Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ДЕЗИНФЕКЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ДЕЗИНФЕКЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ДЕЗИНФЕКЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

микроклимат. Эти клещи для кровососания выходят из убежищ ночью, но человек обычно не чувствует укуса и даже не предполагает об их существовании.

Чесоточные клещи, которыми заражено 30— 50% собак и кошек, проходят свое развитие полностью на хозяине. Вне тела хозяина продолжительность жизни этих клещей невелика и колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. В то же время иксодовые и гамазовыс клещи могут сохраняться без хозяина до нескольких лет, не теряя жизнеспособности.

Гостиница — временное жилье, коммунальная квартира для приезжего из другого региона страны или из-за границы. В номере человек отдыхает, принимает пищу и проводит время в течение нескольких суток. Здесь ему должен предоставляться определенный комфорт: чистота, отсутствие паразитов, тишина, чистое постельное белье, не содержащее возбудителей болезней, а также нормальный отдых. Однако прибывает пассажир с собакой и, согласно №1,9 постановления № 101, его поселяют в отдельный номер гостиницы. Ветеринарное свидетельство на его собаку в полном порядке, но оно лишь констатирует, что на территории обслуживания поликлиники отсутствуют карантинные инфекции и собаке сделаны прививки против инфекций. Состояние здоровья животного перед отъездом не обследуется. Таким образом, человек с потенциально больной собакой, приехавший из другого региона страны или из-за границы, поселяется в отдельном номере, получает постельное белье. Уезжая, этот постоялец отдает белье работнику гостиницы, оставляя обсемененный возбудителями болезней матрас, подушку и одеяло, так как часто владельцы животных разрешают собаке находится на постели, что приводит к обсеменению се яйцами паразитов. Затем в этот номер с обсемененными возбудителями болезней матрасом, одеялом и подушкой поселяют нового постояльца. Выданное ему постельное белье не может предохранить от возбудителей болезней, тем более что оно не всегда бывает в удовлетворительном состоянии [10]. Последствия проживания владельца с собакой в номере гостиницы, по-видимому, не известны санитарным работникам, так как новый постоялец зара-

жается антропонозом и заболевает уже после прибытия на место своего постоянного проживания. Такое качество обслуживания не только не соответствует требованиям к гостиничному сервису, но и является фактором, способствующим распространению инфекционно-паразитарных заболеваний |2, 5, б, 8, 9].

Блохи и клещи из шерсти собак переселяются в щели, мебель и другие места гостиничного номера и, по-видимому, долго живут в помещении, так как находят здесь в избытке новых прокор-мителей (постояльцев) и благоприятный микроклимат. Как показывает практика, дезобработ-ка помещений и матрасов не всегда эффективна против тараканов и клопов и тем более — против блох и клещей, укрывшихся в щелях и других укромных местах.

В заключение следует сказать, что постановление № 101 не соответствует своему предназначению и не может быть использовано как руководство по проведению профилактических мер против антропозоонозов, так как противоречит не только принятым по этим вопросам инструкциям, но и здравому смыслу.

Литература

1. Благодарный Я. А. Туберкулез как антропозооноз. — М., 1972.

2. Бочкарев В. #., Березкин А. С. и др. // Ветеринария. — 1987. — № 10. — С. 42-43.

3. Веселкин Г. А. // Паразитоценология на начальном этапе. — Киев. — С. 59—69.

4. Винокуров В. И. Закономерности гибели яиц аскарид во внешней среде при разных температурах и влажности: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — М.. 1983.

5. Генис Д. Е. Собаки и заразные болезни человека. — М., 1963.

6. Гребальский С. Г. Гамазовые клещи как бытовые паразиты. — М., 1964.

7. Елгушев М. Ш. // Исследования по гельминтологии в Азербайджане. — Баку, 1984. — С. 36—37.

8. Земская А. А. Паразитические гамазовые клещи и их медицинское значение. — М., 1973.

9. Кочмарева Л. И. // Научная копф., посвящ. эпидемиологии, клинике, лечебной и профилактической работе с кишечными инфекциями: Тезисы и сокращенные доклады. - М„ 1959. - С. 63.

10. Кривуля С. Д. // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте. — М., 1990. — Вып. 4. - С. 55-56.

11. Шляхов Э. Н., Черкасский Б. Л. Эпидемиология зооантро-понозов. — Кишинев, 1980.

Поступила 12.05.95

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 614.48:656.216.2]-07

Л. А. Козловская, В. А. Полякова, Т. Б. Захарова, Т. С. Свистунова, Е. К. Гипп, 3. Д. Елизарова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ДЕЗИНФЕКЦИИ ОБЪЕКТОВ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва

Эпидемическое неблагополучие в ряде районов РФ и особенно опасность распространения инфекционных заболеваний диктуют необходимость систематического проведения эффективной профилактической и заключительной дезинфекции на железнодорожном транспорте. Разработка, апробация и внедрение новых способов и средств дезинфекции, а также перспек-

тивных образцов дезинфекционной аппаратуры чрезвычайно важны в плане повышения эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на объектах массового сосредоточения людей на железнодорожном транспорте, из которых наиболее эпидемиологически значимыми являются вокзалы и пассажирские вагоны [3].

- зз —

Цель настоящей работы — разработка способов и методов обеззараживания объектов массового сосредоточения людей на железнодорожном транспорте. Для ее реализации были проведены экспериментальные исследования по оценке эффективности новых средств и методов обеззараживания вокзалов и вагонов с использованием образцов новой распыливающей аппаратуры.

Работа выполнялась в лабораторных (камера) и производственных условиях (пассажирские вагоны и крупногабаритные помещения вместимостью от 200 до 3000 м3, имитирующие различные помещения вокзалов). Всего выполнено около 250 различных опытов и 20 000 исследований с применением бактериологических, физических, химических и статистических методов исследований.

В качестве тест-поверхностей использовали образцы материалов, применяемых для внутренней отделки вагонов и вокзалов: пластик, вини-лист, кожа, окрашенное дерево, окрашенный металл .-мрамор, оштукатуренная и цементированная поверхность, кафель, стекло, линолеум, метлахская плитка. Тест-поверхности располагались в вертикальной (стены), горизонтальной (пол, сидения) и отвесной (потолок) плоскостях.

Заражение поверхностей осуществляли капельным методом бактериальными суспензиями вегетативных (S. aureus) и споровых (В. cereus) форм бактерий. Исходные концентрации бактерий на поверхностях были в пределах 200 000 КОЕ/см2, что соответствовало общепринятым требованиям к работам по разработке режимов дезинфекции. За критерий эффективности обеззараживания принимали гибель тест-культуры в 99,99-100% случаев при обнаружении единичных бактерий не более чем в 10-20% исследуемых проб [5].

Изучали эффективность обеззараживания при использовании парогазового и аэрозольного методов дезинфекции указанных объектов [ 1 ].

Парогазовый метод дезинфекции основан на образовании ex tempero парогазовой смеси (ПГС) в результате экзотермической реакции между 3 компонентами: хлорным препаратом (ХП), активатором и антифризом [2]. Федеральной комиссией по медицинским иммунобиологическим препаратам, дезинфекционным и парфюмерно-косметическим средствам действующие компоненты этой смеси зарегистрированы как дезпре-парат "Цетрин Д" (протокол № 102 от 20.01.94).

Для получения ПГС в качестве ХП использовали нейтральный гипохлорит кальция (НГК) или двутретьосновную соль гипохлорита кальция (ДТС ГК), в качестве антифриза — этилен-гликоль и активатора — хлорид или нитрат аммония. ХП считался пригодным для парогазового способа дезинфекции, если содержание активного хлора (АХ) в нем было не ниже 30% для НГК и 40% для ДТС ГК. Потребность в количестве ХП для обеззараживания объекта определялась прежде всего его удельным расходом, который находился в прямой зависимости от содержания АХ и ХП, и видом используемых бактерий. После перемешивания вышеуказанных ингредиентов вручную в специальных емкостях (металлические бочки из оцинкованного железа

или прорезиновыс мешки) обработка объектов осуществлялась путем самовозгонки образующейся ПГС. Для создания в вагоне действующих концентраций цетрина Д реакция между компонентами ПГС проводилась в 3 его точках: в 2 торцах и середине вагона. Количество емкостей для обработки вокзальных помещений определялось расходом препаратов на их объемы. Создание и поддержание необходимых концентраций смеси достигались доступной герметизацией объектов, перекрытием вентиляционных решеток вагона, закрытием окон и входных дверей.

Результаты выполненных экспериментальных исследований показали, что эффективная декон-таминация изученных объектов достигалась при взаимодействии ХП с раствором этиленгликоля и хлоридом аммония в соотношении 1:1:0,02 и удельном расходе ХП 50 г/м3 с экспозицией 30

мин от вегетативной микрофлоры и 120 г/м3 с экспозицией 60 мин от споровой микрофлоры (при 50% содержании АХ в ХП). При использовании для дезинфекции ХП с другим содержанием АХ для расчета его потребности производили перерасчет с учетом соответствующего коэффициента по специально разработанной формуле. Несомненным достоинством метода является возможность обработки объектов как при положительных, так и при отрицательных температурах без применения специальной аппаратуры и дополнительных источников энергии. Кроме того, обработка объекта с использованием цетрина Д не вызывает коррозии и другой порчи отделочных материалов.

Вместе с тем при апробации парогазового метода дезинфекции для вокзальных помещений

большой вместимости (более 1000 м ) были выявлены технологические трудности по одновременному проведению реакций в нескольких точках объекта, что требовало значительного количества емкостей, а также обслуживающего персонала. В связи с этим для обеззараживания крупногабаритных помещений вокзалов был апробирован аэрозольный метод дезинфекции.

Для получения аэрозолей диспергирование дезрастворов проводили с использованием дискового аэрозольного генератора (ДАГ), пульсирующего аэрозольного генератора (ПАГ), генератора аэрозолей-2 (ГА-2) и авиационного генератора универсального (АГУ) [7, 8].

Прибор ДАГ характеризуется прежде всего высокой производительностью (50 л/ч), компактностью, мобильностью, а также возможностью автономной работы. Непрерывность работы установки и значительное сокращение времени распыления при использовании больших количеств дезинфекционных растворов достигались их дозаправкой через шланг снаружи обрабатываемого объекта, поэтому отпадала необходимость входа в помещение обслуживающего персонала.

Аналогичными достоинствами характеризуется также установка ПАГ. Кроме того, она работает в автономном режиме без источников электроэнергии, что важно прежде всего для обеззараживания пассажирских и грузовых вагонов. Оценка эффективности указанных приборов

производилась с применением 3-10% растворов перекиси водорода [4]. Однако технические возможности установок ДАГ и ПАГ ограничивают их использование для обеззараживания объектов вместимостью более 1000 м3.

Для обеззараживания крупногабаритных помещений вокзалов более эффективны установки ГА-2 и АГУ с высокими техническими показателями. Они характеризуются большой вместимостью бака для рабочей жидкости, автоматическим режимом работы, высокой производительностью по рабочим растворам (до 500 л/ч). При использовании одной установки АГУ для

обеззараживания помещений до 3000 м3 необходимое количество дезраствора (около 300 л) было распылено за 40 мин. При этом выявлено полное обеззараживание от вегетативных и споровых микроорганизмов на всех видах изучаемых поверхностей при распылении соответственно 3% и 6% активированных растворов перекиси водорода, содержащих 0,5% моющего средства.

Выполненные исследования по аэрозольной дезинфекции с использованием препарата сухой перекиси пероксигидрата фторида калия (ПФК) выявили ее деконтаминационную активность при

использовании 3% раствора из расчета 0,4 л/м3 при экспозиции 30 мин в отношении вегетативных форм бактерий [6]. Использование 6-10% растворов

ПФК при расходе 0,4 л/м3 и экспозиции 60 мин для обеззараживания от споровых форм бактерий обеспечивало требуемый уровень обеззараживания только в 50% случаев; на остальных видах поверхностей (шероховатые вертикальные и отвесные) выявлена гибель бактерий только на 92-95% от исходного количества.

Апробация нового дезинфекционного препарата перамин, в котором активно действующим веществом также является перекись водорода, показало перспективность его применения для аэрозольной дезинфекции железнодорожных объектов. Эффективное обеззараживание от вегетативных бактерий происходило при

распылении 3% (расход 0,3 л/м3) и 6% (расход

0,1 л/м3) раствора перамина, от споровых бактерий — 6% раствора (расход 0,4 л/м3).

Дополнительно были проведены испытания дезинфекционной активности препарата дихлор-глиоксима (ДХГ) в аэрозольном состоянии. При этом была выявлена эффективная бакгерицидность препарата в отношении вегетативной и споровой микрофлоры при низкой концентрации рабочего раствора и высокой растворимости. Деконтамина-ция тест-поверхностей от вегетативной микрофлоры достигалась при аэрозольном применении

0,75% (по весу) раствора ДХГ и расходе 0,05 л/м3, от споровой микрофлоры — 2% (по весу) раствора ДХГ и расходе 0,1 л/м3.

Таким образом, в результате выполненных исследований были разработаны и апробированы режимы обеззараживания объектов массового сосредоточения людей на железнодорожном транспорте с использованием перспективных дезинфекционных средств и образцов дезинфекционной техники.

Литература

1. Алексеева М. И., Мальков О. С., Савельева А. Р. // Международный симпозиум по дезинфекции и стерилизации: Материалы. — М., 1972. — С. 52—53.

2. Бухаева С. Р., Загноико С. II., Канищев В. В., Федоров Е. Ф. и др. // Научная конф., посвящ. 90-летию В. И. Вашкова: Материалы. — М., 1993. — С. 79—81.

3. Кривуля С. Д., Коршунов Ю. //., Суворов С. В., Штеренгарц Р. Я. Гигиена на железнодорожном транспорте. — М., 1992.

4. Лярский П. П., Цетлин В. М. Дезинфекция аэрозолями. — М„ 1981.

5. Методические указания по оценке эффективности дезинфицирующих средств, предназначенных для обеззараживания различных объектов и санитарной обработке людей. — М., 1993.

6. Методические указания по применению ПФК для целей дезинфекции. — М., 1992.

7. Шилов В. Е., Князев А. Ф. Устройство и техническое обслуживание дезинфекционного оборудования. — М., 1991.

8. Юзбашев В. Г. // Научная конф., посвящ. 90-летию В. И. Вашкова: Материалы. — М., 1993.

Поступила 12.05.95

■Й В. Н. АЛЕКСАНДРОВ. А. В. МАРЧЕНКО, 1995 УДК 614.7(571.15)

В. Н. Александров, А. В. Марченко

К МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЕРРИТОРИИ И ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский государственный медицинский университет. Краевой центр санэпиднадзора, Барнаул

Вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности на территории Алтайского края волновали санитарно-эпидемиологическую службу и органы здравоохранения уже давно, то толчком, заставившим обратить внимание на проблему сохранения здоровья населения, явились события конца 1989 г., когда стали рождаться "желтые дети". На Алтае специфичны биогеохимические провинции, обусловливающие наличие в окружающей среде различных солей тяжелых металлов [1, 7]. Существенный вклад в

загрязнение биосферы внес агропромышленный сектор края, который в период освоения целинных и залежных земель, совпавший с так называемой пятилеткой химизации в 60-е годы, наводнил Алтайский рай отечественными и особенно опасными для здоровья зарубежными пестицидами и различными химическими удобрениями [1, 3].

Особо следует сказать о радиационном факторе, который представлен естественными ионизирующими излучениями от природного урана, ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.