Научная статья на тему 'Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования'

Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT / MODEL / EXTERNAL EXPERTISE / COMPLEX EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Зайцева Нина Николаевна

Рассматриваются вопросы разработки и внешней экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования. Предлагается опыт регионального учебно-методического объединения в системе СПО Волгоградской области по разработке требования к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФГОС СПО по ТОП-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Зайцева Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development and the external expertise of the training and methodological support of the basic vocational educational programs of the system of secondary vocational education. It represents the experience of the regional teaching and methodological association in the system of secondary vocational educationof the Volgograd region in the development of requirements to the working programmes of the academic disciplines and professional modules reflecting the specifics of FSES of SVEbased on the TOP-50.

Текст научной работы на тему «Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования»

педагогические науки

И.В. ВЛАСЮК, Н.Н. ЗАЙЦЕВА (Волгоград)

экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования

Освещаются вопросы разработки и внешней экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования. Предлагается опыт регионального учебно-методического объединения в системе СПО Волгоградской области по разработке требований к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФГОС СПО по ТОП-50.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, учебно-методическое обеспечение, модель, внешняя экспертиза, комплексная экспертиза.

В условиях современного социально-экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной. Гуманитарная парадигма профессионального образования предъявляет новые требования к научно-методической культуре педагогов и мастеров производственного обучения, направленной на создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, способствующего освоению студентами фундаментальных теоретических, технологических знаний, способов профессиональной деятельности и позволяющего выпускникам адаптироваться в профессиональном сообществе, ориентироваться в запросах региона [1, с. 13].

в модель учебно-методического обеспечения (УМО) традиционно включены средства нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля. уМо представляет собой систему дидактических средств об-

О Власюк И.В., Зайцева Н.Н., 2018

учения по конкретным учебным дисциплинам, курсам, практике, создаваемой в целях достижения требований ФГОС СПО по ТОП-50. Это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с рабочей программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта. уМО выступает как дидактическое средство управления подготовкой квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Проанализировав назначение и роль каждой составной части уМО, мы представили его в виде инвариантной и вариативной частей. Инвариантное наполнение является обязательным для любого преподавателя и мастера производственного обучения. вариативная же составляющая определяется каждым педагогом профессионального образования самостоятельно [5, с. 7].

требования к содержанию отдельных компонентов уМО зависят от вида материала, но при этом сохраняется общий комплексный подход. Так, инвариантная часть УМО дисциплины, междисциплинарного курса, практики в соответствии с выработанной моделью включает в себя нормативно-программную документацию по внедрению ФГОС СПО и обеспечению требований ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» и действующей системы федеральных подзаконных актов. Кроме того, учебно-программная документация представлена такими традиционными элементами, как:

- примерная и рабочая программы профессионального модуля и учебной дисциплины;

- календарно-тематический план;

- учебно-теоретические материалы (учебник, учебное пособие, курс лекций, в том числе адаптированные опорные конспекты по дисциплине, курсу, практике, планы-конспекты учебных занятий и др.);

- учебно-практические материалы (учебное пособие, указания или рекомендации по выполнению практических / лабораторных работ, в том числе в форме рабочей тетради и др.);

- методические рекомендации по обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС);

- методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине для студентов заочной формы обучения;

- фонды оценочных средств (ФОС), в том числе материалы текущего контроля, комплекты оценочных средств для промежуточной аттестации (перечни вопросов, варианты заданий, тестовый материал для зачетов, экзаменов и др.), контрольные измерительные материалы государственной итоговой аттестации (перечни вопросов, заданий, тестовый материал и др.);

- рекомендации по выполнению курсовой работы / проекта;

- рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы;

- электронные учебные материалы (обязательные для обучения при реализации электронного обучения и на основе дистанционных образовательных технологий - электронные учебные пособия, тестовые материалы и др.) [4, с. 10].

содержание и набор элементов вариативной части учебно-методического обеспечения формируется в соответствии с требованиями профессиональной образовательной организации самостоятельно. Единая для всех вариативная часть УМО в разработанной модели представлена материалами, которые могут заменить, дополнить или углубить инвариантные элементы. Например, это могут быть:

- учебно-теоретические, учебно-методические, практические и учебно-практические адаптированные для студентов пособия;

- рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины или МДК;

- практическое руководство / самоучитель по изучению раздела, темы либо практикум;

- указания по подготовке к практическим / лабораторным работам (семинарским занятиям) или к промежуточной / итоговой аттестации;

- сборники упражнений и задач;

- методические разработки системы учебных занятий;

- указания, инструкции и самый разнообразный дидактический материал - наглядные и раздаточные средства обучения (памятки, карточки, инструкции, опорные сигналы, структурно-логические схемы, кейсы, видеоматериалы, макеты, проспекты и др.) [3, с. 15].

Кроме общепринятой модели УМО, региональным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования Волгоградской области вы-

работаны единые требования к каждому элементу: его сущности, назначению, структуре и содержанию, что позволило добиться единых подходов к разработке, оценке и экспертизе создаваемых продуктов образовательной деятельности. с этой же целью два года ранее был создан региональный экспертный научно-методический совет (ЭНМС) - коллегиальный общественный орган, выполняющий свои функции в тесном взаимодействии с профессиональными образовательными, научными и общественными организациями и объединениями, а также другими участниками образовательной деятельности. среди прочего ЭНМС рекомендует лучшие образцы учебно-методических материалов, фондов оценочных средств и учебно-программной документации для размещения в региональном информационном банке учебно-научно-методических материалов по профилям реализуемых рабочих профессий, должностей служащих и специальностей.

создаваемые элементы УМО в зависимости от их назначения и места в основной профессиональной образовательной программе подвергаются экспертизе технического, содержательного или комплексного характера. Техническая экспертиза направлена на анализ и оценку наличия структурных частей и содержания материалов, их соответствия ФГОС СПО и установленным требованиям федерального и регионального уровней, а также профессиональных объединений. Целью содержательной экспертизы является оценка непосредственно содержания основных разделов, его соответствия современному состоянию отрасли, науки, производства в соответствии с профилем и направлением подготовки.

так, для экспертизы рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках ФГОС СПО 3-го поколения эксперты используют тексты экспертизы, разработанные и рекомендованные Федеральным институтом развития образования. На их базе разработаны требования к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФгОС СПО по тОП-50. Экспертиза других элементов (помимо рабочих программ) УМО представлена текстом комплексной экспертизы, сочетающей в себе требования технического и содержательного характера.

Остановимся на этом подходе чуть подробнее. Экспертные показатели комплексной экспертизы распределяются на три блока, раз-

Комплексная экспертиза учебно-теоретических материалов

Автор / разработчик / составитель_нужное подчеркнуть (указывается ФИО полностью)

Вид материалов_(указывается конкретный вид: краткий курс лекций / курс лекций /

опорные конспекты и др.)

Экспертное заключение

№ Наименование экспертного показателя Оценка 0-2 Замечания по показателю

Титульный лист

1. Сведения о наименовании образовательной организации

2. Указание вида учебно-теоретических материалов

3. Наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса

4. Год создания материалов

5. Оформление оборотной стороны титульного листа

Содержание (оглавление)

6. Указание всех основных частей материалов

7. Указание страниц для всех структурных частей

Оценка Замечания по

0-5 показателю

Введение (пояснительная записка)

8. Сведения о назначении материалов

9. Реферативное содержание материалов, объем работ, особенности построения

10. (Укрупненные) требования к знаниям и умениям студентов

11. Специфика учебной дисциплины / междисциплинарного курса в контексте общей профессиональной подготовки выпускника по профессии / специальности

12. Обобщенные требования к студентам при работе с материалами (строго выполнять весь объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, быть подготовленным к выполнению работы, выполнять требования преподавателя и др.)

Учебный материал (текстовая часть)

13. Номер и наименование темы

14. Цель учебно-теоретических материалов по теме

15. * Используемые средства обучения и их целесообразность (доп. 0-5 баллов)

16. Основные вопросы для изучения темы

17. Основной текст по теме

18. Вопросы и задания для самоконтроля

19. * Справочные данные (доп. 0-5 баллов)

20. Перечень основной и дополнительной литературы к теме

Перечень использованных источников (по всему курсу)

21. Оформление перечня в соответствии с требованиями ГОСТа

Оценка Замечания по

0-1 показателю

Технические характеристики

22. Четкость формулировок и логичность чередования структурных частей

Оформление материала

23. Читаемость шрифта

24. Постраничное размещение

25. Общая привлекательность

Культура оформления

26. Рисунки, иллюстративный ряд, схемы, таблицы, диаграммы, модели

27. Содержание

ИТОГО: базовые (0-80) + * доп. (0-10)

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) да нет

Материалы рекомендованы к утверждению (более 80 % от максимума)

Материалы рекомендованы к доработке (60—79 % от максимума)

Материалы рекомендованы к отклонению (менее 59 % от максимума)

Замечания и рекомендации эксперта по доработке:_

«_»_20_г._/ ФИО, подпись эксперта /

Комплексная экспертиза материалов по лабораторным и практическим работам

Автор / разработчик / составитель_нужное подчеркнуть (указывается ФИО полностью)

Вид материалов_(указывается конкретный вид: методические указания /рекомендации,

сборник, практикум)

Экспертное заключение

№ Наименование экспертного показателя Оценка 0-2 Замечания по показателю

Титульный лист

1. Сведения о наименовании образовательной организации

2. Указание вида методических материалов

3. Наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса

4. Год создания материалов

5. Оформление оборотной стороны титульного листа

Содержание / оглавление

6. Указание всех основных частей материалов

7. Указание страниц для всех структурных частей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка Замечания по

0-5 показателю

Введение / пояснительная записка

8. Сведения о назначении материалов

9. Реферативное содержание материалов, объем работ, вариативность заданий (если есть), особенности построения

10. (Укрупненные) требования к знаниям и умениям студентов до и после выполнения лабораторных / практических работ

11. Специфика учебной дисциплины / междисциплинарного курса в контексте общей профессиональной подготовки выпускника по профессии / специальности

12. Обобщенные требования к студентам при подготовке и выполнении работ (строго выполнять весь объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, быть теоретически и практически подготовленным к выполнению работы, выполнять требования преподавателя, в том числе по срокам и оформлению отчетов и др.)

13. Нормы выставления оценок

14. Порядок выполнения пропущенных работ

Структура и содержание каждой работы

15. Номер и наименование (тема) работы

16. Цель выполнения работы

17. Оборудование, материалы

18. Теоретические сведения по теме работы

19. Задание / варианты заданий

20. Порядок выполнения работы

21. Пояснения и рекомендации к выполнению работы

22. * Справочные данные / * доп. 0-5 баллов

23. Контрольные вопросы

24. Рекомендуемая литература к работе

Перечень литературы и средств обучения (по всему курсу)

25. Оформление перечня в соответствии с требованиями ГОСТа

*Общие требования к оформлению отчета по лабораторным и практическим работам (по всему курсу)

26. Сведения о структурных частях отчета и их содержании

27. Соответствие требованиям нормативных документов РФ

28. Указание на форму предъявление отчета (электронный, бумажный печатный или рукописный)

29. Требования к изложению расчетной части (при наличии)

30. Требования к представлению цифрового материала (при наличии)

* Доп.: 0-25 баллов

№ Наименование экспертного показателя Оценка 0-1 Замечания по показателю

Технические характеристики

31. Четкость формулировок и логичность чередования структурных частей

Оформление материала

32. Читаемость шрифта

33. Постраничное размещение

34. Общая привлекательность

Культура оформления

35. Рисунки, иллюстративный ряд, схемы, таблицы, диаграммы, модели

36. Содержание

ИТОГО: базовые (0-110) + * доп. (0-30)

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) да нет

Материалы рекомендованы к утверждению (более 80 % от максимума)

Материалы рекомендованы к доработке (60-79 % от максимума)

Материалы рекомендованы к отклонению (менее 59 % от максимума)

Замечания и рекомендации эксперта по доработке:_

«_»_20_г._/ ФИО, подпись эксперта /

личные по своей ценности: наиболее ценные показатели при полном представлении разработчиком могут иметь «ценность» в пять баллов; менее «ценные» показатели отражают требования технического характера и могут быть оценены не более чем в один балл. Полный перечень экспертных показателей, в свою очередь, представлен двумя группами. Показатели первой группы (их подавляющее большинство) имеют постоянный характер и определяются как базовые. Другая группа показателей имеет непостоянный характер, их наличие обусловлено спецификой разрабатываемого вида материалов, реализуемой профессии или специальности, а также позицией автора-разработчика. такие баллы определяются как дополнительные или добавочные [2, с. 25].

По итогам оценки показателей из всех блоков и групп полученные баллы суммируются, и итоговая максимальная сумма (базовые и дополнительные баллы) является основой для принятия решения экспертом: рекомендовать материалы к утверждению (более 80 % от максимума), доработке (60-79 % от максимума) или к отклонению (менее 59 % от максимума). Текст комплексной экспертизы элементов КУМО можно представить на примере оценки учебно-теоретических материалов, приве-деной на с. 15.

Так называемые непостоянные показатели могут не только быть отдельными, но и представлять собой некое единство, отражающее целый раздел, структурную часть и т.п. Наличие таких структурных единиц экспертиру-

емых материалов также определяется спецификой разрабатываемого вида материалов, реализуемой профессии или специальности, позицией автора-разработчика, что наглядно представлено в тексте комплексного экспертного заключения материалов по лабораторным и практическим работам (см. с. 16).

При формировании УМО для педагога профессионального образования выработаны общие требования к подготовке и оформлению учебно-методической документации: подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий; перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируются в индивидуальных планах работников и планах методической службы учреждения; рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй - у автора.

Решение проблемы разработки и внешней оценки УМО образовательных программ системы СПО имеет принципиальное значение для его опережающего развития. Модель УМО реализуемых программ основывается не только на принципе социального заказа (качественная подготовка рабочих и специалистов), но и на принципе развития педагога и самой личности обучающегося, владеющего и управляющего своим профессионально-образовательным ресурсом, воспитанием ответственности за свой образовательный труд на различных уровнях обучения внутри одной

профессиональной образовательной организации и региона в целом.

Система среднего профессионального образования волгоградской области в настоящее время находится в стадии активного реформирования, модернизации управления и содержания. Происходящие в настоящее время процессы глобальной информатизации современного общества определяют разработанную модель УМО для региона как базовую, как отправную точку для ее дальнейшего развития и совершенствования на уровнях педагога, методических объединений педагогов по профилям и направлениям реализуемых программ, профессиональных образовательных организаций и на уровне региона в целом.

Список литературы

1. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2017. № 8. С. 13.

2. Зайцева Н.Н. Разработка и экспертиза комплексного учебно-методического обеспечения ФГОС профессионального образования: комплекс справочных и оценочных материалов // Методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГАОУ ДПО «ВГАПО», 2015.

3. Зайцева, Н.Н. 10 шагов разработки контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине // Рабочая тетрадь для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГАОУ ДПО «ВГАПО», 2015.

4. Зайцева Н.Н. Комплексное учебно-методическое обеспечение ФГОС среднего профессионального образования: разработка и экспертиза // Учебно-методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГБПОУ «ВТК», 2017.

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / сост. С.Е. Луз-

гин; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2011.

* * *

2. Zajceva N.N. Razrabotka i jekspertiza kom-pleksnogo uchebno-metodicheskogo obespechenija FGOS professional'nogo obrazovanija: kompleks spra-vochnyh i ocenochnyh materialov // Metodicheskie rekomendacii dlja prepodavatelej i masterov proiz-vodstvennogo obuchenija organizacij srednego professional'nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GAOU DPO «VGAPO», 2015.

3. Zajceva, N.N. 10 shagov razrabotki kontrol'no-ocenochnyh sredstv po uchebnoj discipline // Rabo-chaja tetrad' dlja prepodavatelej i masterov proiz-vodstvennogo obuchenija organizacij srednego profes-sional'nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GAOU DPO «VGAPO», 2015.

4. Zajceva N.N. Kompleksnoe uchebno-metodi-cheskoe obespechenie FGOS srednego professional'nogo obrazovanija: razrabotka i jekspertiza // Uchebno-metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej i maste-rov proizvodstvennogo obuchenija organizacij srednego professional'nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GBPOU «VTK», 2017.

5. Uchebno-metodicheskoe obespechenie obrazo-vatel'nogo processa srednego professional'nogo obra-zovanija: metod. rekomendacii / sost. S.E. Luzgin; Saran. koop. in-t RUK. Saransk, 2011.

Expertise of training and methodological support of basic vocational educational programmes of secondary vocational education

The article deals with the development and the external expertise of the training and methodological support of the basic vocational educational programs of the system of secondary vocational education. It represents the experience of the regional teaching and methodological association in the system of secondary vocational education of the Volgograd region in the development of requirements to the working programmes of the academic disciplines and professional modules reflecting the specifics of FSES of SVEbased on the TOP-50.

Key words: secondary vocational education, training and methodological support, model, external expertise, complex expertise.

1. Vlasjuk I.V., Kazakova A.F. Professional'naja gramotnost' specialista jekonomicheskoj sfery v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija // Srednee professional'noe obrazovanie. 2017. № 8. S. 13.

(Статья поступила в редакцию 20.11.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.