Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / ассоциативный эксперимент / гражданская позиция / Родина / патриотизм / identity / associative experiment / civic position / Motherland / patriotism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галина Николаевна Острикова, Пётр Евгеньевич Надолинский

Рассматривается идентичность в контексте культурной самоидентификации школьников, а также анализируется их отношение к основным духовно-нравственным ценностям. С помощью ассоциативного эксперимента выявляется, какие реакции преобладают у подрастающего поколения в отношении таких ценностей как: Родина, патриотизм. Поднимается проблема становления идентичности школьников в современном мире с учётом новых реалий. Учитывая политику государства в системе образования, основанную на любви к Родине и патриотизме, как прочном фундаменте для построения будущего, акцент ставится на укреплении базовых духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Галина Николаевна Острикова, Пётр Евгеньевич Надолинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental research of the cultural identity of schoolchildren

This article examines identity in the context of cultural self-identification of schoolchildren, as well as analyzes their attitude to the basic spiritual and moral values. With the help of an associative experiment, it is re vealed which reactions prevail among the younger generation in relation to such values as: Motherland, patriotism, faith, hero and feat. The article raises the problem of the formation of identity of schoolchildren in the modern world, taking into account new challenges and realities. Taking into account the state policy in the education system based on love for the Motherland and patriotism as a solid foundation for building the future, the emphasis is placed on strengthening basic spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 8123

doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-152-157

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© Галина Николаевна Острикова1, Пётр Евгеньевич Надолинский2

12Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия 'galina-ostrikova@rambler.ru 2peter. nadolinskiy@yandex. ru

Аннотация. Рассматривается идентичность в контексте культурной самоидентификации школьников, а также анализируется их отношение к основным духовно-нравственным ценностям. С помощью ассоциативного эксперимента выявляется, какие реакции преобладают у подрастающего поколения в отношении таких ценно -стей как: Родина, патриотизм. Поднимается проблема становления идентичности школьников в современном мире с учётом новых реалий. Учитывая политику государства в системе образования, основанную на любви к Родине и патриотизме, как прочном фундаменте для построения будущего, акцент ставится на укреплении базовых духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: идентичность, ассоциативный эксперимент, гражданская позиция, Родина, патриотизм. Для цитирования: Острикова Г.Н., Надолинский П.Е. Экспериментальное исследование культурной идентичности школьников // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100. № 5. С. 152-157. doi: 10.18522/20701403-2023-100-5-152-157

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Experimental research of the cultural identity of schoolchildren

© Galina N. Ostrikova1, Peter E. Nadolinskiy2

12Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation 'galina-ostrikova@rambler.ru 2peter.nadolinskiy@yandex.ru

Abstract. This article examines identity in the context of cultural self-identification of schoolchildren, as well as analyzes their attitude to the basic spiritual and moral values. With the help of an associative experiment, it is re -vealed which reactions prevail among the younger generation in relation to such values as: Motherland, patriotism, faith, hero and feat. The article raises the problem of the formation of identity of schoolchildren in the modern world, taking into account new challenges and realities. Taking into account the state policy in the education system based on love for the Motherland and patriotism as a solid foundation for building the future, the emphasis is placed on strengthening basic spiritual and moral values.

Key words: identity, associative experiment, civic position, Motherland, patriotism.

For citation: Ostrikova G.N., Nadolinskiy P.E. Experimental research of the cultural identity of schoolchildren. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 100. No 5. P. 152-157. doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-152-157

Введение

Период распада СССР, когда произошел отказ от идеологических правил и смещение взглядов россиян в сторону «западных ценностей», привел к определенным изменениям в осознании культурной идентичности жителями России. В последнее время наблюдается, однако, постепенное отрицание навязанных ценностей, особенно это заметно в образовательной и культурной сферах. Принимая во внимание тот факт, что «западные ценности» вышли за рамки приличия, а зачастую и вовсе стали аморальными, большинство людей выступает за возвращение к исконно национальным ценностям и традициям.

Центральной становится на настоящий момент проблематика идентичности личности в современном мире. Идентичность - это свойство психики человека, которое позволяет ему выражать свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или общностям. Она является концентрированной формой выражения того, как человек представляет себя и свое место в обществе. Э. Эриксон описывает формирование идентичности как развивающейся конфигурации, которая постепенно складывается в детстве путем последовательного «я-синтеза» и перекристаллизации [5]. Культурная идентичность - это уникальный набор ценностей, традиций, обычаев, языка, образа мышления и культурных элементов, который определяет принадлежность к своему народу или сообществу и отличает нас от других культурных групп. Сохранение культурной идентичности - это сохранение тех жизненно важных элементов, которые определяют нашу коллективную личность, а также помогают сохранить культурную память, историю и традиции.

Обсуждение

Культурная идентичность личности включает в себя множество аспектов, которые формируются на основе принципов разделения взглядов на традиции, ценности и гражданскую позицию. Гражданская позиция является ключевым элементом, определяющим отношение человека к общественной жизни и его взаимодействие с ней. Одним из важных аспектов гражданской позиции является набор убеждений и морально-этических норм, которые определяют отношение к обществу. Эти нормы включают в себя такие ценности, как справедливость, равенство, уважение к правам и свободам других людей. Человек, обладающий развитой гражданской позицией, стремится к участию в общественной жизни, защите прав и интересов граждан, а также к улучшению своего государства [2]. Гражданская идентичность (или чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства) является неотъемлемой частью культурной идентичности личности. Она формируется через восприятие и осознание исторического, культурного и политического наследия своей страны.

Учитывая, что становление идентичности происходит в большей степени по мере взросления человека в социальной среде, которая его окружает, наиболее оптимальный период исследования личности - это его школьные годы. Для выявления роли традиционных ценностей при становлении культурной идентичности и гражданской позиции школьников было целесообразно провести исследование с использованием метода ассоциативного эксперимента. Целью эксперимента является выявление понимания подростками духовно-нравственных ценностей, гражданской позиции, а также патриотического восприятия Родины.

Ассоциативный эксперимент - это метод исследования, который позволяет погрузиться в глубины человеческого сознания и подсознания, раскрывая его тайны и открывая новые пути для понимания разных аспектов языкового сознания. Этот метод считается одним из наиболее важных и эффективных в психолингвистических исследованиях, в его основе лежит идея получения объективной информации о содержании и функционировании разных слоев языкового сознания. Он позволяет узнать больше о базовых ценностях и установках человека, а также о семантических связях между словами. Можно узнать, какие ассоциации возникают у людей при восприятии конкретных слов и какие образы они вызывают в их сознании. В данном исследовании использовался метод "свободного" ассоциативного эксперимента [3]. Такой подход позволяет получить наиболее исчерпывающую информацию о национально-культурной специфике образов, которые лежат на поверхности сознания и в оперативной памяти каждого индивида [6].

На современном этапе образования воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности ребенка, на создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил <...> в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. В.В. Путин предложил дополнить это определение, закрепив в законе также и то, что воспитание должно быть направлено и на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гра-

жданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям», к природе и окружающей среде. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - патриотизм», - считает В.В. Путин [4].

В рамках ассоциативного эксперимента был проведен опрос учащихся в виде заполнения анкет со словами, отражающими высшие духовно-нравственные ценности в духе патриотизма и гражданственности: Родина, патриотизм, вера, герой, подвиг и др. Для проведения ассоциативного эксперимента были привлечены учащиеся средней общеобразовательной школы № 15 г. Азова Ростовской области со 2-го по 11-ый класс. Исследование проводилось в период с 14.12.2022 по 30.01.2023. Всего в эксперименте приняло участие 551 человек. Для более детального анализа школьники были разделены на три возрастные группы: 2-4 класс (193 чел.), 5-8 класс (260 чел.) и 9-11 класс (98 чел.). Задачей школьников являлось в течение одной минуты написать напротив каждого слова-стимула одно любое (первое пришедшее в голову) слово-ассоциацию.

Представим результаты проведенного свободного ассоциативного эксперимента на слово-стимул Родина с учащимися 9-11 классов. В ядро ассоциативного поля условно включены реакции частотностью не ниже 5 (75,51%): Россия (32), мать (15), дом (9), семья (7), моя (6), страна (5). В ближнюю периферию (11,22 %) - реакции с частотностью от 4 до 2; в дальнюю периферию (13,27%) - единичные реакции.

В соответствии с методикой анализа ассоциатов, разработанной в современных исследованиях (В.А. Пищальникова, 2019; Н.И. Степыкин, 2011; Н.С. Панарина, 2017; М.Ю. Шевченко 2017 и др.), выделяются определенные семантические признаки, актуализирующие ассоциативную связь между стимулом и реакцией. Чтобы установить наиболее частотные и актуальные семантические признаки, лежащие в основе ассоциирования, было проанализировано исследуемое ассоциативное поле (как ядро, так и ближняя с дальней периферией).

Результаты исследования (рис. 1) показывают, что для большинства опрошенных данной группы слово-стимул Родина ассоциируется с местом рождения, отчётливо выражены реакции, показывающие патриотические настроения и эмоциональную близость к своей стране. Наблюдается умеренная часть ассоциатов, связанных с историческими событиями Великой Отечественной войны, которые существенно повлияли на развитие нашего государства.

Ассоциативные признаки ценности «Родина» по данным свободного АЭ 9-11 кл.

Рисунок 1

родная страна;

пая страна; единичные 4,00% ассоциаты; 6%

нет ответа; 2%

Рассмотрим результаты ассоциативного эксперимента на слово-стимул Родина с учащимися 5-8 классов. В ядро ассоциативного поля условно включены реакции частотностью не ниже 5 (только 5.77% от общего количества не смогли дать ответ на это понятие, но учитывая, что они входят в ядро поля необходимо их оставить): Россия (76), мать (46), моя (18), нет (15), страна (11), Земля (9), дом (7) (70%). В ближнюю периферию вошли реакции с частотностью от 4 до 2: (11.15%). В дальнюю периферию-единичные реакции: (18.85%).

При анализе ассоциативного поля (рис. 2). с целью установления наиболее частотных актуальных семантических признаков выяснилось, что практически 30% из группы ассоциируют «Родину» именно с Россией. Если же рассматривать в целом, то большая часть испытуемых проводит параллель с местом рождения (от планеты Земля до дома, где он родился). Почти 1/5 ассоциирует «Родину» с Великой Отечественной войной и символом борьбы с фашизмом, связывая это с монументом «Родина-мать зовёт!». У 1/10 «Родина» вызывает эмоциональные чувства, основанные на близости к своей стране. Небольшое количество опрошенных связывает это понятие с местами рождения, проживания или близкими родственниками. Негативные реакции оценить сложно, учитывая возраст опрошенных, однако совокупность нелогичных и отсутствующих ответов (1/7 часть) оставляет желать лучшего. В целом для респондентов «Родина» - это их страна, что-то близкое, к чему они испытывают тёплые, положительные чувства.

Представим результаты проведенного свободного ассоциативного эксперимента на слово-стимул Родина с учащимися 2-4 классов. В ядро ассоциативного поля условно включены реакции частотностью не ниже 5: Россия (64), Азов (7), мать (6), моя (5), Земля (5), кот (5) (47.67%). В ближнюю периферию входят реакции с частотностью от 4 до 2. В дальнюю периферию - единичные реакции: (33.16%).

В ходе анализа ассоциативного поля (рис. 3) для определения наиболее частотных актуальных семантических признаков было установлено, что более 1/3 испытуемых связывают Родину с местом рождения и страной проживания, в большинстве случаев с Россией. 1/3 респондентов не имеет представления об этом понятии либо в силу своего возраста несерьёзно

Рисунок 2

Ассоциативные признаки ценности «Родина» по данным свободного АЭ 5-8 кл.

Связь с символикой Связь с семьёй, страны- О 77% родными и близкими;

Негативные реакции ; 1,54%

к этому относится. У 1/10 - это эмоциональная привязанность, выраженная позитивными чувствами. Небольшое количество учащихся видит в этом близость с близкими и родными. Малая их часть ассоциирует Родину с памятью о Великой Отечественной войне (Родина-мать), могуществе и предках. В целом, можно сказать, что 2/3 группы имеют правильное, положительное представление о Родине.

Рисунок 3

Ассоциативные признаки ценности «Родина» по данным свободного АЭ 2-4 кл.

При анализе результатов опроса от младшей к старшей группе просматривается тенденция более правильного понимания понятия Родины. Если в младшей группе школьников не имеет представление об этом понятии ~30% учащихся, то в средней только ~15%, а в старшей группе школьников практически все имеют какую-либо позитивную ассоциацию. В большинстве случаев в любой возрастной категории ассоциации связаны со своей страной, с Россией.

Что касается слово-стимула патриотизм, то его понимание до конца школьного обучения полностью сформировывается не у всех. В младшей возрастной группе не имеют никаких ассоциаций с этим словом 77% учащихся, в средней группе - 42%, а в старшей - 16% учеников. Для тех, кто привел ассоциации на слово патриотизм, в большинстве случаев -это связь с родной страной в разных видах проявления, высокие моральные качества человека, включая ответственность за судьбу Родины и служение её интересам, гордость за свою историю и достижения предков.

Выводы

Для того чтобы сформировать правильное понимание патриотизма и базовых духовно-нравственных ценностей, необходимо уделять этой проблеме больше внимания, проводить тематические беседы, корректировать образовательные программы и создавать больше текстов о национальных героях, их подвигах и достижениях вместо скучных биографий зарубежных спортсменов, актёров и разного рода деятелей.

Глобализация, технологический прогресс и социальные медиа создают новые возможности, но также и новые препятствия для формирования культурной идентичности. Обилие информации, с которой сталкиваются школьники, может быть как полезным, так и вводящим в заблуждение. Важно, чтобы школьники умели анализировать и фильтровать получаемую

информацию. Становление идентичности школьников - сложный процесс, который требует учета современных реалий. Основные духовно-нравственные ценности, такие как Родина, патриотизм, вера, герой и подвиг, играют важную роль в формировании культурной идентичности. Необходимо помнить, что современный мир представляется неоднозначным, и школьникам важно развивать критическое мышление и аналитические навыки, чтобы формировать ценности, основанные на здоровом и устойчивом нравственном фундаменте.

Список источников

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 10-16.

2. Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2013. С. 240. - URL: www.teoria-practica.ru https://disk.yandex.ru/i/v-xKs_C7IIRSAQ

3. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей. М., 1996. С. 139-162.

4. Deese J. The structure of associations in language and thought. Baltimore: The John Hopkins Press, 1965. P. 131-133.

5. Совещание, посвящённое развитию системы патриотического воспитания в России. Краснодар, 2012. - URL: https://tour-vestnik.ru/vstrecha-v.v.putina-s-predstavitely

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Erickson E. Identity: youth and crisis / Translated from English. General ed. and preface. Tol-stykh A.V. Moscow: Progress Publishing Group, 1996. P. 10-16.

2. Theory and practice of social development. Scientific Journal. 2013. P. 240. - URL: www.-teoria-practica.ru https://disk .yandex.ru/i/v-xKs_C7IIRSAQ

3. Ufimtseva N.V. Russians: the experience of another self-knowledge // Ethnocultural specificity of linguistic consciousness. Collection of articles. M., 1996. P. 139-162.

4. Deese J. The structure of associations in language and thought. Baltimore: The John Hopkins Press, 1965. P. 131-133.

5. A meeting dedicated to the development of the system of patriotic education in Russia. Krasnodar 2012. - URL: https://tour-vestnik.ru/vstrecha-v.v.putina-s-predstavitely

6. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 N 273-FZ (latest edition). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 03.09.2023; одобрена после рецензирования 14.09.2023; принята к публикации 23.09.2023.

The article was submitted 03.09.2023; approved after reviewing 14.09.2023; accepted for publication 23.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.