Научная статья на тему 'Экспертиза в сфере гуманитарного образования: преподаватели вузов о востребованности выпускников программ гуманитарной направленности в современном обществе (на примере Приморского края)'

Экспертиза в сфере гуманитарного образования: преподаватели вузов о востребованности выпускников программ гуманитарной направленности в современном обществе (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ / HUMANITIES EDUCATION / REFORM OF EDUCATION / DEMAND / LABOUR MARKET / JOB PLACEMENT OF GRADUATES / EXPERT OPINIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Осмачко Надежда Владимировна

В статье рассмотрена проблема востребованности выпускников гуманитарных образовательных программ (ОП) на основе мнений и оценок специфической группы экспертов преподавателей вузов. В рамках задач исследования представлены мотивы абитуриентов при выборе вуза и ОП, первоочередные проблемы вузовского гуманитарного образования, возможности и приоритетные сферы трудоустройства выпускников гуманитарных ОП в Приморском крае и других регионах России. Сделан вывод о важности мнения экспертов для успешной реализации программы модернизации высшего образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Осмачко Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the problem of demand for graduates of Humanities Programs on the basis of the views and assessments of the specific group of experts university professors. The research objectives include the motives of applicants when choosing a higher school and a major, priority concerns of the higher humanities education, priority areas of employment of Humanities Programs graduates in the Primorsky Territory and other regions of Russia. It is concluded that expert opinions are quite important for successful implementation of the program of higher education modernization in Russia.

Текст научной работы на тему «Экспертиза в сфере гуманитарного образования: преподаватели вузов о востребованности выпускников программ гуманитарной направленности в современном обществе (на примере Приморского края)»

УДК 303.832.24:378.225(571.63)

Гончарова Светлана Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

Осмачко Надежда Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

ЭКСПЕРТИЗА В СФЕРЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ О ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема востребованности выпускников гуманитарных образовательных программ (ОП) на основе мнений и оценок специфической группы экспертов - преподавателей вузов. В рамках задач исследования представлены мотивы абитуриентов при выборе вуза и ОП, первоочередные проблемы вузовского гуманитарного образования, возможности и приоритетные сферы трудоустройства выпускников гуманитарных ОП в Приморском крае и других регионах России. Сделан вывод о важности мнения экспертов для успешной реализации программы модернизации высшего образования в РФ.

Ключевые слова:

гуманитарное образование, реформирование образования, востребованность, рынок труда, трудоустройство выпускников, мнения экспертов.

Goncharova Svetlana Vladimirovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University

Osmachko Nadezhda Vladimirovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University

EXPERTISE IN THE HUMANITIES EDUCATION: UNIVERSITY PROFESSORS ABOUT THE DEMAND FOR GRADUATES OF HUMANITIES PROGRAMS IN THE MODERN SOCIETY (CASE STUDY OF PRIMORSKY KRAI)

Summary:

The article analyses the problem of demand for graduates of Humanities Programs on the basis of the views and assessments of the specific group of experts - university professors. The research objectives include the motives of applicants when choosing a higher school and a major, priority concerns of the higher humanities education, priority areas of employment of Humanities Programs graduates in the Primorsky Territory and other regions of Russia. It is concluded that expert opinions are quite important for successful implementation of the program of higher education modernization in Russia.

Keywords:

humanities education, reform of education, demand, labour market, job placement of graduates, expert opinions.

В современной России реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295. Цель программы обозначена как «...обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» [1]. Предполагается, что в результате осуществления программы возрастет удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; будут обеспечены потребности российской экономики в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.

Мониторинг промежуточных показателей реализации программы осуществляют различные общенациональные и ведомственные исследовательские центры. Данные, представляемые ими, позволяют оценить ситуацию как в целом, так и дифференцированно, скорректировать процесс реформирования высшего образования. При этом субъекты управления недостаточно учитывают в своей деятельности мнения исследователей, глубоко анализирующих практики модернизации высшего профессионального образования. Заметим, что последние чаще всего являются преподавателями образовательных организаций высшего образования, непосредственно контактирующими со студентами («потребителями» [2]) в процессе обучения, вынужденными

действовать в поле противоречий: бюрократических требований и методов реформирования, снижения мотивации учащихся, девальвации ценности профессионализма и многих профессий в российском обществе и др.

Особого внимания заслуживает мнение преподавателей гуманитарных образовательных программ (далее - ОП), осуществляющих деятельность в условиях интенсивного перехода от традиционной (просветительской) модели высшего образования к сервисной. В первой значение гуманитарного знания не оспаривалось: без него представлялась невозможной трансляция культурно-исторического наследия общества, оно было обязательным для студентов, так как формировало образованную личность. Современная сервисная модель высшего образования (как и образования в целом) основана на прагматизме в рыночных трансакциях «продавцов» образовательных услуг и их «покупателей». В этих условиях значение гуманитарных наук падает [3], резко уменьшается объем их преподавания, закрываются многие образовательные программы, сокращаются наборы и штаты преподавателей, что в свою очередь влияет на качество обучения. На рынке труда либо многие выпускники гуманитарных образовательных программ не востребованы, либо предлагаемая оплата труда не соответствует потребностям соискателя.

Отмеченные тенденции по-разному проявляются в субъектах Российской Федерации, поэтому представляется важным осуществить анализ востребованности выпускников гуманитарных образовательных программ в Приморском крае, стратегически значимом районе Дальневосточного федерального округа. По данным исследований Института географии ДВО РАН, экономический потенциал Приморского края в Дальневосточном регионе составляет около 30 %, а в масштабах всей России - около 1,5 %, при этом в Приморском крае проживает 30,3 % населения Дальнего Востока. Количество вузов (с филиалами) составило 36 (27,7 % от общего количества вузов в ДФО), а количество направлений подготовки и специальностей гуманитарного образования по ФГОС - более 50 [4].

Каким образом определяют преподаватели мотивы поступающих на гуманитарные ОП? Как оценивают они возможности трудоустройства по специальности выпускников гуманитарных ОП в Приморском крае, в других регионах России, за рубежом? Различаются ли, по мнению преподавателей, шансы в трудоустройстве не по специальности выпускников разных гуманитарных образовательных программ?

Ответы на эти и другие вопросы имеют не только познавательное значение, но и прикладное, ведь преподаватели, рационально и эмоционально разделяющие идею о ценности гуманитарного знания в современных условиях, осознающие сложность социокультурной ситуации, но при этом обладающие социальным оптимизмом, могут предлагать подходы и методы подготовки студентов.

В разведывательном исследовании группу экспертов составили 14 преподавателей вузов г. Владивостока с научными степенями доктора и кандидата гуманитарных наук, из них семь экспертов в возрасте до 40 лет и семь - старше 40 лет.

В первую очередь определялось, какими основными мотивами, по мнению преподавателей, руководствуются абитуриенты при выборе вуза и гуманитарной ОП. Первые три позиции заняли мотивы (в порядке убывания): «получение диплома об образовании (неважно какого)»; «получение диплома престижного вуза»; «получение отсрочки от армии (юноши)». Было зафиксировано расхождение в оценках мотивов экспертов разного возраста: представители группы старше 40 лет чаще упоминали стремление абитуриентов «пожить студенческой жизнью», в то время как преподаватели моложе 40 лет называли мотивы «получение образования, гарантирующего последующее трудоустройство» и «получение хорошего профессионального образования».

Вторая задача исследования предполагала выявление основных проблем гуманитарного образования в вузе, требующих решения в первую очередь. В частности, опрошенные назвали организацию научных стажировок, командировок преподавателей (64 %), повышение качества управления вузом (57 %), оптимизацию учебной нагрузки преподавателей (50 %), повышение профессиональной квалификации преподавателей (50 %). Представители группы моложе 40 лет указали проблему совершенствования системы материального поощрения сотрудников (57 %).

В рамках третьей задачи определялось, как эксперты оценивают возможности трудоустройства по специальности выпускников гуманитарных ОП в Приморском крае и других регионах России (за пределами ДФО). Опрошенные отметили, что на региональном рынке труда большим спросом пользуются выпускники следующих направлений: социальная работа, журналистика, реклама и связь с общественностью, психология, издательское дело. Сложнее трудоустроиться выпускникам образовательных программ «Социология», «Философия», «Религиоведение». При этом помогут в трудоустройстве, по мнению экспертов, «осведомленность о ситуации на рынке труда, обучаемость, активность, практический опыт...». Эти же качества, по мне-

нию экспертов, способствуют трудоустройству выпускников на высокооплачиваемую работу. Однако 40 % опрошенных согласились с суждением, что рассчитывать на высокую оплату труда могут только те выпускники, которые станут руководителями.

При оценке возможности трудоустройства по специальности за рубежом выпускников гуманитарных ОП эксперты предположили, что лучшие шансы имеют журналисты, также могут быть востребованы философы, социологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью - все они обладают универсальными компетенциями. Каждый третий преподаватель считает, что наши выпускники за рубежом трудоустраиваются не по специальности, так как определяющими факторами являются знание английского языка, мобильность, активность.

Высокую степень согласованности продемонстрировали эксперты, отвечая на вопрос о том, различаются ли шансы в трудоустройстве (с высоким уровнем оплаты) не по специальности выпускников разных гуманитарных Оп. 12 экспертов высказали мнение, что шансы «зависят от его (выпускника) желания (умения) самоорганизации и самообразования и целеустремленности»; «общего культурного уровня, умения учиться, организаторских способностей, умения общаться с представителями других отраслей знания, коммуникабельности и пр.»; «инициативности, разворотливости», «личных качеств, социального капитала», «наличия связей и других неформальных ресурсов». Представляет интерес тот факт, что о связях (личных, социальных) написали 6 (из 7) экспертов в возрасте до 40 лет.

Определяя приоритетные сферы трудоустройства выпускников гуманитарных направлений, эксперты отметили образование (50 %), затем управление (35,8 %), рекламную деятельность и СМИ (35,8 %). Более половины преподавателей в группе до 40 лет указали, что «все сферы»: «будет знание языка, связи и позитивное мировосприятие - совершенно в любых по их желанию».

Были зафиксированы различия в оценках экспертов разного возраста. Во-первых, эксперты в возрасте старше 40 лет более обстоятельно отвечали на открытые вопросы, обращая внимание на необходимые условия востребованности выпускников образовательных программ гуманитарной направленности в России и за рубежом, в то время как представители группы моложе 40 лет отметили значимость активности самих выпускников. Однако большинство преподавателей выразили озабоченность тем, что в процессе реформирования высшего гуманитарного образования проблемы, связанные с развитием профессионального сообщества, решаются бюрократическими методами и вопросы востребованности выпускников гуманитарного направления в отраслях региона обсуждаются формально.

Мы считаем, что экспертное мнение субъектов научно-педагогического сообщества, рефлексирующих по поводу перспектив трудоустройства выпускников и перспектив востребованности гуманитарного образования в современном российском обществе, может служить важным источником информации о реализации программных целей в российском образовании и является ресурсом, который необходимо использовать в процессе его модернизации.

Ссылки и примечания:

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295 (с изм. и доп.). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Данный термин вызывает неоднозначную (в основном негативную) реакцию в образовательной среде.

3. При этом миссия гуманитарного образования формулируется в терминах традиционной модели, что делает ее реализацию в современных условиях проблематичной.

4. Об утверждении государственной программы ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.