Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Информационные библиотечные ресурсы индивидуальной организации нИР МАГИСТРОВ в МГУ
Кан Цюнцюн (КНР)
(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Статья содержит краткий обзор информационных ресурсов научной библиотеки МГУ для анализа их технических возможностей для индивидуальной организации НИР магистранта во внеаудиторное время. Подробно представлены различные виды электронных каталогов и баз данных. Автор анализирует проблемы и намечает технологические пути для применения информационных библиотечных ресурсов магистрантами под руководством сотрудников библиотеки. В статье представлена авторская модель технологии индивидуального использования информационных библиотечных ресурсов под руководством сотрудника библиотеки в образовательном пространстве нового типа. Она предусматривает совокупность взаимосвязанных модулей, поэтапно предоставляющих магистранту доступ для поиска, переработки, обмена и хранения индивидуальной научной информации. Для интенсивного функционирования предлагаемой технологии сотрудники библиотеки индивидуально предоставляют магистрантам различные виды образовательных, консультативных и научно-исследовательских услуг, выступая партнером педагога, соавтором учебных курсов и администратором Интернет-ресурсов. Технологично организованное индивидуальное применение информационных библиотечных ресурсов предусматривает интеграцию традиционной и онлайн форм обучения, создавая виртуальное образовательное пространство. При этом магистранту предоставлена свобода выбора формы обучения (групповой или индивидуальной) и индивидуальной образовательной траектории в зависимости от объема учебной программы и времени на ее прохождение.
Ключевые слова: информационные библиотечные ресурсы, индивидуальная организация НИР магистра, внеаудиторное время, авторская технология, руководство сотрудника библиотеки, совокупность модулей, образовательные, консультативные и научно-исследовательские услуги, партнер педагога, соавтор учебных курсов, администратор Интернет-ресурсов, интеграция традиционной и онлайн форм обучения, виртуальное образовательное пространство, свобода выбора индивидуальной образовательной траектории.
Использование информационных библиотечных ресурсов является актуальной проблемой современного высшего образования . Особую значимость оно имеет для магистратуры, где большая часть времени
отведена внеаудиторной научно-исследовательской работе . Однако в настоящее время пока отсутствует эффективная технология индивидуального применения информационных библиотечных ресурсов во внеаудиторное время . Для решения задач нашего исследования, касающихся анализа потенциальных возможностей и выявления оптимальных путей внедрения информационных библиотечных ресурсов в процесс индивидуальной организации научно-исследовательской работы магистранта, проведем краткий обзор информационных ресурсов, имеющихся в библиотеке Московского государственного университета (МГУ).
Научная библиотека (НБ) МГУ имени М . В . Ломоносова основана в 1755 г . одновременно с университетом . НБ МГУ - обособленное подразделение в структуре университета, располагается в 17 зданиях университета . В её структуре около 50 отделов, к 2009 г . в фонде библиотеки около 10 млн . экземпляров литературы . Количество читателей составляет более 57 000, читальных залов - 63 на 3 500 мест, 20 научных и учебных абонементов [1]. Основным направлением её модернизации является разработка электронных каталогов. В электронные каталоги включены книги, журналы и газеты . В каталог книг включены отечественные, иностранные книги, диссертации, защищенные в МГУ, поступившие в библиотеку с 1990 г . В каталоге журналов отражены отечественные и зарубежные журналы с 2004 г . В каталог газет включены отечественные газеты с 2013 г. по настоящее время . На 27 марта 2018 г. количество названий книг составляет 809 608. Благодаря созданию электронных каталогов читатели-магистранты могут выполнять поиск и выбрать необходимую литературу по своему профилю подготовки .
Существует также каталог полных текстов, в котором представлены книги ряда издательств, которые доступны в электронном виде с компьютеров МГУ: учебники, монографии, и др . , наиболее востребованные издания . Он также включает 427 отсканированных копий из отдела редких книг и рукописей . Кроме того, существует каталог новых поступлений, в котором представлены списки новых поступлений книг, диссертаций за последние 15 дней, и указаны условия их хранения Каталог обновляется ежедневно
Интерес для магистрантов может представлять каталог личных библиотек. В настоящее время в отделе редких книг и рукописей хранятся 49 личных библиотек, пожертвованных Московскому университету, или приобретенных им в разное время Среди них библиотеки философов, филологов, историков, преподавателей, выпускников Московского университета и др Каталог личных библиотек предоставляет подробные информации о коллекционерах, положениях хранения и списке некоторых собранных книг . Каталог архивных фондов на сегодняшний день отражает обработанные архивы (всего 52), хранящиеся в отделе
редких книг и рукописей . Аннотация к фондам включает в себя краткие сведения о фондообразователе и содержании фонда, номер архивного фонда, количество единиц хранения, крайние даты документов . Некоторые архивные ресурсы предоставляют возможность просматривать полные тексты онлайн
Существует также каталог фонодокументов устных воспоминаний видных представителей отечественной науки и культуры, хранящихся в Отделе устной истории с записями, начиная с 1967 г . На 28 марта 2018 г . количество названий этих фонодокументов составляет 2 297. Наряду со статьями по различным отраслям науки, опубликованными в научных сборниках, отечественных и зарубежных журналах с 1990-х гг. , в каталогах много сборников статей, посвященных истории МГУ. В базе данных отражены книги, диссертации и авторефераты, материалы конгрессов, конференций МГу, статьи из журналов, сборников и других источников по истории Московского университета . База данных включает библиографическое описание на русском языке и ежемесячно обновляется
Немаловажное значение для обучения в магистратуре имеет библиографическая русскоязычная база данных (БД), в которой собрана информация о статьях из журналов, сборников и других источников о М . В . Ломоносове, книгах, брошюрах, диссертациях и авторефератах о жизни и научной деятельности учёного, материалах конференций, семинаров и пр . с 1991 г . по настоящее время . Объем библиографических записей составляет 5 053 и ежемесячно обновляется .
Одна из проблем, которая периодически возникает у магистрантов -это поиск и быстрое получение необходимой научной информации Говоря о доступе к базам данных, можно отметить, что научная библиотека МГу располагает доступом к 31 полнотекстовой базе данных и 6 реферативным базам данных, пользоваться которыми можно с любого компьютера, подключенного к внутриуниверситетской сети [2]. В полнотекстовые базы данных библиотеки включены такие крупные мировые издания, как журналы Nature Publishing Group, Science Magazine, печатные издания Оксфордского университета, EBSCOhost, Springer, Sage, а также русскоязычные ресурсы: Научная электронная библиотека e-Library и НЭИКОН . Реферативные базы данных, такие как Web of Science, SCOPUS и другие, предоставляют доступ к рефератам исследований и выдержкам из текстов
Краткий обзор существующих каталогов и баз данных позволяет предположить, что в электронной библиотечной системе МГУ существуют необходимые технические условия для доступа к актуальной научной информации и её успешного использования магистрантами для научно-исследовательской работы Однако технология индивидуального использования информационных библиотечных ресурсов
во внеаудиторное время под руководством сотрудника библиотеки пока не разработана .
Для моделирования такой технологии следует более подробно остановиться на проблемах применения информационных библиотечных ресурсов сотрудниками библиотеки для оказания образовательных услуг магистрантам во внеаудиторное время . Как известно, в настоящее время в библиотеке существует две системы поиска литературы - картотека и электронный каталог, также на сайте имеются сканы картотеки, организованные в алфавитном порядке, которыми можно пользоваться по мере необходимости Для работы с зарубежными базами данных работает интегрированная поисковая система, в которой представлены полные тексты зарубежных журналов, книг и научные базы данных . Наряду с этим библиотека использует систему «Сигла» [3] . Данный портал позволяет находить документы в электронных каталогах крупнейших библиотек России и зарубежных стран, поддерживающих протокол Z39.50, и обеспечивает доступ к полным текстам документов при их наличии в информационных системах библиотек. Если документ не будет найден в предлагаемых каталогах библиотек, портал предоставляет возможность сформировать правильный запрос для поиска в глобальной сети Интернет при помощи Yandex и Google .
В случае возникновения у магистранта сложностей, связанных с поиском необходимых изданий в каталогах Научной библиотеки МГУ по определенной теме, статей или книг, сведения о которых неполны или неточны, он может заполнить онлайн форму на сайте библиотеки для консультации со специалистом Данную онлайн форму можно также использовать для получения консультации по правилам оформления списков литературы при написании научной работы Кроме того, сотрудники библиотеки проводят занятия по использованию информационных библиотечных ресурсов для первокурсников, посвященные поиску информации, также на каждом факультете университета один раз в семестр читаются лекции, посвященные отдельным базам данных . Информация о лекциях доступна на главной странице сайта НБ МГУ .
Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих эффективному использованию обучающимися в магистратуре информационных библиотечных ресурсов Для получения полного представления о библиотечном фонде необходимо одновременно пользоваться, как известно, двумя системами поиска - картотекой и электронным каталогом . Однако большая часть особого фонда библиотеки доступна только в электронном каталоге, при этом чтение полных текстов онлайн невозможно, например, каталог докторских диссертаций, каталоги личных библиотек и др В настоящее время продолжается работа по обработке архивных фондов, и часть архива уже доступна для просмотра в режиме онлайн
Кроме того, материалы, представленные в базах данных, достаточно однообразны: в настоящий момент материалы в базах данных, на которые у библиотеки оформлена подписка, в основном ограничены электронными книгами и периодическими изданиями . При этом мало баз данных с видео и аудиоматериалами . Для диверсификации обучения посетителей библиотеки следует оформить доступ к российским и зарубежным ресурсам с открытыми уроками и лекциями и к творческим аудио-ресурсам, однако размещено недостаточно материалов в открытом доступе . Благодаря непрерывному развитию движения за открытый доступ (Open Access), появляется все больше самых разных материалов в открытом доступе: кроме периодических изданий . В открытом доступе есть ещё и бесплатные электронные библиотеки, научно-исследовательские доклады, записи конференций и т .д. Доступ к таким материалам бесплатен, и сами материалы обладают высокой научной ценностью; включая результаты новейших научных исследований . Они станут дополнительным приобретением для библиотеки Ограничен доступ к библиотечным ресурсам вне университета В настоящее время доступ к библиотечным ресурсам имеется только с компьютеров Московского университета, за пределами территории университета доступа нет
Не хватает обучающих онлайн курсов по использованию электронных ресурсов: в настоящее время в библиотеке есть только очные обучающие курсы, между тем обучающимся не всегда удобно посещать занятия в строго определенное время и в определенном месте . Если перевести обучающие курсы в электронный формат, разделить на темы и создать раздел с занятиями на сайте библиотеки, магистранты смогут самостоятельно решать возникающие научные проблемы, изучая видеоматериалы . Следует отметить также отсутствие мобильного приложения . Мобильное приложение адаптировало бы функционал уже существующего сайта Научной библиотеки МГУ для телефонов, позволив читателям библиотеки в любое время и в любом месте при помощи своих телефонов или планшетов заходить в личный кабинет, пользоваться электронным каталогом библиотеки и даже читать книги и статьи в режиме онлайн
Для решения перечисленных проблем и улучшения качества индивидуального внеаудиторного обучения магистрантов с помощью информационных ресурсов библиотеки, а также интенсификации их научно-исследовательской самостоятельной работы, необходима разработка технологии индивидуального применения информационных библиотечных ресурсов. Она представляет собой целостное образование, предусматривающее собой совокупность структурных компонентов - взаимосвязанных модулей, поэтапно предоставляющих магистранту доступ для поиска, переработки, обмена и хранения индивидуальной научной
информации Кроме уже существующих базовых модулей баз данных, пользовательской информации и поискового модуля, в компонентный состав технологии следует включить модуль анализа поисковых запросов, модуль предоставления рекомендаций пользователям информационных библиотечных ресурсов на основе их персональных запросов и модуль предложений (См рис )
Поисковой модуль, один из базовых компонентов технологии позволяет осуществлять поиск и запрашивать информацию В этом модуле осуществляется также просмотр документов . Есть возможность извлечения информации и статистики . Поисковый модуль может автоматически собирать персональные данные пользователей во время их активности в поисковой системе и передавать эту информацию в модуль анализа поисковых запросов. База данных библиотеки предоставляет поисковому модулю необходимую информацию по запросу, а также получает поступления из внешних источников, обогащая собственное хранилище
Информационный модуль состоит из двух частей: информации, предоставляемой пользователем, и системно-аналитической информации Информация, внесенная магистрантом, - это персональные данные, которые он предоставил при регистрации в системе Системно-аналитическая информация - данные, полученные в результате интеллектуального анализа всех поисковых запросов и просмотров пользователя Это критерий, по которому система будет формировать персональные рекомендации обучающемуся
Модуль анализа поисковых запросов определяет интересы каждого обучающегося на основе анализа индивидуальной информации, а затем передает информацию в системно-аналитический центр информационного модуля обучающихся, дополняя информацию о пользователях
Модуль предложений с учетом индивидуальных запросов напрямую предлагает магистранту персонализированную подборку научных материалов по выбранной им тематике Этот модуль получает информацию из информационного модуля, и обеспечивает обучающемуся доступ к подобранным именно ему источникам информации
Модуль рекомендаций позволяет обучающемуся дополнительно запросить информацию о ресурсах, доступ к которым ему необходим, но которые не были включены в базы данных библиотеки Благодаря этому модулю осуществляется поиск внешних баз данных и рекомендации для локальных баз данных библиотеки В то же время данный модуль передает пользовательские рекомендации в аналитический модуль для извлечения индивидуальной информации о пользователе
Для интенсивного функционирования предлагаемой технологии индивидуального применения информационных библиотечных ресурсов магистрантами во внеаудиторное время сотрудники библиотеки
осуществляют различные виды образовательных, консультативных и научно-исследовательских услуг, которые составляют её функциональные компоненты .
Консультативные услуги сотрудников библиотек магистрантам во внеаудиторное время предусматривают консультацию библиографа онлайн, а также предоставляют возможность обрабатывать сообщения на сайте . При этом можно, к примеру, создать учетные записи библиотеки в популярных социальных сетях, чтобы посетителям библиотеки было удобно задавать вопросы и выходить на связь с сотрудниками библиотеки . Кроме того, появится возможность публиковать новости библиотеки, информацию о новейших поступлениях и продвигать библиотеку в социальных сетях, повышая её популярность .
Курсы информационной грамотности проводятся для расширения сферы образовательных услуг сотрудников библиотек и возможны для магистрантов . В обучении использованию информационных библиотечных ресурсов необходимо сочетать традиционный подход в виде аудиторных занятий с онлайн обучением. Можно проводить обучающие курсы в формате МООС (Массовые Открытые Онлайн Курсы), разработать систему тематических занятий и загрузить их в базу данных библиотеки, чтобы обучающиеся в библиотеке могли просматривать их при необходимости . Что касается программы курсов, то при её составлении нужно учесть несколько блоков информации: сведения о библиотеке, способы поиска информации, инструменты управления документами и инструкции к написанию научных работ
Научно-исследовательские услуги предусматривают широкое использование технологических ресурсов библиотеки для проведения исследований Специально обученные сотрудники библиотеки способны удовлетворить потребности, возникающие в ходе индивидуальной научно-исследовательской деятельности, предоставляя каждому магистранту качественные научные услуги: определение научной новизны исследования, анализ тенденций развития научных отраслей, оценка научно-исследовательской деятельности, оценка теоретической и практической значимости и т п
Диверсифицированные услуги предоставляют собой разнообразные по форме, времени и объему образовательные, консультативные и научно-исследовательские услуги, оказываемые сотрудниками библиотеки исходя из индивидуальных потребностей магистрантов При этом функциональные обязанности библиотекаря расширяются до сотрудника службы новостей и медиа-службы, специалиста в области новых технологий и др Для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого обучающегося сотрудник библиотеки становится партнером педагога в системе высшего образования, соавтором учебных курсов и администратором Интернет-ресурсов .
Таким образом, технологично организованное индивидуальное применение информационных библиотечных ресурсов содействует увеличению количества и улучшению качества предоставляемых услуг Оно предусматривает интеграцию традиционной (аудиторной) и онлайн (дистанционной) форм обучения, создавая образовательное пространство нового типа - виртуальное, которое предоставляет магистранту свободу выбора формы обучения (групповой или индивидуальной) и индивидуальной образовательной траектории в зависимости от объема учебной программы и времени на её прохождение
В заключение следует отметить, что большинство академических библиотек, и библиотека МГУ в их числе, начинает осваивать новое образовательное пространство, внедряет дистанционные методики и электронные инструменты, предоставляя отдельным обучающимся и учебным группам техническую поддержку для научно-исследовательской деятельности . Ряд библиотек, к примеру, создает мультимедийные творческие центры и креативные мастерские, международные научные Интернет-сообщества со множеством пользователей др При этом применение информационных библиотечных ресурсов не ограничивается стенами библиотеки, её программным обеспечением и оборудованием, оно охватывает и виртуальное образовательное пространство, в котором для индивидуального обучения и научного исследования магистрантов сегодня существуют все технологические возможности
Список литературы
1 . Научная библиотека МГУ имени М . В . Ломоносова . (URL: http://www. nbmgu.ru/ 20. 09. 2018)
2. Доступ из сети МГУ к электронным текстам научных журналов и книг . (URL: https://www. msu. ru/resources/electron . html 20.09. 2018)
3. Сигла-поиск в библиотеках. (URL: http://sigla. ru/ 20. 09.2018)
information library resources of individual organization of masters' research in msu
KaNG QlONGQIONG (CHINA)
The article contains a brief overview of the information resources of the MSU scientific library for analyzing their technical capabilities for individual organization of masters' research work during extracurricular time. Various types of electronic catalogs and databases are presented in detail. The author analyzes the problems and outlines the technological ways for using information library resources by masters under the supervision of the library staff. The article presents the author's model of technology of individual use of information library resources under the guidance of a library employee in the educational space of a new type. It provides for a set of interrelated modules that provide step-by-step access to masters for searching, processing, exchanging and storing individual scientific information. For the intensive functioning of the proposed technology, library staff individually provides various types of educational, consulting and research services to masters, acting as a partner of the teacher, co-author of training courses and administrator of Internet resources. Technologically organized individual application of information library resources provides for the integration of traditional and on-line forms of education, creating a virtual educational space. At the same time the master is given freedom to choose the form of training (group or individual) and individual educational trajectory depending on the volume of the curriculum and the time for its passage.
Key words: information library resources; individual organization of Master's research; during extracurricular time; author's technology; under the supervision of a library staff; set of modules; educational, advisory and research services; teacher's partner; co-author of training courses; administrator of Internet resources; integration of traditional and online forms of education; virtual educational space; freedom to choose an individual educational trajectory.
Сведения об авторе
Кан Цюнцюн (КНР) - аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Н. Рыблова. E-mail: [email protected]