Научная статья на тему 'Целевая программа как механизм управления профессиональным развитием руководителей образовательных организаций в районной системе образования'

Целевая программа как механизм управления профессиональным развитием руководителей образовательных организаций в районной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ / РАЙОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / GOAL-ORIENTED PROGRAM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / METHODOLOGY OF THE PROGRAMS DEVISE / STRATEGY OF THE PROGRAMS REALIZATION / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Елена Юрьевна

Данная статья раскрывает возможности программно-целевого подхода при управлении кадрами в системе образования районного (муниципального) уровня и стратегию их реализации с учетом специфики системы образования. Приводятся результаты разработки программы для управления профессиональным развитием руководителей образовательных учреждений системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOAL-ORIENTED PROGRAM AS THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEADS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN A REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

This article opens possibilities of program and target approach at personnel administration in an education system of regional (municipal) level and the strategy of their realization taking into account specifics of an education system. Results of development of the program for management of professional development of heads of educational institutions of an education system of Vyborgsky district of St. Petersburg are given.

Текст научной работы на тему «Целевая программа как механизм управления профессиональным развитием руководителей образовательных организаций в районной системе образования»

УДК 378

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЙОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Е.Ю. Алмазова

Аннотация. Данная статья раскрывает возможности программно-целевого подхода при управлении кадрами в системе образования районного (муниципального) уровня и стратегию их реализации с учетом специфики системы образования. Приводятся результаты разработки программы для управления профессиональным развитием руководителей образовательных учреждений системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: целевая программа, профессиональное развитие, методология разработки программы, стратегия реализации программы, районная система образования.

THE GOAL-ORIENTED PROGRAM AS THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEADS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN A REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

E. Almazova

Abstract. This article opens possibilities of program and target approach at personnel administration in an education system of regional (municipal) level and the strategy of their realization taking into account specifics of an education system. Results of development of the program for management of professional development of heads of educational institutions of an education system of Vyborgsky district of St. Petersburg are given.

Keywords: goal-oriented program, professional development, methodology of the programs devise, strategy of the programs realization, regional system of education.

Особенность системы образования Российской Федерации - наличие ярко выраженных территориальных особенностей, причем не только на региональном уровне, но и на уровне муниципалитетов (районов в Санкт-Петербурге). Теория и практика управления образованием выделяет следующие основные категории управления образованием: объекты и субъекты управления образованием; функции управления образованием; принципы управления; уровни управления образованием.

В Российской Федерации выделяют следующие уровни управления образованием:

1) федеральный уровень управления (Министерство образования и науки Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием, профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы);

2) региональный уровень управления (соответствующие комитеты законодательных органов власти, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие управление образованием в субъектах Российской Федерации);

3) территориальный (муниципальный, районный) уровень управления образованием (органы управления образованием муниципальных районов и городских округов, администрации районов для Санкт-Петербурга).

Одна из основных современных тенденций в управлении образованием - повышение роли

региональных и муниципальных (районных) структур, что связано с необходимостью обеспечения управляемости систем.

Законодательное отнесение к предметам ведения местного самоуправления (администраций районов для Санкт-Петербурга) муниципальных (районных) образовательных систем,

включающих дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, делает муниципальные (районные) системы управляемыми.

В практике территориального управления образованием применим ситуационный подход, когда формы, методы, приемы, стили управления варьируются в зависимости от сложившейся ситуации, характерной для конкретной системы образования, конкретных обстоятельств, влияющих на образовательные организации и их сотрудников в данное конкретное время.

До настоящего времени, по нашему мнению, недостаточно применяются научно-обоснованные подходы к управлению на уровне конкретных территорий, не принимаются во внимание присущие этим территориям конкретные особенности. Разработка и реализация целевых программ позволяет решить данную проблему при выполнении социально-экономических программ развития территорий. Программно-целевой подход к управлению развитием районной системы образования реализуется

муниципальными (районными) органами управления образованием, которые являются субъектами управления, определяющими проблемы и пути их решения, выбирающими механизмы достижения целей и несущими ответственность за полученные результаты. Программно-целевое управление направлено на решение реальных проблем.

Применение данного подхода позволит достичь следующих эффектов:

1) Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

2) Консолидация интересов различных групп профессионального сообщества при определении и выработке путей реализации поставленных целей.

3) Решение ключевых задач, характерных для конкретной системы образования.

Применение программно-целевого подхода в системе образования одного из административных районов Санкт-Петербурга предусматривает разработку программы развития районной системы образования, а также программ развития образовательных учреждений. Однако принятие данных стратегических документов не исчерпывает число механизмов управления развитием системы образования.

Формирование отдельных целевых программ, направленных на решение важнейших задач, позволяет обеспечить реализацию

государственных программ развития образования в границах территориальных (районных или муниципальных) систем путем консолидации усилий различных субъектов управления и получить максимальный результат за определенный промежуток времени. Особенность реализации районной целевой программы в том, что для решения проблемы задействуются именно ресурсы районной системы образования, и лишь потом при необходимости и возможности привлекаются ресурсы остальных уровней.

Под целевой программой мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих в рамках решения территориальных проблем достижение стратегических целей,

установленных в программах регионального и федерального уровня.

По назначению различают комплексные программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие системы, и проблемные, обеспечивающие решение конкретной проблемы. Целевая программа «Кадры» направлена на решение конкретной проблемы: обеспечение профессионального развития кадров районной системы образования в условиях введения профессиональных стандартов. Программа

«Кадры» является составной частью Программы развития системы образования района.

Как процесс, управление образованием -«взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей» [4]. Необходимо констатировать, что управление образованием включает

планирование, организацию, руководство, контроль, определяющие развитие и функционирование образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Междисциплинарный словарь «Образование взрослых» определяет, что управление процессом функционирования и развития образования осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает реализацию функций управления образованием в их преломлении к своей специфике, выраженной в содержании основной задачи. Функция управления кадрами является важнейшей в системе менеджмента, так как активность кадров - внутренний источник развития системы. При этом важно, чтобы кадры в своем развитии руководствовались не только собственными потребностями, но и решением общих социальных задач. Функция управления в области профессионального развития кадров является составной частью функции менеджмента. Структура управления включает планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль.

Стратегическое управление персоналом - это область науки и практики управления, предназначение которой - в обеспечении стабильности развития организации в быстро меняющихся условиях внешней среды. Основой стратегического управления становится районная целевая программа.

Участие в организуемых мероприятиях различных форм и с использованием потенциала внешних источников педагога и руководителя должно строиться на основе осознанного и добровольного выбора.

Необходим эффективный механизм управления профессиональным развитием. Под эффективным управлением мы понимаем создание условий, при которых необходимые результаты достигаются за наиболее короткие сроки с наименьшими затратами ресурсов. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления

может быть оценена по степени достижения этих целей.

Кроме того, при разработке программы мы опирались на труды Г.П. Щедровицкого о программировании процессов решения задач, который определяет программу как особую форму, соорганизующую мышление и деятельность: наша программа разрабатывалась при участии не только субъектов управления, но и объектов управления [6]. В основе программы должна быть общая цель, которую принимают все «системы», имеющие отношение к реализации программы. Задача программы профессионального развития прежде всего в создании условий, при которых объекты воздействия самостоятельно выберут развитие, то есть создание условий для

самопрограммирования руководителями своего профессионального будущего. Базовыми элементами программы являются формы организации обучения, результаты реализации программы, формы оценки результатов.

«Когда состыковки и соорганизации многих независимых и автономных систем деятельности становятся регулярными и воспроизводимыми, когда начинается их фиксация в каких-то иных формах, несущих в себе свойство целостности, и когда далее начинается работа по их оптимизации, тогда собственно и появляется то, что мы обычно называем технологиями и технологическими процессами» [6]. Программа есть результат кооперации различных субъектов -заказчиков программы. Во многих мировых образовательных системах заказчиками подобных программ являются различные

профессиональные ассоциации. В Российской Федерации заказчиком подобных программ выступает учредитель. В системе образования Выборгского района заказчиками программы стали орган управления образования, а также орган государственно-общественного управления системой образования - Совет развития, в состав которого входят представители педагогической общественности.

В отличие от плана и дорожной карты в программе выделены цели и задачи, обозначены проблемы, а через планируемые меры и мероприятия обеспечивается решение задач и достижение целей.

Основным регулятивом программы стала ориентация на практическую значимость (системно-деятельностный подход). Разрабатывая программу, необходимо точно понимать, чего мы хотим достичь, или что мы хотим получить, и как мы это будем измерять. Важно, чтобы программа не стала описанием процесса решения задач, а дала возможность достичь определенных

измеримых результатов. Приступая к разработке программы необходимо сформулировать цели и точно представить конечный результат, определить индикаторы и порядок мониторинга выполнения программы.

В процессе разработки программы был произведен анализ существующих аналогов. В большинстве существующие программы направлены на повышение квалификации педагогов и не выделяют в отдельную категорию руководителей образовательных учреждений. Во многих регионах подобные программы создавались в связи с необходимостью подготовки к переходу на эффективный контракт, а также в связи с введением профессиональных стандартов. Однако программа управления профессиональным развитием решает более широкий спектр задач. Мы рассматриваем управление профессиональным развитием в районной системе образования как процесс, регулирующий формирование и развитие необходимых профессиональных компетенций для решения насущных и перспективных потребностей системы образования.

Профессиональное развитие должно включать «подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке, принимать верные решения в любых часто неординарных ситуациях» [2, с.89]. Необходимо также выработать готовность к мобильной адаптации педагогических работников к разнообразным, меняющимся условиям организации

образовательного процесса, профессионального развития и самосовершенствования с учетом профессиональной квалификации,

профессиональных интересов и способностей [5, с.39].

Современным законодательством в сфере образования определены основные

организационные формы управления

профессиональным развитием: это аттестация на соответствие занимаемой должности, аттестация на квалификационную категорию, повышение квалификации и профессиональная

переподготовка, профессиональные конкурсы. Причем необходимо отметить, что порядок проведения аттестации руководителей образовательных организаций в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается учредителем. Следовательно, значительно возрастает роль органов управления образованием

муниципального (районного) уровня в управлении профессиональным развитием руководящих кадров. Организация участия в профессиональных конкурсах, управленческое

сопровождение также зависит от позиции органов управления и сложившейся традиции.

В контексте управления образованием профессиональное развитие руководителей образовательных организаций направлено на совершенствование кадровой политики, на создание условий, правил, инструментов развития кадровых ресурсов. Системной инновацией в образовании становится введение

профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации определяет ориентиры профессионального развития, а также может использоваться как инструмент кадровой политики в районной системе образования.

В настоящий момент разработаны проекты Профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». Несмотря на некоторую разницу в подходах, все проекты объединяет принципиальное видение основной задачи руководителя: управление деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями. Руководителю, прежде всего, предписывается роль лидера и стратега, а функциональное управление делегируется команде управленцев. Таким образом, стандарт предполагает распределенное лидерство, где главная задача руководителя - определять миссию и стратегию учреждения, эффективно осуществлять внешние представительские функции у стейхолдеров.

Стандарт ставит перед руководителем ряд задач, которые он ранее не считал ведущими в своей деятельности, и предъявляет требования, которые ранее к нему не предъявлялись, в том числе и повышение квалификации не реже (!) 1 раза в год.

Таким образом, для решения задач, определяемых федеральным законодательством в сфере образования, необходима

целенаправленная работа по организации процесса профессионального развития. Целевая программа является нормативным

управленческим документом.

В основе разработки программы лежит анализ сложившейся ситуации в системе образования: традиционный статистический анализ, наблюдения, специально организованные диагностические процедуры для выявления уровня профессионального развития. Для планирования деятельности по управлению профессиональным развитием важным является определение срока реализации программы. Чаще всего программы разрабатываются сроком на

пять лет, что связано со сроками аттестационного периода.

Специфика Санкт-Петербурга заключается в том, что в настоящий момент для руководящих кадров в петербургской системе образования определена только аттестация на соответствие занимаемой должности. Остальные процедуры оценки деятельности руководящих кадров осуществляются в рамках эффективного контракта.

Содержание районной целевой программы по управлению профессиональным развитием руководителей включает в себя два обязательных компонента управленческой деятельности:

1) мотивирование руководителя к профессиональному развитию, формирование потребности к проявлению активности в составлении индивидуального плана развития;

2) создание условий для профессионального развития, ослабляющих внешние и внутренние негативные факторы, препятствующие профессиональному росту.

Организация управления профессиональным развитие кадров является важнейшей функцией органов управления.

Цель нашей программы - достижение высокого уровня профессиональной

компетентности руководителей,

соответствующего потребностям современной системы образования.

Для достижения поставленной цели Программа решает следующие задачи:

- интеграция усилий органов управления образованием и организаций дополнительного профессионального педагогического образования в рамках реализации государственной политики в сфере образования;

- создание единой системы управления знаниями;

- формирование и трансляция единой корпоративной культуры;

- создание и поддержание механизмов, направленных на выявление потребностей в новых знаниях;

- централизованное управление процессами планирования, методологического сопровождения, подготовки и проведения, оценки эффективности повышения квалификации.

Исходные условия: район имеет современную систему повышения квалификации. Руководители образовательных организаций района повышают свою квалификацию в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургском центре оценке качества образования и информационных технологий, а также на базе района в ИМЦ, в том числе через каскадную модель повышения

квалификации. В ГБУ ИМЦ реализуются 8 образовательных программ, построенных по модульному принципу, одна из которых направлена на повышение квалификации руководителей образовательных организаций; созданы условия для осуществления дистанционного обучения; активно используются клубная форма повышения квалификации и возможности конкурсного движения, что способствует мотивированию руководителей к профессиональному развитию; значительно расширены возможности для диссеминации опыта; ежегодно издаются сборники методических материалов по результатам конкурсов.

Реализация программы позволит нам:

- создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

- создать условия для стимулирования и поддержки инновационной активности;

- создать систему сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов руководителей образовательных учреждений, методического сопровождения образовательных учреждений в сфере организации и планирования повышения квалификации педагогов.

В рамках реализации программы управления профессиональным развитием разработан ряд мероприятий, которые позволят достичь поставленных целей:

- организация мониторинга и контроля индивидуального непрерывного профессионального развития [1];

о потребностях организаций в

сопровождения

стажировочных образовательных

- создание банка данных руководителей образовательных повышении квалификации;

- внедрение в структуру образовательного консультанта;

- создание электронного паспорта профессионального развития руководителей образовательных организаций;

- использование дистанционных технологий по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов;

- создание системы мероприятий на базе организаций района.

Программа позволяет реализовать современную модель управления

профессиональным развитием руководящих кадров, которая включает в себя и систему мониторинга как образовательных потребностей руководителей, так и результатов этого развития, а также использование современных форм повышения квалификации через систему формального и неформального образования, и реализуется, прежде всего, за счет ресурсов и возможностей районной системы образования.

Таким образом, введение в деятельность районных органов управления образованием функций разработки и реализации программ профессионального развития руководителей образовательных организаций представляется целесообразным. Следует рекомендовать использование этого инструмента кадровой политики в практике управления муниципальных (государственных) органов управления образованием.

Литература:

1. Алмазова Е.Ю. Опыт организации мониторинга профессионального развития руководителей образовательных организаций / Е.Ю. Алмазова // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 188-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учебн. пособие для вузов / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007. - 191 с.

3. Волков В.Н. Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования / В.Н. Волков // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 101-104.

4. Коджаспирова Г.М Педагогический словарь /

Академия, 2001. - 176 с.

5. Митрофанов К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография /К.Г. Митрофанов. - Красноярск, 2012. - 450 с.

6. Щедровицкий П.Г. Проблемы и проблематизация в контексте программирования решения задач [Электронный ресурс] / П.Г. Щедровицкий // Логика научного поиска. Тез. доклада. - Свердловск, 1977. -Режим доступа: www.fondgp.ru/lib/seminars/2006-2007/рге/2/0Р._ Problematizatciya.doc

Г.М. Коджастирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:

Сведения об авторе:

Алмазова Елена Юрьевна (г. Санкт-Петербург, Россия), заместитель директора по инновационной деятельности и стратегии развития районной системы образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования Центра повышения квалификации специалистов «Информационно-методического Центра» Выборгского района Санкт-Петербурга, e-mail: elalmazova@gmail.com

Data about the author:

E. Almazova (Saint-Petersburg, Russia), deputy director of Information and methodological Center of the Vyborg district, Saint-Petersburg, Russia, e-mail: elalmazova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.