Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях'

Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ГРУППЫ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ALLERGIC PATHOLOGY / SPECIALIZED GROUPS / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HEALTH CARE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варфоломеева Татьяна Валерьевна

Приведены результаты социологического опроса врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, выявившего сформированность представлений о необходимости создания здоровьесберегающей среды в специализированных группах для детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варфоломеева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the results of the public opinion poll of pediatricians and teachers of pre-school educational institutions, which revealed the formation of the necessity of health care environment creation in the specialized groups of children with allergy in the conditions of pre-school educational institutions.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях»

Т.В. ВАРФОЛОМЕЕВА (Волгоград)

экспериментальные

исследования

проблемы организации

здоровьесберегающей среды

в дошкольных

образовательных

учреждениях

Приведены результаты социологического опроса врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, выявившего сфор-мированность представлений о необходимости создания здоровьесберегающей среды в специализированных группах для детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: аллергопатология, специализированные группы, дошкольные образовательные учреждения, здоровьесберегающая среда.

Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений является укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст - это важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, определяющая ход развития на последующих этапах онтогенеза. Большое значение в деятельности детских садов имеет здоровьесберегающая составляющая. Говоря о здоровьесбережении в условиях дошкольных образовательных учреждений, гигиенисты имеют в виду организацию учебно-воспитательного процесса в условиях, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5 - 7% детей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения [3]. В последние десятилетия отмечается рост аллергизации детей, в том числе и раннего возраста. Аллергические заболевания у детей являются вторыми по распространенности после инфекционных болезней [7].

С возрастом у ребенка спектр сенсибилизации расширяется (по данным G. Raphael и M. Kaliner (1987), аллергическими заболеваниями дыхательных путей страдают поч-

ти 20% общей популяции и около 50% детей с патологией лор-органов). Данная патология снижает качество жизни, изменяет жизненные стереотипы ребенка и его родителей, ограничивает их социальную активность, является «затратным» заболеванием для семьи и государства.

Неадекватная реакция организма ребенка с аллергическими заболеваниями на окружающую среду, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений для детей с аллергопатологией, создают препятствия для реализации права ребенка-аллергика на образование. Отсутствие в дошкольном образовательном учреждении общего профиля необходимых условий способствует прогрессированию отклонений в состоянии здоровья детей с аллергическими заболеваниями, физическом развитии [4].

Ребенок с аллергопатологией в силу своего заболевания и неадекватной реакции организма подвержен опасностям в окружающей среде. Важными направлениями в работе специализированных групп для детей с аллергопатологией является создание здоровьесберегающей среды, учитывающей особенности заболевания, индивидуальность детей. Развитие всех специфических детских видов деятельности должно проходить в созданных здоровьесберегающих условиях дошкольного учреждения, что позволит обеспечить адаптацию к окружающей среде и реализацию программного материала.

В настоящее время на базе пяти детских садов г. Волгограда организованы экспериментальные площадки по профилактике аллергических заболеваний у детей. открытие в дошкольных образовательных учреждениях специализированных групп для детей с аллергопатологией предусматривает профилактику инвалидности, улучшение качества жизни и социальную реабилитацию при аллергических заболеваниях. Представляется целесообразным расширение сети таких специальных групп, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью не допустить прогрессирования болезни и ее перехода в аллергопатологию взрослых.

Цель исследования - выяснить мнения врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости создания в детских садах здоро-

© Варфоломеева Т.В., 2012

вьесберегающей среды. Для изучения мнения врачей-педиатров о целесообразности создания в дошкольных образовательных учреждениях групп для детей с аллергопатологией и характеристики позиции педагогов детских дошкольных учреждений относительно создания таких групп было проведено анонимное анкетирование врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Анкеты разработаны с учетом принятых к анкетированию в социологии требований [2; 5].

Анкета для педиатров состоит из 16 вопросов/утверждений, носящих закрытый характер. При ее составлении акцент делался на отношении врачей к аллергическим заболеваниям у дошкольников как к медикосоциальной проблеме; мнении специалистов о необходимости создания специализированных групп для детей с аллергическими заболеваниями в дошкольных образовательных учреждениях; целесообразности участия врача-аллерголога в работе дошкольного образовательного учреждения общего профиля и там, где есть специализированные группы для детей-аллергиков. С помощью данной анкеты в феврале - марте 2012 г. в поликлиниках и больницах г. Волгограда было проведено анонимное анкетирование 50 врачей-педиатров, из которых 77% имеют стаж работы 10 и более лет.

Анкета для воспитателей дошкольных образовательных учреждений общего профиля состоит из 9 вопросов/утверждений, носящих закрытый характер. При ее составлении акцент делался на информированности воспитателей относительно реализации в ДОУ здоровьесберегающих мероприятий, лечебно-охранительного режима для детей с аллергопатологией, создания здоровьесберегающей среды, целесообразности проведения врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний.

Результаты исследования обрабатывались с использованием программ пакетов анализа статистических функций «Microsoft Excel». Анкетирование врачей-педиатров показало, что аллергические заболевания как важную и актуальную медико-социальную проблему рассматривают 92% респондентов, 8% сомневаются в этом. Считают, что дети с аллергическими заболеваниями ограничены в общении со сверстниками 25% врачей, 62% не согласны с этим утверждением, затруднились

ответить 13%. Создание специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях считают правильным решением 77% педиатров, спорным - 17%. Половина опрошенных (51%) согласны с мнением, что создание специализированных групп для детей с аллергопатологией позволит в дальнейшем предотвратить развитие аллергических заболеваний, сомневаются в этом 36%, затруднились ответить на вопрос 12%. Большинство респондентов (64%) считают, что предельная наполняемость специализированных групп должна составлять 12 - 15 чел., т.е. соответствовать количеству детей для оздоровительной группы, 21% считают, что детей должно быть еще меньше; допускают большее количество детей в группе 9%, затруднились ответить 6%. Целесообразным участие врача-аллерголога в работе детских садов общего профиля находят необходимым 66% врачей, сомневаются в необходимости наличия аллерголога в ДОУ общего профиля 6%, отрицательное отношение высказали 2% врачей, затруднились с ответом 4%. За работу врача-аллерголога в работе детских садов, где есть специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями, высказались 90% опрошенных, сомневаются в необходимости присутствия врача в специализированной группе 6%, отрицательное отношение выразили 2% опрошенных, затруднились ответить 2%.

Большинство педиатров (89%), принимавших участие в опросе, считают необходимым проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, 6% сомневаются в необходимости таких занятий и столько же врачей затруднились высказать свое мнение по данному вопросу.

Необходимым проведение врачами практических занятий с родителями детей, страдающих аллергическими заболеваниями, считают 90% опрошенных педиатров, 6% респондентов не видят смысла в проведении подобных занятий, затруднились ответить на вопрос 4% врачей. Большинство педиатров (72%) видят необходимость распространения имеющегося опыта работы специализированных групп для детей с аллергопатологией на другие детские сады, сомневаются в необходимости распространения подобного опыта 11%, отрицательно относятся к этому 4%, затруднились ответить на вопрос 13% врачей. За создание спе-

циализированных групп для детей, имеющих другие распространенные заболевания, высказались 74% респондентов, 11% затруднились с ответом на вопрос, сомневаются в такой необходимости 9%, отрицательное отношение высказали 4% опрошенных.

Для изучения мнения воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости реализации здоровьесберегающих мероприятий в группах для детей с аллергическими заболеваниями в феврале - марте 2012 г. в г. Волгограде было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 102 воспитателя со стажем работы до 5 лет - 40%, более 5 лет - 60%. Большинство воспитателей (66%) имеют неоконченное высшее или высшее образование. На взгляд большинства опрошенных специалистов (94%), в детском саду должны активно реализовываться здоровьесберегающие мероприятия, 1% воспитателей отрицали это, 5% затруднились ответить. Большинство респондентов (91%) считают, что дети с аллергическими заболеваниями нуждаются в лечебно-оздоровительном режиме, в том числе и в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2% отрицали это, затруднились конкретизировать свое мнение 7% опрошенных. Чуть больше половины воспитателей (55%) согласились с утверждением, что детский сад может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, 20% затруднились ответить, 25% опрошенных считают, что детский сад не может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям.

Создание гипоаллергенного быта в детском саду 50% воспитателей считают трудным и сложным, 45% - не очень сложным и 5% полагают, что никаких сложностей нет. По мнению 24% опрошенных, работа в специализированной группе для детей с аллергопатологией создаст достаточно существенные дополнительные трудности, 53% опрошенных считают, что трудности будут незначительными, 15% отмечают, что дополнительных трудностей не будет, затруднились ответить 8%. Создание специализированных групп для детей с аллергией считают правильным решением 86% воспитателей, спорным - 12%, 2% затруднились высказать свое мнение по вопросу. Необходимым проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с родителями детей считают 94% вос-

питателей, затруднились ответить 5%, «нет» ответили 1% опрошенных. целесообразность проведения профилактических занятий врачами с сотрудниками детских садов отметили 75% опрошенных, затруднились конкретизировать свое мнение 20% воспитателей, не видят целесообразности в проведении подобных занятий 5%. Большинство воспитателей (66%) находят целесообразным создание специализированных групп и для детей с другими распространенными заболеваниями, сомневаются в необходимости создания таких групп 15%, отрицательное отношение высказали 8% опрошенных, затруднились ответить - 11%.

Анкетирование врачей-педиатров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать следующий вывод: с целью профилактики инвалидности и социальной адаптации детей с аллергопатологией необходимы открытие специализированных групп и создание здоровьесберегающей среды для детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольных образовательных учреждений.

литература

1. Атопический дерматит: рек. для практических врачей. Российский согласительный документ по атопическому дерматиту/ под общ. ред. P.M. Хаитова, А.А. Кубановой. М. : Фармарус Припт, 2002.

2. Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2005.

3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования // Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях: материалы Всерос. пауч.-практ. копф. с междунар. участием. М., 2011.

4. Нагорпая В.А. Коррекциоппо-педаго-гическое взаимодействие как средство снижения ограничений здоровья для детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений : дис. ...канд. пед. паук. Челябинск, 2006.

5. Решетников А.В. Особенности подготовки и проведения медико-социологических исследований // Экономика здравоохранения. 2001. №1. С. 38 - 41.

6. Садовничая Л.Т., Депега С.Н. Лечение и профилактика аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста. М., 2003.

7. Сновская М.А., Кожевникова О.В., На-мазова-Баранова Л.С. Современная диагностика атопических заболеваний у детей // Актуальные проблемы педиатрии : сб. материалов XIV Конгресса педиатров России. М., 2010.

8. Raphael G., Kaliner M. Allergy and the pharyngeal lymphoid tissues // Otolaryngol. Clin. North. Am. 1987. Vol. 20. P. 295 - 304.

Experimental investigations of the issue of health care environment in pre-school educational institutions

There are given the results of the public opinion poll of pediatricians and teachers of pre-school educational institutions, which revealed the formation of the necessity of health care environment creation in the specialized groups of children with allergy in the conditions of pre-school educational institutions.

Key words: allergic pathology, specialized groups, preschool educational institutions, health care environment.

о.т. ковешникова

(Волгоград)

сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника

Раскрываются сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника, выделяются критериальные основания и показатели сформированности гражданского самоопределения.

Ключевые слова: гражданское самоопределение личности, ценность.

Произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране бурные социальные и политические события и продолжающиеся преобразования вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, ориентироваться во всем и определять собственное отношение к миру и себе. При этом очень важным становится гражданское самоопределение молодых людей, особенно его внутри-личностный аспект.

Наиболее сензитивным для формирования гражданского самоопределения личности является старший школьный возраст, или время ранней юности, когда возникает необходимость определить отношение «Я и общество». Это означает, что на данном уровне старшеклассник решает проблему взаимоотношений с обществом, определения себя в обществе и через общество, что возможно только в области ценностей и смыслов (Д.И. Фельдштейн).

Самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хотят или ждут коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений (В.Ф. Сафин, Г.П. Ников).

Потребность в самоопределении проявляется как потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о самом себе и, таким образом, определить смысл собственного существования (Л.И. Божович). Самоопределение осуществляется через постоянный диалог с прошлым и переосмыслением содержания всемирноисторического процесса, т.е. процесс происходит в экзистенциальном и культурном смысловом контексте и пространстве (Р. Коллингвуд). В нем выделяются три грани: онтологическая, гносеологическая и нравственно-ценностная (В.А. Конев). Онтологическая сторона самоопределения предполагает определение человеком себя в бытии, в жизни, когда он «опреде-ливает» себя (ставит вокруг себя пределы, границы), проектирует свое место в социальном мире в целом. С гносеологической стороны определение предусматривает осознание себя как личности, познание своей индивидуальности, своих отношений с обществом, его требований к себе. Нравственно-ценностная грань самоопределения предполагает определение себя как человека культуры посредством эмоционального восприятия мира ценностей, его оценки и выбора тех ценностей, которые принимаются, присваиваются и выступают ценностным основанием проектирования «ведущей линии жизни» (А.Н. леонтьев), помогают выработать собственные жизненные ориентиры, обрести личностный смысл.

Анализ научной философской (С. Кьеркегор, П. Сартр, П. Шульц, В.А. Конев, Г.А. Юл-дашева), педагогической (Н.М. Шахмаев, Т.А. Носова, Н.В. Вохмина) и психологиче-

© Ковешникова О.Т., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.