Научная статья на тему 'Экспериментальное Исследование профессионально-важных качеств у будущих дизайнеров'

Экспериментальное Исследование профессионально-важных качеств у будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калина Н. Д., Васильева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное Исследование профессионально-важных качеств у будущих дизайнеров»

Калина Н.Д.,Васильева Т.В

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Формированию и развитию профессионально важных качеств (ПВК) посвящено немало исследований. ПВК будущего специалиста органично включаются в структуру личности. Определенный уровень их сформированное™ позволяет личности адаптироваться к условиям усложняющейся деятельности.

ПВК исследовались у студентов дизайнеров в начале первого курса и на пятом курсе вуза. Традиционное обучение (в КГ) рисунку основывалось на чувственно-воспроизводимом способе. Экспериментальное (в ЭГ) - на конструктивном подходе в обучении рисунку с натуры. Шаг за шагом у студентов нарабатывался конструктивно-графический опыт. Чтобы понять, верен ли избранный нами путь обучения, соответствует ли он конструктивно-графической деятельности, постоянно отслеживались изменения в качествах и умениях у студентов.

Но прежде чем перейти к описанию экспериментального обучения и его результатов, проясним несколько моментов. Казалось бы, качества личности напрямую не связаны с практическими действиями. Но именно они активизируют студента в выполнении рисунка определенным образом и, кроме того, образуют те или иные качественные характеристики умений будущего специалиста.

Составляющие любого качества личности, это, во-первых, положительный мотив, соответствующий форме деятельности, во-вторых - устойчиво усвоенный и, в то же время, социально и культурно обусловленный способ поведения и деятельности [1].

Г.К. Селевко характеризует ПВК личности как умения деятельности, от которых зависит темп, уровень, исполнительское или творческое отношение к выполнению действий [3]. Однако содержанием качеств (умений) является не способ действия, а определенного рода направленность и отношение к нему. Поэтому можно считать, что ПВК студента - это качества проявляемых умений.

Отношение трактуется как выражение определенных связей между различными сторонами деятельности, между субъектом и объектом, учащимся и педагогом, а также как отношение к себе самому. Структуру конструктивного отношения образуют: потребность личности действовать подобным образом; знание правил и норм выполнения действий; внутреннее стремление (чувство) или убеждение в необходимости соблюдения этих правил и норм; владение умениями и навыками; способность к проявлению устремлений [4].

Конструктивный подход к обучению имел детермирующий и индетермирующий характер. Детермированность обучения соотносилась с направленностью на закономерные связи и их причинное объяснение (познавательный уровень обучения). Индетермированность рассматривалась как основа в обучении творчеству, при котором закономерные связи пространственных объектов не исключаются, а частично преобразовываются в соответствии с конструктивным отношением к рисунку.

В ходе формирования ПВК будущего дизайнера последовательно осуществлялся поиск соответствия содержания обучения, направленного на конструктивные связи способам деятельности. В процессе выполнения рисунка с натуры основными считались способы, геометрического обобщения действительности и структурно-семиотического познания. На их основе изучается система понятий и соответствующая им система графических знаков. Общеизвестно, что понятийно-символическое изучение деятельности способствует развитию внутренних возможностей студентов, качеств и умений личности.

Для развития ПВК будущего дизайнера было необходимо:

1. Развивать систему мотивов предметной деятельности «Рисунок». Мотивы конструктивной направленности в действиях студентов были обусловлены понятиями о структуре объекта и процесса ее моделирования, а также теоретическими ценностями обучающей системы. Конструктивное отношение студентов к рисунку развивалось тогда, когда мотивы соответствовали способам деятельности.

2. Для того, чтобы сформировать устойчивое конструктивное отношение к выполнению рисунка и оно со временем не утрачивалось, а усиливалось, необходимо было спроектировать систему конструктивно-графических задач с постепенным усложнением деятельности и увеличением в ней неопределенностей, т.е. творческих действий. Также необходимо было спроектировать соответствующий инструментарий, в качестве системы логических конструктов, способных не только ориентировать

закономерную основу действий учащихся, но и определенным образом стимулировать их предметно направленную мотивацию. Для репродуктивных целей обучения конструкты наглядно показывали существенные отношения типичных ситуаций практики, а для целей творческого развития - примеры использования эвристических принципов художественно-эстетической выразительности.

3. Параллельно с усложнением деятельности осуществлялось усложнение качеств учащегося. Однако на результаты деятельности студентов влияли различные причины. Многие из них были взаимосвязаны с непроизвольностью познавательных процессов.

Успешное осуществление деятельности зависит от определенного сочетания качеств будущего специалиста. Проектируя систему качеств будущего дизайнера, мы дополнили профессиограмму, разработанную Е.А. Климовым [2], теми качествами, которые соответствуют конструктивному отношению к деятельности и разбили целостный комплекс качеств на три группы: 1) когнитивные, 2) волевые, 3) личностные качества.

1. Когнитивные качества. По нашему убеждению, разработанная Е.А. Климовым система ПВК применительно к конструктивно-графической деятельности рисунка, нуждалась в дополнениях такими качествами, как структурное восприятие, пространственное мышление, глазомер, логическое осмысление процесса, интуиция. Необходимо отметить, если ПВК соотносятся с произвольным содержанием в выполнении рисунка с натуры, то они становятся когнитивными качествами студентов. В результате выполнения студентами практических действий в рисунке на произвольном уровне осуществляется синтез познавательных процессов со знаниями, умениями и навыками, что и являлось условием эволюции ПВК. Когнитивные качества учащихся совершенствовались на протяжении многих лет целенаправленного обучения и воспитания.

2. Волевые качества в нашем случае характеризовали способность студентов к волевым усилиям, к преодолению внутренних и внешних трудностей и противоречий. Успешность в изо-деятельности во многом зависела от того, насколько сформированы у студента волевые качества, которые рассматриваются нами, как максимальное усиление побуждений к ее выполнению.

3. Личностно-значимые качества одинаково соотносятся со всеми видами деятельности будущего специалиста и формируются как устремленность к успеху. Однако для достижения успеха должны быть сформированы интерес к конструктивно-графическому моделированию и соответствующие ценностные идеалы.

Группы качеств развивались в одной деятельности, поэтому образовывали систему ПВК, соответствующую профессиональным умениям будущего дизайнера. Это обуславливало развитие способностей целостного пространственного восприятия модели и представления когнитивного и оперативных образов действия по отношению к ней. Представление образов действия относится к саморазвитию, при внешнем воздействии с образовательной средой, поэтому формирование системы ПВК имело для нас первостепенное значение.

На познавательном уровне усвоение деятельности происходило под внешним воздействием педагога. Студенты лишь следовали его требованиям. Состояние этого процесса в рисунке оценивалось как исполнительское. Следовательно, на его основе формируются познавательно-исполнительские качества учащихся. Если же студент научился самостоятельно управлять произвольным вниманием, то у него формируются качества внимательности и наблюдательности. Когда одно из качеств закрепляется, то по закону генирализации (распространения) оно положительно влияет на развитие всей системы качеств. Эти ведущие качества на первых этапах обучения развивались на основе произвольного внимания (контроля) к зрительно воспринимаемому содержанию, а затем - на основе внимания к сфере внутреннего плана действия, при взаимодействии с мышлением.

Методика исследования ПВК включает три этапа.

1. Самооценка студента своих качеств по профессиограмме и педагогическое наблюдение за поведением и отношением студентов в процессе обучения рисунку.

2. Визуально-графическая культура изображения как результат деятельности студентов. Педагогическое наблюдение за познавательными процессами студентов проводилось по трем формам выполнения рисунка: а) в длительном рисунке с натуры, б) в краткосрочном наброске с натуры, в) в рисунке по памяти и представлению.

3. Прогностическая беседа относительно качеств личности велась: а) для установления имеющихся качеств будущего специалиста, значимых для деятельности; б) для выявления

информации относительно опыта личности до поступления в вуз и отношения к своему опыту в вузе; в) для изучения ценностно-мотивационной сферы.

Каждый вид исследования оценивался по десятибалльной шкале и по пяти уровням: первый (1-2 балла); второй (3-4 бала); третий (5-6 баллов); четвертый (7-8 баллов); пятый (9-10 баллов).

Конструктивное отношение студента к рисунку как направленность его качеств, исследовалась разработанной нами методикой исследования ПВК по отношению к: объекту, себе, другим людям.

Отношение субъекта деятельности к объекту изображения определялось совокупностью взаимосвязей, характеризующих студента со стороны конструктивной направленности способов деятельности и соответствующих им качеств личности. Исследовалось различное отношение к деятельности и, соответственно, различная активность студента. В традиционном обучении процесс выполнения рисунка с натуры выполнялся непроизвольно. Экспериментальное обучение направлялось на активное произвольное (волевое и целенаправленное) выполнение рисунка. От уровня активности и характера отношения к рисунку зависел способ деятельности.

Отношение студентов к себе: педагог отмечал, как студенты оценивали свои качества, переоценивали или недооценивали свои возможности. Повышенная самооценка объяснялась неадекватной оценкой требований обучения, и, как следствие - студент не реагировал на свои ошибки. А заниженная самооценка препятствовала реализации возможностей учащегося, лишала его уверенности в своих действиях и снижала инициативу. Та и другая самооценка отражались на качествах студента.

Отношение к другим людям (педагогу): исследовалось стремление к сотрудничеству и взаимодействию в процессе получения знаний.

Законченный продукт конструктивно-графического процесса являлся носителем определенного уровня визуально-графической культуры, которая представлялась нами как набор эстетических и познавательно-теоретических ценностей и на основе которых студенты осуществляли оценку конкретной ситуации. Визуально-графическая культура изображения выявляла в рисунке уровень упорядоченности и целостности, осмысленности и осознания того, что изображается.

Освоение системных отношений в рисунке переводило визуально-графическую культуру изображения на более высокий конструктивный уровень деятельности: системный анализ связей, как бы «очищал» изображение от ненужных данных, при этом содержание рисунка гармонично сочеталось с его формой, в изображении выделялось главное и ему подчинялось второстепенное.

1. Исследование ПВК на основе профессиограммы.

Набор действий формируется внешней стороной деятельности, процессом обучения и способом действия. Познавательные процессы человека обусловлены знаниями, умениями и навыками, однако, чтобы они стали когнитивными ПВК, требуется, чтобы студент был способен на самостоятельные действия. В связи с этим необходимо отметить, что когнитивные качества, которые выделены в профессиограмме до обучения, у студентов еще не сформированы: это объясняется тем, что еще не развито конструктивное отношение к деятельности. На данном этапе мы будем считать эти качества познавательными процессами у студентов. Но когда осуществляется сознательное и активное усвоение профессиональных действий, студент сам предъявляет к себе требования и сам себя оценивает и контролирует, происходит накопление новообразований, в том числе потребность действовать соответственно усвоенному, что и развивает познавательные процессы учащихся, преобразуя их в ПВК. Волевые и личностные качества студентов начинали формироваться еще в общеобразовательной школе, поэтому на начальном этапе обучения в вузе они стали основой развития ПВК.

В профессиограмме 5 уровней. 1 и 2-й - низкая сформированность качеств, 3-й - среднее значение, 4 и 5-й - высокое значение в развитии ПВК. На каждом этапе обучения ПВК личности входили в синтез с новыми действиями, что обеспечивало новый уровень их развития. Понятно, что для выпускника сформированность качеств определена на уровнях высокого значения. Студенты первого курса (до обучения) и пятого курса (после обучения) мысленно соизмеряли свои ПВК с идеальными качествами и ставили в предложенной им профессиограмме точку напротив каждого из качеств и соответствующего уровня его развития, т.е. самостоятельно определяли уровни (1, 2, 3, 4, 5) сформированное™ своих качеств. Данные самооценки по отношению к своим качествам соотносились с наблюдениями преподавателя и для каждого студента подсчитывался среднеарифметический балл (табл. 1).

Исследование ПВК (до обучения) выявило, что их проявление взаимосвязано с типологическими особенностями учащихся, их пространственно-образными и вербально-логическими возможностями в познании и практике рисунка и личностными качествами.

Часть студентов отметили у себя качества, соответствующие пространственно-образному познанию, а именно: устойчивость внимания, чувственное восприятие, наглядно-образное мышление, зрительная память, наблюдательность, воображение, интуиция, точность сенсомоторики.

Другие студенты выделили другую систему качеств, которая в большей мере соответствовала вербально-логическому познанию: переключение и распределение внимания, структурность восприятия, пространственное мышление, логическое осмысление процесса, наблюдательность, точность сенсомоторики.

В исследовании ПВК (после обучения) отмечено, что большинство студентов ЭГ выделили почти всю систему качеств будущего дизайнера, что в полной мере соответствовало конструктивно-графическому выполнению рисунка. И это говорит о том, что качества студентов с пространственно-образным и вербально-логическим (понятийным) познанием изменились. Качества чувственно-ориентированной деятельности из непроизвольных стали произвольными.

Таблица 1

ПРОФЕССИОГРАММА КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В ПРОЦЕССЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА С НАТУРЫ _

КГ - ( ), ЭГ - ( - ), Идеальное - ( ""1 )

JVe

2.

Качества, уровни

1

h 4."

5,

7.

8.

9,"

10. 11. 12.

К<)[ НИТМВ1ГЫК К V4ECTBA Yc imtumm 11, ниим-лним

Пер< К. IlO'lt 1'<| . |»ШШ;НП1Н

Ps»cii|jeje.ifiiiie нннмапнн Целостное воспрня[ис

До обучении После об> чешш

Crpj-Ki)pilot' воснрияше H;i !« що-обрашое мышление

13, 4 И

Тб.

Hpm-ipaiiciвенн<»е мышление Зригельмпн шшнть JIoi н'кч к'ос осмысление

НшММ» (Л It'.lMHiCTb

1Ьн- и- s :iK.iciific* и воображение Пии нция I лшомер ___

lo'iiNH'ib cemovio lopin ir

1?.

Вн »\л. ii.ito-i |>и некая культура

_ко. 11 BI.IF. КАЧЕСТВА Целсч е i рем. (г «несть Нясчойчивоет

JTpvm.imone, работоспособность Элнщппп:» п,наа устойчивость Диенкплипи ронанность _ «ШЧИСКЧ НЫК К ЧЧКсТВА 21. j Сщкжжос I ь ic соip\ uiti'i(.'Ci a\

18.

19.

Ж

22. 1 Интерес 2 V Г';»мпстоитс.«ы1оегь 5 (>|;| ;п||| ШВ;11Ш(К*1Ь | 25. ) Л.ачун;> гния самооценка

Исследование сформированности качеств по самооценке и педагогической оценке показало, что их развитие в КГ и ЭГ до эксперимента было примерно одинаково: 1, 2, иногда 3-й уровни. После обучения в КГ качества студентов соответствовали в основном 3-му уровню, а в ЭГ - 4 и 5-му. В профессиограмме показаны общегрупповые данные (табл. 2).

В исследовании прослеживалась взаимосвязь качеств личности не только со способом деятельности, но и с другими качествами студентов и определенным ценностным (конструктивно-графическим) отношением к деятельности.

2. Исследование ПВК в процессе выполнения практических работ по рисунку проводилось до и после обучения. В выполнении длительной работы педагог объяснял, как ее необходимо выполнять, давал основные ее правила и методы, объяснял критерии успешных действий и показывал образцы идеального выполнения работ.

A) Критерием длительного рисунка с натуры считалась конструктивная убедительность и выразительность изображения, точность пропорций объекта в связи с его перспективой.

Б) Критерием наброска - быстрота и легкость пропорционально-правильного изображения, основанного на глазомере.

B) Критерием рисунка по памяти и представлению - зрительное запоминание объекта и его логическое воспроизведение.

В процессе выполнения практических заданий по рисунку также использовалась самооценка и педагогическая оценка. За каждое задание баллы выставлялись отдельно, затем выводилось среднеарифметическое значение.

Исследование рисунков, выполненных студентами, и их типичных ошибок позволило нам заключить, что визуально-графическая культура изображения зависит от конструктивного отношения к рисунку, объединяющему понятийно-логические и пространственно-образные компоненты познания. И эта зависимость напрямую отражается в системе ПВК будущего дизайнера, развитие которых зависит от конструктивного подхода к деятельности и соответствующих способов действия.

Исследования практических работ студентов показывают, что в процессе усвоения конструктивно-графических компетенций происходит перестройка отношений к качествам профессионала. Отношение студентов к рисунку становится в полной мере конструктивным, что свидетельствует о сформированности системы ПВК у будущих дизайнеров.

3. Для подтверждения своих предположений педагог провел с каждым из студентов прогностическую беседу, просил устно объяснить, что изображено в его работе. Задавал студентам примерно такие вопросы: Что вы хотели изобразить? Какие элементы могут выразить это содержание? Какой должна быть форма у этого содержания? По ответам педагог анализировал ценностно-смысловую сферу личности и речевые возможности студентов.

Беседы проводились для выявления: а) качеств личности, значимых для деятельности; б) информации относительно опыта личности (до поступления в вуз) и отношения к своему опыту (по окончании вуза); в) ценностно-мотивационной сферы.

Общие суммы баллов по трем исследованиям показаны в табл. 2.

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ: УРОВНИ (ЧЕЛ./БАЛЛЫ), _№ ИССЛЕДОВАНИЯ (1-3), ЭГ И КГ, ПО 30 ЧЕЛ.; - НЕТ ДАННЫХ_

До обучения

№ Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровни развития Уровни развития

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

1 10/20 18/64 2/11 - - 11/20 17/61 2/11 - -

2 18/36 10/36 2/11 - - 15/30 12/46 3/16 - -

3 14/28 13/43 3/17 - - 14/28 14/48 2/10 - -

I 84 143 39 - - 80 155 37 - -

После обучения

1 - - 18/100 10/80 2/19 - 17/61 12/60 1/8 -

2 - - 10/55 19/142 1/9 - 17/58 13/75 - -

3 - - 14/77 15/115 1/10 - 16/58 14/77 - -

I - - 232 237 38 - 177 212 8 -

Итак, в табл. 2 мы видим, что количество баллов в ЭГ после обучения значительно выше, чем в КГ. Диограмма 1 наглядно показывает, что в ЭГ баллы более высокие - уровни 3,4, 5, а в КГ - 2, 3,4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 1

Сформированность профессионально-важных качеств будущего дизайнера в экспериментальной и контрольной группах

150"

50-

эг

кг

50'

100

12 $

4 5

* I

4 5

ни

I — 1 8ИД

\ исследования

Ж вид исследомания

КГ

"^осле обучения

— 3 вид исследования

На основе данных исследования можно заключить, что в отношении развития ПВК экспериментальная модель обучения оказалась более эффективной, чем традиционная.

В процессе экспериментального обучения изменялось отношение студентов к выполнению рисунка с натуры - с непроизвольного на произвольное и конструктивное, что способствовало переменам и в системе их качеств. Эти перемены были связаны с появлением и усложнением профессиональных структур, а именно: перестройки преобразовательных возможностей - умения достигать результата.

Процесс развития ПВК по экспериментальной модели проходил следующим образом:

у студентов формировались потребности и мотивы в выработке того или иного

качества;

- осуществлялось активное и сознательное включение студентов в познавательно-практический процесс;

- производилось ориентирование в сущности формируемых качеств;

организовывалось проявление качеств в практической реализации способов деятельности: геометрического обобщения, структурно-семиотического познания и практики рисунка;

- формировались соответствующие чувства, понятия и ценности;

- вырабатывались конструктивно-графические компетенции, знания, связанные с формируемыми качествами;

организовывались упражнения для тренировки и освоения новых действий в решении задач, связанных с необходимыми качествами;

- в произвольном выполнении действий, связанных с соблюдением тех или иных норм деятельности, развивались волевые усилия, позволяющие преодолеть встречающиеся трудности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крутецкий. В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

2. Основы профессиональной культуры/ под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во Брянск, гос. пед. ун-та, 1997. -307 с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.

Иванов Б.Н.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА ОПТИМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СУДОВ В В РАМКАХ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ГИС ОКЕАН»

В работе рассматривается один из подходов к расчету оптимальных маршрутов судов с учетом гидрометеорологических условий плавания. Задача реализована в рамках программного комплекса «ГИС ОКЕАН» [1,2] и используется в оперативной практической работе. Минимальное расстояние между двумя точками на поверхности Земли определяется по диаметру большого круга (ДБК). Однако кратчайший путь, как правило, не является оптимальным по времени и безопасным для перехода судна. В любом случае, океанские переходы судна не должны существенно отклоняться от ДБК, поскольку это увеличит затраты судна на переход. Отклонение курса судна от ДБК диктуется безопасностью его перехода.

Расчет оптимального маршрута

Задача поиска оптимального маршрута судна естественно формулируется в терминах графов. Рассмотрим простой орграф (рис.1), вершины которого образуют регулярную сетку. На рис. 1 узлы сеточной области окрашены в разные цвета и отличаются по величине с учетом их локализации: море или суша. Узлы сетки на суше составляют естественное ограничение при вычислении маршрута [3]. Маршрут не должен пересекать сушу. Кривая О] 02 (рис.1) является дугой большого круга, 0| —

порт отправления, Г)2 — порт назначения. В узлах сетки графа фиксируются время прохождения

судном данной точки и условия плавания (скорость и направление ветра, высота и направление волн). Ребра графа определяются между узлами соседних слоев сеточной области в направлении пункта назначения. Каждому ребру графа приписывается вес, равный времени перехода судном данного отрезка пути. Направления ребер указывают возможные перемещения судна.

В такой постановке поиск оптимального маршрута сводится к отысканию кратчайшего пути в простом орграфе между двумя заданными вершинами Г)| и Т)2 [3]. В нашем случае решение осложняется динамическим определением сеточной области (рис. 1) для каждого маршрута судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.