Логвиненко В.П.1
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ: ПРАКТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: инициатива, национальные проекты, общественное здоровье, предприниматель, малый и средний бизнес, управленческие технологии, консультативный процесс, социальный ресурс, образование.
Keywords: strategic initiative, national projects, public health, entrepreneur, small and medium business, management technologies, consultative process, social resource, education.
Анализируя доступную информацию по национальным проектам с учетом практического опыта социального планирования и социального проектирования, а также используя системные принципы оценки информации, считаю возможным и важным отметить следующее.
Национальные проекты представлены гражданам как стратегическая инициатива, направленная на достижение нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России. В Указе Президента РФ данная инициатива получила право на жизнь при следующей мотивации: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека»2 Несомненно, возможность вложения таких значительных средств на финансирование национальных проектов - это свидетельство эффективного управления страной. Вместе с тем Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в своем комментарии отмечает: «эти национальные проекты являются скорее планами эволюционного развития, но не прорывного ... По оценке разных институтов, исполнение нацпроектов добавляет к экономическому росту от 0,1 до 0,6% к ВВП»3.
При оценке научно-технологического уровня обоснования и схему реализации национальных проектов не сложно увидеть присущие плановой экономике алгоритмы разработки мероприятий, которые без достаточного обоснования должны привести к достижению продекларированных целей. Особенно ярко указанная особенность проявляется в программе Укрепление общественного здоровья. Задачей этого проекта названо: «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», а далее приведены затраты на мероприятия.
Весте с тем, обращает на себя внимание взаимосвязь и взаимообусловленность направлений: демография, здравоохранение, экология в перечне принятых нацпроектов.
Отметим, что в научно-общественной среде уже не первый год предпринимаются попытки обосновать понятие «социальное (или общественное) здоровье» как интегральное понятие, отражающее уровень развития и благополучия общества. Постановка проблемы социального (общественного) здоровья стала правомерной с момента ее включения в определение Всемирной организации здравоохранения в области здравоохранения (1947 г.). Именно тогда был сделан акцент на необходимость подходить к лечению больных как социальных существ, которые живут в сложных социальных условиях. Подтверждением важности такого подхода стали появившиеся доказательства того, что те, кто хорошо интегрирован в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются после болезни. С другой стороны, социальная изоляция, как было выявлено, является фактором риска целого ряда болезней. Таким образом, социальное здоровье применительно к человеку было определено с точки зрения социальной адаптации и социальной поддержки или способности выполнять повседневные функции в обществе.
В 2005 г. ВОЗом была создала Комиссия по социальным детерминантам здоровья (КСДЗ) для предоставления информации о способах уменьшения масштабов выявленных проблем. В августе 2008 г. был выпущен заключительный доклад Комиссии, содержащий три общие рекомендации:
1. Улучшить условия повседневной жизни
2. Преодолеть на несправедливое распределение власти, денег и ресурсов
3. Измерить и понять проблему и оценить воздействие принимаемых мер4.
Именно понимание проблемы как результат теоретико-методологического обоснования и разработки системы индикаторов, по-прежнему, являются уязвимыми звеньями направления социального здоровья.
1 Логвиненко Виктория Павловна - главный академический координатор образовательного направления Международной Академии Фундаментального Образования, D.Ed., профессор, академик МАФО (https://mafo.academy), генеральный директор Сетевого консорциума непрерывного образования (https://atmos-sfera.ru/skno/). E-mail: consortium@live.ru
2 http://kremlin.ru/events/president/news/57425
3 https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/1054147
4 http://www. who. int/social_determinants/ru/
«В отличие от понятия «индивидуальное здоровье», общественное здоровье - это социально-политическая категория, характеризующаяся статистическими показателями воспроизводства населения, его физического и духовного развития, сохранностью потенциала и активности жизни популяции, обусловленных уровнем воспроизводства общественных ресурсов, качества окружающей среды и качества жизни». Автор данного определения, Соколов А.Б., к.филос.н. в контексте диссертационного исследования «Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе» подчеркивает также, что наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и социального положения подавляющей части населения в период проведения реформ в России, которые, по мнению автора, «являются прямым следствием социальной дезадаптации и длительной стрессовой ситуации»1.
При формировании теоретических основ проблематики социального здоровья, осуществленной нами, подчёркивается, что по системной сути это направление сопряжено с понятием устойчивого развития, концептуально выраженное Повесткой дня на 21 век (Agenda 21).
Принимая во внимание вышеприведенное, сложно воспринимать принятую государством программу «Укрепление общественного здоровья» в качестве адекватной попытки решать проблемы общественного здоровья страны. Что касается задачи создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, поставленной в связи с запуском национальных проектов, то ее решение целесообразно рассматривать в процессе реализации программ устойчивого развития с учетом результатов исследований и выводов, накопленных в проблемном поле «социальное здоровье», а также в контексте других междисциплинарных и специальных исследований, которыми располагает общество, благодаря высочайшему уровню его научно-общественного потенциала.
Важно также заметить, что такие проекты, как «Производительность труда и поддержка занятости» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» являются составляющими одного программно-целевого блока. Известно, что предпринимательство как форма экономической самоорганизации и самозанятости населения, занимает ведущую роль в рыночной экономике. В теории организации этого рода деятельности отмечено: Предпринимательство - инициативная деятельность граждан, заключающаяся в выработке продукции и услуг, направленная на получение прибыли и осуществляемая в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества.2
К сожалению, развитие малого и среднего бизнеса в РФ сопряжено с трудностями, среди которых экспертами
3
выделяются :
- отсутствие у руководителей компании знаний в области рыночной экономики;
- некомпетентный персонал;
- плохая система менеджмента;
- большие расходы на уплату налогов и сборов;
- низкая конкурентоспособность;
- отсутствие необходимых финансовых ресурсов для развития организации;
- жесткий характер и изменчивость налогового законодательства страны;
- крупные монополисты в определенных сегментах рынка;
- высокие кредитные ставки и сложности при оформлении кредитов;
- отсутствие государственной поддержки.
Государственная политика содействия развитию предпринимательства во всех его формах, включая предприятия малого и среднего бизнеса, призвана содействовать решению экономических, социальных и иных задач на основе самоорганизации граждан. Однако обращает на себя внимание понятийный аспект, заложенный в государственную политику по этому направлению. Принятием Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»4 государством вводится понятие «малое предпринимательство», что на мой взгляд, ставит под сомнение достаточное понимание его авторами роли, ответственности и задач предпринимательства. Если понятие «малый и средний бизнес» определяет форму и количественные характеристики организованного предпринимателем бизнеса (от малого до крупного предприятия, в дополнение к индивидуальному предпринимательству), то понятие «малое и среднее предпринимательство» не отражает его социальной и экономической сути, и может быть оправдано с позиций стилистического приема, использованного авторами. Тогда производным от словосочетания «малое предпринимательство» должно было бы быть «малый предприниматель», которого, конечно же, не существует в теории предпринимательства, так как оно уменьшает потенциал творчества и предприимчивости у представителей этого рода деятельности, требующей экономического образа мышления и понимания экономической функции предпринимательства в системе социально-экономических отношений, а в крайнем случае характеризует самого предпринимателя.
Разделяя точку зрения, согласно которой «проблема занятости населения в условиях нестабильности экономического развития является одной из важнейших, поскольку она во многом определяет экономическую и социальную безопасность общества»5, считаю, что целесообразна организация дополнительных консультации с привлечением лингвистов, с целью гармонизации понятийного аппарата в проблемном поле «занятость», что поможет создать адекватные подходы к оценке, измерению и управлению связанными с занятостью процессами и явлениями в нынешних
1 https://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-zdorove-naseleniya-v-kontekste-transformatsionnykh-protsessov-v-sovremennom-rossi
2 Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 448 с. - http://www.aup.ru/books/m498/12.htm
3 https://simplefinance.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii/
4 https://www.yabloko.ru/municipal/zakon/fz209
5 https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-zanyatosti-naseleniya-kak-faktor-С-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii
социально-политических реалиях. В дополнение к выделенным ранее аспектам устойчивого развития регионов1 отмечу, что на данном этапе актуальной остается выработка моделей устойчивого развития регионов, учитывающих ресурсные особенности каждого региона и процессы самоорганизации. Эта задача может быть решена только в ходе многоуровневого междисциплинарного консультативного процесса, включающего исследования, анализ, фиксацию технологий, применяемых в ходе практической деятельности, выработку предложений по совершенствованию законодательных основ и др., что в свою очередь создаст важнейшие предпосылки для успешного развития всей страны.
Сегодня нужны управленческие технологии, ориентированные не на командно-административную парадигму, а созданные с учетом принципов демократии, устойчивого развития в условиях высокого уровня конкуренции на геополитическом уровне. Важно понимать, что профильный ученый не вправе претендовать на истину в последней инстанции при решении междисциплинарных социальных проблем. Вместе с тем экспертное мнение профильного ученого и автора научных разработок при разработке программ не просто важно, но способно повлиять на процесс принятия решений на всех его этапах. Например, мнение «Стоит отметить, что в отечественной литературе недостает исследований о природе и роли фактов в социальных науках. Между тем в этой области есть целый ряд проблем, которые заметно отличают социальную эмпирию от естественнонаучной»2 - это тема для анализа и обсуждения, а в дальнейшем возможное направление исследований, имеющих значение для управленческой практики.
Исследования и теории не только являются неотъемлемой составляющей процесса создания социальных технологий, но и дают толчок и основу развития обществ на различных этапах исторического развития.
Учитывая, что мы живем в эпоху перемен и нестабильности, активного использования технологий манипулирования, мемов и др., важна экспертно-аналитическая составляющая в практике государственного управления, учитывающая и позиции, представленные вне контура «своих» экспертов, что технологически не затруднительно в условиях информационного общества. Невозможно пытаться решать современные социальные задачи без оценки и анализа социальных процессов и явлений. Важнейшим отличием научного взгляда на управленческую практику является опора на теории и факты, обоснование необходимости проведения модельных экспериментов. В качестве управленческой технологии, позволяющей при минимальных затратах избежать ошибочных решений, учесть имеющиеся позиции и подходы, их разброс и обеспечить моделирование недостающих для получения полной картины по заданной проблематике аспектов, можно рассматривать экспертно-консультативный процесс.
Цифровое общество - это новые возможности для организации экспертно-аналитических работ, но сегодня важно актуализировать позицию Альберта Эйнштейна: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»3.
Помимо принятия национальных проектов, направленных на преодоление кризиса образования и науки, возможно, в структуре государственной власти целесообразно иметь подразделение интеллектуальной разведки и независимого агентства интеллектуальных технологий, что позволило бы привлекать к обсуждению и решению стратегических задач общества независимых экспертов, обеспечив при этом междисциплинарность анализа проблематики, а затем достижение практической реализуемости, благодаря взаимодействию всех секторов общества.
Анонсировав рассмотрение социального ресурса общества в связи с реализацией национальных проектов, отмечу, что в данном изложении это понятие сопряжено с понятием социального капитала, преумножение которого, «становится важным фактором инновационного процесса и конкурентоспособности»4. В условиях России по-прежнему основная проблема состоит не в дефиците, а в структуре и особенностях распределения социального капитала. На мой взгляд, учет достижений социальных наук в этом направлении и особенностей накопления и развития социального капитала в России, могли бы дополнить национальные программы обоснованным и актуальным содержанием.
Не требует сегодня дополнительного обоснования и необходимость выделения в качестве непротиворечивого социального ресурса развитие института непрерывного образования. Однако считаю уместным привести следующий фрагмент выступления Далай-ламы: «Самый действенный метод изменения сознания людей - это образование, а не религиозные молитвы.. ,»5
Принятый национальный проект «Образование» призван решать весь комплекс проблем и задач, направленный на формирование сознания человека 21 столетия, готового принимать вызовы XXI века и обеспечивать решение проблем социально-экономического развития на новом технологическом уровне. Очевидно, что результативность усилий участников проекта, в значительной мере будет зависеть от наличия экспертно-аналитического блока на всех его этапах и использования интеллектуального ресурса общества.
Учитывая, что содержательная сторона образования на современном этапе развития не может развиваться в русле преемственности и накопленного опыта, но должна сохраниться как система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта, умений и навыков, обеспечивающих постижение современного мира и реализацию потенциала каждого гражданина в изменяющейся мире, включающего в себя динамичный Мир вещей, вопрос организации экспертно-аналитической деятельности и учета экспертного потенциала межнационального научно-общественного сектора может стать определяющим.
1 https://cyberleninka.ru/article/v/teoretiko-metodologicheskie-i-prakticheskie-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-regionov
2 https://cyberleninka.ru/article/n/obsuzhdaem-statyu-fakt
3 https://socratify .net/quotes/albert-einshtein
4 https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-ili-sotsialnyy-resurs
5 https://youtu.be/EMpsW4doJEQ