового автомобиля от коррозии во время эксплуатации осуществляется с помощью различных средств антикоррозийной защиты, отличающихся как эффективностью, так и технологией нанесения [2]. Выбор средства защиты должен определяться, в том числе и коррозионной стойкостью самого материала [3 - 5], однако, основная нагрузка по защите кузова ложится на лакокрасочное покрытие. При ремонте лакокрасочного покрытия или же покраске элементов кузова в условиях, отличных от серийного производства (станции технического обслуживания, кустарные мастерские и т.д.), толщина и качество лакокрасочного покрытия зачастую не соответствуют нормативным значениям, обеспечивающим качественную защиту кузова от коррозии [6].

Проверка толщины лакокрасочного покрытия выполняется специальными приборами (толщиномерами), одним из наиболее популярных приборов является толщиномер типа СМ8801 FK. Их существенным преимуществом является то, что портативные толщиномеры типа СМ8801 FK не подлежат обязательной сертификации, т.к. в комплекте с прибором используются эталонные образцы толщины покрытия, и тарировка прибора проводится непосредственно перед проведением измерений.

Для оценки качества лакокрасочного покрытия был предоставлен легковой автомобиль Great Wall Hover M4 с выполненными покрасочными работами, по утверждению исполнителя работ автомобиль подвергался полной покраске. Визуальный осмотр позволил выявить ряд существенных дефектов покраски, не допускаемых нормативно-технической документацией. Инструментальный контроль качества покрытия был необходим для фиксации конкретных параметров толщины и вида покрытия и определения степени полноты перекраски кузова.

Измерения проводились в помещении при температуре +15 С. При естественном освещении. При проведении данной проверки контролировались все окрашенные ферромагнитные элементы кузова автомобиля. Замер толщины покрытия каждого элемента проводился три раза. Результаты измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты измерения толщины лакокрасочного покрытия элементов кузова

автомобиля Great Wall Hover M4

№ Элемент кузова Толщина покрытия, h. мкм. Среднее Значение, h^., мкм. Заключение

1 замер 2 замер 3 замер

1 Капот 307 323 253 294,3 Шпатлевано и окрашено при ремонте

2 Крыло переднее правое 655 494 404 517,6 Шпатлевано и окрашено при ремонте

3 Дверь передняя правая 401 299 151 283,6 Шпатлевано и окрашено при ремонте

4 Дверь задняя правая 108 188 134 143 Шпатлевано и окрашено при ремонте

5 Заднее правое крыло 937 182 206 441,7 Шпатлевано и окрашено при ремонте

6 Задняя дверь 271 210 254 245 Шпатлевано и окрашено при ремонте

7 Заднее левое крыло 100 85 91 92 Окрашено в заводских условиях

8 Задняя левая дверь 99 109 75 94,3 Окрашено в заводских условиях

9 Передняя левая дверь 95 97 112 101,3 Окрашено в заводских условиях

10 Переднее левое крыло 185 1148 173 502 Шпатлевано и окрашено при ремонте

11 Крыша 839 655 562 685,3 Шпатлевано и окрашено при ремонте

Анализ данных, полученных измерением толщины лакокрасочного покрытия данного автомобиля, позволяет сделать очевидный вывод о том, что три элемента (заднее левое крыло, задняя левая дверь, передняя левая дверь) не перекрашивались при проведении ремонта.

Проверка шероховатости и шагрени проводилась с целью определения качества нанесения лакокрасочного покрытия. Данная проверка выполняется профилометрами. При проведении экспертизы использовался портативный измеритель шероховатости поверхности (профилометр) модели ТЯ 200.

Измеритель шероховатости поверхности покрытия ТЯ 200 предназначен для специализированных лабораторий осуществляющих свою деятельность по контролю качества обработанных различными способами и видами покрытий поверхностей из различных материалов.

Измерения проводились в помещении при температуре +15 С. При естественном освещении. При проведении данной проверки контролировались все ферромагнитные элементы кузова автомобиля. Замер шероховатости каждого элемента проводился один раз (таблицы 2, 3).

Вид шагрени Основание неровности, мм Высота неровности, мм

Незначительная Св. 3,5 От 2,0 до 1,2

От 3,5 до 2,0 1,7 1,0

До 2,0 До 1,0

Таблица 3. Результаты измерения параметра Яа и шагрени лакокрасочного покрытия

автомобиля

№ Элемент кузова Значение Ra.J мкм. Шагрень Заключение

^мм L,мм

1 Капот 0,086 2,1 4 Шагрень значительная

2 Крыло переднее правое 0,111 2,8 5,4 Шагрень значительная

3 Дверь передняя правая 0,057 1,7 2,6 Шагрень незначительная

4 Дверь задняя правая 0,074 2,1 2,7 Шагрень значительная

5 Заднее правое крыло 0,072 1,8 2,52 Шагрень незначительная

6 Задняя дверь 0,095 2,7 3,8 Шагрень значительная

7 Заднее левое крыло 0,047 1,1 2,1 Шагрень незначительная

8 Задняя левая дверь 0,047 1,2 2,1 Шагрень незначительная

9 Передняя левая дверь 0,048 1,2 2,4 Шагрень незначительная

10 Переднее левое крыло 0,088 2 2,4 Шагрень незначительная

11 Крыша 0,207 3,6 5,8 Шагрень значительная

Анализ полученных данных параметра среднего арифметического отклонения профиля поверхности Яа и показателя шагрени лакокрасочного покрытия данного автомобиля подтверждает гипотезу первой проверки о том, что три элемента (заднее левое крыло, задняя левая дверь, передняя левая дверь) не перекрашивались при проведении ремонта.

Пять из одиннадцати проверенных элементов кузова не удовлетворяют требованиям нормативно-технической документации [7, 8] по толщине и параметрам шагрени. Также не соответствует действительности утверждение исполнителя о полной покраске автомобиля, что подтверждается результатом инструментального контроля.

Список литературы /References

1. Громаковский А., Бранихин Г. Покраска автомобиля и кузовные работы. СПб.: Питер, 2013. 132 с.

2. Киприянов Ф.А. Сравнительная оценка средств антикоррозийной защиты // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67032/ (дата обращения: 20.02.2016).

3. Харина Г.В., Шихалев И.А., Ведерников М.В. Исследование коррозионной стойкости хромированного чугуна // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 9 (39). С. 42-48.

4. Харина Г.В., Ведерников А.С., Садриев Р.С. Исследование коррозионного поведения стали 20л в агрессивных средах // Наука, техника и образование, 2015. № 8 (14). С. 8-12.

5. Харина Г.В., Шихалев И.А., Алешина Л.В. Коррозионное поведение латуни в нейтральных и кислых хлоридсодержащих средах // Наука, техника и образование, 2017. № 2 (32). С. 24-29.

6. Синельников А.Ф. Кузова легковых автомобилей: Обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 2013 г. 256 с.

7. ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида (с Изменениями № 1, 2).

8. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам (с Изменением № 1).

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

БЕЗОПАСНЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

1 2 Элеманова Р.Ш. , Коджегулова Д.А.

Email: Elemanova1795@scientifictext.ru

1Элеманова Римма Шукуровна - кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии консервирования, технологический факультет; 2Коджегулова Дарья Абласановна - кандидат технических наук, профессор, директор, Учебно-практический центр «Технолог», Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в работе рассмотрены вопросы соответствия молочной продукции требованиям технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» в Кыргызской Республике, усовершенствование технологии контроля производственного процесса, обучение персонала принципам GHP (Надлежащее соблюдение правил гигиены), GMP (Надлежащая производственная практика), обучение персонала принципам НАССР. Предложен проект мастер-плана по улучшению выпуска безопасной продукции на молочных предприятиях.

Ключевые слова: НАССР, GHP, GMP, технический регламент, Евразийский экономический союз, безопасность, молоко, молочные продукты, тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.