Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ (СОП) НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ НЕЙРОТИЗМА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ (СОП) НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ НЕЙРОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / НЕЙРОТИЗМ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (СОП) / СЕМЬЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блошенко О.А.

Данная статья посвящена исследованию проблемы формирования высокого уровня нейротизма под воздействием неблагополучной среды, которую создает семья, находящаяся в социальноопасном положении. Рассмотрев актуальность проблемы, было описано экспериментальное исследование влияния неблагоприятной семейной среды (СОП) на формирование у подростка повышенного уровня нейротизма и проанализированы полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блошенко О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE INFLUENCE OF A DYSFUNCTIONAL FAMILY ENVIRONMENT (SDS) ON THE FORMATION OF AN INCREASED LEVEL OF NEUROTICISM IN A TEENAGER

This article is devoted to the study of the problem of the formation of a high level of neuroticism under the influence of a dysfunctional environment created by a family in a socially dangerous situation. Considering the relevance of the problem, an experimental study of the influence of an unfavorable family environment (SOP) on the formation of an increased level of neuroticism in a teenager was described and the results obtained were analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ (СОП) НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ НЕЙРОТИЗМА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.075 ГРНТИ 15.41.49

O. A. Bloshenko

student,

Nizhnevartovsk State University

EXPERIMENTAL STUDY OF THE INFLUENCE OF A DYSFUNCTIONAL FAMILY ENVIRONMENT (SDS) ON THE FORMATION OF AN INCREASED LEVEL OF NEUROTICISM IN A TEENAGER

Блошенко О.А.

студент,

Нижневартовский государственный университет.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ (СОП) НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ПОВЫШЕННОГО

УРОВНЯ НЕЙРОТИЗМА

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.6.68.38 Abstract. This article is devoted to the study of the problem of the formation of a high level of neuroticism under the influence of a dysfunctional environment created by a family in a socially dangerous situation. Considering the relevance of the problem, an experimental study of the influence of an unfavorable family environment (SOP) on the formation of an increased level of neuroticism in a teenager was described and the results obtained were analyzed.

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблемы формирования высокого уровня нейротизма под воздействием неблагополучной среды, которую создает семья, находящаяся в социально-опасном положении. Рассмотрев актуальность проблемы, было описано экспериментальное исследование влияния неблагоприятной семейной среды (СОП) на формирование у подростка повышенного уровня нейротизма и проанализированы полученные результаты.

Keywords: family, prosperous family, dysfunctional family, neuroticism, deviant behavior, family in a socially dangerous situation (SDS), family in a difficult life situation.

Ключевые слова: семья, благополучная семья, неблагополучная семья, нейротизм, девиантное поведение, семья в социально опасном положении (СОП), семья в трудной жизненной ситуации.

В наше время очень большое внимание уделяется проблемам семьи, а особенно развитию и формированию в ней ребенка, как полноценной социально адаптированной личности. Нарушение условий семейной среды, а вследствие и жизнедеятельности семьи, является одним факторов формирования различных отклонений в физическом и психическом развитии, в том числе эмоциональной и поведенческой сферах. Поэтому важно отметить, что проведение исследования проблемы влияния неблагополучной семейной среды (семей находящихся в социально опасном положении) на формирование у подростка повышенного уровня нейротизма будет являться актуальным.

Семья - это место, где подросток проводит основную часть своего времени. Как и любому другому человеку, ему хочется чувствовать себя комфортно находясь дома, ощущать чувство уюта, безопасности и защищённости. Но, к сожалению, очень часто выявляются семьи, которые нарушают условия жизнедеятельности детей, тем самым влияя своей неблагополучной средой на формирование различных поведенческих и личностных отклонений у несовершеннолетнего.

Н. М. Римашевская отмечает: «Семья -первичная ячейка общества, изначальный элемент социальной структуры, в процессе функционирования и развития которой отчетливо преломляются основные социально-экономические отношения. В рамках семьи сосредоточивается существенная часть человеческой деятельности, преимущественно лежащей вне общественного производства и связанной с удовлетворением многообразных материальных и духовных потребностей людей»[1]. Именно семья подготавливает молодое поколение для общества, что обеспечивает передачу норм и ценностей. За родителями закрепляются функции

воспитательной, социальностатусной,

эмоциональной и прочих сфер. Если рассматривать виды семей, взяв за основу выполнение функций, то можно выделить благополучные семьи и неблагополучные семьи. Благополучная семья - это семья, которая выполняет все свои функции, создает досочные условия для успешного развития ребенка. Неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее

36 East European Scientific Journal #4(68), 2021 функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены[2].

Неблагополучная семья препятствует нормальному развитию подростка, так как условия ее среды способствуют нарушению психического и физического развития ребенка. Как проявляется неблагополучие в таких семьях? Это может быть психическое влияние (угрозы, навязывание нездорового образа жизни, подавление и пр.), а так же физическое влияние (физические наказания, пренебрежения потребностями, и т. д.) и социальное (попустительское отношение к родительским обязанностям, неисполнение родительских обязанностей, оставляя ребенка без крыши над головой, и пр.)[2].

Б.Н. Алмазов считает, что семья может способствовать возникновению трудностей в поведении подростка, поэтому выделяет следующие типы неблагополучных семей:

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (к примеру: разорванные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание семьи, ее материального благополучия);

- конфликтные семьи (к примеру: где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; где один родитель нетерпим к манере поведения другого);

- нравственно неблагополучные семьи (в семьи, где присутствуют различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого);

- педагогически некомпетентные семьи (это могут быть семьи, в которых них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития) [7].

В законодательных актах и постановлениях неблагополучные семьи определяются в качестве -оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной помощи и поддержке [9;10].

Значительная часть семей, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся к категории семей, находящихся в социально опасном положении и характеризуются как семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [8; 11].

Следовательно, мы можем сказать, что семья включает в себя как источник развития личности подростка, так и ее отклонение от нормального состояния или процесса развития [3]. Склонность подростка к отклоняющемуся поведению, его

ии

вшам

личностные проблемы связывают с нарушениями внутрисемейной среды. Подросток лишается примеров необходимого поведения в различных ситуациях, это так же чревато распространением в среде подростков курения и злоупотребления наркотическими веществами, внедрением в сознание агрессивных моделей поведения и пр. [4].Очень часто в неблагополучных семьях выявляются подростки, которые испытывают трудности с эмоциональной сферой, эти трудности могут иметь последствия в качестве проявления нейротизма, различных отклонений в поведении, проблемах с самоконтролем и пр.

Нейротизм - иными словами эмоциональная нестабильность, выражающаяся в плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности, тревожности, беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высокому нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности [5].

Под влиянием импульсов, в состоянии эмоциональной нестабильности подросткам свойственно идти на риск, совершать необдуманные действия, отклоняющиеся от норм установленных обществом. Отклоняющееся поведение иными словами можно назвать девиантным. Девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [6].

Г.А. Аванесов, М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Н. Кудрявцев, к факторам, влияющим на формирование отклоняющегося поведения относили, как наследственность или врожденные нарушения, так и влияние неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида. Они считали, что наличие данных неблагоприятных факторов, требует психолого -педагогических, корректирующих мер и воздействий [7].

Зачастую именно в подростковом возрасте результат негативного влияния семейной среды имеет ярко выраженный характер, это может проявляться в формировании склонности к отклоняющемуся поведению, эмоционально неустойчивом состоянии, нарушениях во взаимоотношениях с окружающими людьми, в том числе и близкими и т.д. Вследствие этого, можно сказать, что проблема влияния неблагополучной семейной среды (в нашем случае в семьях в социально опасном положении) на формирование у подростка повышенного уровня нейротизма (эмоционально нестабильного состояния) будет

актуальна. В рамках данной проблемы было запланировано провести экспериментальное исследование, с целью исследования влияния неблагоприятной семейной среды (СОП) на формирование у подростка повышенного уровня нейротизма. Процесс экспериментального исследования проходил в три этапа:

- первый этап, это исследование характерологических особенностей личности с помощью опросника «Экспресс-диагностика личностных особенностей подростка» (Г. Айзенк в модификации Матолиной Т.В.).

- второй этап - проведение методики диагностики девиантного поведения

несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению) (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск).

- заключительный этап диагностики, проведение опросника «Выявление уровня комфортности пребывания в семье» (автор методический центр г. Сургут).

В результате поэтапно проведенного исследования, мы получили данные, которые были соотнесены в общую таблицу (Таблица 1) и выделили три группы испытуемых.

Таблица 1.

Соотношение показателей по трем методикам

№ Испытуемый Экспресс диагностика ЛОП Тест СДП Опросник на комфортность № группы

1 Ф.К.(16) - тип № 9; - экстраверт; - повышенный уровень нейротизма. - ЗП; - СП; - АП; - ДП; - СОП. - низкий уровень комфортности пребывания в семье. I

2 Б.Н.(12) - тип № 25; - амбиверт; - повышенный уровень нейротизма. - ЗП; - АП; - ДП; - СОП. - низкий уровень комфортности пребывания в семье. I

3 Г.А. (16) - тип №9; - амбиверт; - повышенный уровень нейротизма. - ЗП; - АП; - ДП; - СОП. - средний уровень комфортности пребывания в семье. I

4 Т.К. (12) - тип №30; - экстраверт; - эмоциональная стабильность. - не склонен. - высокий уровень комфортности пребывания в семье. II

5 Л.Е .(14) - тип №9; - Амбиверт; - повышенный уровень нейротизма. - ЗП; - СП; - АП; - ДП; - СОП. - высокий уровень комфортности пребывания в семье. Ш

6 О С. (17) - тип №28; - Интроверт; - эмоциональная стабильность. - СП; - СОП. - средний уровень комфортности пребывания в семье. II

7 П.В. (14) - тип №9; - амбиверт; - повышенный уровень нейротизма. - ЗП; - СП; - АП; - ДП; - СОП. - низкий уровень комфортности пребывания в семье. I

8 Р.Р. (13) - тип №30; - экстраверт; - повышенный уровень нейротизма - ЗП; - АП; - ДП; - СОП. - низкий уровень комфортности пребывания в семье. I

9 Г.А. (16) - тип №28; - интроверт; - эмоциональная стабильность. - не склонен. - средний уровень комфортности пребывания в семье. II

* зависимое поведение (ЗП), самоповреждающее делинквентное поведение (ДП), социально обусловленное

поведение (СП), агрессивное поведение (АП), поведение (СОП).

Итак, проанализируем полученную таблицу. В результате полученных данных были выделены три группы испытуемых:

- В первую группу входят эмоционально неустойчивые несовершеннолетние с высокими показателями нейротизма, у которых выявлена склонность к отклоняющемуся поведению и низкий либо средний уровень комфортности проживания в семье, что составляет 66,7% от всей выборки (6 человек). У Несовершеннолетних испытывающих постоянный дискомфорт и тревожное состояние находясь дома, выявляются показатели нейротизма, что говорит о эмоционально нестабильном состоянии подростков, они склонны совершать действия, отклоняющие от норм и правил общества.

- Вторую группу составляют 22,2% несовершеннолетних от всей выборки (2 человека), с эмоционально стабильным состоянием, у которых не выявлено склонности к отклоняющемуся поведению и наблюдается средний, либо высокий уровень комфортности пребывания в семье. Подросткам комфортно находиться дома, отсутствуют факторы влияющие на возникновение тревожного состояния, следовательно, их эмоциональное состояние стабильное, взаимоотношения в семье складываются доброжелательные, близкие. У таких подростков отсутствует склонность к совершению действий противоречащих общественным нормам.

- В третью группу мы отнесли несовершеннолетнего составляющего 11,1% от всей выборки (1человек), который при высоком уровне комфортности пребывания в семье имеет показатели нейротизма и склонность к отклоняющемуся поведению. Проживая в благоприятных условиях, несовершеннолетний эмоционально нестабилен, он склонен совершать рискованные поступки, несмотря на то, что общество будет его осуждать.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть то, что развитие и формирование индивидуальных особенностей подростков лежит в основе семейного воспитания, состояния семейной среды. Негативный опыт имеет свойство накапливаться, что отражается на будущем ребенка. Эмоциональная неустойчивость (нейротизм), проявление отклоняющегося поведения предстает как нормальная реакция на неблагополучные условия семейной среды. Таким образом, мы можем сказать, что в подростковом возрасте от условий семейной среды будет зависеть уровень эмоциональной стабильности. Так у подростков с низким уровнем комфортности пребывания в семье будут выражены показатели эмоциональной нестабильности (нейротизма), а у подростков с высоким уровнем комфортности пребывания в семье, будут наблюдаться показатели эмоциональной стабильности и отсутствие склонности к отклоняющемуся поведению. На основании всего вышесказанного, возникает необходимость работы психолога с проблемными

ЦИ

вшам

подростками, воспитывающимися в

неблагополучных семьях (СОП) и имеет место быть разработка проекта программы психолога по работе с повышенным уровнем нейротизма у подростков, воспитывающихся в неблагополучной семейной среде (семей СОП).

Список использованных источников и литературы:

1. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 299 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-10600-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/456282 (дата обращения: 16.12.2020).

2. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов / Т. И. Шульга. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 213 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-13944-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/467349 (дата обращения: 16.12.2020).

3. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. С. 29. Якимова, Т. В. Психология семьи: учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 345 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5534-00352-9. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450314 (дата обращения: 15.12.2020).

4. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 273 с. - (Профессиональная практика).- ISBN 978-5-534-07748-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452633 (дата обращения: 14.01.2021).

5. Силина, Е. А. Психологические задания: учебно-методическое пособие: в 2 частях / Е. А. Силина; под редакцией Е. А. Силиной. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, [б. г.]. - Часть 2 - 2019. -115 с. - ISBN 978-5-9765-1795-0. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/119430 (дата обращения: 15.01.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Менделевия В. Д. М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с. ISBN 5-9268-0387-Х

7. Липунова, О. В. Психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / О. В. Липунова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 377 с. — ISBN 978-5-9765-2647-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eianbook.com/book/75500 (дата обращения:

ÜB

BBgjM

15.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

8. Шептенко, П. А. Введение в специальность "Социальный педагог" : учебное пособие / П. А. Шептенко. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 158 с. — ISBN 978-5-9765-0141-6. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115912 (дата обращения: 16.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

9. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 180-183.

10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. b Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г. [Электронный ресурс]//https://legalacts.m/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/

11. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 23509/

© Блошенко О.А. 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.