Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБОСНОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБОСНОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертная оценка / модель / национальные проекты / идеология / управленческие технологии / консультационный процесс / междисциплинарность / expert assessment / model / national projects / ideology / management technologies / consultative process / interdisciplinarity.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБОСНОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Логвиненко В.П.1

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБОСНОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РОССИИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: экспертная оценка, модель, национальные проекты, идеология, управленческие технологии, консультационный процесс, междисциплинарность.

Keywords: expert assessment, model, national projects, ideology, management technologies, consultative process, in-terdisciplinarity.

Экспертная оценка является неотъемлемой составляющей процессов разработки и реализации программ стратегического развития России.

Как известно, экспертное оценивание — процесс получения оценки чего-либо, на основе мнения экспертов, с целью его учета в последующем процессе принятия решения. Экспертные мероприятия осуществляются в ходе законотворческой деятельности, в процессах принятия стратегических, программных и текущих управленческих решений. Экспертные методы оценки применяют и в случаях, когда обоснование, подготовка и выбор решений не могут быть выполнены на основе анализа и точных расчетов. Несомненно, эксперты, имеющее специальный опыт в конкретной области знаний и участвующие в экспертных мероприятиях, используют различные методы, которые подразделяются на методы экспертных оценок (усреднение полученных результатов) и методы интеграции подходов, имеющих существенные различия.

Экспертные оценки применяются и в ходе формирования знаний, и на любом этапе исследований: определении цели и задачи, построении и проверке гипотез, интерпретации процессов и результатов исследований, обоснования адекватности выбора инструментария и в процессе выработки рекомендаций. В научной среде этому предшествует дискурс как форма научной коммуникации. Особый интерес в этом контексте представляют материалы Ли Же, в частности его статья «Дискурс как единица исследования: научные школы, понимание термина»2. То есть наука как социальный институт, обеспечивающий познавательную деятельность и формирующий теоретическую систему знания, оказывает существенное влияние на управленческую практику. Вместе с тем, учитывая, что члены научного сообщества, как и представители власти, включены в определенную социо-культурную и политико-правовую среду, их мнения могут существенно влиять на результаты экспертной деятельности, независимо от их научной обоснованности.

Важно также учитывать, что в периоды смены парадигм развития, обострения кризисных процессов, управленческая практика испытывает не только объективные трудности, но и попадает в зону неопределенности теоретических обоснований. Экспертные мероприятия становятся инструментом влияния экспертов - носителей тех или иных, как правило, устаревших или научно несостоятельных воззрений, а сами мероприятия приобретают имитационный, конъюнктурный характер. С этим утверждением корреспондирует следующий фрагмент одного из научных исследований. «Проблема теоретического воспроизведения процесса смены парадигм в социологии и философии науки ни в коей мере не является новой. Тем не менее нельзя сказать, что ее исследования подошли к такому рубежу, когда по крайней мере подавляющее большинство специалистов согласно хотя бы в том, как именно, в каких направлениях

3

надо продвигаться вперед» .

Исследователи также отмечают пагубное влияние на социальную практику и развитие социума философии постмодернизма и углубление смыслового кризиса: «либеральная идеология с ее принципами социального атомизма, индивидуализма, плюрализма не может быть адекватной основой для создания моделей социального устройства, поскольку не соответствует действительной сущности человека/общества, родовому содержанию. Современный СМЫСЛовой кризис цивилизации - красноречивое подтверждение этому»4.

Проблема формирования смыслов в условиях отсутствия теоретических обоснований по целому ряду проблем современности частично восполняется конструктами политических идеологий, которые не подвергаются сомнению в силу предписанной им роли. Как известно, идеологии представляют собой совокупность концептуально оформленных взглядов, представлений и идей, отражающих мировоззрение, идеалы и интересы определенных социальных общно-

1 Логвиненко Виктория Павловна - D.Ed., профессор, академик Международной академии фундаментального образования, главный координатор образовательного направления, директор Института делового администрирования МАФО (https://mafo.acade my), генеральный директор Сетевого консорциума непрерывного образования (https://atmos-sfera.ru/skno/). E-mail: consortium @live.ru

2 http://workinggroup.org.ua/publdzo1.shtml

3 Нугаев Р.М. Смена парадигм: модель коммуникативной рациональности. - https://iphras.ru/page48036745.htm

4 Маслянка Ю.В. Смысловой кризис современности и философия постмодернизма. - https://cyberleninka.ru/article/n/smyslo voy-krizis-sovremennosti-i-filosofiya-postmodernizma/viewer

стей или общества. При этом следует отметить, что ни одна из представленных обществу партийных идеологий не является непротиворечивой с точки зрения методологической и научной обеспеченности, ее теоретико-концептуального уровня представления.

Как известно, базовым основанием деления политических идеологий является определение роли государства в политической системе общества. Каждая из известных идеологий на практике стремится доказать правомерность своих идеологем и несостоятельность других и реализуется за счет учета интересов и ценностей тех или иных социальных слоев населения, классов, этносов и т.д. С целью снижения зависимости стратегии развития государства от идеологических борьбы, в ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья призвана способствовать идеологическому плюрализму.

Однако стратегическая деятельность не может формироваться без идеологической направляющей, а для реализации плюрализма как философской категории требуется принципиально новое видение мира, изложенное на уровне не ниже новой философии. Как замечает д.ф.н. Малюта А.Н., «идеология в системе базового алгоритма социальной деятельности расположена между философией и меморандумом. Непонимание или неучёт места идеологии в структуре социальной деятельности приводят к серьёзным искажениям в ожидаемых результатах решений сложных социальных задач»1. Процесс определения идеологии как понятия на сегодняшний день может и должен рассматриваться сам по себе как отдельная, специфическая и довольно сложная задача, если браться за её решение с учетом всей полноты потребностей социальной практики.

Отмеченные выше особенности процесса формирования идеологического обоснования программ стратегического развития страны, не снижают важности обеспечения экспертной оценки, например, разработки национальных и иных программ. Тем более, что «деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта» и как подчеркивал А.Н.Леонтьев, представляющая собой систему, включенную в систему отношений общества2, управленческая практика (как особый вид деятельности) реализуется вне зависимости от того, способна ли наука предложить неопровержимые обоснования и доказательства для достижения поставленных целей.

И все же стратегии развития регионов на современном этапе целесообразно связывать с идеологией устойчивого развития. Но не только на том осоновании, что это понятие стало привычным и ассоциируется со стабильностью, устойчивостью достигнутого результата или неизменностью поставленной цели, как оно зачастую понимается. И не только потому, что в 2015 году ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года3, а Россия поддержала данную Повестку, сделав попытку интерпретировать и использовать методологию ООН для российских реалий и приняв социально-экономические тенденции 2015-2016 годов за стартовую точку в движении к 2030 году4. Отметим, что из 17 целей устойчивого развития, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия и др., отдельно выделена программа «Устойчивые города и населенные пункты».

Стратегии развития регионов целесообразно связывать с идеологией устойчивого развития и потому, что устойчивость - это объективная характеристика процесса развития, которую возможно проектировать. Одной из важнейших закономерностей развития сложных систем (например, государства) является следующая: «Устойчивость сложной системы обеспечивается за счет более сильных внутренних взаимодействий между элементами нижнего уровня по сравнению с межэлементным взаимодействием внутрисистемных макроэлементов. С ростом иерархии взаимодействие между элементами более высокого уровня падает сравнительно с взаимодействием на нижних уровнях»5.

Как показывает анализ, на данном этапе направление устойчивого развития оформлено как некое глобальное движение, располагающее информационно-пропагандистскими и финансовыми ресурсами и характеризующееся высокой активностью международных институтов и организаций, активно использующих устоявшееся выражение - УР -для достижения своих, зачастую далеких от потребностей регионов и населения целей. УР также породило виртуальное пространство, существующее на принципах самоорганизации. «Как глобальные тренды меняют бизнес, какими принципами и моделями необходимо руководствоваться при формировании стратегий устойчивого развития, стратегий достижения ЦУР?» - задаются вопросом организаторы очередного форума по устойчивому развитию6. Одновременно с этим издание «PwC. Задачи в области ЦУР, 2019 г.», содержащее анализ и оценку практики реализации Концепции и программ устойчивого развития отмечает: «существует серьезная, требующая незамедлительных действий проблема, с которой необходимо справиться. Хотя ЦУР играют заметную роль, реальность такова, что в настоящее время ни одна страна не находится на пути к достижению этих целей. Уже прошла почти треть времени, отведенного на достижение ЦУР, но предстоит сделать еще многое для того, чтобы ЦУР были достигнуты»7.

Группа независимых экспертов (Е. Абрамов, М. Андея и Ю. Бубнов) в публикации «Что такое Устойчивое развитие. Разные взгляды и подходы» отмечают: «За два десятилетия развития концепции Устойчивого развития был достигнут крайне незначительный прогресс с учётом происходящего дальнейшего обострения проблем нищеты и ухудшения экологической обстановки. Мировому сообществу требуются не новые философские и экономические споры или дебаты по вопросам политики и дележа, а принятие руководителями корпораций и государств, а также лю-

1 Идеология и национальная безопасность // Национальная безопасность и геополитика России. - М., 2001. - № 9-10.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf

3 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/

4 Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия. -https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf

5 Малюта А. Система деятельности. - https://studfile.net/preview/5265387/

6 https://www.ccifr.ru/event/natsionalnyj-forum-po-ustojchivom-razvitiyu

7 http://www.pwc.com/sdgchallenge

бых других лидеров на самом высоком уровне и повсеместно практических мер и достижение результатов во всех четырёх описанных выше областях»1.

Особо следует отметить, что по мнению ряда авторов, существенный ресурс повышения эффективности достижения ЦУР необходимо искать в «повышения уровня системности в подходе нашей страны к реализации ЦУР, в частности более полного включения социальных аспектов устойчивого развития в национальные документы стратегического планирования»2.

Отдельные актуальные аспекты, относящиеся к проблематике нового мышления в контексте УР отмечены нами в публикации «Теоретико-методологические и практические аспекты устойчивого развития регионов»3. Однако следует особо подчеркнуть, что при выходе на социальную практику в логике устойчивого развития, появляется потребность в организации экспертных мероприятий в целях поиска и обоснования решений как составляющих инновационной социально-экономической практики. В свою очередь инновации на практическом уровне влекут за собой потребность в адаптации законодательства. Не ставя перед собой целью изучение проблем законотворческого процесса, отметим, что по мнению исследователей этого направления зачастую участники не учитывают всех важных свойств законотворчества, где важная роль принадлежит экспертной оценке, что снижает эффективность этого процесса. Так, Е.В. Сырых считает, что системный анализ позволяет выделить важные критерии качества закона на этапах:

1) выделения в содержании закона четырех аспектов: юридического, логического, языкового и социального;

2) уточнения и конкретизации роли каждого отдельного аспекта содержания закона;

3) выявлении и обосновании свойств каждого аспекта содержания закона, способных быть критериями качества закона;

4) разработки совокупности общенациональных определений каждого критерия качества закона;

5) апробации общих критериев в оценке качества действующих или проектируемых законов4.

Как обеспечить эффективное экспертное сопровождение построения модели устойчивого развития в пределах региона? На практическом уровне постановка задачи выхода региона на траекторию устойчивого развития может исходить от руководителей регионального уровня или от представителей депутатского корпуса. В таком случае консультативный процесс, необходимый для реализации поставленной задачи будет обеспечен организационным, информационно-коммуникационным и иными ресурсами и опираться на персональный авторитет руководителя, непосредственного руководящего его ходом.

Очевидно, что при формировании и реализации программ развития регионов важно опираться на потенциал предпринимательских и гражданских инициатив его жителей, и чем ближе к среде обитания людей разрабатывается программы, тем важнее обеспечить активное участие граждан в жизни города, села, поселка. Это положение соответствует целям УР (Повестве дня на 21 век), но требует как адаптации законодательства, так и значительных перемен в сознании граждан и представителей государственной и муниципальной власти.

Как отмечалось ранее, с появлением инициатив Президента РФ по поддержке гражданских инициатив (ГО Народный фронт и другие), появились дополнительные стимулы для поступательной трансформации социально-экономического пространства страны и создания предпосылок для устойчивого развития страны.

Экспертные мероприятия иногда становятся единственной опорой для обоснования реформ социально-экономического развития. Такая ситуация сложилась в 2000 году, когда представители всех ветвей власти столкнулись с необходимостью решать качественно новые задачи, отвечающие логике отказа от социалистической системы хозяйствования и выхода на реформирование всех отраслей хозяйствования на всех уровнях. Приведу пример организации консультатиыного процесса с позиций авторского подхода системного проектирования.

Так, группой депутатов Московской городской Думы был запрошен подход по обеспечению подготовки Концепции развития киноиндустрии Москвы на 2001-2003 гг. и реализации программных целей по воссозданию отрасли городского хозяйства, обеспечивающей, развитие культуры отечественной кинематографии в новых экономических и социальных условиях. Отмечались разрушение старой системы управления кинематографией и неэффективность попыток ее реанимации; нарушение иерархических управленческих связей и закономерностей развития; отсутствие системного видения построения модели управления кинематографической отраслью; недостаточность частных решений и мер без концептуального видения проблематики и необходимость развития киноиндустрии как отрасли городского хозяйства, позволяющей объединить все разнообразие экономических и социальных проблем, назревших в кинематографии.

Спроектированный от лица депутатов Московской государственной Думы консультативный процесс позволил поступательно (в течение полугода) обеспечить необходимые реформы концептуально, найти подходы к выходу из содержательного кризиса в киноиндустрии, сформулировать новые смыслы и пути возрождения отечественного кино в современной социо-культурной, экономической и информационной среде того периода, разработать критерии оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов; определить роль государственных кинотеатров в развитии киноиндустрии Москвы и оценке состояния действующей киносети; проанализировать значение кино как фактора формирования сознания и психологического воздействия. Механизмами реализации проекта были ситуационный ана-

1 https://www.icsgroup.ru/library/publications/Sustainable_development/

2 Сахаров А., Колмар О. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России. - https://cyberleninka.ru/artic le/n/perspektivy-realizatsii-tseley-ustoychivogo-razvitiya-oon-v-rossii

3 https://atmos-sfera.ru/skno/node/375 https://www.roi.ru/page/how-it-works/

4 Сырых Е.В. Общие критерии качества закона: Автореф. дис. на соискание уч. степени. канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 7; Борисов А.М. Обеспечение качества регионального законодательства - совместная задача корпуса депутатов, органов государственной власти и юридического сообщества субъектов Российской Федерации. - http://ukros.ru/archives/20131

лиз, слушания, круглые столы, экспертные опросы, консультации, семинары, что позволило сформировать пакет рекомендаций по управлению и финансированию отрасли (разработка нормативов, структур управления и др.) в соответствии с городским социальным заказом и др.

В информационном блоке «Мосгордума - за разработку столичной политики в области киноиндустрии» пресс-центр Московской городской думы 25.09.2001 сообщил: «Сегодня состоялись слушания на тему "Критерии оценки состояния отечественной кинематографии на современном этапе и развитие киноиндустрии Москвы". Разговор на слушаниях касался самых разных аспектов проблемы, однако все участники согласились с высказанной мыслью о необходимости разработки и ведения городом собственной политики в области киноиндустрии. По результатам сегодняшнего обсуждения будут сформулированы соответствующие рекомендации депутатам Московской городской Думы и правительству Москвы. Следующим этапом должна стать разработка властями города концептуальной основы развития киноиндустрии столицы и конкретных шагов по ее реализации»1. Концепция была принята, но это стало во-можно только благодаря включенности депутатов и представителей правительственных структур в экспертно-аналитическую работу и процесс преобразований. Данный пример свидетельствует, о том, что при осуществлении экспертно-консультативных мероприятий, позволяющих увидеть проблематику не просто с разных точек зрения, а с позиций междисциплинарного и межотраслевого анализа, процесс принятия решений может быть обоснованным и достаточным для принятия практических решений.

С течением времени новые руководители и депутаты, совместно с привлеченными экспертами привнесли изменения, соответствующие их идеологическому представлению о развитии кинематографической отрасли, а с 2019 года развитие культуры и кинематографа сопрягается с целями национальной программы «Культура».

В материалах по проблематике: «Научно-технологическое обеспечение национальных программ и проектов: практика и социальный ресурс общества»2 нами отмечалось, что в процессе обоснования национальных проектов зачастую используются присущие плановой экономике алгоритмы разработки мероприятий и декларации целей без должного обоснования путей их достижения. Однако, учитывая, что в конечном итоге решения принимаются руководителями, они и несут ответственность за исполнение этих решений, последствия внедренных новшеств и рисков, связанных с этим.

Если поставить задачу повышения эффективности и результативности управления для достижения устойчивого развития на региональном уровне, то важно исходить из понимания, что экспертно-аналитический блок - это не просто желаемая, а необходимая составляющая процесса, направленого на решение этой задачи.

В условиях кризиса политических моделей, по мнению руководителя научно-общественого Совета анализа и планирования стратегических инициатив (САПСИ): «Чтобы понять, что такое УР, особенно если объяснить его с позиций универсальности, т.е. приемлемости для разных стран и регионов, т.е. найти некие особенности, которые будут пригодны для процесса развития вне зависимости от того, как и где он происходит, то нужно осознавать, что это очень сложная задача. Она важна на сегодняшний день, а сложность ее происходит из-за того, что, употребляя фразу «устойчивое развитие», которая понимается всеми по-разному, исходя из местных условий и в принципе задачи-то эгоистические, все хотят устойчивого развития самих себя вне зависимости от того, какие они есть, и какие страны, какие регионы их окружают и можно ли сочетать это многообразие устойчивых развитий, так чтобы они не препятствовали друг другу. Так вот, для понимания этого умозрительного подхода недостаточно, невооруженного мозга вообще не хватает, т.к. степень сложности задачи такова, что она выходит за пределы естественных возможностей здравомыслящего человека. Здесь требуется инструментарий»3.

Учитывая вышеприведенное, можно рекомендовать руководителям, желающим вывести регион в режим, учитывающий закономерности системного развития, подготовить экспертную группу, вооружив ее членов знаниями методологии системного развития, приемлемой для анализа и решения задачи соответствующего уровня сложности, обеспечив им возможность общаться в едином понятийном пространстве коллективной деятельности. Члены такой группы смогут выполнять роль экспертов и советников руководителя соответствующего уровня в условиях методологического и смыслового кризиса в социально-гуманитарном блоке науки, устаревших идеологем и законодательного каркаса.

1 Из личного архива: https://atmos-sfera.ru/skno/node/438#overlay-context=node/333

2 Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - С. 209-211. См. также: https://atmos-sfera.ru/skno/node/415

3 Об устойчивом развитии и цифровизации // Блог Совета анализа и планирования стратегических инициатив (САПСИ). -https://atmos-sfera.ru/skno/node/427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.