Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КСАНТОГЕНАТОВ КАЛИЯ С2—С5 В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КСАНТОГЕНАТОВ КАЛИЯ С2—С5 В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Е.М. Трофимович, С.М. Рыкова, М.А. Молчанова, Л.Б. Александровская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КСАНТОГЕНАТОВ КАЛИЯ С2—С5 В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

рование розово-фиолетовой окраски производят через 20 мин после добавления всех реактивов на,ФЭК-М с длиной волны 520 нм и в кювете с толщиной слоя 10 мм. Окраска устойчива в течение 20—25 мин. Полученный график свидетельствует о линейной зависимости оптической плотности от концентрации азота нитратов в растворе.

Ход анализа исследуемой воды следующий. К 10 мл фильтрованной воды, охлажденной до 7° в колориметрической пробирке, добавляют реактивы .и далее поступают так, как при приготовлении стандартной шкалы.

Чувствительность метода — 0,035 мг азота нитратов в 1 л воды.

Предлагаемая методика в отличие от указанных выше методов, отличающихся довольно продолжительным ходом анализа и связанных с перегонкой и приготовлением трудоемких растворов реактивов, позволяет в течение 30 мин определить количество нитратов в воде.

ЛИТЕРАТУРА. Алек и н О. А. и др."— В кн.: Руководство по химическому анализу вод суши. Л., 1973, с. 95. — Марченко 3. Фотометрическое определение элементов. М., 1971, с. 95. — III а р л о Г. Методы аналитической химии, т. II. М., «Химия». 1969, с. 693.

Поступила 15/Х 1975 г.

Краткие сообщения

УДК 628.312:678.044.48

Канд. мед. наук Е. М. Трофимович, С. М. Рыкова, М. А. Молчанова, J1. Б. Александровская

МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ КСАНТОГЕНАТОВ КАЛИЯ С2— Cj В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

Исследование проведено в связи с широким применением ксантогенатов щелочных металлов в промышленности, особенно в качестве флотационных реагентов при обогащении руд цветных металлов. Сточные воды рудообогатительных фабрик содержат до 1,5мг/л ксантогенатов.

По химической природе ксантогенаты являются кристаллическими хорошо растворимыми в воде солями сложных эфиров днтиоугольной кислоты: R-OCS2K, где R —спирто-вый радикал. С удлинением радикала на одно звено — СН2 — растворимость ксантогенатов в воде уменьшается в среднем в 4'/4 раза. Разветвление радикала, т. е. переход от нормального строения к изостроению, приводит к увеличению растворимости.

В экспериментальных условиях установлено, что этиловый (Cj), нзопропиловый (иэо-С3), изобутиловый (изо-С4) и изоамиловый (изо-С5) ксантогенаты калия представляют собой стабильные в воде соединения. В течение 8 сут при нейтральной реакции (pH) и температуре 20° концентрация ксантогенатов в воде на уровне 10 мг/л практически не менялась.

Ксантогенаты придают воде резкий специфический запах. Интенсивность запаха увеличивается с увеличением концентрации, молекулярного веса ксантогенатов и при нагревании их водных растворов. Пороговые концентрации по запаху на уровне 1 балла установлены для этилксантогената 0,1 мг/л, изопропилксантогената 0,05 мг/л, изобутил- и изоамилксантогенатов по 0,005 мг/л при условии нагревания воды до 60". В пределах указанных концентраций ксантогенаты не придают воде росторонних привкусов и окраски.

Влияние ксантогенатов Cs—С5 на самоочищающую способность воды от органического загрязнения бытового происхождения изучалось по динамике биохимического потребления кислорода (БПК20). Результаты показали, что ксантогенаты в первые 2 сут тормозят ВПК, а в последующие увеличивают. Недействующие концентрации ксантогенатов по влиянию на 1 фазу минерализации органических веществ в воде (БПКго) определены для С, 0,5 мг/л, изо-Сэ 10 мг/л, изо-С4 0,5 мг/л и изо-С6 0,1 мг/л. В ряду изоксантогенатов с увеличением молекулярного веса усиливается влияние на процессы самоочищения водоемов.

Острую токсичность ксантогенатов исследовали в условиях внутрижелудочной затравки белых мышей и крыс-самцов. Среднесмертельные дозы ксантогенатов для мышей: С,—683мг/кг, изо-С3—583 мг/кг, изо-С4—480 мг/кг, изо-С8—470 мг/кг; для крыс: С2— 1700 мг/кг, изо-Ся—1700 (1650-^2217) мг/кг, изо-С4—1290 (1240-М340) мг/кг, изо-С&— 765 (718-г815) мг/кг. Гибель животных наблюдалась преимущественно в первые 2 сут после затравки. Симптомы интоксикации у животных были одинаковыми и выражались в виде кратковременного возбуждения с переходом в наркотическое состояние. Возбуждение со-

Показатели функционального состояния организма крыс при хроническом внутрижелудочном воздействии этилового (С3) и изоамилового (изо-С&) ксантогенатов калия

Показатель Доза (в мг/кг) Опыт Контроль Месяц опыта

Количество эритроцитов (в млн.) С2 5 5,81 7,21 2-й

Показатель каталазы 5 1,14 0,96 2-й

Активность пероксидазы (в с) 5 37,6 28,4 2-й

Оксидазная активность (в экстинкциях) 50 0,306 0,195 3-й

Активность альдолазы (в ед.) 5 11,42 6,25 1-й

Холннэстераза в сыворотке (в усл. ед.) 50 4,1 3,22 2-й

Гемоглобин (в г%) Изо-С6 5 15,2 14,4 5-й

Холннэстераза в сыворотке (в ед.) 50 1,62 2,3 4-й

СПП (в усл. ед.) 5 38,33 43,67 5-й

Примечание. Приведены наименьшие дозы, вызвавшие изменения при Р < 0,05.

провождалось тоническими судорогами задних конечностей. У выживших животных симптомы интоксикации исчезали на 3—5-е сутки. Более длительная интоксикация наблюдалась лишь у животных, получавших изобутиловый ксантогенат калия.

Кумулятивные свойства ксантогенатов оценивались по количеству погибших крыс при внутрижелудочном введении среднесмертельных доз на фоне 10-дневной затравки соответствующими ксантогенатами в дозе 1/10 ДС&0. Результаты показали, что у крыс развивается привыкание к ксантогенатам.

В хроническом 6-месячном санитарно-токсикологическом эксперименте было изучено влияние на организм крыс 2 крайних представителей гомологического ряда ксантогенатов и их изомеров — этилового и изоамилового. Вещества вводили с питьевой водой через зонд в желудок в дозе 0,5—5—50 мг/кг. Наблюдения велись за динамикой веса тела, содержанием эритроцитов и гемоглобина в крови, активностью каталазы и героксидазы в крови, оксидазной активностью сыворотки, активностью холинэстеразы в крови и сыворотке, альдолазы и аминотрансфераз (АЛТ и АСТ) в сыворотке, сульфгидрильных групп в крови, содержанием молочной кислоты в сыворотке.

Выявлено, что к патогностическому признаку хронической интоксикации этиловым и нзоамиловым ксантогенатами калия может быть отнесено нарушение окислительно-вос-становительных процессов в организме. В частности, у крыс, получавших ксантогенаты в дозах 5 и 50 мг/кг, наблюдалось статистически достоверное изменение активности ферментов пероксидазы, каталазы в крови и оксидазной активности сыворотки (см. таблицу).

Обращают на себя внимание повышение активности индикаторного фермента альдолазы и изменение активности органоспецифического фермента холинэстеразы в сыворотке крови при хроническом воздействии на крыс ксантогенатов в дозах 5 и 50 мг/кг. Альдола-за содержится преимущественно в цитоплазме клеток, и повышение уровня ее активности в сыворотке свидетельствует о тканевом поражении или связано с понижением способности печени регулировать активность отдельных ферментов. Синтез ложной холинэстеразы осуществляется в печени. В совокупности изменения активности ферментов альдолазы и холинэстеразы в сыворотке крови можно объяснить гепатотоксическим действием этилового и изоамилового ксантогенатов калия.

Состояние центральной нервной системы изучалось по динамике суммационно-поро-гового показателя (СПП). Установлено, что в условиях хронического воздействия на организм ксантогенатов С2—С, в одинаковых дозах влияние их на центральную нервную систему усиливается с увеличением молекулярного веса гомологов. Если в дозе 50 мг/кг этилксантогенат вызывал лишь тенденцию к изменении СПП. то изоамилксантогенат-нарушение процессов возбудимости в центральной нервной системе уже в дозе 5 мг/кг (см. таблицу).

Следует отметить, что изменения, вызванные хроническим воздейстием ксантогенатов на организм крыс, носили кратковременный характер и в большинстве случаев нормализовались к концу хронического опыта. Это коррелирует с результатами, полученными при изучении острокумулятнвного действия ксантогенатов. Другие перечисленные выше показатели не изменялись.

Подпороговые дозы этилового и изоамилового ксантогенатов калия при хроническом поступлении в организм с питьевой водой установлены на уровне 0,5 мг/кг, что соответствует концентрации 10 мг/л.

Патоморфологнческие исследования, проведенные в конце хронического эксперимента, показали, что этиловый и изоамнловый ксантогенаты калия преимущественно в дозе 50 мг/кг вызывают одинаковые изменения во внутренних органах. В печени обнаружены парциальная мелкокапельная жировая дистрофия, незначительный аннзокариоз и флоккуляция цитоплазмы гепатоцитов. В почках имелись признаки зернистой дистрофии эпителия проксимального отдела извитых канальцев, а в желудке — явления гиперсекреции в поверхностном эпителии слизистой оболочки. В тканях мозга, легких, сердца, тонкого кишечника, селезенки и надпочечников при окраске гематоксилин-эозином морфологических изменений не выявлено.

Выводы

1. Пороговые концентрации ксантогенатов по влиянию на процессы самоочищения воды (БПКго) равны для этилового 0,5 мг/л, изопропилового 10 мг/л, изобутилового 0,5 мг/л, изоамилового 0,1 мг/л.

2. Ксантогенаты калия С2—С* обладают близкими юкснко-динамическнмн свойствами. Уровень острой токсичности возрастает с увеличением молекулярного веса. При хроническом поступлении в организм с питьевой водой недействующие дозы этилового и изоамилового ксантогенатов калия установлены на уровне 0,5 мг/кг.

3. Для ксантогенатов калия лимитирующим признаком вредности рекомендуется ор-ганолептнческий. а ПДК в воде водоемов следующие: этилового 0,1 мг/л, изопропилового 0,05 мг/л, изобутилового и изоамилового по 0,005 мг/л.

Поступила 22/VII 1975 г.

УДК 614.777:576.81:932.95

Е. П. Алешня

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕСТИЦИДОВ НА МИКРОФЛОРУ ВОДОЕМОВ

Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии

и гигиены

Пестициды, в значительных количествах поступающие в водоемы, влияют на процессы их самоочищения и санитарный режим (Г. А. Цатурова и соавт., 1968, 1969; К. К. Вро-чннский и соавт.). Однако действие пестицидов на санитарно-показательную микрофлору водоема изучено еще крайне недостаточно (Г. А. Цатурова, 1975). Поэтому весьма важным является выяснение взаимодействия пестицидов и бактериальной флоры с прослеживанием процессов самоочищения водоемов в моделированных условиях с использованием новых методических подходов.

В моделированных условиях исследовано влияние пестицидов (пропанида, хлорофоса), широко применяемых на Северном Кавказе, на отдельные группы санитарно-показа-тельных микроорганизмов воды. Анализу подвергнута речная вода с естественной микрофлорой, разлитая в стерильные 10-литровые баллоны. В опытные пробы вносили пестициды в различных концентрациях, близких к гигиеническим нормативам или значительно их превышающих. Опыты с каждым изучаемым веществом и каждой концентрацией проводили в 3 повторностях. Контролем служила та же речная вода, не содержащая пестицидов. Действие пестицидов оценивали по основным функциям жизнедеятельности микробной клетки— ее жизнеспособности и способности к размножению.

В воде определяли бактерии группы кишечных палочек (БГКП), Е. coli (ФКП), энтерококки, общее количество сапрофитной микрофлоры. Бактерии группы кишечных палочек изучали бродильным методом с применением лактозо-пептонной среды и дифференцированием при помощи оксидазного теста Количество ФКП устанавливали по наличию кишечных палочек, способных ферментировать лактозу с образованием кислоты и газа при 44—0,5° в присутствии ингибиторов. Количество энтерококков проверяли по методике Г. П. Калины. Индекс санитарно-показательных микроорганизмов устанавливали по таблицам международного стандарта, в 3 различных концентрациях. Учет общего количества сапрофитной микрофлоры проводили на мясо-пептонном агаре. Дифференцированное определение отдельных видов санитарно-показательных микроорганизмов позволило установить характер как количественного, так и качественного действия пестицидов.

Пропанид в модельных условиях оказывал бактерицидное действие (рис. 1). С возрастанием его концентрации закономерно отмечалось уменьшение количества энтерококков и фекальной кишечной палочки. Так, при концентрации гербицида 200 мг/л энтерококки не обнаруживались через 1 ч, индекс ФКП составлял 36, а индекс БГКП —930; показатели в контроле соответственно равнялись 1110, 1500 и 46 000. Несколько большая чувствительность энтерококков к пестицидам выявлялась и при концентрации 20 мг/л — отмирание их наступало на 4-е сутки опыта, отмирание ФКП происходило через 6 сут. Бактерии группы кишечных палочек оказались более устойчивыми, и бактерицидное действие пропанида в отношении их проявилось при его высокой концентрации (200 мг/л), при концентрации 20 мг/л обнаружено лишь бактериостатическое действие пестицида. Иная закономерность отмечалась у хлорофоса (фосфорорганическое соединение). Пестицид в концентрациях 5—500 мг/л оказывал стимулирующее действие на бактерии группы кишечных палочек, фекальную кишечную палочку и энтерококки (рис. 2). Однако при высокой концентрации хлорофоса (500 мг/л) после первоначальной стимуляции роста микроорганизмов к 9-м суткам опыта наблюдалось их резкое уменьшение, что, по-видимому, происходило за счет изменения pH среды. Если pH в контрольных пробах стойко сохранялось

1 Применять оксидазный тест было излишне, так как известно, что окендазоположи-тельные бактерии воды не сбраживают лактозу. — Ред.

4 Гигиена и санитария Nt 6

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.