Научная статья на тему 'Экспертная оценка эффективности экспериментальной работы по формированию технологической компетентности будущих инженеров'

Экспертная оценка эффективности экспериментальной работы по формированию технологической компетентности будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ENGINEER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH / TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF AN ENGINEER / EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова М. В., Плескачева О. Ю.

Дается анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технологической компетентности будущих инженеров на основе интегративного подхода. Эффективность процесса формирования комплекса компетентностей и компетенций, входящих в структуру технологической компетентности, оценивалась на основе метода экспертной оценки и корреляционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова М. В., Плескачева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT JUDGEMENT OF EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS

The analysis of results of research work on formation of technological competence of future engineers on the basis of integrative approach is given here. The effectiveness of process of formation of complex of readiness and competence that are included in the structure of technological competence was evaluated by the method of expert judge and correlation analysis.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка эффективности экспериментальной работы по формированию технологической компетентности будущих инженеров»

УДК 378.14

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

М.В. Хохлова, О.Ю. Плескачева

Дается анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технологической компетентности будущих инженеров на основе интегративного подхода. Эффективность процесса формирования комплекса компетентностей и компетенций, входящих в структуру технологической компетентности, оценивалась на основе метода экспертной оценки и корреляционного анализа.

Ключевые слова: инженерное образование, компетентностный подход, интегративный подход, технологическая компетентность инженера, эффективность обучения.

Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров в значительной мере определяет успешность решения ведущей задачи общественного развития по формированию инновационной экономики страны. Однако в условиях технологического обновления секторов экономики и высоких темпах развития новых технологий остро ощущается недостаток в высококвалифицированных инженерных кадрах, обеспечивающих общество высокотехнологичными устройствами, их рациональным и безопасным функционированием. В связи с этим встает вопрос о необходимости формирования у будущих инженеров технологической компетентности в процессе обучения в высшей школе.

В нашей исследовательской деятельности, понятие технологической компетентности рассматривается как базовое, интегративное качество субъекта деятельности, которое позволяет современному специалисту знать и рационально использовать в своей профессиональной деятельности основные законы и способы преобразовательной деятельности, соответствующие современным и перспективным условиям общественного развития, проявляющиеся в совокупности компетентностей и компетенций инвариантного и предметно-преобразовательного характера, ценностных отношениях субъектов к инженерной деятельности, обеспечивающих их творческое развитие и функционирование в условиях конкурентной профессиональной среды. Мы считаем, что в структуре технологической компетентности будущего инженера могут быть выделены когнитивный деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивный компоненты.

Формирования технологической компетентности будущих инженеров предполагает, прежде всего, по нашему мнению, опору на основные положения ведущих методологических подходов к профессиональной подготовке современных конкурентоспособных специалистов (системного, ком-петентностного, деятельностного, личностно-ориентированного, интегративного). При этом интегративный подход, позволяет внести эффективные взаимообусловленные изменения в процесс обучения будущих специалистов в вузе на организационно-педагогическом, содержательном, технологическом уровнях.

В рамках нашей исследовательской деятельности для оценки уровня (репродуктивного, алгоритмического, творческого) сформированности технологической компетентности у будущих инженеров была использована методика экспертной оценки по когнитивному, операционно-практическому и личностному критерию и соответствующим им показателям.

Метод экспертных оценок подразумевает организацию работы со специалистами-экспертами, обработку мнений экспертов по оценке того или иного явления. При реализации данного метода, мнения экспертов могут быть выражены как в количественной, так и в качественной форме [1,2].

В качестве экспертов в нашем исследовании были задействованы преподаватели гуманитарных, естественнонаучных, математических и профессиональных дисциплин ФГБОУ ПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия». Общее число экспертов-преподавателей составило 38 человек. Кроме того, осуществляли оценку результатов опытно-экспериментальной работы, и сами будущие инженеры - студенты выпускных курсов.

Нами были разработаны опросные карточки. Опросная карточка № 1 содержала последовательность факторов, по которым оценивались возможность формирования комплекса компетентностей и компетенций входящих в структуру технологической компетентности: не влияет на формирование технологической компетентности; формирование общекультурной компетентности; формирование проектной компетентности; формирование инновационно-исследовательской компетентности;

формирование организационно-управленческой компетентности; формирование расчетноконструкторской компетентности; формирование монтажно-наладочной компетентности; формирование сервисно-эксплуатационной компетентности.

Опросная карточка № 2 содержала последовательность факторов, по которым оценивались направленность содержания и организации процесса обучения, направленного на формирование технологической компетентности будущих инженеров: не влияет на формирование компонентов технологической компетентности; формирует когнитивную составляющую технологической компетентности; формирует деятельностную составляющую технологической компетентности; формирование мотивационно-ценностных и нравственных качеств личности; развитие адекватной рефлексии учебно-профессиональной деятельности; уменьшение временных интервалов формирования компонентов технологической компетентности за счет интегративного подхода к процессу обучения.

Для оценки каждого компонента технологической компетентности будущего инженера также была составлена и использована опросная карточка, например, карточка № 3 для диагностики когнитивного компонента технологической компетентности, содержала следующие показатели: знание естественнонаучных и социально-экономических основ инженерно-технологической деятельности; знание способов и средств преобразовательной инженерно-технологической деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий; знание содержания проектной деятельности, путей и средств ее реализации в инженерной профессии; знание основных принципов и проектирования инженерно-технологических процессов и объектов; знание о содержании инновационноисследовательской деятельности, путях и средствах ее реализации в инженерной профессии; знание порядка организации исследований для решения инженерно-технологической задачи; знание содержания организационно-управленческой деятельности, путей и средств ее реализации в инженерной профессии; знание основных требований, правил и порядка организации инженерно-технологической деятельности, направленных на увеличение производственной и временной эффективности; и др.

На основе анализа оценки различных критериев качества формирования технологической компетентности у студентов инженерных специальностей нами сделан следующий вывод: по мнению экспертов предлагаемый нами интегративный подход к профессиональному обучению будущих инженеров предполагает формирование, в первую очередь расчетно-конструкторской компетентности. На втором месте - монтажно-наладочная компетентность, третьем месте - проектная компетентность, четвертом месте - сервисно-эксплуатационная компетентность, пятом месте - инновационноисследовательская компетентность, шестом месте - общекультурная компетентность, седьмом месте - организационно-управленческая компетентность. Все эксперты отметили, что экспериментальные переменные не могут не влиять на качество и эффективность учебного процесса, поэтому данный фактор занимает последнее место.

Коэффициент конкордации составил Ш = 0,76. Достоверность и объективность результатов

подтверждена при помощи критерия Ж (= 201,6; ^95 = 14,1 который подтверждает, что имеется

согласие во мнениях экспертов о качестве предлагаемого экспериментального обучения направленного на формирование технологической компетентности будущих инженеров.

На основе анализа данных по оценке критериев качества обучения второй группы можно сделать вывод, что первое место эксперты отводят возможности формирования когнитивного компонента технологической компетентности. На втором месте, с незначительным отрывом - формирование деятельностного компонента. Третье место - формирование мотивационно-ценностных и нравственных качеств личности, четвертое место - существенное сокращение временных интервалов формирования профессионально-технологических действий за счет повышения эффективности педагогического процесса, пятое место - формирование рефлексивного компонента.

Единогласно эксперты отметили, что применяемая форма реализации процесса обучения студентов не может не оказывать положительного влияния.

Коэффициент конкордации составил Ш = 0,88 , значение = 166,79, значение Жо 95 = 11,1

. Так как ^ Жо 95, согласие экспертов подтверждено.

Диагностика сформированности у будущих инженеров компонентов технологической компетентности (когнитивного, деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивного) на основе критериев когнитивного, операционно-практического и личностного осуществлялась методом экспертной оценки и ранговой корреляции по Спирману г5 . С этой целью нами было предложено экспертным группам (преподавателям и студентам выпускных курсов) оценить сформированность компонентов технологической компетентности у обучаемых по основным показателям, включенным в

опросные карточки. Уровень сформированности каждого показателя оценивался по десятибалльной шкале. Затем выводилось среднее значение показателя для группы экспертов и группы студентов.

Коэффициенты корреляции при оценке сформированности компонентов технологической компетентности у обучаемых соответственно составили: по когнитивному критерию rS = 0,72 по

операционно-практическому критерию rS = 0,84 rSKp = 0,68 , по личностному критерию rS = 0,97

Так как во всех случаях эмпирическое значение коэффициента корреляции рангов больше критического значения то, между оценкой преподавателей и самооценкой студентов когнитивного, деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивного компонента технологической компетентности существует тесная корреляционная связь.

The analysis of results of research work on formation of technological competence of future engineers on the basis of integrative approach is given here. The effectiveness of process of formation of complex of readiness and competence that are included in the structure of technological competence was evaluated by the method of expert judge and correlation analysis.

The key words: engineer education, competence approach, integrative approach, technological competence of an engineer, effectiveness of education.

Список литературы

1. Кендел М.Дж., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973. - 898 с.

2. Хохлова М.В. Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения «Технологии»: дис. ...доктора пед. наук: 13.00.02 - Брянск, 2004.- 516 с.

Об авторах

Хохлова М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянской государственной инженерно-технологической академии, e-mail: marvit13@yandex.ru.

Плескачева О.Ю. - старший преподаватель Брянской государственной инженернотехнологической академии, e-mail: pleskacheva@inbox.ru/

EXPERT JUDGEMENT OF EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS M.V. Hohlova O.Y. Pleskacheva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.