ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:371.123
М. В. Соловей
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Рассмотрены вопросы формирования компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий для студентов направления «Менеджмент» с использованием междисциплинарного подхода. Представлен алгоритм создания междисциплинарной части курсов. Приведены рекомендации по выбору дисциплин для профиля «Маркетинг», где целесообразно использовать подобный подход. Представлены преимущества междисциплинарного подхода.
This article explores the development of ICT competences in students studying management. The competences are formed on the basis of an interdisciplinary approach. The author proposes an algorithm for designing interdisciplinary courses for management studies. The author makes recommendations for selecting the disciplines related to marketing that can benefit from in-terdisciplinarity.
Ключевые слова: компетенция, междисциплинарная связь, дисциплина, алгоритм, информационно-коммуникационные технологии, бакалавр.
Key words: competence, interdisciplinary communication, discipline, algorithm, information and communications technologies, bachelor.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) присутствуют во всех сферах человеческой деятельности, причем активно развивается их прикладная направленность. Можно утверждать, что многие прикладные профессиональные задачи без использования ИКТ-инстру-ментов часто просто невозможно решить. Рынок труда ждет от будущих специалистов не только знаний, навыков и умений в прикладных областях, но также уверенного использования ИКТ при решении различных практических задач в этих областях [11, с. 117]. Несомненно, преподавание ИКТ-дисциплин в образовательном учреждении высшего образования должно осуществляться с учетом данной тенденции. Компетентностный подход в основе организации образовательного процесса предполагает формирование нескольких компетенций в рам-
71
© Соловей М. В., 2016
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 71 — 79.
72
ках одной дисциплины, а также формирование одной компетенции последовательно несколькими дисциплинами, причем этот процесс иногда осуществляется в течение нескольких семестров. В результате образовательный процесс должен быть гибким, мобильным, легко адаптируемым к требованиям современности. Как правило, формирование ИКТ-компетенций для студентов, для которых ИКТ-сфера является непрофильным направлением, осуществляется на стыке нескольких дисциплин. Следовательно, студенты, желающие овладеть такими компетенциями, должны иметь возможность изучения нескольких дисциплин одновременно.
Цель исследования — разработка алгоритма формирования междисциплинарных связей между несколькими областями для создания наиболее благоприятных условий формирования у бакалавров ИКТ-ком-петенций.
Необходимость в становлении междисциплинарных связей при компетентностном подходе к организации образовательного процесса в высшей школе доказывается в рамках современных исследований ученых и практиков в педагогической деятельности. Рассмотрим основные трактовки данного понятия, представленные в соответствующих публикациях. Так, исследователи полагают, что «междисциплинарные связи — это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями» [5, с. 1347]. А. Н. Ярыгин определяет, что «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, разви-ваюшую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» [13, с. 61].
Также научное сообщество обсуждает вопросы использования междисциплинарных связей в реализации компетентностного подхода к образовательному процессу. Так, Г. Н. Карпов утверждает, что подобные связи позволят максимально полно использовать знания, полученные при изучении общеобразовательных дисциплин, при освоении специальных дисциплин [4, с. 80]. Другие исследователи полагают, что междисциплинарные связи позволяют устранить дублирование учебных материалов в рамках нескольких курсов, а также на практике закрепить теоретические знания студентов и приобрести навыки решения практических проблем в сфере исследования и прогнозирования рынка, планирования и финансирования деятельности предприятия [12, с. 16]. Материалы статьи [3] свидетельствуют о том, как такие связи позволяют решить проблему использования иностранного языка в применении к прикладным дисциплинам (на примере спецкурса «Компьютерный английский язык»), а также о том, как формируются такие типы междисциплинарных связей, как учебно-междисциплинарные прямые связи, исследовательско-междисциплинарные прямые связи,
ментально-опосредованные связи и опосредованно-прикладные связи. Существует также ряд других исследований, доказывающих целесообразность и необходимость использования подобных связей при реализации комптентностного подхода [2; 6 — 9]. Изучение литературы, посвященной междисциплинарным связям, показало, что в ней, как правило, доказывается необходимость использования междисциплинарных связей, преимущества данного подхода, но нигде не представлен алгоритм их формирования.
Рассмотрим вопросы формирования междисциплинарных связей на примере подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент». В результате анализа стандарта высшего образования последнего поколения бакалавриата по данному направлению было выявлено, что навыки владения ИКТ студентами формируются в рамках следующих общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОПК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПК-10 и ПК-11 [1]. Рассмотрим данные компетенции более подробно.
Компетенция ОПК-4 предполагает, что обучаемый способен осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации. Несомненно, это требует знания определенных информационных технологий, в частности сетевых технологий и Интернета. Компетенция ОПК-5 подразумевает, что овладевший ею студент способен составлять финансовую отчетность и вести финансовый учет с использованием современных методов обработки деловой информации. Кроме того, студент должен иметь понятие о корпоративных информационных системах. Будущий менеджер, который владеет компетенцией ОПК-7, способен использовать информационно-коммуникационные технологии для решения стандартных задач профессиональной деятельности, а также знать основные требования информационной безопасности. Компетенция ПК-10 означает, что студент владеет навыками количественного и качественного анализа информации для принятия решений по управлению, а также способен строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели и адаптировать их к конкретным задачам управления. Здесь также подразумевается хорошее знание информационно-коммуникационных технологий, виды программных продуктов для решения задач прикладной направленности. И наконец, компетенция ПК-11 предполагает, что студент должен овладеть навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов. Следовательно, студент должен разбираться в современных системах управления базами данных, программными продуктами управления проектами, иметь представление о системах электронного документооборота. Таким образом, можно сделать вывод, что будущий специалист направления «Менеджмент» должен не только быть компетентностным в своей ос-
73
74
новной профессиональной деятельности, но также хорошо разбираться в ИКТ-сфере для того, чтобы уметь применять полученные знания для решения управленческих задач.
Компетенции, в том числе и в ИКТ-сфере, в рамках подготовки бакалавров должны формироваться последовательно в течение четырехлетнего процесса обучения. Как правило, учебный процесс построен таким образом, чтобы студенты сразу овладевали общекультурными компетенциями, потом — с учетом полученных в процессе обучения соответствующих предметных знаний и навыков — профессиональными. Рассмотрим вопросы формирования компетенций в ИКТ-сфере на примере учебного плана подготовки бакалавров направления «Менеджмент» в Балтийском федеральном университете им. И. Канта. Предполагается, что общекультурные компетенции ОПК-4 и ОПК-7 формируются у студентов в результате изучения таких дисциплин, как «Техника презентаций» и «Профессиональное использование офисных программных продуктов» в рамках второго модуля, а также с использованием знаний, полученных в учреждениях среднего образования в процессе изучения дисциплины «Информатика». Далее эти компетенции совершенствуются в рамках дисциплины «Управление информационным обеспечением деятельности организации».
Что же касается компетенций профессионального уровня, то здесь возникают проблемы. Содержание компетенций ПК-10 и ПК-11 свидетельствует о том, что в результате их освоения у студентов должна сформироваться способность самостоятельно выбирать, осваивать и использовать информационные и коммуникационные технологии, которые могут служить инструментами и средствами решения прикладных задач менеджмента. Как известно, процесс подготовки бакалавра закладывает фундамент дальнейшей профессиональной деятельности, следовательно, именно на этой образовательной ступени необходимо формировать у обучаемого навыки осознанного использования системного подхода к решению задач менеджмента с использованием средств ИКТ. Таким образом, студент, овладевший ПК-10 и ПК-11, способен самостоятельно принять решение о возможности или невозможности использования ИКТ-инструментов при решении прикладной задачи и, если возможно, определить и при необходимости освоить выбранный ИКТ-инструментарий (программный продукт, вычислительная система, метод, алгоритм и т. п.), который позволит получить искомое решение. Владение ПК-10 и ПК-11, следовательно, означает не только наличие определенных знаний и навыков в ИКТ у обучаемого, но и способность самостоятельно приобретать новые знания и овладевать необходимыми умениями в данной области. Это чрезвычайно сложная задача в рамках четырехлетней подготовки, которая требует не только устойчивых знаний в ИКТ-сфере, но также сформированного четкого представления об информационных потребностях тех или иных задач управления.
В рамках профессионального цикла сложно предусмотреть дисциплины, которые позволяют сформировать в полной мере компетенции ПК-10 и ПК-11, поскольку в таких дисциплинах необходимо в первую очередь формировать знания о конкретных задачах управления и лишь затем навыки по адаптации ИКТ к их решению. Можно утверждать, что задача формирования подобных компетенций должна решаться в процессе параллельного изучения профессиональных дисциплин и дисциплин ИКТ-сферы путем формирования междисциплинарных связей между ними [14, р. 104].
При междисциплинарном подходе, с одной стороны, студенты овладевают базовыми профессиональными компетенциями, соответствующими их будущей профессии менеджера, а с другой — у них формируются навыки использования ИКТ-инструментария для решения профессиональных задач (компетенции ПК-10 и ПК-11). Процесс реализации такого подхода можно разбить на несколько этапов: предварительный анализ состава и содержимого интегрируемых дисциплин, планирование фонда учебного времени, формирование индивидуальной и интегрированной части по каждой дисциплине, выбор средств и методов оценивания результатов сформированности набора компетенций.
Для обеспечения глубокого проникновения ИКТ-инструментария в прикладную сферу деятельности необходимо обеспечить в процессе обучения одновременное преподавание прикладной дисциплины и соответствующей дисциплины в ИКТ-сфере. Здесь возникает проблема. В большинстве случаев преподаватель прикладной дисциплины, как правило, не владеет на высоком профессиональном уровне ИКТ-инструментарием и, возможно, не имеет достаточной информации о возможностях ИКТ-средств для решения профессиональных задач. Для решения этой проблемы можно предложить привлекать к проведению выбранных профессиональных дисциплин в качестве консультанта или ассистента специалиста по ИКТ. При таком подходе может возникнуть симметричная проблема — приглашенный ИКТ-специалист не является достаточно компетентным в прикладной профессиональной области. Для решения задачи формирования у студентов ИКТ-ком-петенций в профессиональной области при возможном отсутствии преподавателя соответствующей квалификации можно предложить либо параллельное преподавание двух (возможно, и нескольких) дисциплин, одна из которых будет посвящена овладению ИКТ, а другая — прикладной профессиональной тематике, либо, что, на наш взгляд является более предпочтительным, сформировать устойчивые междисциплинарные связи в рамках интегрированного курса [9, с. 127].
На рисунке дан алгоритм формирования междисциплинарных связей между сопряженными курсами. Для описания процесса установления междисциплинарных связей используются визуальные средства языка UML.
75
76
с
Постановка целей
V
Определение состава формируемых компетенций
[возможно]
корректировка учебных планов по срокам
V
формирование индивидуальной части по каждой дисциплине
V
разработка критериев оценивания сформированности компетенций студентов
3
определение возможностей для создания междисциплинарных связей
[невозможно]
формирование интегрированной части дисциплин
3
Рис. Алгоритм формирования междисциплинарных связей
В таблице представлены рекомендации по формированию междисциплинарных связей для направления «Менеджмент», профиль «Маркетинг». В качестве примера взят рабочий учебный план БФУ им. И. Канта.
Следует отметить, что основным условием формирования междисциплинарных связей должен стать системный подход, который заключается в следующем:
— единое толкование понятий и терминов в рамках нескольких дисциплин;
— согласование по времени ряда учебных курсов, позволяющих сформировать единую понятийную базу, а также соответствующие знания и навыки для успешного усвоения последующих дисциплин в рамках междисциплинарного подхода при формировании необходимых компетенций;
— обеспечение непрерывного и преемственного развития понятий в рамках объединяемых дисциплин;
— отсутствие дублирования информации.
Рекомендации по формированию междисциплинарных связей
77
Наименования сопрягаемых дисциплин Форма итогового оценивания Формируемые компетенции ИКТ-сферы
Техника презентаций — Основы коммуникаций Междисциплинарная контрольная работа или тест, зачет с оценкой ОПК-4
Управление информационным обеспечением деятельности организации — Финансовый менеджмент в маркетинге Междисциплинарная контрольная работа или тест, зачет с оценкой ОПК-5, ПК-10
Управление информационным обеспечением деятельности организации — Анализ хозяйственной деятельности Междисциплинарный курсовой проект, зачет с оценкой ОПК-7, ПК-10
Управление информационным обеспечением деятельности организации — Управление маркетингом Междисциплинарная контрольная работа или тест, зачет с оценкой ПК-11
На наш взгляд, создание интегрированных междисциплинарных курсов и использование их в учебном процессе позволит сформировать у обучаемых компетентности по осознанному выбору и активному использованию ИКТ-инструментария при решении профессиональных задач. К тому же данный поход значительно повышает качество образовательного процесса в целом. Во-первых, он способствует росту заинтересованности студентов в освоении современных средств ИКТ, поскольку они видят необходимость и значимость использования данного инструментария для решения конкретных профессиональных задач. Во-вторых, компетенции, в частности ПК-10 и ПК-11, формируются более целенаправленно и эффективно, так как студенты имеют возможность в рамках интегрированного курса оперативно получать квали-
78
фицированные консультации по возникающим вопросам как в предметной сфере, так и в области применения средств ИКТ. В-третьих, использование междисциплинарного подхода дает еще один положительный эффект: совместная работа двух и более преподавателей в рамках интегрированного преподавания учебных курсов повышает компетентность каждого из них в смежных областях [10, с. 259].
Список литературы
1. ФГОС ВО уровня высшего образования «Бакалавриат», направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7.
2. Вершинин Н. Н., Безбородова О. Е., Авдонина Л. А. Роль междисциплинарных связей при проектировании модульной структуры основной образовательной программы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9. С. 33 — 35.
3. Вотинцева М. В. Реализация междисциплинарных связей в образовательном процессе современного вуза // Вестник Академии. 2011. № 2. С. 184 — 187.
4. Карпов Г. Н. О междисциплинарных связях при подготовке специалистов по теории упругости / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11. С. 79 — 86.
5. Немирова Г. И., Рожкова Ю. В. Реализация междисциплинарных связей как направление повышения качества подготовки специалистов таможенного дела // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : матер. Всероссийской НТК. Оренбург, 2013. С. 1346 — 1351.
6. Николаева И. В. Развитие междисциплинарных связей как средство повышения качества обучения студентов направления «Прикладная информатика» // Достижения вузовской науки. 2016. № 21. С. 72 — 77.
7. Нуриева Э. Н., Бакеева Л. В. Междисциплинарные связи как способ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 23. С. 222 — 225.
8. Рудинский И. Д., Соловей М. В. Об одном подходе к интеграции профессиональных компетенций в сфере финансового менеджмента и информационных и коммуникационных технологий // Известия БГА. 2011. № 15. С. 62 — 69.
9. Рудинский И. Д., Соловей М. В. Проблемы реализации компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов в сфере информационных и коммуникационных технологий // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2012. №3. С. 127—134.
10. Соловей М. В. Краткие рекомендации по использованию бухгалтерской программы при подготовке будущих специалистов по финансовому менеджменту // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования : сб. науч. тр. М., 2014. С. 258 — 261.
11. Соловей М. В., Кобычева М.Д., Балякина И.Ю. Потребности рынка труда Калининградской области в сфере экономики, менеджмента и маркетинга // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3.1 (5.1)1. С. 117 — 120.
12. Чистякова Г. А., Малютина Т. В. О междисциплинарных связях общепрофессиональных и специальных дисциплин при подготовке коммерсантов // Подготовка экономистов и менеджеров: системный подход : тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф., посвященной 35-летию Тюменского гос. нефтегазового ун-та. Тюмень, 1998. С. 16—17.
13. Ярыгин А. Н. Профессиональная мобильность специалиста в контексте межпредметных связей экономических дисциплин // Вектор науки ТГу. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 3(10). С. 59 — 64.
14. Solovey M. Realization of Interdisciplinary Links between Disciplines Connected to Information Technologies // 2nd International Conference "Methods and Instruments of Artificial Intelligence". Rzeszôw, 2010. Р. 103 — 106.
Об авторе
Марина Викторовна Соловей — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. Email: [email protected]
About author
79
Dr Marina Solovey, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
Email: [email protected]