Выводы
1. Пороговые концентрации ксантогенатов по влиянию на процессы самоочищения воды (БПКго) равны для этилового 0,5 мг/л, изопропилового 10 мг/л, изобутилового 0,5 мг/л, изоамилового 0,1 мг/л.
2. Ксантогенаты калия С2—С* обладают близкими юкснко-динамическнмн свойствами. Уровень острой токсичности возрастает с увеличением молекулярного веса. При хроническом поступлении в организм с питьевой водой недействующие дозы этилового и изоамилового ксантогенатов калия установлены на уровне 0,5 мг/кг.
3. Для ксантогенатов калия лимитирующим признаком вредности рекомендуется ор-ганолептнческий. а ПДК в воде водоемов следующие: этилового 0,1 мг/л, изопропилового 0,05 мг/л, изобутилового и изоамилового по 0,005 мг/л.
Поступила 22/VII 1975 г.
УДК 614.777:576.81:932.95
Е. П. Алешня
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕСТИЦИДОВ НА МИКРОФЛОРУ ВОДОЕМОВ
Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии
и гигиены
Пестициды, в значительных количествах поступающие в водоемы, влияют на процессы их самоочищения и санитарный режим (Г. А. Цатурова и соавт., 1968, 1969; К. К. Вро-чкнский и соавт.). Однако действие пестицидов на санитарно-показательную микрофлору водоема изучено еще крайне недостаточно (Г. А. Цатурова, 1975). Поэтому весьма важным является выяснение взаимодействия пестицидов и бактериальной флоры с прослеживанием процессов самоочищения водоемов в моделированных условиях с использованием новых методических подходов.
В моделированных условиях исследовано влияние пестицидов (пропанида, хлорофоса), широко применяемых на Северном Кавказе, на отдельные группы санитарно-показа-тельных микроорганизмов воды. Анализу подвергнута речная вода с естественной микрофлорой, разлитая в стерильные 10-литровые баллоны. В опытные пробы вносили пестициды в различных концентрациях, близких к гигиеническим нормативам или значительно их превышающих. Опыты с каждым изучаемым веществом и каждой концентрацией проводили в 3 повторностях. Контролем служила та же речная вода, не содержащая пестицидов. Действие пестицидов оценивали по основным функциям жизнедеятельности микробной клетки— ее жизнеспособности и способности к размножению.
В воде определяли бактерии группы кишечных палочек (БГКП), Е. coli (ФКП), энтерококки, общее количество сапрофитной микрофлоры. Бактерии группы кишечных палочек изучали бродильным методом с применением лактозо-пептонной среды и дифференцированием при помощи оксидазного теста Количество ФКП устанавливали по наличию кишечных палочек, способных ферментировать лактозу с образованием кислоты и газа при 44—0,5° в присутствии ингибиторов. Количество энтерококков проверяли по методике Г. П. Калины. Индекс санитарно-показательных микроорганизмов устанавливали по таблицам международного стандарта, в 3 различных концентрациях. Учет общего количества сапрофитной микрофлоры проводили на мясо-пептонном агаре. Дифференцированное определение отдельных видов санитарно-показательных микроорганизмов позволило установить характер как количественного, так и качественного действия пестицидов.
Пропанид в модельных условиях оказывал бактерицидное действие (рис. 1). С возрастанием его концентрации закономерно отмечалось уменьшение количества энтерококков и фекальной кишечной палочки. Так, при концентрации гербицида 200 мг/л энтерококки не обнаруживались через 1 ч, индекс ФКП составлял 36, а индекс БГКП —930; показатели в контроле соответственно равнялись 1110, 1500 и 46 000. Несколько большая чувствительность энтерококков к пестицидам выявлялась и при концентрации 20 мг/л — отмирание их наступало на 4-е сутки опыта, отмирание ФКП происходило через 6 сут. Бактерии группы кишечных палочек оказались более устойчивыми, и бактерицидное действие пропанида в отношении их проявилось при его высокой концентрации (200 мг/л), при концентрации 20 мг/л обнаружено лишь бактериостатическое действие пестицида. Иная закономерность отмечалась у хлорофоса (фосфорорганическое соединение). Пестицид в концентрациях 5—500 мг/л оказывал стимулирующее действие на бактерии группы кишечных палочек, фекальную кишечную палочку и энтерококки (рис. 2). Однако при высокой концентрации хлорофоса (500 мг/л) после первоначальной стимуляции роста микроорганизмов к 9-м суткам опыта наблюдалось их резкое уменьшение, что, по-видимому, происходило за счет изменения pH среды. Если pH в контрольных пробах стойко сохранялось
1 Применять оксидазный тест было излишне, так как известно, что окендазоположи-тельные бактерии воды не сбраживают лактозу. — Ред.
4 Гигиена и санитария Nt 6
97
/ 2 3 4 S 6
Сутки
2 3 4 S 6 7
Рис. 1. Влияние различных концентраций пропанида на микрофлору речной воды. а — бактерии группы кишечных палочек; б — Е. coll: в — энтерококки; / — контроль; 2 — 0.02 мг/л;
3 — 2 мг/л; 4 — 20 мг/л; 5 — 200 мг/л.
в пределах 8,2—8,4, то при концентрации пестицида 50 мг/л снижалось незначительно (7,4). Концентрация хлорофоса 500 мг/л снижала рН речной воды в первые часы опыта до 6,2, в дальнейшем в результате гидролиза хлорофоса, особенно на 7—8-е сутки, — до 4,1—4, а к 14-м суткам —до 3,7.
Общее количество сапрофитной микрофлоры (мезофильных, мезотрофных аэробов и факультативных анаэробов) увеличивалось под воздействием изученных пестицидов. Рост их отмечался чаще на 2-е сутки. Возможно, что в этот период происходила адаптация микрофлоры к пестицидам. Полученные нами данные согласуются с результатами наблюдений других авторов. Так, Л. П. Брагинский объясняет «бактериальную вспышку» интенсивным размножением сапрофитных микроорганизмов и считает это характерной биологической реакцией водоема.
В связи с тем что на мясо-пептонном агаре учитывается «общее состояние микрофлоры» и в этих условиях трудно определить, какие микроорганизмы под действием пестицидов отмирают и какие размножаются, их влияние изучалось нами на отдельных группах микроорганизмов.
Выводы
1. Пропанид в концентрациях 20—200 мг/л оказывает бактерицидное действие на кишечную палочку и энтерококки в воде, при меньших концентрациях пестицида проявляется лишь бактериостатический эффект.
12 3 4 5 В 7 8 9
1234SS789 Сутки
/ 2 3 4 5 6 7 8 9
Рис. 2. Влияние различных концентраций хлорофоса на микрофлору речной воды. 1 — контроль; 2 — 5_мг/л; 3 — 50 мг/л; 4 — 500 мг/л. Остальные обозначения те же, что на'рис. I.
2. Хлорофос в изученных концентрациях стимулирует размножение кишечной палочки и энтерококков в водной среде.
3. Пестициды в определенных концентрациях нарушают процессы бактериального самоочищения водоема, ухудшая его санитарное состояние.
ЛИТЕРАТУРА. Брагинский Л. П. —В кн.: Вопросы водной токсикологии. М., 1970, с. 81—88. —Врочинский К- К-. Бурый B.C., Черкни-с к и й С- Н. и др. — В кн.: Материалы Всесоюзной конференции по гигиене воды и санитарной охране водоемов. М., 1969, с. 114—116. — Калина Г. П. — В кн.: Методы са-нитарно-бактериологических исследований внешней среды. М., 1966, с. 196. — Цатуро-ва Г. А., Гончарова К- Ф-, М и л о к о с т о в а Л. Г. — В кн.: Материалы Республиканской научной конференции по итогам гигиенических исследований за 1966—1967 гг. Ставрополь, 1969, с. 40—42. — Ц а т у р о в а Г. А. и др. — «Гиг. и сан.», 1968, № 9, с. 94—96.—Цатурова Г. А. — В кн.: Химический фактор—внешняя среда — здоровье человека. Ростов-н/Д, 1975, с. 69—70.
Поступила 20/VIII 1975 г.
удк 614.777(262.5.04)
Канд. мед. наук A.M. Войтенко, Н. В. Павлов, П. Н. Маломан
К ВОПРОСУ О САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ АКВАТОРИЙ ПОРТОВ И ПРИБРЕЖНЫХ ЗОН ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА
Бассейновая санэпидстанция Черноморского водздравотдела, Одесса
Данная работа посвящена изучению влияния выпусков канализационных вод от береговых объектов и сточно-фановых вод судов на санитарное состояние акваторий портов и прилегающих к ним зон моря. Исследования показали, что в санитарном состоянии бухт портовых городов важную роль играют гидротехнические сооружения, основное назначение которых — создание благоприятных условий для швартовых операций и стоянки судов. Гидротехнические сооружения (защитные стенки, волноломы, волнорезы и т. п.) оборудованы почти во всех портах Черноморского бассейна с целью защиты причалов и находящихся там плавсредств от неблагоприятного влияния на них волн. В то же время они отрицательно влияют на водообмен, способствуют застою воды в бухтах, а поступление неочнщен-ных сточных вод в акватории портов приводит к сильному их загрязнению (К. Б. Хаит-А. М. Войтенко).
Источниками загрязнений акваторий портов и прилегающих прибрежных зон моря! являются выпуски городской и портовой канализации, а также выпуски с судов, не имеющих закрытой сточно-фановой системы. Исследования санитарного состояния портовых акваторий Черноморского бассейна проведены за период 1965—1974 гг., однако в связи с идентичностью полученных результатов и общностью источников загрязнения бухт мы приводим данные только по Одесскому порту как наиболее характерные.
По результатам лабораторных исследований и проведенным мероприятиям санитарное состояние бухты Одесского порта и прибрежной зоны моря можно условно разделить на 3 периода.
Первый период (до 1963 г.) — отсутствие канализации в порту; сточные воды от объектов порта, некоторых судов, часть городских канализационных вод сбрасываются в акваторию порта.
Второй период (с 1963 по 1970 г.) — осуществляется строительство внутрипорто-вых|канализациойных сооружений и к 1970 г. заканчивается подключение всех объектов порта и судоремонтных заводов к городской канализации с последующей перекачкой стоков на городские поля орошения. Проведенные мероприятия привели к значительному улучшению показателей качества морской воды в исследуемом районе, что видно из таблицы. 1
Средние показатели качества морской воды после строительства внутри портовой канализации
Причал „ (пункт наблюдения) Взвешенные вещества (в мг/л) Количество проб Окнсляе- мость (в мг/л О,) бпк, (в мг/л О,) Коли-титр Микробное число
№ 1 10,0 31 6,5 4.0 0,4 250
№ 20 12,0 30 7,0 5,0 0,04 730
№ 29 8,0 30 5.0 5,0 0,04 200
№ 31 7,0 27 4,0 4,5 1.1 300
4
99