Научная статья на тему 'Экспертиза программы развития образовательной организации в структуре оценки профессиональной компетентности руководителя'

Экспертиза программы развития образовательной организации в структуре оценки профессиональной компетентности руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2354
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ / ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROGRAM OF DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MONITORING OF THE HEAD'S DEVELOPMENT / MONITORING OF THE LEADER´S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EXPERTISE OF DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Е.Ю.

В статье представлена методика экспертизы программы развития образовательной организации, обоснована увязка результатов экспертизы с оценкой профессиональной компетентности руководителя, предлагается учитывать результаты экспертизы при осуществлении мониторинга профессионального развития руководителей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expertise of educational organization program development in the structure of assessment of the head’s professional competence

The paper presents a methodology for the examination of the program of development of the educational organization, justified alignment results of examination with assessment of professional competence of the leader, it is proposed to take into account the results of the examination in monitoring professional development of heads of educational organizations

Текст научной работы на тему «Экспертиза программы развития образовательной организации в структуре оценки профессиональной компетентности руководителя»

Е. Ю. Алмазова

(Санкт-Петербург)

Экспертиза программы развития образовательной

организации в структуре оценки профессиональной компетентности руководителя

В статье представлена методика экспертизы программы развития образовательной организации, обоснована увязка результатов экспертизы с оценкой профессиональной компетентности руководителя, предлагается учитывать результаты экспертизы при осуществлении мониторинга профессионального развития руководителей образовательных организаций.

Оценка профессиональной компетентности руководителя в условиях модернизации системы образования должна носить комплексный характер. Это связано с внедрением в практику функционирования образовательных организаций как экономических, так и управленческих инноваций. За последнее время существенно изменились требования к руководителю, и этот процесс продолжает развиваться: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет руководителя единоличным исполнительным органом образовательной организации, осуществляющим текущее руководство, несущим ответственность за всю деятельность образовательной организации. Именно управленческая деятельность руководителя, обладающего соответствующими компетент-ностями, определяет выполнение установленных действующим законодательством требований к функционированию образовательных организаций, обеспечению качества образования.

Необходимо принять во внимание предстоящее введение профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Совершенно очевидно, что функциональная карта профессиональной деятельности и трудовые действия руководителя в стандарте будут включать элементы, относящиеся к управлению развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями. Руководителю прежде всего предписывается роль лидера и стратега, а функциональное управление может быть делегировано команде управленцев.

Стандарт предполагает распределенное лидерство, где главная задача руководителя

- определять миссию и стратегию учреждения, эффективно взаимодействовать со стейкхолдерами. От определения функций в стандарте руководителя можно перейти к компетенциям, которыми должен обладать руководитель образовательной организации. А. С. Горшковым выделен перечень, состоящий из 24 компетенций, которыми должен обладать руководитель для реализации части обязанностей и компетенций образовательной организации [4, с. 9-11]. При разработке методики оценки компетентности руководителя мы опирались на данный перечень.

В ходе эксперимента по управлению профессиональным развитием руководителей образовательных организаций в районной системе образования возникла необходимость разработки системы мониторинга. В разработанную модель вошли: оценка профессионального развития руководителя в ходе реализации эффективного контракта [1], экспертная оценка публичных отчетов руководителей, оценка уровня компетентности по итогам прохождения повышения квалификации, а также оценка уровня компетентности по результатам экспертизы программы развития образовательной организации. В рамках районной системы образования мониторинг профессионального развития представляет собой регулярную систематическую процедуру оценки профессиональных компе-тентностей руководителя, производимую через регулярные интервалы времени, что позволяет оценить динамику изменения оцениваемых качеств.

Выделим программу развития образовательной организации как продукт профессиональной деятельности руководителя, в раз-

работке и реализации которой в наибольшей степени выражена его профессиональная компетентность [3]. В процессе мониторинга профессионального развития руководителей образовательных организаций была проведена экспертиза проектов программ развития учреждений системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга. Программы были представлены 64 учреждениями. Основываясь на методологии экспертизы инновационных проектов в сфере образования, при разработке порядка экспертизы программ руководствовались методическими рекомендациями, а также федеральными и региональными нормативными документами, определяющими основные направления развития системы образования: формирование и развитие независимой системы оценки качества образования, введение профессиональных стандартов в сфере образования, продолжение поэтапного введения Федеральных государственных образовательных стандартов [5, 6, 8]. В ходе экспертизы была оценена степень соответствия представленных программ структуре, предложенной в «Методических рекомендациях по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года» [5]. Кроме того, в структуру экспертного листа нами был внесен показатель 12 «Структурная и содержательная полнота представления направлений деятельности образовательного учреждения» (таблица 1].

Результаты экспертизы стали основанием для согласования учредителем Программы развития, а также позволили внести необходимые коррективы в те Программы, содержание которых не соответствовало методическим рекомендациям.

Ниже на рисунке представлена диаграмма средних показателей по критериям экспертизы программ развития, которая показывает, что недостаточно информация представлена по критериям 3 «Анализ потенциала ОУ», 4 «SWOT-анализ потенциала развития», 6 «Оптимальный сценарий и концепция развития».

Результаты экспертизы, включавшей контент-анализ программ, могут быть соотнесены с оценками профессиональной компетентности руководителя по ряду компетенций, необходимых для реализации обязанностей и компетенций образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об

образовании в Российской Федерации». Основные выводы состоят в следующем:

- содержание программы увязывается с реализацией определенных компетенций руководителя образовательного учреждения;

- одна и та же компетенция может проявляться при написании (подготовке] нескольких разделов программы развития;

- оценка качества написания (подготовки] определенного раздела программы развития может быть перенесена на оценку уровня проявления определенной компетенции руководителя ОУ.

Расчет показателей уровня проявления определенной компетенции руководителя осуществлялся по формуле

^ = N : а,

где X - показатель уровня сформированно-сти определенной компетенции руководителя в баллах,

N - сумма баллов по показателям экспертизы программы развития, в которых проявляется данная компетенция,

а - общее число показателей экспертизы программы развития, в которых проявляется данная компетенция.

При определении уровней проявления профессиональных компетенций руководителей на основании экспертизы программы развития применена уровневая шкала:

- высокий уровень - данный показатель ярко выражен, проявляется в различных разделах программы (в балльном выражении -от 4 до 5 баллов];

- средний уровень - данный показатель выражен неярко, проявляется непостоянно, частично (в балльном выражении - от 2 до 4 баллов];

- низкий уровень - данный показатель выражен слабо или не проявляется (в балльном выражении - до 2 баллов].

Данная методика позволила провести оценку проявления необходимых компетенций у конкретного руководителя и получить «усредненный портрет» руководителя образовательного учреждения районной системы образования. В представленной ниже таблице 2 приведены средние по районной системе образования показатели уровней проявления компетенций, а также показатели одного из руководителей, выбранного случайным образом.

Таблица 1

Лист экспертной оценки Программы развития образовательного учреждения

Структура программы Критерии Количественные показатели (0-3-5)

1. Паспорт программы развития Точность и конкретность ожидаемых результатов и ключевых показателей

2. Введение Определена основная цель

3. Анализ потенциала развития ОУ Представлен анализ за 3 года в сравнении с районными и городскими данными

4. Результаты маркетингового анализа внешней среды Определены запросы родителей и удовлетворенность образовательной деятельностью

5. SWOT-анализ потенциала развития Соответствует требованиям к структуре Сделаны точные и обоснованные выводы

6. Оптимальный сценарий и концепция развития Соответствие структуре Общая оценка актуальности, реалистичности и рисков

7. Цель и задачи развития Точность и четкость формулировок

8. Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития) Соответствие направлениям стратегии развития образования

9. Индикаторы и результаты развития Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю

10. Управление и отчетность по программе развития Определена стратегия управления и конкретизирована отчетность по программе

11. Финансовый план реализации программы развития Наличие плана

12. Структурная и содержательная полнота представления направлений деятельности образовательного учреждения Представлены все направления деятельности образовательного учреждения в соответствии с нормативными документами

Полученные результаты экспертизы программ развития, являющихся составной частью мониторинга, могут быть применимы как при внесении необходимых изменений в программы повышения квалификации или определении содержания новых, так и при разработке индивидуальных планов профессионального развития.

Как установлено, средние по району показатели уровня проявления профессиональных компетенций не достигают максимального значения, что позволяет говорить о необходимости формирования районной программы профессионального развития руководящих кадров, направленной на совершен-

ствование профессиональных компетенций руководителей. С другой стороны, материалы, представленные в таблице 2, показывают, что индивидуальный уровень руководителя образовательной организации может существенно отличаться от средних показателей, а следовательно, программа профессионального развития руководителей должна предоставлять руководителю возможность выбора индивидуального маршрута совершенствования своей профессиональной компетентности в соответствии с его индивидуальными потребностями и с учетом результатов экспертной оценки. Необходимо помнить, что экспертиза, фиксируя реальную ситуа-

Таблица 2

Показатели проявления профессиональных компетентностей по результатам экспертизы Программ развития образовательных учреждений

№ пп Профессиональные компетенции руководителя Критерии экспертизы Средний показатель по району Показатель конкретного руководителя

1 2 3 4 5

1 Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам ■ Определены Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] ■ Представлен анализ за 3 года в сравнении с районными и городскими данными ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю 3,4 4,0

2 Готовность обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, труда работников организации ■ Оптимальный сценарий развития ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] 3,4 5,0

3 Готовность к управлению коллективом с соблюдением прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации ■ Определены стратегия управления и конкретизирована отчетность по Программе ■ Определены запросы родителей и удовлетворенность образовательной деятельностью 3,0 2,5

4 Способность к нормотворчеству ■ Определена основная цель ■ Определены стратегия управления и конкретизирована отчетность по Программе ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] 3,5 5,0

5 Способность к планированию и реализации планов развития материально-технической базы ■ Определены стратегия управления и конкретизирована отчетность по Программе ■ Оптимальный сценарий развития ■ Наличие финансового плана 3,4 4,3

6 Способность вести финансовую и хозяйственную деятельность, формировать отчётную документацию ■ Наличие финансового плана ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю ■ Определена стратегия управления и конкретизирована отчетность по Программе 3,4 4,3

7 Способность разрабатывать штатное расписание ■ Наличие финансового плана ■ Оптимальный сценарий развития 3,6 4,0

1 2 3 4 5

8 Способность к реализации эффективной кадровой политики ■ Определена основная цель ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития) ■ Определена стратегия управления и конкретизирована отчетность по Программе 3,4 5,0

9 Способность проектировать образовательное пространство ■ Определена основная цель ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития) ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю 3,7 5,0

10 Способность организовать приём обучающихся в ОУ ■ Наличие финансового плана ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю 3,8 4,0

11 Способность осуществлять экспертизу учебников и учебных пособий Оптимальный сценарий развития 3,5 5,0

12 Способность организовать текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ■ Точность и конкретность ожидаемых результатов и ключевых показателей ■ Представлен анализ за 3 года в сравнении с районными и городскими данными 3,1 2,5

13 Способность обеспечить создание и функционирование системы учёта индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ ■ Точность и конкретность ожидаемых результатов и ключевых показателей ■ Представлен анализ за 3 года в сравнении с районными и городскими данными 3,1 2,5

14 Способность использовать современные методы и технологии обучения и воспитания ■ Оптимальный сценарий развития ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития) 3,4 5,0

15 Способность проектировать системы оценки качества образования, организовать проведение самообследования ■ Точность и конкретность ожидаемых результатов и ключевых показателей ■ Представлен анализ за 3 года в сравнении с районными и городскими данными ■ Оптимальный сценарий развития ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю 3,4 3,7

1 2 3 4 5

16 Готовность к обеспечению необходимых условий содержания обучающихся ■ Определены запросы родителей и удовлетворенность образовательной деятельностью ■ Механизмы реализации Программы (Проекты / целевые подпрограммы / направления развития ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю ■ Наличие финансового плана 3,5 3,2

17 Готовность к обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю ■ Наличие финансового плана 3,6 4,3

18 Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] 3,3 5,0

19 Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования Цель и задачи развития: точность и четкость формулировок 3,5 5,0

20 Готовность придерживаться демократического стиля управления, государственно-общественного характера управления ■ Определены запросы родителей и удовлетворенность образовательной деятельностью ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] 3,2 2,5

21 Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса и их использованию ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] ■ SWOT-анализ ■ Представлены индикаторы, результаты, поддающиеся точному измерению и контролю ■ Определена стратегия управления и конкретизирована отчетность по программе 3,6 5,0

22 Готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий ■ Цель и задачи развития: точность и четкость формулировок ■ Механизмы реализации программы (проекты / целевые подпрограммы / направления развития] ■ Наличие финансового плана 3,5 4,3

Средний балл по критериям экспертизы

б :

4,81

4,06 4'25 4

4 3,59 3,65 3,79 3 5 з ^

I

123456789 10 11 12 Рис. Средние показатели по критериям экспертизы программ развития.

цию, должна быть направлена не на оценку, а на развитие.

Данная методика оценки профессиональной компетентности может быть также использована при проведении аттестации руководителей образовательных организаций,

для составления ранговой шкалы профессиональной компетентности при проведении районных конкурсов среди руководителей образовательных организаций, при независимой оценке качества образования.

Литература

1. Алмазова Е. Ю. Опыт организации мониторинга профессионального развития руководителей образовательных организаций // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 188-194.

2. Антипина И. О. Анализ современных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3 (6). - С. 29-32.

3. Волков В. Н. Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования // Народное образование. - 2012. -№ 1. - С. 101-104.

4. Горшков А. С. Требования к профессиональной компетенции современного руководителя в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - СПб.: АППО, 2015. - С. 8-12.

5. Гришина И. В., Волков В. Н. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года / ГБУ ДПО СПбАППО, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spbappo.ru/images/files/kaf_upravl/metod_razrab/met_ rek_kuprav.pdf (дата обращения: 02.02.2016).

6. Мкртычян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика : моногр. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. - 182 с.

7. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: учебно-методический комплект / сост. и ред. Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий. - М.: АСОУ, 2006. - 192 с.

8. Слободчиков В. И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов : материалы междунар. науч.-практич. конф. - Минск, 1997. - С. 211-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.