Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВНЕАУДИТОРНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВНЕАУДИТОРНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ МАГИСТРАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СОТРУДНИК БИБЛИОТЕКИ / КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ (КИБР) / TECHNOLOGY OF EXTRACURRICULAR INDIVIDUALIZATION / FOREIGN MASTERS / PROFESSIONALLY RELEVANT SCIENTIFC INFORMATION / UNDER THE GUIDANCE OF LIBRARIAN / A COMPLEX OF INFORMATION LIBRARY RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кан Цюнцюн

Информационные библиотечные ресурсы являются значительными образовательными ресурсами в образовательных организациях уровневого высшего образования. Развитие способности зарубежных магистрантов к эффективному приобретению, оценке и использованию этих ресурсов во внеаудиторное время может повысить их уровень информационной грамотности и их способность к самостоятельному обучению. С этой целью мы разработали технологию внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки магистров под руководством библиотекаря с помощью комплекса информационных библиотечных ресурсов. Эта технология устанавливает алгоритм взаимосвязанной образовательной деятельности зарубежного магистранта и консультативной деятельности сотрудника библиотеки во внеаудиторное время с помощью информационных библиотечных ресурсов (КИБР). Чтобы проверить эффективность этой технологии, был проведен эксперимент на факультете педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. В ходе эксперимента был использован разработанный нами учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатизация образовательного процесса». Для проведения эксперимента был сформирован методический инструментарий для объективной предварительной, текущей и заключительной диагностики уровня знаний, умений и навыков информационной грамотности зарубежных магистрантов и их способности к самообучению посредством информационных библиотечных ресурсов. Основываясь на анализе экспериментальных данных, были сделаны выводы о том, что предлагаемая нами технология ускоряет и улучшает развитие у магистров умений и навыков поиска, переработки, анализа, хранения и управления профессионально значимой научной информацией; прививает им информационную культуру и формирует потребность в самостоятельной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH PROBLEMS OF EXTRACURRICULAR INDIVIDUALIZATION OF MASTERS’ TRAINING IN EDUCATION MANAGEMENT

Information library resources are significant educational resources in higher education institutions The development of the ability of foreign undergraduates to effectively acquire, evaluate and use these resources in extracurricular time can improve their level of information literacy and their ability to self-study For this purpose, we have developed a technology of extracurricular individualization for professional training of foreign masters under the guidance a librarian with a complex of information library resources (CILR) This educational technology establishes an algorithm of interrelated educational activities between foreign undergraduate and counseling library staff in extracurricular time To test the effectiveness of this technology, we conducted an experiment at the faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M V Lomonosov During the experiment we used the Training and methodical complex on discipline “Informatization of educational process”, which developed by us To conduct the experiment, we have developed a methodical instrument of objective preliminary, current and final diagnostics to test the knowledge and skills of information literacy of foreign undergraduates and their ability to self-study through information library resources Based on the analysis of experimental data, we have made the conclusions that the proposed technology accelerates and improves the development of students ‘ skills in search, processing, analysis, storage and management of professionally relevant information, inculcates an information culture for them and forms need for independent work.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВНЕАУДИТОРНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №3

Экспериментальное исследование проблем внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки магистров управления образованием

Кан Цюнцюн (КНР)

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

Информационные библиотечные ресурсы являются значительными образовательными ресурсами в образовательных организациях уровне-вого высшего образования. Развитие способности зарубежных магистрантов к эффективному приобретению, оценке и использованию этих ресурсов во внеаудиторное время может повысить их уровень информационной грамотности и их способность к самостоятельному обучению. С этой целью мы разработали технологию внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки магистров под руководством библиотекаря с помощью комплекса информационных библиотечных ресурсов. Эта технология устанавливает алгоритм взаимосвязанной образовательной деятельности зарубежного магистранта и консультативной деятельности сотрудника библиотеки во внеаудиторное время с помощью информационных библиотечных ресурсов (КИБР). Чтобы проверить эффективность этой технологии, был проведен эксперимент на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. В ходе эксперимента был использован разработанный нами учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатизация образовательного процесса». Для проведения эксперимента был сформирован методический инструментарий для объективной предварительной, текущей и заключительной диагностики уровня знаний, умений и навыков информационной грамотности зарубежных магистрантов и их способности к самообучению посредством информационных библиотечных ресурсов. Основываясь на анализе экспериментальных данных, были сделаны выводы о том, что предлагаемая нами технология ускоряет и улучшает развитие у магистров умений и навыков поиска, переработки, анализа, хранения и управления профессионально значимой научной информацией; прививает им информационную культуру и формирует потребность в самостоятельной работе.

Ключевые слова: технология внеаудиторной индивидуализации, зарубежные магистранты, профессионально значимая научная информация, сотрудник библиотеки, комплекс информационных библиотечных ресурсов (КИБР).

Введение / Постановка проблемы и задачи экспериментального исследования

Технологичность образовательного процесса, развивающаяся на основе реализации возможностей информационно-телекоммуникационных

технологий, обеспечивает более быстрое и качественное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками . Информационные библиотечные ресурсы занимают значительную роль в их становлении . Смоделированная нами технология опирается на научные исследования отечественных и зарубежных ученых (Б . Блум [1], Н . Гронлунд [2], А. Н. Рыблова [3], Пи Ляньшен [4, 5], Ву Фати [6] и др .) открывает большие возможности для профессиональной подготовки зарубежных магистров, недостаточно хорошо владеющих русским языком и нуждающихся в тьюторской поддержке во внеаудиторное время для переработки профессионально значимой научной информации [7, 8] .

Технология внеаудиторной индивидуализации (далее ТВнИнд) профессиональной подготовки магистра управления образованием предусматривает алгоритм взаимосвязанной образовательной деятельности зарубежного магистранта и консультативной деятельности сотрудника библиотеки, реализуемой во внеаудиторное время и направленной на индивидуальную переработку профессионально значимой научной информации с помощью комплекса информационных библиотечных ресурсов (далее КИБР), используемых в качестве средств педагогической коммуникации [9]. Выбранный нами комплекс информационных библиотечных ресурсов включает в себя печатные фонды, электронные каталоги, поисковые платформы и электронные базы данных . Учитывая направление профессиональной подготовки зарубежных магистрантов, мы выбрали следующие базы данных:

(1) полнотекстовые базы данных: Science Direct, Springer, EBSCOhost, Wiley, TAYLOR&FRANCIS, Sage, SCOPUS, eLIBRARY, CNKI, WanFang Data, Chaoxing Digital library, Apabi Digital Resource Platform;

(2) реферативные базы данных: Web of Science, Scopus, CSSCI (Chinese Social Science Citation Index);

(3) вспомогательные программные обеспечения, связанные с базой данных: InCites, Essential Science Indicators, Journal Citation Reports, EndNote и т д

Методика и специфика экспериментального исследования

Апробация разработанной нами технологии осуществлялась на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ имени М . В . Ломоносова . В эксперименте приняли участие 50 китайских студентов магистерской программы «Управление образованием» по направлению подготовки «Менеджмент» . В ходе эксперимента мы использовали разработанный нами учебно-методический комплекс (далее - УМК) [10] по дисциплине «Информатизация образовательного процесса», которая является обязательным предметом на факультете педагогического образования для магистрантов первого года обучения

УМК по дисциплине «Информатизация образовательного процесса» структурирован в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями и содержит: цели и задачи освоения дисциплины; место дисциплины в структуре специализированной магистерской программы МГУ; формы проведения и распределение трудоемкости; содержание дисциплины по разделам и темам, которое сопровождается перечнем заданий для разных форм контроля качества выполнения самостоятельной работы . Компетенции, необходимые для начала освоения обучающимся дисциплины и формируемые в результате освоения дисциплины, также представлены в работе

В УМК дан список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации, список заданий для проведения аттестации по дисциплине и информационное обеспечение дисциплины, которое включает основную и дополнительную литературу, программы и Интернет-ресурсы . Содержание тем полностью раскрывает сущность общих теоретических и практических вопросов, касающихся информатизации образовательного процесса и применения информационных библиотечных ресурсов . В разделы электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения добавлено больше практических заданий (по сравнению с традиционным вариантом УМК) с тем, чтобы зарубежные магистранты смогли проверять теоретические знания посредством практических операций, использовать различные информационные инструменты и сравнивать их преимущества и недостатки

Для технологичного прохождения дисциплины и освоения КИБР мы предложили также сократить количество лекционных занятий, увеличить количество практических занятий и во внеаудиторное время индивидуализировать самостоятельную работу зарубежных магистрантов под руководством сотрудника библиотеки Во внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки магистров управления образованием, сотрудник библиотеки обеспечивает каждому обучающемуся не только доступ к различным источникам профессионально значимой научной информации, но и оказывает индивидуальную консультативную помощь в ее логической переработке, конструировании новой / уникальной информации в виде реферата, эссе, курсовой работы, проекта, НКР, диссертации и др .

Цель экспериментальной работы заключалась в том, чтобы проверить, что разработанная технология внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки менеджера управления образованием под руководством сотрудника библиотеки с помощью КИБР будет способствовать ускорению формирования и улучшению умений и навыков самостоятельного поиска, получения, восприятия, использования, обмена профессионально значимой научной информацией и проведения научных исследований . В ходе экспериментальной работы были учтены

следующие требования: 1) обеспечение однородности статистических данных: контингент студентов первого курса являлся сравнительно постоянным, обеспечивались равные условия для каждого обучающегося; 2) обеспечение надёжности экспериментальных данных: строго в соответствии с процедурой педагогического эксперимента и установленными критериями оценки были собраны и проанализированы соответствующие экспериментальные данные

Таким образом, специфика экспериментальной работы заключается в увеличении объёма самостоятельной работы зарубежных магистрантов, индивидуально организуемой для каждого из них во внеаудиторное время под руководством сотрудника библиотеки с помощью КИБР [10].

Методический инструментарий объективной диагностики

Для проведения эксперимента мы разработали методический инструментарий объективной предварительной, текущей и заключительной диагностики, предусматривающий: тесты, анкеты, критерии и показатели для проверки знаний, умений и навыков информационной грамотности зарубежных магистрантов и их способности к самообучению посредством информационных библиотечных ресурсов . На базе «Системы показателей для оценки навыков информационной грамотности в вузах Пекина» [11], «Основ информационной грамотности для высшего образования в США» [12] и научных исследований А . Н . Ры-бловой [8, 13] мы разработали следующие критерии и показатели объективной диагностики:

1 . Способность определять характер и объём профессионально значимой научной информации:

- знание и понимание особенностей различных типов информационных источников;

- доскональное знание основных источников научной информации в профессиональной области;

- способность точно и понятно выражать информационные потребности, обобщать и формулировать ключевые слова для описания информационных потребностей

2 . Способность эффективно получать доступ и перерабатывать профессионально значимую научную информацию:

- способность разбираться в различных информационно-поисковых системах, использовать подходящие информационно-поисковые системы для поиска научной информации по профилю профессиональной подготовки;

- способность формировать, реализовать и эффективно видоизменять стратегии поиска профессионально значимой научной информации для достижения профессионально заданных целей, основываясь на результатах обратной связи;

- способность использовать подходящие информационные службы для получения научной информации по профилю профессиональной подготовки;

- привычка обращать внимание на изменения в часто используемых источниках научной информации, значимой для будущей профессии

3 . Способность правильно оценивать профессионально значимую научную информацию и информационные источники, интегрировать их в собственную систему знаний и конструировать новую / уникальную информацию:

- способность анализировать и сравнивать профессионально значимую научную информацию из множества информационных источников, оценивать их достоверность, пригодность, точность, своевременность;

- способность извлекать и обобщать ключевые идеи, концепции, теории и др из собранной профессионально значимой научной информации по направлению и профилю профессиональной подготовки;

- умение самостоятельно изучать, анализировать и осмысливать взгляды и идеи отечественных и зарубежных ученых, а также интегрировать их в собственную систему знаний;

- способность синтезировать основные идеи для генерирования новых научных идей, концепций, теорий и т п

4. Способность эффективно управлять и обмениваться профессионально значимой научной информацией;

- способность использовать общее программное обеспечение для управления документами;

- способность эффективно организовывать источники профессионально значимой научной информации;

- способность выбирать посредника и форму коммуникации, способность выбирать коммуниканта

5. Способность самостоятельно использовать профессионально значимую научную информацию для достижения профессионально заданных целей:

- способность самостоятельно выбирать информацию, необходимую для выполнения задачи;

- способность использовать полученную профессионально значимую научную информацию в профессионально заданных ситуациях;

- способность представлять те или иные информационные продукты (например, обзорные доклады, научные статьи, отчёты о проектах и т. д .);

- способность самостоятельно оценивать информационные продукты

Этапы экспериментальной работы

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: (1) констатирующий (2) обучающий и (3) контрольный На этапе констатации мы прежде всего разделили китайских магистрантов на две группы: экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ), по 25 человек в каждой . Затем с помощью специально составленного нами теста-анкеты мы диагностировали у студентов уровень знаний, сфор-мированности умений и навыков информационной грамотности и их способность к самообучению Результаты представлены в таблице 1

Таблица1. Обобщенные данные констатирующего эксперимента

Критерии Уровень ЭГ КГ

1 Способность определять характер и объём профессионально значимой научной информации Низкий 88% 84%

Средний 8% 12%

Высокий 4% 4%

2 Способность эффективно получать доступ и перерабатывать профессионально значимую научную информацию Низкий 80% 76%

Средний 16% 16%

Высокий 4% 8%

3 Способность правильно оценивать профессионально значимую научную информацию и информационные источники, интегрировать их в собственную систему знаний и конструировать новую / уникальную информацию Низкий 76% 80%

Средний 20% 16%

Высокий 4% 4%

4 Способность эффективно управлять и обмениваться профессионально значимой научной информацией Низкий 60% 68%

Средний 32% 28%

Высокий 8% 4%

5 Способность самостоятельно использовать профессионально значимую научную информацию для достижения профессионально заданных целей Низкий 80% 84%

Средний 16% 12%

Высокий 4% 4%

Статистические данные исходного уровня показали, что навыки информационной грамотности и способность к самообучению у зарубежных магистрантов двух групп были примерно одинаковыми . После проведения детального анализа результатов теста мы обнаружили проблемы, с которыми столкнулись большинство студентов ЭГ и КГ: 1) в плане восприятия профессионально значимой научной информации - они смогли назвать только часто встречающиеся информационные источники на китайском языке, а их знание источников информации на иностранных языках (английском и особенно на русском) было весьма ограничено; зарубежные магистранты слабо понимают различие между научными исследованиями и популярными источниками информации; плохо ориентируются в существующих основных источниках информации и сведениях, содержащихся в научных публикациях

по направлению и профилю профессиональной подготовки; 2) в плане получения доступа и переработки профессионально значимой научной информации - большинство китайских магистрантов были скорее склонны использовать поисковые системы интернета; они пренебрегали использованием специализированных баз данных, а также плохо знакомы с другими способами ее получения и переработки; 3) в плане анализа и управления профессионально значимой научной информацией большая часть студентов после получения доступа к информации не может эффективно оценить её; относительно малое число зарубежных магистрантов пробует использовать системы управления документами . Из-за трудностей, возникающих в ходе получения и анализа профессионально значимой научной информации, зарубежные магистранты надеются на информационную поддержку, а приступить к самостоятельному обучению могут только при условии наличия посторонней помощи

На обучающем этапе мы выступили в роли сотрудника библиотеки и провели индивидуальные консультации для каждого магистранта с помощью КИБР . Общеизвестно, что большое разнообразие информационных библиотечных ресурсов в современных университетах, различия в интерфейсе и способах использования специализированных баз данных доставляют студентам большие неудобства К тому же большинство преподавателей профильных дисциплин на аудиторных занятиях с зарубежными магистрантами не уделяют должного внимания формированию и развитию умений и навыков использования информационных ресурсов, полагая, что они были сформированы на уровне бакалавриата . Поэтому большинство обучающихся во внеаудиторное время не могут самостоятельно справиться с выполнением большого количества заданий (рефераты, сообщения, доклады и др ) по поиску, анализу и использованию профессионально значимой научной информации с помощью информационных библиотечных ресурсов и их представлением на русском языке в аудитории

Разработанная нами технология внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки зарубежных магистрантов под руководством сотрудника библиотеки с помощью КИБР может помочь им восполнить недостаток знаний и умений сформировать и развить соответствующие информационные навыки Библиотекарь, выступая в качестве информационного тьютора, поможет каждому студенту разобраться в структуре и применении КИБР, а также обеспечит информационную поддержку для более быстрого и качественного доступа к специализированным источникам профессионально значимой научной информации, чтобы индивидуально улучшить его информационную грамотность и развить способность к самообучению . Технологический процесс предусматривает поэтапную реализацию во внеаудиторное

время совместных действий сотрудника библиотеки и одного зарубежного магистранта по ежедневному проектированию индивидуальной образовательной деятельности, исходя из профессионально заданных целей; организации индивидуального внеаудиторного образовательного процесса с помощью КИБР; реализации профессионально заданных действий по переработке профессионально значимой научной информации в профессионально заданных ситуациях; оцениванию и диагностике затруднений, возникших при изучении профильных дисциплин магистратуры . Чтобы обеспечить интенсивность и качество индивидуального консультирования, один сотрудник библиотеки может оказывать информационную и тьюторскую поддержку с помощью КИБР не более, чем трем магистрантам в день

В процессе обучения экспериментальной группы мы использовали программу WeChat в качестве платформы для дистанционного образования . WeChat - это разработанная китайской компанией Tencent мобильная коммуникационная программа, число пользователей которой в настоящее время превышает 1 миллиард человек . Данная программа поддерживает функции мгновенного обмена сообщениями и отправки разнообразных материалов, содержащих текст, картинки, аудио, анимацию и видео . С помощью WeChat сотрудник библиотеки может отправлять профессионально значимую научную информацию каждому магистранту с учётом различий в уровне подготовки и исходя из их индивидуальных потребностей Данная программа также обладает такими интерактивными функциями работы с группами как голосование, тесты, обсуждения и функцией анализа статистических данных . Мы провели анкетирование 25 зарубежных магистрантов экспериментальной группы и выяснили, что частота использования WeChat составляет 100% . Студентам, которые используют образовательную платформу на базе WeChat, не нужно дополнительно скачивать другие программы Достаточно зарегистрироваться и использовать ее на телефоне или компьютере, она проста и удобна в эксплуатации

После определения исходного уровня знаний, умений и навыков зарубежных магистрантов в данной области нам нужно было выбрать соответствующие учебные материалы и разместить их на образовательной платформе Для студентов экспериментальной группы мы выбрали учебные материалы преимущественно в формате коротких видео и PowerPoint . Материалы в этих двух форматах могут объединять в себе текст, картинки, анимацию, аудио и видео контент, что важно для функционального и практического содержания образовательного процесса с точки зрения возможности хорошо объяснить и наглядно продемонстрировать материал . Таким образом, можно индивидуально помочь обучающимся быстро и качественно разобраться в структуре и применении КИБР

При организации образовательных ресурсов необходимо удостовериться, что их содержание тесно связано с направлением и профилем подготовки зарубежных магистрантов, а учебный материал подаётся в порядке возрастания сложности . Мы, например, выбрали следующий порядок: от информационных источников на китайском языке к информационным источникам на иностранных языках (английском, а затем русском), от базовых операций, связанных с поиском и переработкой профессионально значимой научной информации, к операциям, связанным с анализом, синтезом / конструированием, оценкой и управлением новой / уникальной информацией При подготовке учебных материалов сотрудник библиотеки может создавать проблемные профессионально заданные ситуации, чтобы помочь каждому зарубежному магистранту самостоятельно попрактиковаться в их использовании .

К примеру, после ознакомления обучающихся с таким источником информации, как реферативные базы данных, мы предложили каждому из них решить следующую задачу: используя в качестве ключевого слова «информатизация обучения» найти соответствующие документы, перечислить периодические издания со сравнительно большим количеством публикаций и авторов с высоким индексом цитирования . Выполнив такого вида задание, каждый зарубежный магистрант не только сможет закрепить навык работы с базами данных, но и станет лучше разбираться в научных публикациях в данной области и исследованиях ведущих отечественных и зарубежных учёных После того, как каждый студент выполнит задания, связанные с анализом, синтезом и применением профессионально значимой научной информации, библиотекарь может помочь ему с применением таких методов анализа текста, как анализ цитирования (Citation analysis), анализ частоты употребления слов (Word frequency analysis), анализ совпадающих слов (Co-word analysis), чтобы глубже познакомиться с идеями информатизации образования, актуальными исследовательскими темами и научными тенденциями После выполнения вышеупомянутых заданий зарубежные магистранты смогут овладеть набором эффективных методов научного исследования, включая индукцию, дедукцию, анализ, сравнение, классификацию, синтез, моделирование и др . операции, которые будут содействовать становлению у них способности к самостоятельному обучению

После успешной публикации учебных материалов с помощью статистической функции платформы мы можем узнать об индивидуальном прогрессе каждого зарубежного магистранта . Студентам со сравнительно высоким исходным уровнем знаний, умений и навыков и достаточно большой скоростью обучения можно в индивидуальном порядке отправлять дополнительные материалы, чтобы удовлетворить индивидуальный познавательный интерес к учёбе В то же время библиотекарь

может индивидуально ответить на вопросы, заданные каждым магистрантом . Что касается общих вопросов, индивидуально поднятых большинством студентов, можно предложить студентам совместно обсудить их во время аудиторных занятий в группе

После того, как каждый зарубежный магистрант завершит изучение вышеприведённых материалов, библиотекарь может организовать групповую дискуссию на образовательной платформе и тем самым помочь студентам обменяться профессионально значимой научной информацией и приобретенным индивидуальным опытом доступа и ее переработки с помощью КИБР, обсудить возникшие спорные проблемы и научные идеи, сравнить варианты ответов и проверить правильность своей точки зрения Таким образом, процесс группового обсуждения после индивидуального выполнения задания с помощью КИБР предоставит каждому зарубежному магистранту возможность закрепить и использовать профессионально значимую научную информацию Например, в ответ на вопрос о том, как получить информационные ресурсы на китайском языке, не включённые в коллекции библиотек МГУ имени М . В . Ломоносова, студенты предложили различные способы решения проблемы, к которым они прибегали сами, а также обсудили достоинства и недостатки каждого выбранного способа В заключение мы, выступая в роли сотрудника библиотеки, подвели итоги и помогли каждому студенту выбрать наиболее подходящий ему способ получения доступа к образовательным материалам и их научной переработке

Ежедневно индивидуально общаясь со студентами во внеаудиторное время, библиотекарь также отправляет им соответствующие информационные источники с учётом направления и профиля их профессиональной подготовки Таким образом, сотрудник библиотеки поможет им постепенно познакомиться с соответствующими ключевыми периодическими научными изданиями, сформирует у зарубежных магистрантов привычку следить за информационными источниками данной отрасли знаний, а также будет тренировать у них навык получения доступа к полному тексту научных публикаций периодических изданий через соответствующие базы данных

чтобы удостовериться, что в образовательном процессе магистратуры отслеживается прогресс каждого обучающегося и своевременно выявляются индивидуальные проблемы, сотрудник библиотеки может проводить тесты и вносить корректировки по результатам пройденных тем Достаточно быстрый и удобный способ проверки - проведение теста на компьютере с помощью образовательной интернет-платформы Отличие данного способа проверки от традиционного устного опроса заключается в том, что таким образом можно проверить степень усвоения знаний всей группой студентов в кратчайшие сроки Результаты теста сотрудник библиотеки может проанализировать один на один с каждым

магистрантом Так студенты узнают о своих ошибках и способах их исправления При этом библиотекарю следует провести анализ образовательных результатов каждого зарубежного магистранта, диагностировать и обобщить проблемы, возникшие в образовательном процессе во внеаудиторное время, скорректировать (при необходимости) и проанализировать, соответствуют ли выбранные им учебные материалы и организованные обучающие мероприятия разным уровням зарубежных магистрантов и их индивидуальным профессиональным потребностям

результаты экспериментальной работы

На третьем контрольном этапе эксперимента мы провели диагностику образовательных результатов китайских магистрантов экспериментальной и контрольной групп Результаты проверки приведены в таблице 2

Таблица 2. Обобщенные данные контрольного эксперимента

Критерии Уровень ЭГ КГ

1 Способность определять характер и объём профессионально значимой научной информации Низкий 12% 44%

Средний 64% 40%

Высокий 24% 16%

2 Способность эффективно получать доступ и перерабатывать профессионально значимую научную информацию Низкий 16% 52%

Средний 56% 36%

Высокий 28% 12%

3 Способность правильно оценивать профессионально значимую научную информацию и информационные источники, интегрировать их в собственную систему знаний и конструировать новую / уникальную информацию Низкий 20% 44%

Средний 56% 40%

Высокий 24% 16%

4 Способность эффективно управлять и обмениваться профессионально значимой научной информацией Низкий 20% 40%

Средний 32% 28%

Высокий 48% 32%

5 Способность самостоятельно использовать профессионально значимую научную информацию для достижения профессионально заданных целей Низкий 28% 56%

Средний 60% 40%

Высокий 12% 4%

Анализ экспериментальных данных показал, что у китайских магистрантов экспериментальной группы навыки поиска, анализа и управления информацией явно улучшились . Число студентов ЭГ, которые могут самостоятельно применять информацию и достаточно хорошо решать конкретные задачи, увеличилось в 3,6 раз . Большинство студентов освоили наиболее известные источники информации на трёх языках (китайском, английском и русском), овладели различными способами использования специализированных баз данных и получили

представление о научных публикациях по направлению и профилю профессиональной подготовки Теперь они могут самостоятельно выполнять работу по поиску профессионально значимой научной информации по той или иной теме, а также с помощью различных инструментов анализировать и оценивать ее, систематизировать основные идеи и интегрировать их в собственную систему знаний и умений .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время у китайских магистрантов контрольной группы было отмечено лишь незначительное улучшение навыков поиска, анализа и управления профессионально значимой научной информацией . Число студентов КГ, которые могут самостоятельно применять такую информацию и достаточно хорошо решать конкретные проблемы и задачи, увеличилось в 2.75 раза . Это доказывает, что разработанная нами технология внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки под руководством сотрудника библиотеки с помощью КИБР способствует развитию у зарубежных магистрантов навыков информационной грамотности и способности к самостоятельному обучению

На основании анализа данных экспериментальной работы мы можем сделать следующие выводы:

1 . Технология внеаудиторной индивидуализации профессиональной подготовки зарубежных магистрантов, обучающихся по направлению «Управление образованием», под руководством библиотекаря с помощью КИБР предоставляет возможность интенсивно реализовать ряд инновационных проектов в сфере научной деятельности, включая: создание индивидуализированного онлайн инструментария; отбор источников профессионально значимой научной информации; оптимальное сочетание различных видов внеаудиторного управления самостоятельной научной деятельностью; разработку критериев и средств диагностики уровня знаний, умений и навыков и т д Предлагаемая нами технология ускоряет и улучшает развитие у студентов умений и навыков поиска, переработки, анализа, хранения и управления информацией, прививает им информационную культуру и формирует потребность в самостоятельной работе

2 . Сотрудник библиотеки, выступая руководителем самостоятельной научной деятельности зарубежных магистрантов и используя технологию внеаудиторной индивидуализации обучения с помощью КИБР, может ежедневно проводить индивидуальные внеаудиторные консультации для каждого (не более трех в день) зарубежного магистранта по формированию системы использования информационных библиотечных ресурсов, источников профессионально значимой научной информации и отправлять им соответствующие материалы Реализация такого вида внеаудиторной индивидуальной научной деятельности раскрывает потенциал образовательной роли библиотекарей в образовательных организациях системы уровневого высшего образования,

позволяя им выступать в качестве информационных распространителей профессионально значимой научной информации

3 . В связи с тем, что в настоящее время образовательные организации системы уровневого высшего образования всех стран мира придают большое значение системе информационно-библиотечных ресурсов и созданию информационной среды на своей территории, необходимо видоизменить систему организации научной деятельности в магистратуре, интегрируя профильные дисциплины в информационно-культурную библиотечную среду . Для этого соответствующая документация, регламентирующая внедрение подобной системы профессиональной подготовки с участием сотрудника библиотеки во внеаудиторное время с помощью КИБР, должна найти отражение во ФГОС ВО и образовательных программах магистратуры, закрепив тем самым статус сотрудника библиотеки в системе уровневого высшего образования

4. Преподавателям профильных дисциплин следует с одобрением отнестись к тому, что во внеаудиторное время библиотекарь будет выступать в качестве индивидуального тьютора самостоятельной научной работы зарубежных магистрантов Для этого можно предусмотреть обсуждение членами мирового педагогического сообщества возможных путей участия сотрудника библиотеки во внеаудиторной индивидуальной образовательной деятельности, делая акцент на совершенствовании и моделировании профессионального образовательного пространства посредством информационных библиотечных ресурсов для совершенствования профессиональной практической подготовки по направлению и профилю магистратуры

Список литературы

1. Benjamin Bloom. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals . Philadelphia: David McKay Publications, 1956. 216 p .

2. Norman E. Gronlund. Measurement and evaluation in teaching (5th edition). London: Macmillan Publishers, 1985. 540 p .

3. Рыблова А. Н. Разноуровневое управление образовательным процессом подготовки переводчиков: традиции и новации . М . : ФГБОУ МГЛУ, 2019 . 212с

4. ПиЛяньшен. Педагогическое проектирование: теория и технология психологии . Пекин: издательство Высшего Образования, 2000. 229 c.

5. Пи Ляньшен, Цай Вэйцзин. Анализ измерения и оценки результатов обучения на основе ориентированных целей // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета . Серия . Педагогические науки . 2000. № 2 . С . 40-49.

6. Ву Фати. Анализ сетевой среды обучения на основе ориентированных целей // Исследование электронного образования . 2013 . № 7 . С40-46.

7. Рыблова А. Н., Кан Ц. Проблемы подготовки китайских магистров управления в системе высшего образования . // Вестник Московского университета . Серия 20: Педагогическое образование . 2017 . № 1 . С . 29-35.

8. Рыблова А. Н Технология разноуровнего управления иноязычным образовательным процессом в российском университете . // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 78-88.

9. Кан Ц. Методологические основы применения информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре // Вестник МГЛУ. Серия «Образование и педагогические науки» . 2018. № 1(790). С . 54-65.

10. Кан Ц. Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Информатизация образовательного процесса». М. : МГУ, 2019.12 с.

11. Цзэн С., Сунь П., Ван М., Ду В. Разработка стандартов компетентности в области информационной грамотности для высшего образования в Пекине // Вестник академических библиотек 2006 № 3 С 64-67

12. Association of College & Research Libraries. Framework for Information Literacy for Higher Education . [Электронный ресурс] URL: http://www. ala . org/acrl/sites/ala . org . acrl/files/content/issues/infolit/Framework_ ILHE. pdf (дата обращения 25. 06. 2019)

13. Рыблова А. Н. Разноуровневая диагностика профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся иностранным языкам // Вестник МГлУ Серия «Образование и педагогические науки» 2018 № 6(814) С 139-145

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кан Цюнцюн - аспирант 3 курса обучения факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.Н. Рыблова. E-mail: caoxiong2000@gmail.com

Experimental research problems of extracurricular individualization of masters' training in education management

Kang Qiongqiong - Graduate student in the third year Faculty of Pedagogical Education Lomonosov Moscow State University. Science surpervisor: Doctor of Pedagogical Education, Professor A.N Ryblova. E-mail: caoxiong2000@ gmail.com

Information library resources are significant educational resources in higher education institutions. The development of the ability of foreign undergraduates to effectively acquire, evaluate and use these resources in extracurricular time can improve their level of information literacy and their ability to self-study. For this purpose, we have developed a technology of

extracurricular individualization for professional training of foreign masters under the guidance a librarian with a complex of information library resources (CILR) . This educational technology establishes an algorithm of interrelated educational activities between foreign undergraduate and counseling library staff in extracurricular time . To test the effectiveness of this technology, we conducted an experiment at the faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M .V . Lomonosov . During the experiment we used the Training and methodical complex on discipline "Informatization of educational process", which developed by us . To conduct the experiment, we have developed a methodical instrument of objective preliminary, current and final diagnostics to test the knowledge and skills of information literacy of foreign undergraduates and their ability to self-study through information library resources. Based on the analysis of experimental data, we have made the conclusions that the proposed technology accelerates and improves the development of students ' skills in search, processing, analysis, storage and management of professionally relevant information, inculcates an information culture for them and forms need for independent work

Key words: technology of extracurricular individualization; foreign masters; professionally relevant scientific information; under the guidance of librarian; a complex of information library resources.

References

1. Benjamin Bloom. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals . Philadelphia: David McKay Publications, 1956. 216 p . (In English).

2. Norman E. Gronlund. Measurement and evaluation in teaching (5th edition). London: Macmillan Publishers, 1985. 540 p . (In English).

3. Ryblova A.N. Raznourovnevoe upravlenie obrazovatelnym protsessom podgotovki perevodchikov: traditsii i novatsii [Multilevel management of the educational process of training translators: traditions and innovations], Moscow: FGBOU MGLU, 2019 . 212 p . (In Russian).

4. Pi Lianshen. Pedagogical design: theory and technology of psychology. Beijing: Higher Education Press, 2000. 229p. (In Chinese).

5. Pi Liangsheng, Cai Weijing. Analysis of measurement and evaluation of learning results based on oriented goals. Journal of East China Normal University (Educational Sciences), 2000, no. 2, pp.40-49. (In Chinese).

6. Wu Fati. Analysis of the network learning environment based on oriented goals. E-Education Research, 2013, no. 7, pp. 40-46. (In Chinese).

7. Ryblova A.N., Kang Qiongqiong. Problemy podgotovki kitajskih magistrov upravleniya v sisteme vysshego obrazovaniya [Problems of Chinese management masters' training], Vestnik moskovskogo universiteta . Seriya

20 . Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow State University. Series 20: Pedagogical Education], 2017, no. 1, pp. 29-35. (In Russ. ,abstr. in Engl. ).

8. Ryblova A.N. Tekhnologiya raznourovnego upravleniya inoyazychnym obrazovatel'nym processom v rossijskom universitete [Multilevel management technology of foreign language training process in russian university]. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 20 . Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow State University. Series 20: Pedagogical Education], 2018, no . 2, pp 78-88 (In Russ , abstr in Engl )

9 . Kang Qiongqiong . Metodologicheskie osnovy primeneniya informacionnyh

bibliotechnyh resursov dlya individualizacii obucheniya v magistrature [Methodological bases of information library resources application for individualized master's training], Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta . Seriya «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki» [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Series "Education and pedagogical sciences"], 2018, no . 1(790), pp . 54-65. (In Russ . ,abstr . in Engl . ).

10 . Kang Qiongqiong . Uchebno-metodicheskiy kompleks (UMK) po distsipline

«Informatizatsiya obrazovatelnogo protsessa» [Educational-methodical complex for the discipline "Informatization of the educational process. "]. Moscow: MGU, 2019 . 12p . (In Russian).

11. ZengXiaomu, Sun Ping, WangMengli. The development of information literacy competency standards for higher education in Beijing. Journal of Academic Libraries, 2006, no . 3, pp . 64-67. (In Chinese).

12. Association of College & Research Libraries. Framework for Information Literacy for Higher Education . URL: http://www. ala . org/acrl/sites/ala . org . acrl/files/content/issues/infolit/Framework_ILHE. pdf (Accessed 25 06 2019) (In English)

13. Ryblova A.N. Raznourovnevaya diagnostika professional'no orientirovannoj samostoyatel'noj poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayushchihsya inostrannym yazykam [Multilevel diagnostics of profession-oriented independent cognitive activity of students in foreign languages ] Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta Seriya «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki» . [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Series "Education and pedagogical sciences"], 2018, no. 6(814), pp . 139-145. (In Russ. ,abstr. in Engl. ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.