ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.85 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-8-3-9
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
САМОЗАЩИТЫ БЕЗ ОРУЖИЯ
Н.Н. Гончаров
Дополнен раздел теории самозащиты без оружия новыми знаниями по физиологии человека, которые позволяют понять процесс необходимой обороны. Доказано, что в основе инновационной самозащиты без оружия лежит врожденный безусловный мигательный рефлекс. Предложено практическое решение повышения эффективности самозащиты без оружия. Представлен краткий анализ результатов педагогического эксперимента.
Ключевые слова: самозащита без оружия, необходимая оборона, безусловный рефлекс, мигательный рефлекс, техника удара, экспериментальное исследование.
EXPERIMENTAL STUDY OF Гончаров Николай Николаевич, канд. пед.
INNOVATIVE SELF-PROTECTION наук, тренер, [email protected], Россия, Тула, Фитнес-центр «Life WITHOUT WEAPON Time»
Goncharov N.N., candMate of p^agogkal В настоящее время В теории И ме-
sciences, coach, [email protected], Russia, Tula, Fit- _
ness center "Life Time" тодике самозащиты без оружия сложи-
лось два главных направления. Кратко их The section °f the theo^ of self-defensewith- можно представить в следующем виде:
out weapons has been supplemented with new f ^ ^^
knowledge on human physiology, which al- - первое направление: в арсенале
lows us to understand the process of necessary базовой техники самозащиты без оружия
defense. It is proved that the basis of innovative self-defense without weapons is an innate нет техники удар°в, а «рычаги» являются unconditional blinking reflex. A practical so- самостоятельными боевыми приемами, с
toticmis propose to increase the fctiv^s помощью которых при обороне пося-of self-defense without weapons. A brief analysis of the results of the pedagogical experi- гающего переводят на болевой контроль.
ment is presented. Однако эффективность такого метода
Key words: self-defense without weapons, ne- ничем не аргументирована. Время пока-cessary defense, unconditional reflex, blinking зало, что это тупиковая ветвь развития reflex, strike tedirnq^, experimentai study. самозащиты без оружия;
- второе направление: при обороне ударным взаимодействием посягающий приводится в состояние, когда он не способен оказывать сопротивление, после чего его переводят на болевой контроль.
Болевой контроль - это такое положение посягающего, когда через перегибание или вращение локтевого сустава осуществляется контроль над его дальнейшими действиями.
Относительно первого направления, мастер дзюдо В.С. Ощепков утверждал: «...В стойке «рычаги» не имеют практического значения и могут быть эффективны лишь тогда, когда противник «добродушно подда -ется». Значение их тем более уменьшается, если на них делается ставка, как на самостоятельный прием. Он может быть эффективен только в сочетании с подножкой или ударом. ».
В целом утверждение верное, но с точки зрения необходимой обороны ч. 2 ст. 37 УК РФ (далее оборона) требует дополнения. Например, посягающий может иметь значительную разницу в массе тела и уровне развития физических качеств.
В этом случае оборона с использованием только «рычагов» в принципе невозможна. Все это вместе взятое дает основание полагать, что альтернативы технике ударов при обороне нет.
Цель исследования заключается в том, чтобы:
1) дополнить теорию и методику самозащиты без оружия новыми знаниями по физиологии человека, которые позволят лучше понять процесс необходимой обороны;
2) доказать, что в основе инновационной самозащиты без оружия для обороны должен лежать врожденный безусловный мигательный реф -лекс.
Задачи исследования: изучить и проанализировать научные работы по данной проблеме и на основании полученных данных наметить наиболее перспективные пути повышения эффективности самозащиты без оружия для обороны.
Методика и организация исследования. Для реализации цели исследования использовались методы:
1) изучения научной литературы по интересующей проблеме;
2) теоретического анализа, эмпирического познания (педагогический эксперимент).
Результаты исследования и их обсуждение. Техника ударов имеет свои минусы, которые в значительной степени нивелируют их пре -имущество. При отражении посягательства есть большая вероятность того, что ударное взаимодействие может стать причиной неоправданного травматизма.
Например, «.сильный удар в солнечное сплетение <...> всегда приводит к значительному снижению частоты сердечных сокращений. Иногда возникает паралич дыхательного центра, и даже остановка сердца.» [3].
Травмы шеи «. никогда не ограничиваются областью воздействия разрушающей силы. Они захватывают первично интактные прилежащие участки, что приводит к образованию более обширной зоны повреждений, куда вовлекаются структуры головного мозга.» [2].
В медицинской практике «.считается, что нет ни одной травмы головного мозга, которую можно рассматривать как легкую. <...> Поэтому достаточно небольшого кровоизлияния даже от легкого удара, от которого могут погибнуть миллионы нейронов, без возможности их восстановления. <...> По мнению судебно-медицинских экспертов, тяжелые сотрясения мозга могут привести к так называемой смерти «на месте», когда от силь -нейшего удара ногой или рукой по голове человек падает как от выстрела и через несколько минут погибает.» [1, 9].
Это указывает на то, что между способом приведения посягающего в состояние, когда он не способен оказать сопротивление, и понятием пре -вышения мер необходимой обороны существует прямая корреляция.
Поэтому дальнейшие рассуждения об инновационной самозащите без оружия и о детальных подробностях ее техники движений в отрыве от института необходимой обороны будут некорректны и бессодержательны.
С позиций права посягательство - это совершение общественно опасных деяний, сопряженных с насилием, не опасным для жизни обороняющегося.
Уголовная ответственность за причинение вреда наступает для оборонявшегося лишь в случае превышения пределов необходимой обороны, когда он оборонялся таким способом или средствами, применение которых явно не вызывалось характером и опасностью посягательства, и без необходимости умышленно причинил посягавшему тяжкий вред здоровью или смерть [5, 6].
Например, нет необходимости в ответ на захват предплечья или одежды на груди разрушать здоровье посягающему и тем более лишать его жизни.
Оборона - это активная форма пресечения посягательства, поэтому она не может быть сведена всего лишь к попытке освободиться, например, от захватов посягающего или противодействию в виде парирования его ударов.
В этом случае проблема заключается в том, что, с одной стороны, оборона допускает причинение вреда в виде телесных повреждений, с другой, чтобы обороняющийся остался в правовом поле УК РФ, применяемая им техника движений самозащиты не должна приводить к превышению пределов необходимой обороны.
Обобщая, можно сказать, что именно такая размытая и неоднозначная интерпретация применения института необходимой обороны нередко вызывает определенные сложности использования боевых приемов борьбы в оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции. Отсюда постоянный поиск баланса между степенью применения физической силы и превышением мер необходимой обороны.
Концепция инновационной самозащиты без оружия заключается в том, чтобы заменить традиционную технику ударов (свинг, кросс) кулаком на иную, менее травмоопасную технику движений.
После довольно продолжительных теоретических и опытных изысканий было найдено оригинальное и в то же время достаточно простое решение, каким образом выйти за пределы установившихся традиций. Это оказалось возможным через интеграцию научных знаний в области права, физиологии, биомеханики, физики и спортивной тренировки.
Физиологическая сущность двигательной деятельности человека -это совокупность условно-безусловных реакций, конечной целью которых является решение конкретной двигательной программы.
В научный обиход термин «безусловный рефлекс» ввел И.П. Павлов, который утверждал, что такие рефлексы, в частности у чело -века, возникают безусловно, так как для их проявления не требуется каких-либо особых условий, достаточно лишь раздражения соответствующей рецепторной зоны. При этом некоторые из них играют роль защитных реакций на негативные раздражения из внешней среды.
При участии нервной системы с помощью рецепторов формируется целостная ответная реакция на все действующие внешние и внутренние раздражители. В головном мозге непрерывно происходит анализ как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами.
Мигательный рефлекс как защитная реакция организма в виде реф -лекторного смыкания век на внезапно приближающийся к глазу предмет был описан в 1896 году. Его механизм достаточно прост: при касании ресниц происходит раздражение верхнего глазного нерва. Вслед за этим сокращается круговая мышца глаза. Центр этого рефлекса находится в продолговатом отделе головного мозга [ 7, 8,10].
На рисунке представлена схема рефлекторной дуги врожденного безусловного рефлекса.
Схема рефлекторной дуги врожденного мигательного рефлекса: 1 - рецептор, 2 - чувствительный нейрон, 3 - вставочный нейрон, 4 - двигательный нейрон, 5 - круговая мышца глаза
При прикосновении к внутреннему углу глаза, где находится реф -лексогенная зона мигательного рефлекса, возникает раздражение рецепто -ров 1, которое вызывает возбуждение в чувствительных нейронах 2. Аксоны этих нейронов идут в продолговатый мозг, где находятся вставоч -ные нейроны 3, которые, в свою очередь, передают информацию в высшие отделы головного мозга и в участки продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. От исполнительных нейронов 4 сигнал идет к круговым мышцам глаз 5, и оба глаза на короткое время закрываются (мигают). Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа, называют рефлекторной дугой.
Следует отметить, что мигание глаз - это один из самых быстрых действий мышц человека, весь процесс от прикосновения до смыкания век занимает всего 0,35 с.
По некоторым данным человек с помощью зрения получает при -мерно 85 % информации об окружающей его действительности. Поэтому для него крайне важно оберегать глаза от всевозможных повреждений.
Эксперимент показал, что при неожиданном воздействии техники удара в виде шлепка пальцами руки на область наружного угла глаза с последующим их перемещением к внутреннему углу в качестве ответной реакции на такое воздействие было смыкание век обоих глаз. Участники эксперимента при воздействии данной техники удара отметили вспышки света в глазах (фосфена). Такой эффект у человека возникает тогда, когда свет не попадает на сетчатку его глаз. Цветовая гамма и форма фосфенов весьма разнообразны и зависят от конкретного человека.
Свойства врожденного мигательного рефлекса легли в основу разработки методики инновационной самозащиты для освобождений от захватов за одно предплечье, оба предплечья и одежду на груди [4].
Отдельно следует сказать, что кинетическую энергию такого ударного взаимодействия можно дозировать, если выполнить технику удара ладонью. После ударного движения, не снижая темпа, можно перевести посягающего на болевой контроль. При этом вероятность травмы суставов пальцев сводится к нулю.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе Э (инновационная самозащита без оружия), по сравнению с контрольной группой К (боевые приемы борьбы из раздела Наставления по физической подготовке МВД России), прирост результа -тов в контрольном тесте Т1 (освобождение от захвата за одно предплечье) был достоверно выше. Положительная разность между средними значе -ниями Э и К составила 0,46 с (р<0,01).
В контрольных тестах Т2 (освобождение от захватов за оба предплечья) положительная разность между средними значениями в Э и К оказалась достоверно выше в экспериментальной группе. Положительная разность между средними значениями результатов в Э и К составила 0,28 с (р<0,001).
В контрольных тестах Т3 (освобождение от захвата за одежду на груди) положительная разность между средними значениями в Э и К оказалась достоверно выше в экспериментальной группе. Положительная разность Т3 между средними значениями в Э и К составила 0,4 с (р<0,001).
Кроме этого, по итогам семинара с инструкторским составом сотрудников ОМОН УВД России по Орловской области инновационная самозащита без оружия получила высокую оценку участников семинара.
Заключение. В процессе исследования найдено оригинальное, ранее не рассматриваемое решение, в котором оптимально сочетаются все требования, предъявляемые к самозащите без оружия для пресечения посягательства.
Вполне допустимо предположить, что некоторый избыток уверенности в эффективности такой самозащиты без оружия и низкой ее травмо -опасности при обороне исключит когнитивный диссонанс у обороняющегося - применять ее или не применять.
Список литературы
1. Алиев М.Э., Сунцов С.А., Чугина Л.М. Основные факторы травматизма головного мозга спортсменов в смешанном боевом единоборстве (ММА) // Студенческий научный форум: сб. материалов IX Междунар. студ. науч. конф. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/ article/2017037048 (дата обращения: 25.07.2022).
2. Березуцкий В.И. Скрытые последствия травмы шейного отдела позвоночника // Политравма. 2016. № 3. С. 86-91.
3. Высочин Ю.В., Лукоянов В.В. Травматизм в спортивно-боевых единоборствах // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. Т. 4. № 3. С. 45-51.
4. Гончаров Н.Н. Самозащита без оружия ШАНС. Полный курс. Тула: Аквариус, 2015. 148 с.
5. Городнова О.Н. Понимание и реализация права на необходимую оборону // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 159-164.
6. Курова О.Ю., Клочков А.Е. К вопросу об институте необходимой обороны // Новый Университет. Экономика и право. 2016. № 1. С. 69-72.
7. Методика электронейрофизиологического исследования мигательного рефлекса для оценки сбалансированности процессов торможения и возбуждения в ЦНС у спортсменов / С.И. Губайдуллина [и др.] // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Казань: Изд-во ПГАФКСТ, 2018. С. 39-42.
8. Методология исследования мигательного рефлекса и его нормальные параметры / Л.А. Медведева [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2011. Т. 111. № 1. С. 62-67.
9. Недугов Г.В., Недугова В.В. Хроническая травматическая энце -фалопатия // Проблемы экспертизы в медицине. 2016. Т. 16. № 1-2 (61-62). С. 31-35.
10. Роль исследования мигательного рефлекса при стволовом энцефалите Бикерстафа / А.П. Ельчанинов [и др.]. // Давиденковские чтения: сб. материалов XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во «Человек и его здоровье», 2016. С. 69-70.
References
1. Aliev M.E., Suncov S.A., Chugina L.M. Osnovnye faktory travmatizma golov-nogomozga sportsmenov v smeshannom boevom edinoborstve (MMA) [The main factors of brain injury in athletes in mixed martial arts (MMA)] // Student Scientific Forum: sat. materials of the IX Intern. stud. scientific conf. [Electronic resource] URL: https://sciencefo-rum.ru/2017/article/2017037048 (date of access: 07/25/2022).
2. Berezuckij V.I. Skrytye posledstviya travmy shejnogo otdela pozvonochnika [Hidden consequences of trauma of the cervical spine] // Politravma [Polytrauma]. 2016. No. 3. P. 86-91.
3. Vysochin Yu.V., Lukoyanov V.V. Travmatizm v sportivno-boevyh edinoborstvah [Injuries in sports and martial arts] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2009. V. 4. No. 3. P. 45-51.
4. Goncharov N.N. Samozashchita bez oruzhiya ShANS. Polnyj kurs [Self-defense without weapons CHANCE. Full course]. Tula: Aquarius, 2015. 148 p.
5. Gorodnova O.N. Ponimanie i realizaciya prava na neobhodimuyu oboronu [Understanding and realization of the right to necessary defense] // Vestnik Chuvashskogo uni-versiteta [Bulletin of the Chuvash University]. 2011. No. 4. P. 159-164.
6. Kurova O.Yu., Klochkov A.E. K voprosu ob institute neobhodimoj oborony [On the issue of the institution of necessary defense] // Novyj Universitet. Ekonomika i pravo [New University. Economy and law]. 2016. No. 1 (59). P. 69-72.
7. Metodika elektronejrofiziologicheskogo issledovaniya migatel'nogo refleksa dlya ocenki sbalansirovannosti processov tormozheniya i vozbuzhdeniya v CNS u sportsmenov [Methods of electroneurophysiological study of the blinking reflex to assess the balance between the processes of inhibition and excitation in the central nervous system in athletes] / S.I. Gubajdullina [et al.] // Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture: sat. materials Vseros. with international participation of scientific-practical. conf. Kazan: Publishing house of PGAFKST, 2018. P. 39-42.
8. Metodologiya issledovaniya migatel'nogo refleksa i ego normal'nye parametry [Methodology for the study of the blinking reflex and its normal parameters] / L.A. Medvedeva [et al.] // Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. C.C. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry. C.C. Korsakov]. 2011. V. 111. No. 1. P. 62-67.
9. Nedugov G.V., Nedugova V.V. Hronicheskaya travmaticheskaya encefalopatiya [Chronic traumatic encephalopathy] // Problemy ekspertizy v medicine [Problems of expertise in medicine]. 2016. V. 16. No. 1-2 (61-62). P. 31-35.
10. Rol' issledovaniya migatel'nogo refleksa pri stvolovom encefalite Bikerstafa [The role of the study of the blinking reflex in Bickerstaff stem encephalitis] / A.P. El'chaninov [et al.] // Davidenko Readings: Sat. materials of the XVIII All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation. St. Petersburg: Publishing house "Man and his health", 2016. P. 69-70.