Научная статья на тему 'Интегративный подход в подготовке специалистов дошкольного образовательного учреждения'

Интегративный подход в подготовке специалистов дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яппарова Г. М.

One of the main condition of growing the social competence of senior pre-school children in polycultural sphere is knowledge of the expert of pre-school institution the specifics of social-pedagogic activity. The process of development the social competence of senior pre-school children will be effective if use the modern technology. Including parallel and simultaneous realization of educational work on improving of the experts of pre-school institutions on the base of educational theory and technology of social growing of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яппарова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of training the expert of pre-school institution in the process of social competence the children in polycultural sphere

One of the main condition of growing the social competence of senior pre-school children in polycultural sphere is knowledge of the expert of pre-school institution the specifics of social-pedagogic activity. The process of development the social competence of senior pre-school children will be effective if use the modern technology. Including parallel and simultaneous realization of educational work on improving of the experts of pre-school institutions on the base of educational theory and technology of social growing of children.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в подготовке специалистов дошкольного образовательного учреждения»



Казанский педагогический журнал

7'2006

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г.М. Яппарова, Институт социально-педагогических проблем сельской школы, г. Москва

Обострившаяся проблема межкультурных взаимоотношений и готовности людей к жизни в поликультурном обществе Республики Казахстан [1], увеличение количества семей группы риска с ослабленными воспитательными функциями актуализируют необходимость развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде. Противоречие между высоким потенциалом развития личности в период дошкольного возраста и отсутствием систематической целенаправленной работы по созданию условий для успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста проявляется особенно интенсивно. Это подтверждает необходимость содействия социальному развитию дошкольника и разработки технологии развития его социальной компетентности в поликультурной среде Казахстана.

Одним из важнейших условий технологии развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде является владение специалистами дошкольного учреждения, привлеченными и осуществляющими развитие социальной компетентности, спецификой соци-ально-пед агогической деятельности. Анализ данных нашего исследования подтверждает необходимость повышения квалификации специалистов (психолога, социального педагога, воспитателей ДОУ) в области социального развития детей.

Так, оценка уровня информированности специалистов дошкольного учреждения № 6 г. Актобе Республики Казахстан о специфике развития социальной компетентности старшего дошкольника показала следующее.

Все опрошенные были уверены, что работу по развитию социальной компетентности детей следует начинать в дошкольном возрасте. При этом большинство педагогов (63%) считали, что работу надо начинать с ранних лет (с рождения (25%); с 1,5; с 3 лет); 27% педагогов склонялись к тому, что работу по формированию знаний и умений детей, характеризующих социальную компетентность, следует начинать с 5-6-летнего возраста. Таким образом, большая часть педагогов, предлагая развивать социальную компетентность с ранних лет, недостаточно хорошо представляли себе возрастные особенности и возможности ребенка дошкольного возраста,что в свою очередь связано с обобщенным представлением о понятии «социальная компетентность ребенка». Об этом свидетельствовали ответы на следующие вопросы анкеты: как вы понимаете, что включает в себя понятие «социальная компетентность ребенка»? Лишь 25% опрошенных считали, что это результат и показатель активного творческого освоения социальных отношений, а также усвоение ребенком этических и культурных норм. Мнения остальных педагогов разделились. Одни считали, что это

36

знания о труде взрослых - их мотивах, результатах, отношении к процессу труда и его результатам (25%); другие, что это способность адекватно обходиться с собой, с другими, с окружающим миром (26%); третьи сводили понятие «социальная компетентность ребенка» к адекватному отношению ребенка к позитивным и негативным ситуациям (12%), а также к уровню адаптации ребенка к социальным предписаниям, которые предъявляет общество (12%). 25% педагогов вообще затруднились ответить на вопрос. Таким образом, представления большинства педагогов о социальной компетентности ребенка оказались либо слишком обобщенными, либо неверными.

Для достижения успехов в работе педагогам недостаточно иметь знания, им необходим дидактический материал, поэтому мы задали следующий вопрос: имеется ли у вас достаточный материал по этой проблеме? 50% педагогов ответили, что материала в данное время недостаточно или очень мало, его необходимо постоянно пополнять, нет современных пособий, методических разработок. 38% опрошенных считали, что материала достаточно. На вопрос: пользуетесь ли вы ими в работе с детьми, утвердительно ответили лишь 37% опрошенных педагогов.

Диагностика состояния социального воспитания детей с учетом особенностей поликультурной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Актобе показала, что в дошкольной организации имеется наглядно-методическое обеспечение для работы по ознакомлению детей с национальной культурой Ка-

захстана. Для приобщения детей к культуре народов ближних и зарубежных стран мало методических книг и рекомендаций, наглядного материала.

Анализ ответов специалистов позволил сделать ряд выводов:

1. У педагогов накоплен определенный опыт, но недостаточно теоретических знаний о специфике развития социальной компетентости старших дошкольников в поликультурной среде.

2. Осознание важности и необходимости развития социальной компетентности в старшем дошкольном возрасте с учетом особенностей поликультурного пространства содействует высокой мотивации к повышению квалификации по данному вопросу.

3. Учет разнообразных качеств, на которые педагоги полагаются при участии в решении проблем социального развития ребенка, или их недооценка являются базисом при разработке программы повышения квалификации педагогов, выборе средств взаимодействия специалистов с семьей в процессе развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.

Осуществление задачи формирования нового человека неразрывно связано с разработкой эффективных способов управления процессом адаптации ребенка к современным поликультурным условиям жизни. В связи с этим вопрос развития социальной компетентности детей на ступени дошкольного возраста в поликультурной среде приобретает особую теоретическую значимость и практическую остроту.

Казанский педагогический журнал

7'2006

В современных условиях воспитателю нужно не только изучать, находить новинки по данному разделу, но и уметь внедрить их в практику работы с дошкольниками. Своеобразными источниками знаний и умений является методический кабинет, он выполняет ведущую роль в оказании эффективной помощи педагогам в приобретении теоретических знаний, в получении методических рекомендаций, организации педагогического процесса, в работе с родителями [2]. Методический кабинет организует и руководит работой повышения педагогического мастерства и осуществления возможности развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.

Основным направлением работы методического кабинета в осуществлении данного процесса является оказание методической помощи педагогам в дошкольном учреждении. Эта помощь осуществляется через разнообразные формы работы, одной из которых является оснащение методического кабинета исторической, педагогической, методической литературой, периодической печатью.

В настоящее время в условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования уже внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений некоторые программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориен-тированном подходе к детям, раскрывающие проблему социального развития детей [3]. Анализ современных программ воспитания и обучения дошкольников Республики Казахстан позволил заключить, что в современ-

ной теории и практике имеются определенные достижения по проблеме социального воспитания детей, задачи развития социальной компетентности детей в поликультурной среде находят отражение в них. Однако эти задачи формулируются очень обобщенно, они отражают несовершенство технологий развития социальной компетентности старших дошкольников в изменившихся социально-экономических условиях как в качественном, так и в темповом смысле, что требует совершенствования данного процесса.

Диагностика оснащения методического кабинета и правильности планирования показала, что:

- в методическом кабинете дошкольного учреждения имеется определенный наглядно-методический материал по организации работы по социальному воспитанию старших дошкольников, но недостаточно материально-технических условий для организации работы по развитию социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде;

- периодическая печать освещает материалы по данной проблеме, но в практику дошкольных учреждений они внедряются недостаточно полно;

- содержание работы планируется в соотвествии с программой дошкольной подготовки детей в Республике Казахстан, что недостаточно для развития у детей потребности в овладении навыками, характеризующими социальную компетентность. Календарный план включает работу по ознакомлению детей с культурой своего народа (казахского) и культурами народов ближайшего окружения (русского), но тематика этой работы

40

имеет ограниченный характер, недостаточно используются средства, методы и формы, отсутствует система по ознакомлению детей с культурами народов-соседей и отдаленного национального окружения;

- проводимая работа имеет целью дать знания детям о культуре стран, воспитанию толерантности по отношению к другим народам не уделяется внимания.

Содержание опытно-экспериментальной работы со специалистами было призвано повысить степень компетентности по организации самой технологии развития социальной компетентности и ее реализации относительно социального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе со специалистами были проведены тематические педсоветы, семинары-практикумы, тренинги различного содержания, коллективные просмотры занятий, день диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) и другие формы работы.

Для обмена опытом работы с детьми и семьями были проведены совместные заседания методических объединений психологов, воспитателей подготовительных к школе групп.

Программа социального развития старших дошкольников основывалась на знании специалистами особенностей детей, детского коллектива, отношений между детьми и их проявления в поведении. При организации работы по развитию социальной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ педагоги учитывали: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; нацио-

нальный состав группы детей; проблемы в отношениях между детьми, их причины; культурные особенности окружающей среды, под воздействием которой складываются межкультурные отношения среди дошкольников.

Учитывая, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к людям с другими взглядами, традициями, отличными от всех [4], воспитатели личным примером показывали гуманное, уважительное отношение к людям независимо от их социального статуса и национальности.

В целях интеграции программ развития социальной компетентности старших дошкольников и программ дошкольного воспитания, реализуемых в ДОУ, а также успешной адаптации ребенка к обучению в школе было организовано дальнейшее взаимодействие воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с родителями и ребенком.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа с различными субъектами развития социальной компетентности детей позволила оптимизировать процесс социального развития ребенка старшего дошкольного возраста в поликультурной среде. Затруднения в реализации взаимодействия между специалистами в процессе развития социальной компетентности детей были связаны с недостатком знаний специфики социально-педагогической деятельности. Постепенное осознание значимости социально-педагогической составляющей позволило эффективно использовать полученный опыт в рам-

Казанский педагогический журнал

7'2006

ках основной профессиональной деятельности при взаимодействии с ребенком и семьей, при работе с детьми из семей группы риска. Для психолога освоение социально-педагогической составляющей было несколько проще в результате глубокой психолого-педагогической подготовки в процессе профессионального образования.

Повторный опрос, проведенный в целях изучения степени информированности специалистов о специфике развития социальной компетентности старших дошкольников, позволил изучить возможности ДОУ по организации развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурных условиях подготовительной к школе группы.

Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов:

1. Все воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на создание условий для развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде, организуют работу как с ребенком, так и с родителями (100%).

2. Понятие «социальная компетентность ребенка» большинство специалистов (92%) представляли как результат и показатель освоения ребенком социальных отношений, а также усвоения им этических и культурных норм, на основе которых строятся социальные отношения ребенка.

3. Все воспитатели и специалисты ДОУ считали, что для развития социальной компетентности ребенка в поликультурной среде необходимо использовать разнообразные методы: совместной игровой деятельности -

65%, обеспечение познавательной и личностной форм общения - 20%, обеспечение возможности действовать самостоятельно и автономно как субъекту социальных отношений -15%.

4. Большинство специалистов ориентированы на использование как коллективных, так и индивидуальных организационных форм развития социальной компетентности ребенка в поликультурной среде (96%).

5. Воспитатели и специалисты осознают необходимость организации работы по успешному социальному развитию детей с использованием специальной программы по развитию социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.

Таким образом, исследование показало, что параллельное и одновременное осуществление образовательно-просветительной работы по повышению квалификации специалистов дошкольного учреждения по основам теории воспитания и технологиям социального развития детей является важнейшим условием эффективности процесса развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурном образовательном пространстве. Процесс социального развития старших дошкольников в качестве одного из основных теоретических оснований предусматривает осознание специалистами границ своей компетентности. Ибо ключевой фигурой в сфере социального развития дошкольника был и всегда остается педагог, владеющий всем арсеналом педагогических средств, социально зрелая, творческая личность.

42

Литература:

1. Назарбаев H.A. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда.-2007.- 28 февраля.

2. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 2.- Ростов-н/Д: Учитель, 2003.- 224 с.

3. Нурмухаметова Ж.Г., Игенбае-ва Б.К., Басыгарина Ж.У. Каталог программ иредшкольиой подготовки детей.-Астана, 2007.- 22 с.

4. Зарипова З.М. Поликультурное образование воспитателей дошкольных образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования: Дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 2006.200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.