Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности на основе интегративного подхода: создание междисциплинарных учебно-методических комплексов'

Формирование профессиональной компетентности на основе интегративного подхода: создание междисциплинарных учебно-методических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / INTERDISCIPLINARY EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / AN INTEGRATIVE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старшинова Т.А., Мухаметзянова А.Г.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования профессиональной компетентности и составляющих ее отдельных компетенций как интегративных новообразований в рамках отдельных дисциплин. Сложившаяся система, когда не только знания и навыки, но и компетенции предполагается формировать в рамках отдельных дисциплин, вступает в противоречие с самой сущностью компетентностного подхода. В статье обосновывается, что эта проблема может быть решена на основе интеграции на нескольких уровнях, в том числе на уровне междисциплинарных связей. Прикладным результатом в этом случае является важный для деятельности преподавателя вуза, практически значимый дидактический продукт междисциплинарный учебно-методический комплекс, куда входят рабочая программа и фонды оценочных средств, разработка которых представляет сложность для многих преподавателей. Предлагаются подходы к созданию такого комплекса, и приводится пример реализации этих подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старшинова Т.А., Мухаметзянова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence оn the basis of integrative approach: creation of interdisciplinary teaching and methodological complexes

The relevance of the article is determined by the need to solve the problem of the professional competence formation and its components as new integrative parts within individual disciplines framework. The existing system in which not only knowledge and skills but also competence is supposed to be formed within separate disciplines framework opposites a competent approach essence. The article we tell that this problem can be solved on the basis of several level integration including the interdisciplinary relations level. The applied result in this case is a practically significant didactic product which is very important for the university teacher's activity an interdisciplinary educational and methodological complex which includes a work program and evaluation funds. Development of this complex is difficult for many teachers. We propose approaches for creating of such complex and an example of these approaches implementation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности на основе интегративного подхода: создание междисциплинарных учебно-методических комплексов»

УДК 378.621

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА: СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Т.А. Старшинова, А.Г. Мухаметзянова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования профессиональной компетентности и составляющих ее отдельных компетенций как интегративных новообразований в рамках отдельных дисциплин. Сложившаяся система, когда не только знания и навыки, но и компетенции предполагается формировать в рамках отдельных дисциплин, вступает в противоречие с самой сущностью компетентностного подхода. В статье обосновывается, что эта проблема может быть решена на основе интеграции на нескольких уровнях, в том числе - на уровне междисциплинарных связей. Прикладным результатом в этом случае является важный для деятельности преподавателя вуза, практически значимый дидактический продукт - междисциплинарный учебно-методический комплекс, куда входят рабочая программа и фонды оценочных средств, разработка которых представляет сложность для многих преподавателей. Предлагаются подходы к созданию такого комплекса, и приводится пример реализации этих подходов.

Ключевые слова: междисциплинарный учебно-методический комплекс, интегративный подход, профессиональная направленность, междисциплинарные связи.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ОN THE BASIS OF INTEGRATIVE APPROACH: CREATION OF INTERDISCIPLINARY TEACHING AND METHODOLOGICAL COMPLEXES

T. Starshinova, A. Mukhametzyanova

Abstract. The relevance of the article is determined by the need to solve the problem of the professional competence formation and its components as new integrative parts within individual disciplines framework. The existing system in which not only knowledge and skills but also competence is supposed to be formed within separate disciplines framework opposites a competent approach essence. The article we tell that this problem can be solved on the basis of several level integration including the interdisciplinary relations level.

The applied result in this case is a practically significant didactic product which is very important for the university teacher's activity - an interdisciplinary educational and methodological complex which includes a work program and evaluation funds. Development of this complex is difficult for many teachers. We propose approaches for creating of such complex and an example of these approaches implementation.

Keywords: interdisciplinary educational and methodological complex, an integrative approach, professional orientation, interdisciplinary relations.

В научных исследованиях и нормативно -правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность, как важнейшая цель прописывается формирование

профессиональной компетентности и

составляющих ее компетенций. Компетентность, по существу, представляет собой интегративное новообразование личности и характеризует способность и готовность эффективно применять знания и умения из различных областей в самых разнообразных профессиональных ситуациях, умение прогнозировать результат. Но существует противоречие между разбросанными по отдельным дисциплинам знаниями и навыками,

методами формирования профессиональной компетентности в рамках этих дисциплин и интегративным характером компетентности и каждой из составляющих ее компетенций, необходимостью комплексно применять знания из отдельных областей в реальной профессиональной деятельности. Наиболее ярко эти противоречия проявляются в абсурднейшей ситуации, когда в рамках образовательной программы для какого-либо направления подготовки все компетенции «распределяются» по различным учебным дисциплинам, и на этой основе разрабатываются рабочие программы. При этом совершенно не учитывается тот факт, что в

формирование каждой компетенции в действительности вносит вклад большое количество дисциплин. Эти противоречия можно устранить, если более полно реализовать интегративный подход на нескольких уровнях, в том числе - за счет хорошо известных, но не всегда легко реализуемых на практике межпредметных связей. Интегративный подход как важнейший для формирования профессиональной компетентности в целом и отдельных компетенций рассматривался ранее и нами [8;9] и другими исследователями [1;2;5;6;11] и др. Однако он не слишком проработан на уровне прикладном, методическом, в контексте создания интегративных, междисциплинарных учебно-методических комплексов, способов их формирования и внедрения в учебный процесс.

Установление связей между

общеобразовательными и специальными дисциплинами наиболее эффективно с учетом профессиональной направленности, и в этом случае именно будущая профессиональная деятельность, ее требования выступают как основа процесса интеграции. Такое обучение позволяет реализовать не только междисциплинарность, но и интегративные связи образования и производства, что является следующим, более высоким уровнем интеграции.

Интегративный подход вносит свой вклад и в то, чтобы учебные программы и фонды оценочных средств учитывали запросы будущего работодателя, что дает новые возможности для скорейшей адаптации выпускников.

Профессиональная направленность

реализуется через содержание образовательной программы по определенному направлению в целом и отдельных входящих в нее учебно-методических комплексов, включая, прежде всего, рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств.

Интеграция профессионально значимого содержания отдельных учебных дисциплин позволяет создавать междисциплинарные учебно-методические комплексы. На практике, помимо отбора содержания, задачей педагога, разрабатывающего такой комплекс, является отбор адекватных, позволяющих дать разносторонние знания и навыки, форм и методов, таких, как лабораторные и практические работы, деловые игры, профессионально ориентированные задачи и задания для СРС.

Можно выделить следующие принципы построения междисциплинарного учебно-методического комплекса:

- достижение основной цели (формирования компетенций) через интеграцию в рамках каждой

рассматриваемой темы курса:

- профессиональная направленность отельных блоков комплекса в соответствии с объектами профессиональной деятельности;

- выявление структурных и функциональных, внешних и внутренних, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей на уровне отдельных тем, лекционных и практических занятий, оценочных средств;

- выделение общего понятийного поля, общего тезауруса, и на этой основе создание системы взаимосвязанных понятий;

- системность и взаимодополнительность отдельных блоков комплекса.

Также можно выделить несколько этапов создания междисциплинарного учебно-методического комплекса: постановка дидактических целей; выявление интегративных связей; разработка учебной программы и фонда оценочных средств на основе указанных выше принципов.

Помимо создания рабочих программ, существует сложная задача разработки фондов оценочных средств (ФОС), под которыми понимаются «комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения, которые должны быть полным и адекватным отображением требований ФГОС ВО и обеспечивать решение оценочной задачи - установление соответствия общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников этим требованиям» [7, с.120]. Именно оценка компетенций представляет наиболее существенную сложность, согласно многим данным [3].

Многие преподаватели были не готовы к новым требованиям. Существенные трудности вызвало, например, создание подробных и качественных фондов оценочных средств (ФОС), которые позволили бы оценить

сформированность тех или иных компетенций.

Известно, что «оценивание в учебном процессе традиционно выполняет функции активизации учебно-познавательной

деятельности студентов; контроля

сформированности компетенций в процессе освоения ООП; подтверждения уровня квалификации по завершении освоения ООП; организации обратной связи между студентами и преподавателями в ходе образовательного процесса» [7, с.119]. Основные трудности в оценивании результатов обучения в русле компетентностного подхода связаны с тем, что в этом случае приходится оценивать не только

знания и навыки, но и входящие в состав компетенции качества личности, позволяющие эти знания и навыки проявить, использовать в деятельности.

Соответственно, должны использоваться новые компетентностно-ориентированные

методы контроля и оценки, которые будут осуществлять «преподаватели, обладающие достаточной оценочной компетенцией для составления или выбора заданий или путем создания тестов более высокого уровня сложности, т.е., так называемых, интегрированных тестов» [4, с.116]. Однако, задания для оценки компетенций, в силу необходимости, продолжают составлять преподаватели одной кафедры, по отдельным дисциплинам. В то же время, практика показывает, что и в рамках отдельного курса можно создать междисциплинарный учебно-методический комплекс с учетом интеграции на двух уровнях: взаимосвязи с производством и междисциплинарности.

Примером установления таких связей является изучение курса «Процессы и аппараты химической технологии» (ПАХТ), который чрезвычайно важен для будущих инженеров и управленцев в силу высокой инновационной отдачи исследований в данной области, направленных на поиск наиболее эффективных способов преобразования сырья в конечный продукт.

При разработке рабочей программы курса «Процессы и аппараты химической технологии» должна учитываться глубокая взаимосвязь курса с другими фундаментальными

общетеоретическими, общеинженерными и специальными дисциплинами.

Современное производство в области химических технологий предполагает преобразование исходного продукта, включающее не только химические реакции, но и физические процессы с применением сложной техники. Проектирование и обслуживание такой техники, моделирование происходящих в ней процессов, расчетные задачи предполагают использование информации из области не только химии, но и математики, кибернетики, термодинамики, химической кинетики, прикладной механики, физической химии, экономики предприятий и многих других областей. Дисциплину можно считать составной частью комплекса дисциплин, отражающих различные стороны химической технологии с точки зрения научного и технического знания из различных дисциплинарных областей. Безусловно, дисциплина «ПАХТ», находясь на

стыке общенаучного и специального знания, с неизбежностью является интегративной, как всегда в подобных случаях, реализуя вертикальные и горизонтальные интегративные связи, использует знание одних дисциплин и предоставляет средства для решения задач других.

Для установления интегративного характера предмета необходим анализ документов, регламентирующих образовательный процесс, а именно учебного плана и рабочей программы.

Для успешного освоения дисциплины «Процессы и аппараты химических технологий» бакалавр по направлению подготовки 27.03.04 «Управление в технических системах» должен освоить материал предшествующих дисциплин: математика, физика, химия, экология, информационные технологии. Также она является предшествующей для дисциплин «Теория автоматического управления», «Системы автоматизации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств». Также существует ряд дисциплин, которые изучаются параллельно с данной и тесно взаимосвязаны с ней.

Принимая единство научных понятий и технических терминов и учитывая специфику дисциплины, очевидно, что со всеми синхронными дисциплинами присутствуют междисциплинарные связи, однако для выявления наиболее существенных необходим содержательный анализ.

Дисциплина «Процессы и аппараты химических технологий» относится к вариативной части ОП и формирует у бакалавров по направлению подготовки 27.03.04 «Управление в технических системах» набор специальных знаний и компетенций, необходимых для выполнения научно-исследовательской, производственно-

технологической, организационно-

управленческой, проектно-конструкторской профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, сформировать данные компетенции можно только на интегративной основе, так как каждая компетенция формируется на основе нескольких дисциплин.

«В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ПК-9 - способность проводить техническое оснащение рабочих мест и размещение технологического оборудования;

ОПК-2 - способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения

соответствующий физико-математический

аппарат;

ОПК-6 - способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных,

компьютерных и сетевых технологий;

ОПК-9 - способность использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности» [10].

Как мы уже отмечали ранее, общепринятое разделение формируемых компетенций по дисциплинам, принятое в рамках образовательной программы, учебного плана и рабочих программ, является крайне формальным и не отражающим реальность. В качестве примера, приводим частично таблицу, иллюстрирующую, что в формировании заявленных компетенций в рамках каждого раздела, каждой темы дисциплины «ПАХТ» играют существенную роль и другие дисциплины.

Таблица 1. - Взаимосвязь некоторых тем дисциплины «ПАХТ» с другими дисциплинами при формировании компетенций

Компетенции Раздел дисциплины Краткое содержание Применяемые знания различных дисциплин, формирующих те же компетенции, что и дисциплина «ПАХТ»

ОПК-2, ОПК-6, ОПК-9, ПК-9 Теоретические основы дисциплины Механизмы и уравнения переноса субстанции. Законы сохранения. Моделирование Уравнения массо-, тепло-, и импульсоотдачи, аналогия процессов массо-, тепло-, и импульсоотдачи; уравнения массо-, тепло- и импульсопередачи, определение соответствующих коэффициентов Математика, физика, химия, экология, «Теория автоматического управления» «Информационные технологии», «Системы автоматизации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств»

ОПК-2, ОПК-6, ОПК-9, ПК-9 Гидромеханические ПАХТ Гидростатика. Гидродинамика. Гидравлическое сопротивление аппаратов и трубопроводов Основы динамики двухфазных систем. Перемещение жидкостей, сжатие и перемещение газов. Разделение неоднородных систем. Перемешивание в жидких средах Математика, физика, химия, экология, «Теория автоматического управления», «Информационные технологии», «Системы автоматизации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств»

ОПК-2, ОПК-6, ОПК-9, ПК-9 Теплообменные ПАХТ Кондуктивный и конвективный теплообмен. Оптимизация и интенсификация теплообмена. Промышленные способы передачи тепла. Выпаривание Математика, физика, химия, экология, «Теория автоматического управления», «Информационные технологии», «Системы автоматизации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств»

ОПК-2, ОПК-6, ОПК-9, ПК-9 Массообменные ПАХТ Массообмен. Упрощенные модели массоотдачи. Абсорбция. Перегонка. Экстракция. Сушка. Адсорбция и ионообмен. Кристаллизация и растворение. Мембранные процессы Математика, физика, химия, экология, «Теория автоматического управления», «Информационные технологии», «Системы автоматизации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств»

На основе теоретического анализа и обобщения известного материала в области интегративного подхода был разработан междисциплинарный учебно-методический

комплекс, в том числе - рабочая программа и фонд оценочных средств дисциплины «Процессы и аппараты химической технологии» на интегративной основе с учетом новых требований, предъявляемых к документам данного рода.

Применение представленной разработки на кафедре «Процессы и аппараты химической технологии» Казанского государственного технологического университета при подготовке

бакалавров по направлению 27.03.04 «Управление в технических системах» позволило обеспечить формирование основных

профессиональных компетенций, повысить академическую успешность обучения и подготовить студентов к профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что при грамотном проектировании междисциплинарный учебно-методический комплекс может стать эффективным средством системного воздействия различных кафедр на процесс формирования компетенций на единой методологической основе.

1. Адамко М.А. Формирование профессиональной компетенции студентов направления подготовки бакалавров «филология» на основе интегративного подхода: автореф... дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.А. Адамко. - Тольятти, 2013. -19 с.

2. Айнутдинова И.Н. Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшей школе: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / И.Н. Айнутдинова. -Казань, 2012. - 297 с.

3. Гитман М.Б. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза / М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 13-18.

4. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 216 с.

5. Ларионова И.А. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: интегративный подход / И.А. Ларионова // Педагогические науки фундаментальные исследования. - 2012. - № 6. - С. 27-28.

6. Плескачева О.Ю. Интегративный подход к

формированию технологической компетентности будущих инженеров: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Плескачева: - Брянск, 2012. - 24 с.

7. Прахова М.Ю. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе / М.Ю. Прахова, Г.Ю. Коловертнов, Э.А. Шаловников // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 113-116.

8. Старшинова Т.А. Интеграция: компетентностный формат / Т.А. Старшинова, В.Г. Иванов // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 133-134.

9. Старшинова Т.А. Интегративный подход как основа компетентности / Т.А. Старшинова, В.Г. Иванов // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 154-156.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 27.03.04 Управление в технических системах (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/270304

11. Хохлова М.В. Интегративный подход к формированию технологической компетентности будущих инженеров / М.В. Хохлова, О.Ю. Плескачева. - Брянск: Изд-во Брянского ЦНТИ, 2011. - 104 с.

Сведения об авторах:

Старшинова Татьяна Александровна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: tstar@any.com.ru

Мухаметзянова Асия Габдулмазитовна (г. Казань, Россия), доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Процессы и аппараты химической технологии», Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: asia@kstu.ru

Data about the authors:

T. Starshinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Engineering Pedagogy and Psychology Kazan National Research Technological University, email: tstar@any.com.ru

A. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), doctor of technical sciences, Professor оf the Department processes and devices of chemical technology Kazan National Research Technological University, e-mail: asia@kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.