ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 "2 Мамутова З.С. , Халилова Э.З.
1Мамутова Зекие Суфьяновна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Халилова Эмине Зубиеровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами игр с правилами. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, практический, мотивационный), показатели и уровни сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: нравственное поведение, игры с правилами, диагностика, критерии, показатели, уровни нравственного поведения, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.3
Проблема развития нравственности личности особенно актуальна в современном обществе. Актуальность темы исследования определяется ролью и функциями нравственного воспитания детей на ранних этапах дошкольного детства.
Нравственное поведение как важная составляющая нравственной сферы личности требует специального внимания воспитывающих взрослых, а довольно рано
формирующиеся предпосылки для освоения детьми самостоятельного, осознанного, вариативного нравственного поведения позволяют вести речь о возможности проведения педагогической работы в данном направлении уже в среднем дошкольном возрасте [3].
Мы рассматриваем нравственное поведение как систему поступков, реализующих нравственное решение, основанное на гармонии моральных и гуманных ценностей и ведущее к позитивным изменениям в положении другого человека, с учетом его интересов и ожиданий. Нравственное поведение -это результат нравственной активности самой личности, ее социально-нравственной практики, общения с окружающими людьми и целенаправленного воспитания.
Нравственное поведение как активная форма выражения нравственности личности, представляет собой систему поступков, направляемых нравственными и гуманистическими ценностями и ориентированных на гармонизацию личностных взаимоотношений
(Кириленко Г.Г., Мельникова Н.В., Шевцова Е.В., Якобсон С.Г. и др.).
Возраст 5 - 7 лет характеризуется тем, что в этот период происходит начальное овладение опытом нравственного поведения, его отдельными компонентами, а именно: когнитивным, практическим и мотивационным компонентами. Этот процесс происходит в определенных условиях, включающих в себя целенаправленное воспитание и обучение. Необходимыми условиями приобретения опыта нравственного поведения является деятельность и общение.
Целенаправленное, организованное и систематическое нравственное воспитание является ведущим фактором нравственного развития личности и формирования нравственного опыта. Нравственное воспитание осуществляется с использованием разнообразных педагогических средств, одним из которых является детская игра. В нравственном воспитании современных дошкольников все больше места занимает игра с правилами, которая доступна для самостоятельного проигрывания,
достаточно кратковременна и эффективна с педагогической точки зрения [1].
Игры с правилами как вид детских игр, способствуют формированию самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей; игры учат детей работать слажено и дружно, чтобы добиться наивысшего результата - все это составляет опыт нравственного поведения детей [2].
В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, педагоги.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственного поведения старших дошкольников (О.С. Газманом, Н.Ф. Головановой, Е.Н. Гончаровой и др.) нами были определены критерии и показатели сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании за основу мы взяли следующие критерии с соответствующими показателями: когнитивный -представления о нормах и правилах нравственного поведения, взаимоотношений в ближайшем окружении, о возможных способах поведения в ситуациях нравственного характера, о возможных эмоциональных состояниях сверстника; практический - доминирующие способы поведения и умения их применения; мотивационный -мотивы побуждающие к действию, социальные эмоции.
Предложено пять серий заданий (Сюжетные картинки (модифицированная методика Р.М. Калининой)); Угадай эмоцию (модифицированная методика Е.И. Изотовой); Незаконченные ситуации (модифицированная методика И.Б. Дермановой); Сделаем вместе (автор И.Б. Дерманова); Проблемные ситуации (модифицированная методика Л.В. Коломийченко). Также в процессе исследования нами были определены уровни развития сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста, а именно: высокий, средний, низкий.
Все задания предлагались детям в игровой форме, в знакомом для детей помещении. Результаты диагностического
среза показали, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Так, на высоком уровне сформированности нравственного поведения находятся 15% детей старшего дошкольного возраста Группы А (3 чел.) и 5% детей Группы Б (1 ребенок), на среднем уровне находятся 65% дете1 Группы А (13 чел.) и 70% детей Группы Б (14 чел.), на низком уровне сформированности нравственного поведения в Группе А находится 20% детей (4 чел.) и Группе Б 25% детей (5 чел.).
Обобщая результаты проведенной диагностики, следует отметить, что большинство поступков детей направлено на выполнение требований нормы, вместе с этим, дети не самостоятельны в принятии нравственного решения, им нужна поддержка и одобрение взрослого. У детей старшего дошкольного возраста сохраняется ситуативность поведения, спонтанность поступков, эгоистические мотивы нередко доминируют над нравственными и гуманными.
Следовательно, на основании полученных результатов на констатирующем этапе исследования, свою дальнейшую деятельность видим в апробации системы работы педагога, направленной на формирование нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения игр с правилами.
Список литературы
1. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. 256 с.
2. Третьяк А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами / А.В. Третьяк. Спб., 2006. 197 с.
3. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей. / С.Г. Якобсон. М.: Азбуковник, 2004. 256 с.