Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки (от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста)'

Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки (от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
937
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / РЕФЛЕКСИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ГЕНЕЗИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хромова Маргарита Александровна

В статье приводятся данные экспериментального исследования особенностей развития (генезиса) самооценки в старшем дошкольном, младшем школьном, младшем подростковом и старшем подростковом возрасте. Описываются методики и массив исследования. Выделяются особенности развития самооценки в различные возрастные периоды. Сделана попытка объяснить выделенные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the data of the experimental research on the features of self-appraisal development at the senior preschool, younger school, younger juvenile and senior juvenile age. Methods and the research file are described. Features of self-appraisal development during various age periods are allocated. The author makes an attempt to explain the distinguished features.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки (от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста)»

М. А. Хромова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ (от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста)

Работа представлена кафедрой психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета.

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор В. А. Сонин

В статье приводятся данные экспериментального исследования особенностей развития (генезиса) самооценки в старшем дошкольном, младшем школьном, младшем подростковом и старшем подростковом возрасте. Описываются методики и массив исследования. Выделяются особенности развития самооценки в различные возрастные периоды. Сделана попытка объяснить выделенные особенности.

Ключевые слова: самооценка, рефлексия, экспериментальное исследование, старший дошкольный возраста, младший школьный возраст, младший подростковый возраст, старший подростковый возраст, Я-концепция, генезис.

M. Khromova

EXPERIMENTAL RESEARCH ON FEATURES OF SELF-APPRAISAL DEVELOPMENT (from the senior preschool to the senior juvenile age)

The paper presents the data of the experimental research on the features of self-appraisal development at the senior preschool, younger school, younger juvenile and senior juvenile age. Methods and the research file are described. Features of self-appraisal development during various age periods are allocated. The author makes an attempt to explain the distinguished features.

Key words: self-appraisal, experimental research, senior preschool age, younger school age, younger juvenile age, senior juvenile age.

Самооценка является доминирующим фактором в развивающейся Я-концепции. И сегодня, в условиях раннего осознания своей индивидуализации, субъектности и свободной информированности, проблема развития самооценки личности становится содержательным и целеполагающим мотивационным условием социального бытия индивидуума, что значимо и для организации самого учебно-воспитательного процесса в целом. Нельзя не отметить тот факт, что и само представление о парадигме поколения, ее возрастных начал и завершений сегодня существенно изменилось, что убеждает многих исследователей в острой необходимости изучения особенностей развития самооценки в дошкольном, младшем

школьном, младшем подростковом и старшем подростковом возрасте как стержневом образовании личностного самоопределения.

Проблема генезиса самооценки является одной из фундаментальных в психологической науке, ибо ни в какой другой науке о человеке, а их более 50, не вскрываются, не анализируются вопросы соотношения объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира человека — homo sapiens, homo logins (человека разумного, человека говорящего). На теоретическую и практическую значимость данной проблемы указывали отечественные и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. И. Липкина, В. С. Мухина, И. А. Баева, Б. Бер-

По методике С. А. Будасси, в выборке можно выделить испытуемых с преобладающей низкой самооценкой (23,3%) (рис. 5). Наличие низкой самооценки, по нашему мнению, может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе, робости и отсутствии дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Это в большей степени будет характерно учащимся с более высоким уровнем сформи-рованности учебной деятельности, которым присуща рефлексивная более объективная самооценка своих возможностей и способность анализировать свои возможности, способности в определенной ситуации.

Еще одной причиной наличия низкой самооценки, может быть, психологическая особенность развития самооценки младших школьников. В ее основе лежит система ценностей, представляющих собой ориентировочную основу для самооценивания, которая закладывается преимущественно в семье. Это означает, что в себе, в своей деятельности и отношениях младший школьник оценивает лишь то, что представляет для него личностную ценность (В. Н. Слободчиков, В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

По данным рис. 3, для данной выборки младших школьников характерны категори-

ческий тип самооценки (40%); недостаточная рефлексивность; зависимость самооценки от внешне выраженных успехов; использование в качестве оснований самооценки обращения к эмоционально-потребностной сфере, к внешним оценкам.

3. Для исследуемой нами группы младших подростков в целом характерна высокая самооценка себя в младшем школьном возрасте (рис. 6, 7). По методике Дембо—Рубинштейн она проявляется у 46,7—63,3% испытуемых (в зависимости от оцениваемого качества или умения), а по методике С. А. Будасси она преобладает у 33,3% испытуемых. В этом возрасте проявляется потребность личности сохранить одинаково высокую самооценку на протяжении всех этапов своего развития, так как подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников. Младшие подростки подходят к оценке достигнутого не только со своими мерками, но и стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Испытуемые могут заслуженно оценить себя, но, зная свои слабые стороны, стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, если этого не получается, то компенсируют, давая себе заведомо ложные высокие оценки, вследствие воз-

□ Низкая ■ Средняя ■ Высокая ■ Очень высокая

своими руками

Рис. 6. Распределение результатов исследования по уровням самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан в группе младших подростков

70-1

1 63.3

_60_60_м_60_

111«

30-'-Л I I Ьр—| 123,4 щ

Ум Характер Здоровье Счастье Авторитет Уверенность Умение

в себе много делать

моуважения, ощущению собственной ценности (значимости), что является столь необходимыми факторами для старшего подростка.

Таким образом, для дошкольников и младших школьников высокая и завышенная самооценка еще сохраняется. Самооценка отличается категоричностью, но эта категоричность заключается в отказе от низких оценок, даже если умение или качество присутствует у дошкольника или младшего школьника не в полной мере.

Подросток уже обладает способностью к рефлексивному мышлению и абстрагирова-

Системное описание политического терроризма

нию, которая помогает ему осознавать самого себя, соотносить сознание с предшествующим состоянием сознания и действия. Самооценка приобретает исследовательский характер. Но именно самооценка старшеклассника отличается оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, поэтому большой процент испытуемых с высокой и завышенной самооценкой сохраняется. Возникает потребность в сохранении высокой самооценки, личностное отношение к собственным возможностям и поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.